Рабочая программа по биологии для 8 класса (УМК Сонин)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Ерофеева  Анна Александровна

Представлена рабочая программа для 8 класса по УМК Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klassa.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дополнительные элементы содержания

Домашнее задание

Примечание

1

Введение. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Дать знания о задачах анатомии, физиологии и гигиене

вводный

Биологическая и социальная природа человека. Природная и социальная среда. Науки о человеке

Называть методы изучения организма человека, их значение. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей

2

Место человека в живой природе

Дать знания о систематике человека

комбинированный

Место и роль человека в системе органического мира, его сходством с животными и отличия от них

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающие  и отряда приматы, характеризовать особенности человека

Вопросы после параграфа

Общий обзор организма человека - 3

3-4

Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность

Дать знания о строении и жизнедеятельности клетки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Клеточное строение организма

Называть органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки

Вопросы после параграфа, рисунок клетки

5

Ткани

Ткани и системы органов

Дать знания о  тканях человека, системах органов

комбинированный

Ткани человека: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная

Давать определение понятию ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, изучать микроскопическое строение тканей, называть основные группы тканей, органы и системы органов

Уровни организации материи

Вопросы подумайте

Координация и регуляция - 11

6

Нейрогуморальная регуляция        

Дать знания о нейрогуморальной регуляции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Нервная регуляция, гуморальная регуляция, рефлекторная дуга, нейрон, гормон

Называть особенности нервной и гуморальной регуляции, уметь составлять рефлекторные дуги

Подумайте, работа с рис, рисунок рефлекторной дуги

7

Роль гормонов

Дать знания о ЖВС

комбинированный

Эндокринная система

Называть особенности строения и работы эндокринных желез, различать железы внутренней и внешней секреции, давать определение понятию гормон, называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией ЖВС, характеризовать роль гормонов в обмене веществ

Вопросы после параграфа

8

Нервная система

Дать знания о строении нервной системы

комбинированный

Нервная система, значение, отделы нервной системы

Называть особенности нервной системы, принцип деятельности, функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы

Вопросы после параграфа, подумайте

9

Нейрон – единица нервной ткани

Дать знания о строении нервной ткани, нейроне

комбинированный

Нейрон, дендрит, аксон, нейроглия, синапс, медиатор

10

Рефлекс. Спинной мозг

Дать знания о строении и функциях спинного мозга

комбинированный

Спинной мозг, серое вещество и белое вещество, рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга, нарушения деятельности спинного мозга

Называть особенности строения спинного мозга, функции СМ, характеризовать  роль спинного мозга в жизнедеятельности организма

Подумайте, рис. Строение спинного мозга

11

Головной мозг

Дать знания о ГМ

комбинированный

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество ГМ, отделы головного мозга

Называть особенности строения ГМ, отделы ГМ, функции отделов ГМ, характеризовать роль ГМ в регуляции жизнедеятельности организма

Вопросы после параграфа

12

Полушария головного мозга

Дать знания о больших полушариях ГМ

комбинированный

Большие полушария ГМ – лобная, теменная, височная, затылочная, аналитико-синтетическая функция коры ГМ, нарушения деятельности НС

Называть основные доли коры ГМ

Зарисовать рис. Доли полушарий

13

Обобщение

Обобщить знания по теме

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

14

Зрительный анализатор

Дать знания о зрительном анализаторе

комбинированный

Органы чувств и анализатор. Орган зрения. Вспомогательные элементы глаза. Заболевания глаз и их профилактика

Называть особенности  глаза, заболевания органов зрения, использовать приобретенные знания для профилактики нарушений

Роль глазных мышц в формировании зрительного восприятия. Бинокулярное зрение.

Рис зрительного анализатора

15

Слуховой анализатор, орган равновесия.

Дать знания о слуховом анализаторе и равновесия.

комбинированный

Орган слуха. Строение и функции наружнего, среднего и внутреннего уха. Слуховой анализатор. Заболевания органа слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха

Вопрос после параграфа

16

Вкусовой, осязательный, обонятельный  анализаторы

Дать знания о вкусовом, осязательном и обонятельном анализаторах

комбинированный

Вкусовой анализатор и орган вкуса, осязательный и обонятельный анализатор

Называть особенности строения анализаторов, соблюдать профилактические меры

Рефлекторные дуги данных анализаторов

Опора и движение - 6

17

Скелет. Строение костей. Соединение костей.

Дать знания об ОДС

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Опора и движение. Строение и функции ОДС. Строение кости. Типы соединения костей

Называть особенности строенияскелета человека,  функции ОДС. Устанавливать взаимосвязи  между строением и функциями ОДС

Рис. Типы соединения костей. Строение кости

18

Скелет головы, туловища

Дать знания о о скелете головы и туловища

комбинированный

Скелет головы: отдлеы черепа. Скуелет туловища. Приспособления скелета к прямохождениюи трудовой деятельности

Называть особенности строения скелета головы и туловища

Вопросы после параграфа

19

Скелет конечностей

Дать знания о скелете конечностей

комбинированный

Скелет поясов, свободных конечностей. Приспособления к прямохождению и трудовой деятельности. Травмы: перелом, вывих, растяжение

Называть особенности строения скелетов поясов и свободных конечностей, характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Вопросы после параграфа

20

Мышцы. Работа мышц.

