Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ляхова Ирина Александровна

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина  "Введение в биологию" 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass_2015_na_sait.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 426

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Педагогическим советом ГБОУ гимназия № 426

Санкт-Петербурга

Протокол от  «___» _______2015 г. № _____

«УТВЕРЖДАЮ»

  Приказ от «___» _______ 2015 № _____

  Директор                              Е. А. Стогова

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  Биология  для 5  класса  

Ляховой И.А.

Ф.И.О. учителя

на 2015-2016 учебный год

2015 год

Содержание

стр.

1) Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        .2-3 . . . . . .

2) Общая характеристика учебного предмета, курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       3-7. . . . . .

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      7 . . . . .

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса . . . . . .       7-9. . . . . . .

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса и формы их учёта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9-10 .

6) Содержание учебного предмета, курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11-13

7) Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .          .13-24 . . . .

8) Описание ресурсного обеспечения образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . .      25-26. . .

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии «Введение в биологию» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Программа основного общего образования по биологии 5-9 классов Н. И. Сонина, В. Б. Захарова М., Дрофа, 2012 г.
  • Устав ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
  • Положение о рабочей программе учителя ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
  • Учебный план ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

          Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому  главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного предмета, курса

     В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В 5 классе происходит становление фундамента биологических У учащихся формируется понятие «живой организм» Данный курс имеет линейную структуру

.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012.

Изменения, внесенные в авторскую программу, обусловлены спецификой класса, особенностями ГБОУ гимназия № 426, региональной спецификой учебного плана.

В соответствии с планом внутришкольного контроля ГБОУ гимназии № 426 и рабочими программами учителей, в марте 2015 года в 4-а, 4-б, 4-в классах проводилась тестовая работа по окружающему миру.

Цель работы: выявить уровень сформированности предметных умений учащихся четвертых классов по окружающему миру для понимания общих тенденций обучения ученика, класса, школы и корректировки рабочих программ по итогам 3 четверти; составления рабочих программ учебных предметов предметной области «Естественнонаучные предметы» для 5 классов на 2015/16 учебный год

Предметом проверки являлись умения, определенные программой курса (раздел «Человек и природа»):

Находить лишнее на основе знаний о строении растений, животных, организма человека;

Подводит под понятие изученные объекты и явления природы;

Применять знания о природных зонах, строении пищеварительной системы, символах России, животноводстве и земледелии, природных сообществах, почвах, полезных ископаемых, водоемах, формах земной поверхности.

Результаты работы представлены в таблице:

Класс

Кол-во уч.

Высокий
уровень

5

%

Средний
уровень
4

%

Ниже среднего уровня
3

%

Низкий уровень

2

%

Качество

Успев-ть

Ср. балл

4-а

25

1

4

17

68

6

24

1

4

72

96

3,7

4-б

25

5

20

15

60

3

12

2

8

80

92

3,9

4-в

23

4

17,4

8

34,8

7

30,4

4

17

52,2

82,6

3,5

Итого

73

10

13,8

40

54,3

16

22,1

7

9,8

68,1

90,2

3,7

Основные ошибки:

В определении недостающего звена в цепи питания;

В определении лишнего слова/утверждения;

Неумение классифицировать разнообразные сведения об окружающем мире;

Непонимание инструкции.

Анализ выполнения работы показывает, что при планировании уроков во 5 классе необходимо уделить особое внимание формированию таких регулятивных и познавательных учебных действий, как умение проводить классификацию, определяя существенные признаки, овладение умениями устанавливать причинно-следственные связи. 

При планировании уроков во 5 классе необходимо внимание формированию таких регулятивных и познавательных учебных действий, как умение осмысленно читать задание, планировать его выполнение, осуществлять самоконтроль  

 (см. «Календарно-тематическое планирование», раздел «Характеристика учебной деятельности учащихся»).

Работа позволила выявить группу учащихс), испытывающих трудности в обучении. С данной группой учащихся в 5 классе запланировано проведение дифференцированной работы, связанной, прежде всего, с формированием регулятивных и познавательных учебных действий; необходима также организация индивидуальных консультаций.

В классе есть учащиеся, успешно справившиеся не только с заданиями базового уровня, но и с заданиями повышенной трудности. Данным учащимся будут предлагаться задания творческого характера как в ходе уроков, так и во внеурочное время.

Технологии обучения и виды уроков определяются спецификой предмета «Введение в биологию».

         Специфика предмета «Введение в биологию» позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность учащихся. Рациональное сочетание использования на уроке бумажного и электронного учебника позволяет, с одной стороны, помочь пятиклассникам научиться ориентироваться в учебной книге, с другой стороны, выполнение интерактивных заданий электронного учебника позволяет ребенку на практике осваивать первоначальные приемы работы на компьютере. Применение в комплексе учебной книги и электронного приложения к ней позволяет формировать у детей единый образ мира, вне зависимости от способа его представления – через книжную или электронную информацию. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями, электронными образовательными ресурсами. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксации информации (тексты, фото-, видео-, аудиоинформация и др.) о внешнем мире и о самом себе. Использование таких инструментов ИКТ, как фото- и видеокамера, цифровые датчики позволяет планировать и проводить несложные наблюдения, опыты, сбор данных.

Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.

            Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Введение в биологию» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, лабораторные и  практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям В процессе изучения курса за природной и социальной средой.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности.

Каждая тема требует освещения учителем разнообразной информации. Это может быть: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседа.

Игра, как ведущая деятельность младшего школьника – органичная часть запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель и придает игре нужное направление.

Кроме индивидуальной, используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. Свойства объектов изучаются через опыты.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации. В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации)

 Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2014

 В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком ГБОУ гимназия № 426, программа курса «Введение в биологию» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год при 34 учебных неделях: 1 четверть – 9 часов, 2 четверть - 7 часов, 3 четверть – 10 часов, 4 четверть – 8 часов. Лабораторных работ -6. Практических работ -2. Контрольных работ -4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

 

         Ценностные ориентиры предмета «Введение в биологию» конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и опираются на такие базовые ценности, как личность, Родина, здоровье, знания, труд, культура, на нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  • Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и

самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,  через
  • сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и

образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
  • свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
  •  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса и формы их учёта.

Реализация программы направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям ГИА и ЕГЭ.

 Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

        Промежуточный и итоговый контроль освоения программы направлен на выявление сформированности предметный и метапредметных умений,запланирована итоговая диагностика метапредметных умений и итоговый контроль предметных умений (май). Диагностические, проверочные и контрольные работы составлены с опорой на пособия, входящее в состав УМК

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста и т.п.   Изучение каждого раздела программы заканчивается диагностикой предметных и метапредметных умений, которая проводится на итоговом уроке по теме (4 урока).

Содержание учебного предмета, курса

             Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)

Введение - 4часа.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)

 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3часа .

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №2)

Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 3)

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №4)

Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Демонстрационные работы:

Образование на свету в зеленых листьях углеводов.

Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 2.  Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)

Эволюция растений и животных – 1час.

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого – 1 час.

Бактерии. Грибы – 2часа.

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации:

Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

 Многообразие растительного мира –5 часов.

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

Водоросли в аквариуме.

Листья и споры папоротников.

Хвоя и шишки голосеменных растений.

Строение цветкового растения (органы).

Многообразие животного мира – 5 часов.

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

           Раздел 3 .Среда обитания живых организмов  (6часов)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)

Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторные и практические работы:

  1. Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6) 2 Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)

Тематическое планирование

  1. Живой организм-9 ч

            Лабораторные работы-4

Контрольные работы-1

  1. Многобразие живых организмов-15 ч

Контрольные работы-1

  1. Среда обитания-6 ч

Лабораторные работы-1

Практические работы-1

Контрольные работы-1

  1. Человек на земле-5

Лабораторные работы -1

             Практические работы -1

            Контрольные работы -1


Календарно-тематическое планирование:

                                                                                        2015 – 2016 учебный год

п/п

Наименование разделов

Всего  часов

дата

корректировка

Форма организации учебных занятий

Требования к уровню подготовки

Виды контроля

Домашнее задание

Живой организм:

строение и изучение

9

1.

Введение. Живой организм.

1

1.09 – 5.09

Форимирование новых знаний

Что такое живой организм. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов

§1, вопросы стр.11

2.

Наука о живой природе

1

7.09-12.09

Комплексное применение ЗУН

Формирование представлений о многообразии биологических наук. Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

§2, вопросы стр.16

3.

Методы изучения природы

1

14.09-1909

Комплексное применение ЗУН

Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развивать понимание значимости научного исследования природы

Лабораторная работа №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений»

§3, вопросы стр.22

4.

Увеличительные приборы.

1

21.09-26.09

Комплексное применение ЗУН

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развивать понимание значимости научного исследования природы

Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

§4, вопросы стр.26

5.

Живые клетки.

1

28.09-3.10

Комплексное применение ЗУН

Выявляют основные органоиды клетки, различают

их на микропрепаратах и таблицах. Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма. Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов»

§5, вопросы стр.32

6.

Химический состав клетки.

1

12.10-17.10

Комплексное применение ЗУН

Сравнивают химический состав тел

живой и неживой природы

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян»

§6, вопросы стр.38

7.

Вещества и явления в окружающем мире

1

19.10-24.10

Комбинированный

Наблюдать веществ в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, приводить примеры простых и сложных веществ

§7, вопросы стр.46

8.

Великие естествоиспытатели

1

26.10-31.10

Формирование новых знаний

Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

§8, вопросы стр.48

9.

Контрольная работа по теме «Живой организм»

1

9.11-14.11

Контроль знаний

Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая работа №1 по теме «Живой организм»

читать стр. 49, знать основные понятия

Многообразие

живых организмов

15

10

Как развивалась жизнь на Земле

1

16.11-21.11

Формирование новых знаний

Называют основные этапы в развитии

жизни на Земле.

