Рабочая программа по биологии для 5 класса (по Сонину)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная программа предназначена для изучения биологии в пяттых классах на базовом уровне.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Составлена на основе Программы основного общего образования «Биология. Введение в биологию. 5 класс», авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова/ Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии 5 класса, созданного авторским коллективом (Н. И. Сонин) и содержит, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Рассчитана на один час в неделю, 35 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya._programma_5_klass._2018.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО _____ /________________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 201__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 _____ /_________________/ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 _____ /_______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО __БИОЛОГИИ____
предмет
_____5_______
класс
___________35______________
количество часов за год
_______БАЗОВЫЙ______
уровень
Составитель:
учитель __биологии__
предмет
______Гомбоева Л.М.___
Ф.И.О.
________высшая_______
категория
г. Улан-Удэ,
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология. Введение в биологию» разработана в соответствии с правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 (5-9 классы);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ;
- Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Данная программа предназначена для изучения пропедевтического курса биологии – введение в биологию в пятых классах МАОУ «СОШ №26» на базовом уровне.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Составлена на основе Программы основного общего образования «Биология. Введение в биологию. 5 класс», авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова/ Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии 5 класса, созданного авторским коллективом (Н. И. Сонин). УМК содержит учебник Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М. Дрофа. 2016. (УМК «Живой организм» и содержит электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради.
Курс «Биология. Введение в биологию» входит в образовательную область «Естествознание».
Цели курса.
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- освоение знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Характеристика учебного процесса: методы и формы обучения наряду со знаниями, способствуют усвоению способов деятельности. Системно-деятельностный подход направлен на развитие у учащихся способностей самостоятельно выделять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности. Обучение предполагает увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, лабораторные и лабораторно-практические занятия, частично-поисковый метод, собеседования, дискуссии. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; проведение эвристических контрольных работ, проектная деятельность.
Средства организации учебных занятий:
• использование активных медиаресурсов, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к высказыванию, диалогу, дискуссии, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения); рефлексировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций обучения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения школьников.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» - М.: Дрофа, 2016.- 95с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
- Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
- Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини – сочинения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Учебные проекты
Срок реализации программы один учебный год
Планируемые образовательные результаты изучения курса биологии к концу 5 класса
По окончании 5 класса обучающийся научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- знать понятия курса и называть их признаки: живой организм, биология, растения, животные, грибы, бактерии, среда обитания, экологические факторы;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям для указанных логических операций;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве, использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.
По окончании 5 класса обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижение цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
- передавать партнеру последовательно и полно информацию;
- вступать в диалог;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключение и выводы на основе аргументации;
- взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщение, с использованием возможностей Интернета;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование или проект;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Содержание тем учебного предмета.
№ | Список разделов и тем | Количество часов | Формируемые УУД по разделу. |
1 | Живой организм | 8 | познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор её, систематизация, постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать (целеполагание). Предметные умения: называть основные свойства живых организмов, давать определение понятию биология, объяснять значение биологических знаний, называть ведущих естествоиспытателей, работать с микроскопом , лупой. |
2 | Многообразие живых организмов | 14 | познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор её, систематизация, постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать (целеполагание). Предметные: выделять основные признаки представителей царств живой природы и их роль в природе и жизни человека. |
3 | Среда обитания живых организмов | 6 | познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информации :поиск и отбор её, систематизация , постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ,овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать ( целеполагание).Предметные: называть среды обитания организмов, природные зоны Земли. |
4 | Человек на Земле | 5 | познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор её, систематизация, постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать (целеполагание). Предметные: называть этапы происхождения человека и предков человека, характерные черты ,образ жизни, роль растений и животных в жизни человека, вредные привычки , умение бороться с вредными привычками своих товарищей. |
5 | Резервное время | 2 | |
Итого | 35 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем уроков | всего часов | Из них работы | ||
лабораторные | контрольные | ||||
I | Раздел 1.Живой организм: строение и изучение. | 8 часов | л.р. - 4 | к.р. - 1 | |
1 | Введение. Живой организм. | 1 | - | - | |
2 | Наука о живой природе. | 1 | Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». | _ | |
3 | Методы изучения природы. | 1 | Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и изменений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы». | _ | |
4 | Увеличительные приборы. Живые клетки. | 1 | Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)». | _ | |
5 | Химический состав клетки. | 1 | Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | _ | |
6 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | - | - | |
7 | Великие естествоиспытатели. Естественные науки. | 1 | - | - | |
8 | Контрольная работа по теме «Живой организм». | 1 | - | Контрольная работа №1 по теме «Живой организм» | |
II. | Раздел 2. Многообразие живых организмов. | 14 часов | - | к.р-1 | |
1 | Как развивалась жизнь на Земле. Динозавры Бурятии. | 1 | _ | _ | |
2 | Разнообразие живого. | 1 | _ | _ | |
3 | Бактерии. | 1 | _ | _ | |
4 | Грибы. Ядовитые и съедобные грибы. | 1 | _ | _ | |
5 | Растения. Водоросли. | 1 | - | - | |
6 | Мхи. Папоротники. Их представители. | 1 | - | - | |
7. | Голосеменные растения. Хвойные растения. | 1 | - | - | |
8. | Покрытосеменные растения (цветковые). Эстетическая полезная роль цветковых растений. | 1 | - | - | |
9. | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | - | - | |
10. | Животные. Простейшие. | 1 | - | - | |
11. | Беспозвоночные. | 1 | - | - | |
12 | Позвоночные. Животные таежной и лесостепной зоны. | 1 | -
| -
| |
13 | Значение животных в природе и жизни человека.
