Рабочая программа по биологии для 5 класса по Сонину Н.И.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 5 класса расчитана на 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога составлена на основе закона об образовании РФ ФГОС основного общего образования (2014г.), Примерной основной общеобразовательной программы ОУ МОУ «СОШ ст. Курдюм» Татищевского р-на, Саратовской области, Примерной программы по биологии 5-9 кл. М.: Просвещение 2011 г., и Программы основного общего образования по биологии 5-9 класса концентрического курса авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.
Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно. В связи с тем, что из части формируемой участниками образовательного процесса есть возможность использования еще 1 часа на усиление программы по биологии, и программа по биологии Н.И. Сонина включает также изучение биологии в 5 классе 70 часов, 2 часа в неделю. Поэтому в 2013-2014 учебном году в 5 классе на изучение курса «Биология. Введение в биологию» отводится 70 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу
Цель курса:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.
Задачи курса:
- формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
- формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
Предполагаемые результаты обучения:
а) личностные — формирование мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса.
б) Метапредметные
- Регулятивные — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Познавательные — умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
- Коммуникативные — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Система оценки
Диагностирование результатов предполагается через использование рабочей тетради для учащихся, тематическое и урочное тестирование, через ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Все лабораторные работы являются этапами урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Содержании курса «Биология. Введение в биологию 5 класс» включает знания о многообразии живых организмов, их основных свойствах, общие сведения о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования.
Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:
1 | Введение | 1 час |
2 | Живой организм: строение и изучение | 16 часов |
3 | Многообразие живых организмов | 28 часов |
4 | Среда обитания живых организмов | 8 часов |
5 | Человек на Земле | 12 часов |
6 | Резервное время | 5 часов |
Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ОВЗ через систему индивидуальных заданий с использованием интернет-возможностей. Средствами реализации рабочей программы Н.И. Сонина является УМК (учебник, электронное приложение, www.drofa.ru, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая поддержка на www.drofa.ru, оборудование кабинета, дидактико-методические познавательные задания для учащихся).
Для формирования личностных, познавательных и коммуникативных EEL в рабочую программу включены:
- Лабораторные работы
- Практические работы
- Экскурсии
- Демонстрационный опыт
Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела, тема урока с указание типа урока | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Домашние задания | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
I | Введение 1 час | |||||
1 | Многообразие живой природы. Вводный урок | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. | Предметные должны уметь: - объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; Метапредметные: Уметь: - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. | Введение, стр 3-4, РТ № 1 | ||
II | Живой организм. Строение и изучение — 16 часов | |||||
2 | Что такое живой организм? Урок изучения нового материала | Выделяют существенные признаки живых организмов. | Предметные знать: -основные признаки живой природы; уметь: -объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 1, стр 6-10, РТ № 2-7 | ||
3 | Наука о живой природе. Комбинированный урок | Называют основные науки о природе. | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 2, стр 12-13 РТ № 8-10 | ||
4 | Семья биологических наук. Урок изучения нового материала | § 2, стр 14-16 РТ № 11-14 | ||||
5 | Методы изучения природы Комбинированный урок | Определяют основные методы биологических исследований | Предметные уметь: - характеризовать методы биологических исследований; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 3 стр. 17-22 РТ № 15-16 | ||
6 | Практическая работа «Знакомство с оборудованием научных исследований» Комбинированный урок | § 3 стр. 20-21, РТ № 19-21 | ||||
7 | История открытия клетки Урок изучения нового материала | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. | Предметные знать: - устройство светового микроскопа; уметь: - работать с лупой и световым микроскопом; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Записи в тетради | ||
8 | Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» Комбинированный урок | § 4, стр 23-26 РТ № 22-23 | ||||
9 | Клетка — элементарная единица живого. Урок изучения нового материала | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Выполнять лабораторную работу Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Предметные знать: - основные органоиды клетки уметь: - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты - ставить учебную задачу под руководством учителя; Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 5, стр. 27-29 РТ № 26-34 | ||
10 | Лабораторная работа «Строение растительной клетки» Комбинированный урок | Заполнить в РТ стр 19-20 | ||||
11 | Лабораторная работа «Строение животной клетки». Комбинированный урок | § 5 ответь на вопросы стр. 32 | ||||
12 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. Комбинированный урок | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Выполнять лабораторную работу Работать с микроскопом, готовить микропрепараты с процессе проведения лабораторной работы Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Предметные знать: - основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; уметь - узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; Метапредметные уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты - ставить учебную задачу под руководством учителя; Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 6, стр 33-34 до Белков РТ № 35-36 | ||
13 | Химический состав клетки. Органические вещества. Комбинированный урок | § 6, стр 34-38 РТ № 37-38 | ||||
14 | Вещества о окружающем мире. Комбинированный урок | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 7, стр. 39-42 РТ № 40-43 | ||
15 | Многообразие явлений природы. Комбинированный урок | § 7, стр 42-46, РТ № 44-45 | ||||
16 | Великие естествоиспытатели. Урок изучения нового материала | Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук | Предметные знать: - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 8, стр. 47-49, РТ № 47-49 | ||
17 | Обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение» Урок контроля | Работа с тестом | Повторить § 1-8 | |||
III | Многообразие живых организмов — 28 часов | |||||
18 | Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане. Урок изучения нового материала | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Метапредметные уметь: - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 9, стр 52 РТ № 50-51 | ||
19 | Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше Урок изучения нового материала | § 9, стр 52-56, РТ № 52-55 | ||||
20 | Разнообразие живого. Наука систематика Комбинированный урок | Определяют предмет изучения систематики Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. | Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 10, стр 57, записи в тетради | ||
21 | Классификация живых организмов. Урок изучения нового материала | § 10, стр 58-59 РТ. № 57-62 | ||||
22 | Бактерии, их строение. Урок изучения нового материала | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 11, стр. 60-61 РТ № 63-65 | ||
23 | Бактерии, их жизнедеятельность и роль в природе. Комбинированный урок | § 11, стр. 61-63 РТ № 66-72 | ||||
24 | Грибы, их строение, жизнедеятельность. Урок изучения нового материала | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 12, стр 64-66 РТ № 73-77 | ||
25 | Роль грибов в природе и жизни человека Комбинированный урок | § 12, стр 66-67 РТ № 78-83 | ||||
26 | Царство растения Урок изучения новых знаний | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 12, стр 68 РТ № 84-85 | ||
27 | Водоросли их строение, местообитание Комбинированный урок | § 13, стр 69-70 РТ № 86-87 | ||||
28 | Многообразие водорослей, их роль в природе. Комбинированный урок | § 13, стр. 70-72 РТ № 88-91 | ||||
29 | Мхи, строение и многообразие и роль в природе. Урок изучения нового материала | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 14, стр. 73-75 РТ № 93-97 | ||
30 | Папоротники, их строение, многообразие. Урок изучения нового материала | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 15, РТ № 99-103 | ||
31 | Голосеменные растения, особенности строения Лабораторная работа «Хвоя и шишки голосеменных растений» Комбинированный урок | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 16, стр. 79 РТ № 106-107 | ||
32 | Многообразие голосеменных растений, их роль в природе Комбинированный урок | § 16, стр. 80-82 РТ № 109-111 | ||||
33 | Покрытосеменные растения, особенности строения Лабораторная работа «Строение цветка» Комбинированный урок | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 17, стр 83-84, РТ № 114-117 | ||
34 | Многообразие покрытосеменных растений Комбинированный урок | § 17, стр. 85-87, РТ № 114-117 | ||||
35 | Значение растений в природе и жизни человека. Комбинированный урок | Объясняют роль живых организмов в жизни человека. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных | Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 18 РТ № 112-127 | ||
36 | Обобщающий урок по теме «Царство растений» Урок контроля | Работа с тестом | РТ № 128-130 | |||
37 | Царство Животных. Простейшие Урок изучения нового материала | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 19, стр 91-93 РТ № 133-134 | ||
38 | Лабораторная работа «Изучение простейших под микроскопом» Комбинированный урок | § 19 РТ № 135-139 | ||||
39 | Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски. Урок изучения нового материала | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 20, стр 94 РТ № 140-414 | ||
40 | Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие. Комбинированный урок | § 20, стр. 94-96 РТ 142-146 | ||||
41 | Позвоночные. Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся Урок изучения нового материала. | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 21, стр. 97 РТ 147-151 | ||
42 | Позвоночные. Птицы и Млекопитающие Урок изучения нового материала | § 21, стр 97-99 РТ № 152-157 | ||||
43 | Значение животных в природе и жизни человека. Комбинированный урок | Объясняют роль живых организмов в жизни человека. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 22, стр. 100-101, РТ № 158-162 | ||
44 | Обобщающие урок по теме «Царство животных» Урок контроля | Работа с тестом | Тест | |||
45 | Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов» Урок контроля | Работа с тестом | Индивидуальные задания | |||
IV | Среда обитания живых организмов — 8 часов | |||||
46 | Характеристики трех сред обитания живых организмов Урок изучения нового материала | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Предметные знать: - основные среды обитания живых организмов; уметь: - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; Метапредметные уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 23, стр. 104-105 РТ № 163-165 | ||
47 | Приспособленность организмов к среде обитания Комбинированный урок | § 23, стр 106-108 РТ № 167-171 | ||||
