Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету.
³ Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания.
³ Работа учащихся курируется учителем, а также экспертами групп, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников.
³ На данном уроке развивается умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_tri_sredy_obitaniya_5_klass.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
Методическая разработка урока
по теме: Три среды обитания
(5 класс ФГОС ОО)
учитель биологии
Молчанова Любовь Дмитриевна
Мужи – 2016 год
Тема: «Три среды обитания»
Цель урока:
- Дать понятие, что такое среда обитания организмов;
- Выделить черты отличия одной среды от другой;
- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
- Дать конкретное понятие о различных средах обитания организмов;
- Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока:
- Урок изучения нового материала с использование ЭОР и систематизации знаний
Используемое оборудование:
- Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point), ватман, клей, маркеры, альбом животных разных сред обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов.
Краткое описание:
- Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету.
- Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания.
- Работа учащихся курируется учителем, а также экспертами групп, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников.
- На данном уроке развивается умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
а) Вступление-приветствие.
– Добрый день, юные биологи! Я рада видеть вас! Сегодня, нам предстоит очень необычная работа, т.к. Вы её должны выполнить самостоятельно.
- Работа требует сотрудничества и творческого подхода к делу.
б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, какие цели и задачи мы должны поставить сегодня на уроке?
-Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
- А вы в 4 классе знакомились с понятием «Среда обитания»?
СЛАЙД 2: Цели урока.
Ответы учащихся
- Выяснить что такое среда обитания организмов;
- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов, привести примеры;
- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них (можно использовать раздаточный материал);
- Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
- Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Давайте вспомним тему прошлого урока. Что мы проходили?
Ответы учеников (Царства живой природы)
Какие царства живой природы вам известны и сколько их
Ответы учеников ( 4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)
Объясните, а почему они Живые?
Какие свойства живого Вам известны?
Слайд №3
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличают живые организмы от других , неживых тел?
( возьмем на столах листочки , подпишем их и письменно ответим на этот вопрос)
- теперь обменяемся листочками с соседом по плечу и устроим взаимопроверку
Слайд №4
дыхание
размножение,
раздражимостью,
питание
выделение
рост и развитие
обмен веществ.
А теперь перейдем к изучению нового материала. Внимательно посмотрим на экран
СЛАЙД 5-9:
Фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные.
Посмотрите раздаточный материал, распределите живые организмы по царствам.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Почему же все живые организмы разные?
Почему отличаются друг от друга?
Ответы учеников ( Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях, в разных средах обитания)
Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.
Какие среды обитания вам известны??? Вспомните все, что проходили в 4 классе.
Ответы учеников
Среда обитания – условия, окружающие организм. Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.
Слайд № 10
А еще существует 4-ая среда обитания – другой организм, паразиты попадают в живые организмы и питаются ими.
СЛАЙД 11 Среды обитания
Слайд 12
Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред.
В какой среде обитания света больше, в какой меньше?
В какой среде больше влаги, а где ее мало???
В какой среде кислорода достаточно, а в какой не достаточно, или не всегда достаточно?
Как изменяется температура??? Резко или плавно???
Учащиеся заполняют схему, обсуждая характеристики в группах
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД
Факторы среды | Водная | почвенная | Наземно-воздушная | Другой организм |
Количество воздуха | ||||
Количество света | ||||
Количество влаги | ||||
Интенсивность изменения температуры |
СЛАЙД 13 Проверка таблицы и обсуждение параметров.
Слайд 14: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
Слайд 15: Приспособления к жизни в водной среде
Слайд 16 Приспособления к жизни в почвенной среде
СЛАЙД 16: Обитатели почвенной среды
Вспомните, систему Живой природы? Как мы изучаем Живые организмы? От простого к сложному! Из воды на сушу!
Повторите систематику Растений?
Повторите систематику Животных?
IV. Этап закрепления знаний
Творческая работа “Кто где живет?”
Попробуем населить наши царства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:
Ответы учеников
СЛАЙД последний: Выводы по уроку.
Давайте вместе сформулируем выводы по изученной теме.
Вам понравилось работать в творческих группах?
Какие вопросы по данной теме?
Запишите домашнее задание: Подготовить описание одного живого организма, его среду обитания и черты приспособления к данной среде обитания.
Спасибо за урок! Всего доброго! Удачи!
Используемая литература:
- Природоведение. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва, “Дрофа”, 2003 г.
- Т.В.Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин – Природоведение. 5-й класс:
- Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина “Природоведение 5 класс” Москва, “Дрофа”, 1998 г.
- Учебник. 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)
Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление: гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа: « Программа курса английского я...
Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса
Данный урок разработан с применением ИКТ, т.к. это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и по...
Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
В течении урока учащиеся знакомятся с японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся с творчестом японских поэтов....
Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс
Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел"....
Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса
Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9 класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...
Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.
Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...
Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания (5 класс ФГОС ОО)
Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...