Дать знания о строении мышц, работе мышц

комбинированный

Обзор основных мышц человека. Сухожилия. Функции двигательной системы.динамическая и стаитическая работа мышц. Регуляция мышечных движений

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц

Выполнение лабораторной работы

21

Гигиена ОДС

Дать знания об основах гигиены ОДС

комбинированный

Осанка, нарушения осанки. Плоскостопие, искривление позвоночника. гиподинамия

Проводить наблюдения за своим организмом, соблюдать меры профилактики нарушений ОДС

Вопросы после параграфа

22

Обобщение

Обобщить знания по теме ОДС

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Внутренняя среда организма – 4

23

Внутренняя среда организма

Дать знания о внутренней среде организма

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость

Называть составляющие внутренней среды организма

Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма

подумайте

24

Кровь. Лимфа.

Дать знания о крови и лимфе

комбинированный

Кровь и ее функции. Лимфа. Свертывание крови

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Сравнивать кровь лягушки и человека.

Вопросы после параграфа

25

ФЭК.

Дать знания о ФЭК

комбинированный

ФЭК

Называть признаки ФЭК

Рис ФЭК

26

Иммунитет. Переливание крови

Дать знания об иммунитете, переливании крови

комбинированный

Иммунитет, иммунная система организма. Антигены и антитела и иммунная реакциявакцинация. Сыворотки. Группы крови

Называть виды иммунитета. Объяснять появление иммунитета. Использовать приобретенные знания для профилактики СПИДа, инфекционныхи простудных заболеваний

Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.Мечникова в области иммунологии. Белки эритроцитов, антитела

Подумайте, по рис.

Транспорт веществ в организме- 6

27

Органы кровообращения.

Дать знания об органах кровообращения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Кровеносная система: сосуды, сердце

Называть органы кровообращения

После параграфа

28

Строение сердца

Дать знания о строении сердца

комбинированный

Строение и функции сердца

Называть признаки сердца, описывать работу сердца

подумайте

29

Движение крови по сосудам.

Дать знания о движении крови по сосудам

комбинированный

Кровеносные сосуды. Давление. Круги кровообращения

Называть признаки кровеносных сосудов. Характеризовать процесс транспорта веществ в организме

Симпатический и блуждающий нервы

Рис. Сосуды. подумайте

30

Автоматия сердца

Дать знания об автоматиии сердца

комбинированный

Автоматия сердца. Сердечный цикл, кардиограмма

Описывать процесс работы сердца

Табл. Сердечный цикл

31

Гигиена ССС

Дать знания о гигиене ССС

комбинированный

Сердечно-сосудистыензаболевания, причины и предупреждение. Пульс. ЧСС. Кровотечения и ПМП

Анализировать влияние факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний ССС

Тренированное и неттренированное сердце

К зачету по ССС

32

Обобщение

Обобщить знания по теме ССС

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Дыхание – 4

33

Строение дыхательной системы.

Дать знания о строении дыхательной системы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дыхание. Система органов дыхания. Связь с кровеносной системой

Называть особенности строения дыхательной системы. Характеризовать сущность процесса дыхания.

подумайте

34

Газообмен в легких и тканях.

Дать знания о газообмене в легких и тканях

комбинированный

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальнаяч регуляция дыхания

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания, сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма

Диффузия, гемоглобин, грудная полость. Диафрагма.

Подумайте. Рис. Альвеолы

35

Гигиена ДС

Дать знания о гигиене ДС

комбинированный

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространений заболеваний ДС.

Называть заболевания органов дыхания

ЖЕЛ

Прдумайте, вопросы после параграфа

36

Обобщение

Обобщить знания по теме ДС

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Пищеварение – 7

37

Пищевые продукты. Пищеварение и питание

Дать знания о пищеварении и питании

комбинированный

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища – основа жизни

Называть питательные вещзества и пищевые продукты. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания

подумайте

38

Пищеварение в ротовой полости

Дать знания о пищеварении в ротовой полости

комбинированный

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения

Называть особенности строения органов пищеварительной системы, характеризовывать сущность питания и пищеварения.

Форма и функции зубов. Исследования Павлова.

Подумайте, рис. Строение зуба

39

Пищеварение в желудке

Дать знания о пищеварении в желудке

комбинированный

Строение и функции ждлудка. Рололь ферментов в пищеварении. Желудочный сок. Пепсин. Нерйогуморальная регуляция работы желудка

Характеризовать сущность биологичексого процесса пищеварения. Харктеризовать сущность процесса регуляции пищеварения в желудке

40

Пищеварительные железы.

Дать знания о строении печени и поджелудочной железы

комбинированный

Печень и поджелудочнаят железа: строение и функции.

Хактеризовать роль печении поджелудочной железы  и и их  ферментов  в пищеварении.

