Рабочая программа по биологии для 6 класса (по Сонину)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Данная программа предназначена для изучения биологии в шестых классах на базовом уровне.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Составлена на основе Программы основного общего образования «Биология. Живой организм. 6 класс», авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова/ Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии 6 класса, созданного авторским коллективом (Н. И. Сонин) и содержит, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_2019.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО _____ /________________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 201__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 _____ /_________________/ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 _____ /_______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО __БИОЛОГИИ____
предмет
_____6_______
класс
___________35______________
количество часов за год
_______БАЗОВЫЙ______
уровень
Составитель:
учитель __биологии__
предмет
______Гомбоева Л.М.___
Ф.И.О.
________высшая_______
категория
г. Улан-Удэ,
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм» разработана в соответствии с правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 (5-9 классы);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ;
- Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Данная программа предназначена для изучения биологии в шестых классах МАОУ «СОШ №26» на базовом уровне.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Составлена на основе Программы основного общего образования «Биология. Живой организм. 6 класс», авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова/ Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии 6 класса, созданного авторским коллективом (Н. И. Сонин) и содержит, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради.
Курс «Биология. Живой организм» входит в образовательную область «Естествознание».
Цели изучения учебного предмета.
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Методы и формы обучения наряду со знаниями, способствуют усвоению способов деятельности. Системно-деятельностный подход направлен на развитие у учащихся способностей самостоятельно выделять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности. Обучение предполагает увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, лабораторные и лабораторно-практические занятия, частично-поисковый метод, собеседования, дискуссии. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; проведение эвристических контрольных работ, проектная деятельность.
Средства организации учебных занятий:
• использование активных медиаресурсов, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к высказыванию, диалогу, дискуссии, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения); рефлексировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций обучения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения школьников.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2015. - 95с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
- Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
- Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини – сочинения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Учебные проекты
Методы мониторинга знаний и умений учащихся
– тесты,
- контрольные работы,
- устный опрос,
- творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Срок реализации программы: один учебный год.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
— развитие навыков обучения;
— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— осознание значения семьи в жизни человека;
— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты обучения
Познавательные
Обучающийся научится:
— давать определения;
— работать с биологическими объектами;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах;
Обучающийся получит возможность научиться:
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
— работать с дополнительными источниками информации;
Регулятивные
Обучающийся научится:
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
— составлять план ответа;
— согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;
Обучающийся получит возможность научиться:
— организовывать свою учебную деятельность;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;
— составлять план выполнения учебной задачи;
— понимать причины неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях неуспеха.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
— оценивать работу одноклассников;
— отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
— слушать собеседника, вести диалог.
Обучающийся получит возможность научиться
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
— развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
— распределению функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты обучения:
Обучающийся научится:
— давать определения понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
— называть основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— объяснять, что лежит в основе строения всех живых организмов;
— объяснять строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;
— объяснять суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
— показывать на схемах и таблицах органы и системы, составляющие организмы растения и животного;
— объяснять суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
— объяснять влияние факторов среды на живые организмы; характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе; структуру природного сообщества.