48 | Путешествие по Африке и Евразии Урок изучения нового материла | Приводят примеры типичных обитателей материков. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Предметные знать: - природные зоны нашей планеты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - наблюдать за живыми организмами. Метапредметные уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 24, стр. 109-110 РТ № 172-173 | ||
49 | Путешествие по Северной и Южной Америке, по Австралии и Антарктиде Комбинированный урок | § 24, стр 110-114 РТ № 174-177 | ||||
50 | Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса» Урок изучения нового материала | Приводят примеры типичных обитателей природных зон. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Предметные знать: - природные зоны нашей планеты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - наблюдать за живыми организмами. Метапредметные уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 25, стр. 115-116 РТ № 178-180 | ||
51 | Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики. Комбинированный урок | § 25, стр. 116-120 РТ № 181-184 | ||||
52 | Жизнь в морях и океанах Урок изучения нового материала | Приводят примеры типичных обитателей морей и океанов Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Предметные знать: - природные зоны нашей планеты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в морях и океанах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - приводить примеры обитателей морей и океанов; - наблюдать за живыми организмами. Метапредметные уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | § 26, стр. 121-125 РТ № 185-188 | ||
53 | Обобщение по теме: «Среда обитания живых организмов» Урок контроля | Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Метапредметные уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Тест | ||
V | Человек на Земле — 12 часов | |||||
54 | Как человек появился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки. Урок изучения нового материала | Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. | Предметные знать: - предков человека, их характерные черты, образ жизни; уметь: - объяснять роль растений и животных в жизни человека; Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. | § 27, стр. 128-129 РТ № 191 | ||
55 | Предшественники людей Комбинированный урок | §27, стр 130-134 РТ № 192-196 | ||||
56 | Круглый стол «Закончилась ли эволюция человека» Комбинированный урок | Подготовить рассказ «Каким я вижу человека будущего» | ||||
57 | Как человек изменил Землю Комбинированный урок | Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. | Предметные знать: - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. | § 28, стр 135-137, РТ № 198-200 | ||
58 | Экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект. Урок изучение нового материала | § 28, стр 137-139 РТ № 201-204 | ||||
59 | Жизнь под угрозой. Комбинированный урок | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. | Предметные знать: - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. | § 29 стр 140-142 РТ № 205-212 | ||
60 | Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней» Комбинированный урок | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. | Предметные знать: - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. | § 30 РТ № 213-217 | ||
61 | Здоровье человека Комбинированный урок | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | Предметные знать: - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. | § 31 стр 146-147 РТ № 218-219 | ||
62 | Безопасность жизни человека Комбинированный урок | § 31 стр 147-149 РТ № 220 | ||||
63 | Ядовитые растения и животные. Комбинированный урок | § 31 стр 150-152 РТ № 221-222 | ||||
64 | Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» Комбинированный урок | § 31, стр. 149 РТ № 223-224 | ||||
65 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» Урок контроля | Обобщение и систематизация знаний | Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. | Тест | ||
66 | Экскурсия «Растительный мир родного края» | Узнают изучаемые объекты живой природу, описывают их. | Предметные уметь: - соблюдать правила поведения в природе Метапредметные уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять отчет; - участвовать в совместной деятельности; - узнавать изучаемые объекты в природе. | Подготовить отчет | ||
67 | Экскурсия «Животный мир родного края» | Подготовить отчет | ||||
68 | Повторение изученного материла «Живые организмы и их многообразие | Повторить Часть I-II | ||||
69 | Повторение изученного материала «Среда обитания живых организмов» | Повторить Часть III-IV | ||||
70 | Летнее задание |
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей
- составлять простой и сложный план текста
- участвовать в совместной деятельности
- работать с текстом параграфа и его компонентами
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к обучению
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
- формирование основ экологической культуры.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
- Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»
- Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. К учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков.
5. Экранно-звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно-образовательные ресурсы.
8. Мультимедиапроекция
Лист внесенных изменений
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)
Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...
Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...
рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)
рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)...
Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина
Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...
Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина
Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год...
рабочая программа по биологии 6 класс линия Сонина
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...
рабочая программа по биологии 7 класс линия Сонина
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...