подумайте

41

Пищеварение в тонком кишечнике. Всасывание

Дать знания о о пищеварении в тонком кишечнике

комбинированный

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Всасыванеие питательных веществ. Строение толстого кишечника. Аппендикс    

Характеризовывать процесс всасывания

Вопросы после параграфа, рис ворсинка кишечника

42

Гигиена питания

Дать знания о гигиене питания

комбинированный

Рациональное питание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика пищевых отравлений

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний органов пищеварения, оказание GVG при отравлениях

Режим питания

подумайте

43

Обобщение

Обобщить знания по теме Пищеварения

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обмен веществ - 4

44

Обмен веществ и энергии

Дать знания об обмене веществ

комбинированный

Обмен веществ и превращение энергии

Характеризовать сущность обмена вещества и превращения энергии в организме, пластический и энергетический обмены

Вопросы после параграфа

45

Регуляция обмена веществ

Дать знания о регуляции обмена веществ

комбинированный

46

Нормы питания. витамины

Дать знания о нормах питангия, витаминах

комбинированный

Витамины и их роль в организме, суточная потребность. Гипо- и гипервитаминозы

Называть группы витаминов и полдукты, в колторых они содержаться

подумайте

47

Обобщение

Обобщить знания по теме обмен веществ

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выделение - 2

48

Выделение.

Дать знания о выделении

комбинированный

Выделение. Мочевыделительная система. Строение и функции почек. нефрон

Называть особенности строения мочевывыделительной системы

Роль различных систем организма в выделении вредных веществ

Рис Почка, строение нефрона. подумайте

49

Гигиена выделения

Дать знания о гигиене МВС

комбинированный

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний МВС

тест

Покровы тела – 4

50

Покровы тела. Строение кожи

Дать знания о строении кожи

комбинированный

Покровы тела. Значение  и строение кожных покровов. Функции эпимдермиса. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные железы

Называть особенности кожи человека, функции

Подумайте. Рис. Строение кожи

51

Теплорегуляция.

Дать знания о теплорегуляции

комбинированный

Теплоообразование, теплоотдача и теплорегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья

Характеризовать роль кожи в обмене веществ

Подумайте. Сообщения по гигиене кожи

52

Гигиена кожи

Дать знания о гигиене кожи

комбинированный

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания GVG при ожогах, обморожениях и их профилактика

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний кожи

53

Обобщение

Обобщить знания по теме покров тела

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Размножение и развитие – 3

54

Система органов размножения.

Дать знания о строении и функциях органов размножения

комбинированный

Мочеполовая система. Женская и мужская половая системы. Развитие яйцеклетки и сперматозоида

Называть особенности строения половых систем. Объяснять причины наследственности

Роль половых хромосом  в развитии организма по мужскому, либо женскому типу

Вопросы после параграфа

55

Внутриутробное развитие плода. Развитие после рождения.

Дать знания о внутриутробном развитии организма

комбинированный

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических заболеваний

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний

Календарный, биологический и социальные возрасты человека

подумайте

56

ЗПП.

Дать знания о ЗПП

комбинированный

ЗПП:СПИД, сифилис, гонорея и т.д.

Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний

ВНД - 9

57

Поведение человека. ВНД

Дать знания о ВНД

комбинированный

Рефлекторный механизм деятельности НС. Безусловные и условные рефлексы

Называть принципы работы НС

Исследования Сеченова, Павлова, Ухтомского, Анохина

подумайте

58

Врожденные и приобретенные формы поведения

Дать знания о  врожденных и приобретенных формах поведения

комбинированный

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы. Внд, психология и поведение человека

Характеризовать  особенности работы головного мозга

Вопросы после параграфа

59

Биологические ритмы. Сон и его значение

Дать знания о биоритмах

комбинированный

Биоритмы. Сон и бодроствование, значение сна

Характеризовать значение сна для организма человека

сновидения

подумайте

60 - 61

Особенности ВНД человека

Дать знания об особенностях нс человека

комбинированный

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Речь. Мышление, особенности психики человека. Память. Воля. внимание

Называть особенности внд и поведения человека

Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры

Подумайте. тест

62

Индивидуальные особенности личности

Дать знания об индивидуальных особенностях личности

комбинированный

Значение интеллектуальныхтворческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности

Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитиии психики и поведения человека

подумайте

63

гигиена умственного труда

Дать знания о гигиене умственного труда

комбинированный

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Утомление. Режим дня. Сон и бодроствование

Использовать приобретенные знания для рацуиональной организации труда и отдыха

Проанализировать собственный режим дня

64

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека

Дать знания о гигиене психики человека

комбинированный

Социальная и природная среда, адаптация к ней члеовека

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окрукжающей среды

подумайте

65

Обобщение

Обобщить знания по теме ВНД

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Повторение - 3

66

Организм- единое целое

Обобщить знания

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

67-68

Повторение пройденного

Обобщить знания

Урок контроля, оценки и коррекции знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)

Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...

Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...

рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)

рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)...

Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина

Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...

Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина

Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год...

рабочая программа по биологии 6 класс линия Сонина

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...

рабочая программа по биологии 7 класс линия Сонина

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...