| 1 | - | - | |
14. | Контроль знаний. | 1 | - | Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов» | |
III | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 6 часов | л.р.- 2, | к.р.- 1 | |
1. | Три среды обитания живых организмов | 1 | _ | _ | |
2. | Жизнь на разных материках. | 1 | _ | _ | |
3. | Природные зоны Земли, Бурятии | 1 | _ | _ | |
4. | Жизнь в морях и океанах | 1 | Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространенных растений и животных морей и океанов». | _ | |
5. | Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы нашей местности и доступные пути их решения. | 1 | Лабораторная работа №6 «Исследование особенностей строения растений и животных связанных со средой обитания, учитывая национально региональный компонент (экологические проблемы Бурятии, г.Улан-Удэ и доступные пути их решения). | _ | |
6 | Контроль знаний по теме «Среда обитания живых организмов». | 1 | - | Контрольная работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов» | |
IV | Раздел 4. Человек на Земле | 5 часов | л.р.-2 | к.р.-1 | |
1 | Как человек появился на Земле. Стоянки древнего человека на Байкале. | 1 | Лабораторная работа №7 «Измерения своего роста и массы тела» | .- | |
2 | Как человек изменил Землю. Международная Красная книга, Красная книга России, Красная книга Бурятии. | 1 | - | - | |
3 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | - | - | |
4 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | Лабораторная работа №8 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи». | ||
5 | Контроль знаний | 1 | - | Итоговая контрольная работа №4. | |
Резервное время | 2 | ||||
Итого | 35 | 8 | 4 |
Перечень учебно- методического обеспечения:
1.Плешаков А.А., Сонин Н.И.Биология. Введение в биологию. Линия -Вертикаль. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений. - М.: Дрофа, 2015 г.
2. Плешаков А.А., Сонин Н.И Биология. Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа,2015.
3. Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.:
5. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.
6. ФГОС. Поурочное планирование. Биология. Введение в биологию 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику
Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, автор –составитель И.В. Константинова, из-во учитель Волгоград 2014г.
7. ФГОС. Планирование учебной деятельности Рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова
«Биология. Введение в Биологию» . Под редакции И.В. Константиновой. Волгоград 2015г.
8. ФГОС. Рабочая программа по Биологии 5 класс к учебнику «Биология. Введение в Биологию. 5 класс»,
издательство «Дрофа»,авторы Н.И.Сонин, А.А. Плешаков. Под редакции М.В. Одановича. Издательство Москва «Планета»
Мультимедийная поддержка курса:
Природоведение 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.
М.Дрофа 2009 CD-ROM.
Электронные издания:
- Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
∙ Интерактивная модель Солнечной системы
∙ Планета Земля: аудиэндиклопедия
. ∙ Биология. Введение в биологию 5 кл («Дрофа»)
∙ Хочу все знать: Земля и Вселенная
∙ Хочу все знать: Растительный мир
∙ Чудеса света («ИДДК»)
∙ Экология. Википедия.
∙ Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия
Интернет-ресурсы:
- Программа по биологии - Режим доступа: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programms
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Электронные приложения к учебника - Режим работы: http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)
Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...
Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...
рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)
рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)...
Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина
Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...
Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина
Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год...
рабочая программа по биологии 6 класс линия Сонина
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...
рабочая программа по биологии 7 класс линия Сонина
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...