§9, вопросы стр.56

11.

Разнообразие живого

1

23.11-28.11

Комбинированный

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Понимание научного значения классификации живых организмов

§10, вопросы стр.59

12.

Бактерии

1

30.11-5.12

Комбинированный

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного  царства живой природы Выделение существенных

особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

§11, вопросы стр.63

13.

Грибы

1

7.12-12.12

Формирование новых знаний

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений

и животных Выделение существенных

особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

§12, вопросы стр.67

14.

Растения. Водоросли.

1

14.12-19.12

Контроль и коррекция знаний

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Водоросли.

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека.

§13, вопросы стр.72

15.

Мхи.

1

21.12-25.12

Формирование новых знаний

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Мхи. Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека.

§14, вопросы стр.75

16.

Папоротники.

11.01-16.01

Формирование новых знаний

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Папоротники.

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека.

§15, вопросы стр.78

17.

Голосеменные растения

1

18.01-23.01

Комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Голосеменные растения

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека.

§16, вопросы стр.82

18.

Покрытосеменные растения

1

25.01-30.01

Контроль и коррекция знаний

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Покрытосеменные растения

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека.

§17, вопросы стр.87

19.

Значение растений в природе и жизни человека

1

1.02-6.02

Комбинированный

Осознание важности растений в природе и жизни человека.

§18, вопросы стр.90

20.

Животные. Простейшие

1

8.02-13.02

Формирование новых знаний

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы

Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Простейшие Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении

животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека

§19, вопросы стр.93

21.

Беспозвоночные

1

15.02-20.02

Формирование новых знаний

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы

Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Беспозвоночные Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека

§20, вопросы стр.96

22.

Позвоночные

1

22.02-26.02

Комбинированный

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы

Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Позвоночные Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека

§21, вопросы стр.99

23.

Значение животных в природе и жизни человека

1

29.02-5.03

Комбинированный

Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека. Формирование представлений о живых организмах, которые могут

причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них Знание опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим укусах животных

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.

§22, вопросы стр.101

24.

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

1

7.03-12.03

Контроль знаний

Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

стр. 102 читать, знать основные понятия

Среда обитания

живых организмов

5

25.

Три среды обитания.

1

14.03-19.03

Формирование новых знаний

Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Формирование представлений о наземно- воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах

Практическая работа № 1     «Исследование особенностей строения растений и животных,

связанных со средой обитания»                     

§23, вопросы стр.108

26.

Жизнь на разных

материках.

1

28.03-2.04

Комбинированный

Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках

§24, вопросы стр.114

27.

Природные зоны.

1

4.04-9.04

Формирование новых знаний

Называть природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать среды обитания. Формирование преставлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны

§25, вопросы стр.120

28.

Жизнь

в морях и океанах

1

11.04-16.04

Комплексное применение ЗУН

Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, Обитающих в разных частях и на разных глубинах океана Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

§26, вопросы стр.124

29.

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

1

18.04-23.04

Контроль знаний

 Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов»

Читать стр. 125

Человек на Земле

6

30.

Как человек появился на Земле.

1

25.04-30.04

Комплексное применение ЗУН

Называть этапы происхождения человека, характерные черты, образ жизни, Роль растений и животных в жизни человека,  

Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

§27, вопросы стр.134

31.

Как человек изменил Землю.

1

2.05-7.05

Комбинированный

Называть экологические проблемы, знание основных правил поведения в природе Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. Называют и узнают в

природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

§28, вопросы стр.139

32.

Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

1

9.05-14.05

Комбинированный

Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе

§29, 30, вопросы стр.142, 145

33.

Здоровье человека и безопасность

жизни

1

16.05-21.05

Комбинированный

Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях  Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Практическая работа №2 «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему»

§31, вопросы стр.152

34.

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

1

23.05-28.05

Контроль знаний

 Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая работа №4 по теме «Человек на Земле»

Читать стр. 153, знать основные понятия

итого

34

Лабораторных работ

6

           Практических работ      2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
  1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 

8. Электронно-програмное обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Презентационное оборудование
  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии.6-11 класс автор УМК Пономарёва И.Н.

Рабочие программы составлены с учетом требований Федерального государстенного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой...

Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Сонин)

Представлена рабочая программа для 7 класса по УМК Сонина...

Рабочая программа по биологии для 8 класса (УМК Сонин)

Представлена рабочая программа для 8 класса по УМК Сонина...

Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)

Рабочая программа по биологии 5-6 классы  ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по Сонину Н.И.

Рабочая программа по биологии для 5 класса расчитана на 2 часа....

Рабочая программа по биологии для 5 класса (по Сонину)

Данная программа предназначена для изучения биологии в пяттых классах  на базовом уровне.Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего ...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (по Сонину)

Данная программа предназначена для изучения биологии в шестых классах  на базовом уровне.Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего ...