Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока по биологии по теме "Витамины" может быть использована учителями при подготовке у уроку. Данный урок второй в теме "Обмен веществ". На уроке используются элементы ИКТ, ТРКМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Витамины.
Место урока в рабочей программе: второй урок в разделе «Обмен веществ и энергии».
Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма
- Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни
- Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Предметы интеграции: биология, история, география, химия, гигиена.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (рабочие листы, заготовки для оформления газеты, дополнительный материал), клей для бумаги, фломастеры; оборудование и реактивы для лабораторной работы (апельсиновый сок: прокипяченный и консервированный, аскорбиновая кислота; раствор йода, клейстер, пробирки, пипетка, химические стаканчики, штатив).
Ход урока.
- Организационный момент.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.
Учащиеся класса рассажены в четыре группы.
Знакомство с учащимися. Настрой на работу на уроке.
- Здравствуйте ребята, уважаемые члены жюри, коллеги. Я рада всех вас видеть и надеюсь, что наша работа будет плодотворной и оставит только приятные воспоминания.
- Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Совершим небольшое путешествие по Атлантическому океану….
Недалеко от берегов Венесуэллы существует небольшой остров. Этот остров был открыт испанским мореплавателем Алонсо де Охедой в 1499 году. По одной из легенд, Охеда, направлявшийся к берегам Южной Америки, оставил на острове моряков, безнадёжно больных цингой. Однако на обратном пути застал их совершенно здоровыми. Поэтому удивлённый Охеда назвал остров Курасао (от испанского слова «cura» — исцеление). В настоящее время этот остров является самоуправляемым государством в составе Королевства Нидерландов. (интеграция с историей и географией)
Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? (фрукты, овощи)
А какие важные вещества содержатся во фруктах и овощах?
Итак, тема нашего урока: Витамины.
Сформулируем цели урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке и чего должны достичь?
Цели урока: выяснить, какую роль витамины играют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.
Откройте тетради и запишите тему урока.
- Изучение нового материала.
Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.
Рассказ учителя.
- История открытия витаминов.
Демонстрация видеоролика «История открытия витаминов»
Какие имена вам запомнились? Открываю слайды – запишите имена этих ученых.
2. Определение и классификация витаминов.
- Что же такое витамины?
- Попытайтесь дать определение самостоятельно, если затрудняетесь, то воспользуйтесь материалом учебника на стр. 169).
Витамины – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма.
(запись в опорный конспект).
-Как вы думаете, каким путем витамины попадают в организм? А существуют ли витамины, которые наш организм может синтезировать самостоятельно?
В отличие от ферментов и гормонов, о которых вы говорили ранее на уроках биологии, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
В настоящее время известно около 30 витаминов.
- Назовите витамины, которые вы знаете?
Витамины обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Некоторые витамины образуют целую группу – В1, В2, В6, В12. Но на самом деле это сложные органические вещества, имеющие сложную структуру и название. А обозначают их буквами для удобства использования.
По отношению к растворителям все витамины делятся на две группы.
-Как вы думаете, в чем могут растворяться витамины? (в воде, в жирах)
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К). (запись в опорный конспект)
3. Понятия авитаминоза, гиповитаминоза и гипервитаминоза.
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. (интеграция с медициной)
4. Изучение витаминов и их роли в организме.
В весенний период особенно часто проявляется нехватка витаминов. В результате наблюдается общая усталость организма, быстра утомляемость, сонливость, чаще встречаются простудные заболевания. Для профилактики весеннего гиповитаминоза я предлагаю вам сейчас совместно создать санбюллетень для классного уголка.
Самостоятельная работа учащихся в группах. Результат работы групп: создание санбюллетня «Витамины».
Разбивка на группы (прием «Лидеры»). Учитель попросит встать и подойти к доске лидеров групп. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды. Команды рассаживаются в новые группы.
На работу в группах отводится до 10 минут.
- Первичное усвоение новых знаний.
Цель этапа: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить пробелы в знаниях.
От каждой группы выступает два человека со своим сообщением у доски, размещает информацию на ватмане.
1 группа: Изучение водорастворимых витаминов (С, В1).
Витамин С. Содержится в плодах шиповника, черной смородины, лимоне, капусте. Функции: участвует в работе ферментов, вырабатывающих антититела. При недостатке снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, развивается цинга.
Витамин В1. Содержится в черном и белом хлебе, овсяной и гречневой крупе, зеленом горошке, оболочках зерен. Функции: участвует в работе окислительных ферментов. При недостатке развивается заболевание бери-бери, паралич, судороги.
2 группа: Изучение жирорастворимых витаминов (А, D).
Витамин А. содержится в сливочном масле, сырах, печени, растительный каротин. Функции: необходим для нормального роста эпителиальных тканей, участвует в образовании зрительного пигмента. При недостатке развивается изъязвление слизистых оболочек, отставание в росте, возникает «куриная слепота».
Витамин D. Содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке. Функции: участвует в обмене фосфора, необходим для роста костей. При недостатке развивается заболевание рахит, искривляются кости, мышцы теряют тонус, организм менее устойчив к инфекционным заболеваниям.
3 группа: Обнаружение витамина С в некоторых продуктах.
Образцы: | Аскорбиновая кислота | Апельсиновый сок (свежий) | Апельсиновый сок (прокипяченный) |
Наблюдения | Синяя окраска исчезла полностью | Синяя окраска исчезла частично | Синяя окраска не исчезла |
Присутствие витамина С | + | + | - |
Вывод: витамин С содержится в апельсиновом соке, но в меньшем количестве. После кипячения витамин С разрушился.
С точки зрения науки химии в данном опыте мы наблюдаем реакцию окисления аскорбиновой кислоты и превращение ее в дигидроаскорбиновую кислоту. Этот процесс обратимый и он постоянно протекает в нашем организме.
Реакция протекает по уравнению: С6Н8О6 + I2 = С6Н6О6 + 2HI
Реакция окисления –это процесс передачи электронов. Более подробно с такими реакциями вы будете знакомиться на уроках химии. (интеграция с химией)
4 группа: Рациональное использование витаминов.
1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.
2.Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.
3.Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.
4.Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
5. Не употреблять алкоголь, табачные изделия, принимать лекарства по назначению врача.
- Первичная проверка понимания.
Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция знаний.
Задание на соответствие.
- Установите соответствие между заболеванием, недостатком витамина, которым оно вызвано и продуктами, содержащими данный витамин.
Заболевание | Витамин | Продукты |
1.Бери-бери | А | а) хлеб грубого помола, злаки, зеленый горошек, |
2.Цинга | D | б) рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, печень, загар. |
3.Рахит | В | в) сливочное масло, печень, сыр, морковь, абрикосы, помидоры. |
4.Куриная слепота | С | г) шиповник, лимон, черная смородина, капуста |
Ответ:
Витамин | А | D | В | С |
Заболевание | 4 | 3 | 1 | 2 |
Продукты | в | б | а | г |
- Первичное закрепление.
Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.
Решение биологических задач:
- Биологическая задача: (интеграция с историей)
Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться.
Вопросы:
- Каким заболеванием страдали бойцы батареи?
- От недостатка какого витамина у бойцов нарушилось зрение?
- Почему не помог отвар сосновых игл?
- А почему помог рыбий жир?
Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.
7. Рефлексия.
Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию результата своей деятельности на уроке (слайд с целями урока).
-Что вам на уроке сегодня было особенно интересно?
-Что вас удивило?
-Что вызвало затруднение?
-Вы довольны результатом своей работы?
8. Итоги урока. Информация о домашнем задании.
Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
§ 37, № 1-6 (вопросы для самоконтроля), заполнить таблицу опорном конспекте.
Характеристика витаминов
Витамин | Функция | Основные источники | Авитаминоз, гиповитаминоз |
А |
|
|
|
В1 |
|
|
|
С |
|
|
|
D |
|
|
|
Е |
|
|
|
В2 |
|
|
|
В12 | |||
? | |||
? |
(Музыка) Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”
Ваше здоровье, ребята, в ваших руках. Будьте здоровы!
Мне было приятно работать с вами. Спасибо. До свидания. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)
Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
разработка урока. Биология 11 класс. Главные направления эволюционного процесса.
разработка урока.Биология 11 класс...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....