Обучающийся получит возможность научиться
— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
— исследовать строение основных органов растения;
— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
— исследовать строение отдельных органов организмов;
— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Список разделов | Кол-во часов | Формируемые УУД по разделу |
1 | Строение живых организмов | 14 | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Предметные: Научатся называть особенности строения клеток, тканей растений и животных; химического состава клеток, органов и систем органов организмов, типов деления клеток. Получат возможность научиться работать с микроскопом, описывать ход лабораторной работы, доказывать соответствие строения тканей выполняемым функциям; работать с натуральными объектами, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Метапредметные. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними и взрослыми, участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; прогнозируют результаты уровня усвоения учебного материала и сохраняют учебную задачу. |
2 | Жизнедеятельность живых организмов | 15 | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Предметные: Научатся: характеризовать процессы жизнедеятельности, объяснять соответствие органов выполняемым функциям, сравнивать процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов, характеризовать растительные и животные организмы как целостные системы Получат возможность научиться объяснять взаимосвязи в строении и функционировании клеток, тканей и систем органов, работать с дополнительной информацией, рисунками, схемами, таблицами; анализировать, сопоставлять, делать выводы. Метапредметные. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними и взрослыми, участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, проявляют инициативу в поиске и сборе информации. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; прогнозируют результаты уровня усвоения учебного материала и сохраняют учебную задачу. |
3 | Организм и среда обитания | 4 | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Предметные: Научатся: характеризовать среду обитания живых организмов и факторы среды обитания, особенности взаимосвязей живых организмов, значение понятий «биотоп», «биоценоз», «биогеоценоз» Получат возможность научиться работать в группе, сравнивать, систематизировать, обобщать; объяснять влияние человека на природу; работать с дополнительной информацией, рисунками, схемами, таблицами. Метапредметные. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними и взрослыми, участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, проявляют инициативу в поиске и сборе информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество. |
Резервное время – 2 часа |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
контрольные работы | лабораторные работы | |||
1 | Чем живое отличается от неживого. | 1 | ||
2 | Химический состав клетки. | 1 | ||
3 | Строение растительной клетки. | 1 | № 1: Строение растительной клетки | |
4 | Строение животной клетки. | 1 | № 2: Строение животной клетки | |
5 | Деление клетки. Митоз. | 1 | ||
6 | Деление клетки. Мейоз. | 1 | ||
7 | Ткани растений. | 1 | ||
8 | Ткани животных. | 1 | ||
9 | Органы цветковых растений. Корень. | 1 | ||
10 | Вегетативные органы растений. | 1 | ||
11 | Цветки, плоды и семена. | 1 | № 3: Строение семян | |
12 | Органы и системы органов животных | 1 | ||
13 | Многообразие систем органов животных | 1 | ||
14 | Организм как единое целое | 1 | №1: Строение живых организмов | |
Итого: | 14 | 1 | 3 | |
15 | Питание и пищеварение | 1 | ||
16 | Дыхание | 1 | ||
17 | Транспорт веществ в организме | 1 | ||
18 | Выделение | 1 | ||
19 | Обмен веществ и энергии | 1 | ||
20 | Скелет – опора организма | 1 | ||
21 | Движение | 1 | ||
22 | Раздражимость | 1 | ||
23 | Координация и регуляция | 1 | ||
24 | Бесполое размножение организмов | 1 | № 4: Вегетативное размножение комнатных растений | |
25 | Половое размножение животных | 1 | ||
26 | Половое размножение растений | 1 | ||
27 | Рост и развитие растений | 1 | ||
28 | Рост и развитие животных | 1 | ||
29 | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | 1 | № 2: Жизнедеятельность организмов | |
Итого | 15 | 1 | 1 | |
30 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | ||
31 | Природные сообщества (на примере местных сообществ) | 1 | ||
32 | Экосистемы (на примере местных: озеро Байкал, тайга, степи) | 1 | ||
33 | Что мы узнали о взаимоотношениях организма и среды | 1 | № 3: Организм и среда | |
Итого | 4 | 1 | ||
34 | Резервное время | 2 | ||
Всего | 35 | 3 | 4 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Методические пособия
- Акперова И.А. «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;
- Биология. 6-9 классы. Тематические зачеты / сост. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – М.: Образование для всех, 2005.
- Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы к учебнику Н.И.Сонина / авт.- сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2013.
- Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.
- Измайлов И.В. Биологические экскурсии: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008;
- Козлова О.Г. Синквейн. Что это такое? / О.Г. Козлова // Биология в школе. – 2000. - №5;
- Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: метод. пособие. – М. – Владос, 2003
- Томанова В.А., Сивоглазов В.И. Биология: Живой организм. 6 кл.: метод. пособие к учебнику Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2016
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, 2015
Интернет-ресурсы по ссылкам в учебнике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)
Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...
Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...
рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)
рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)...
Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина
Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...
Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина
Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год...
рабочая программа по биологии 6 класс линия Сонина
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...
рабочая программа по биологии 7 класс линия Сонина
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...