разработка урока. Биология 11 класс. Главные направления эволюционного процесса.
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
разработка урока.Биология 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_napravleniya_evolyucionnogo_processa.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Темрюкского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 ст.Тамань ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ Работа выполнена Фрайтах Ингой Рудольфовной учителем биологии, химии МБОУ СОШ № 9 ст.Тамань Темрюкского района УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩИЕ: 1)сформировать знания о макроэволюции; 2)раскрыть основные направления эволюции; 3)конкретизировать примерами проявление этих направлений. РАЗВИВАЮЩИЕ: 1)развивать умение выбирать правильный ответ в работе с тестами; 2)анализировать3) эмоционально откликаться на полученную информацию. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствовать формированию научных представле ний о развитии и взаимосвязи природных явлений. МЕТОДЫ: словесные. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: рассказ учителя; беседа на повторение опорных понятий из курса биологии; работа с таблицей; организация индивидуальной работы учащихся с тестами. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. ОБОРУДОВАНИЕ: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: таблицы «Ароморфоз и идиоадаптации у растений», «Ароморфоз у животных», «Схемы кровообращения позвоночных», «Строение головного мозга позвоночных», гербарные экземпляры растений. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки с тестами для индивидуальной работы учащихся. УЧЕБНИК: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И. Общая биология 10-11 классы. М.: «Дрофа»,2002. ПОСОБИЯ: 1. Беляев Д.К., Воронцов Н.Н., Дымшиц Г.М.и др. Обшая биология 10-11 кл. М.: просвещение, 2008. 2. Зверев И.Д.,Мягкова А.Н.Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 3. Иванова Т.В., Козлова Т.А., Мягкова А.Н. Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии X-XI кл. М.: «Школа-Пресс»,1997. 4. Козлова Т.А., Сонин Н.И.Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие. М.: «Дрофа», 2006. 5. Лернер Г.И. Общая биология.Поурочные тесты и задания М.: «Аквариум», 1998. 6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии М.: Просвещение, 1972. 7. Сонин Н.И., Козлова Т.А. Рабочая тетрадь для учителя. Общая биология 10-11 классы, часть II.М.: «Дрофа»,2006. 8. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1995. 9. Центр тестирования Министерства образования России. Варианты и ответы централизованного тестирования. Биология 11 кл. Пособие для подготовки к тестированию. М.,2006. ПЛАН УРОКА: 1. Биологический прогресс и биологический регресс. Макроэволюция. 2. Главные направления прогрессивной эволюции. 3. Проявление ароморфозов в эволюции, примеры ароморфозов. 4. Сущность и значение идиоадаптаций в историческом развитии органического мира. 5. Общая дегенерация, особенности проявления и значение. ХОД УРОКА: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 1. Приветствие. 2. Отметка отсутствующих. 3. Объявление плана урока, целей и задач урока. II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВИДООБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МИКРОЭВОЛЮЦИИ». (тестирование учащихся) 1. Что является исходным материалом для видообразования? А – изоляция Б – мутации В – волны жизни 2. Выберите правильное суждение о виде: А – виды неизменны, постоянны, вечны Б – виды произошли путем эволюции от ранее живших видов В – виды созданы творцом Г – виды реально не существуют 3. Как называется эволюционный процесс внутри вида? А – макроэволюция Б – микроэволюция В – дивергенция 4. Генофонд – это: А – совокупность генов одной особи Б – совокупность генов популяции В – совокупность фенотипов популяции 5. Образование различных видов лютиков, обитающих в средней полосе России, - пример А – географического видообразования Б – морфофизиологического прогресса В – макроэволюционного процесса Г – экологического видообразования 6. Географическим видообразованием называют такой способ, при котором… А – новый вид возникает в пределах старого ареала Б – новый вид появляется в пределах старого ареала в результате мутаций В – популяции в пределах старого ареала оказываются разных условиях обитания Г – исходный ареал расширяется или расчленяется 7. Изменение генного состава особей в популяции одного вида в пределах своего ареала, но в разных условиях обитания является основой… А – географического видообразования Б – внутривидовой борьбы В – многообразия видов Г – экологического видообразования 8. Какой процесс сопровождается распространением популяций в новом ареале, для которого характерны новые почвенно-климатичес кие условия, новые сообщества животных, растений и др.? А – экологическое видообразование Б – межвидовая борьба за существование В – географическое видообразование Г – макроэволюция Правильные ответы: 1-Б, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-г, 6-Г, 7-Г, 8-В. 9. Чем различаются экологическое и географическое видообразование? Примерный ответ: - при географическом ( аллопатрическом ) видообразовании новые виды могут возникать вследствие разделения ареала широко распрост раненного родительского вида за счет возникновения преград (географической изоляции), т.е. новый вид новый вид может возникнуть из одной популяции или группы популяций, расположенных на периферии ареала вида. Аллопатрическое видообразование протекает сравнительно медленно, на протяжении многих поколений. Особенность экологического (симпатрического) пути видообразования в том, что он (без географической изоляции) приводит к возникновению новых видов, всегда морфологически близких к исходному виду путем полиплоидизации, гибридизации, хромосомных перестроек. Т.е. новый вид может возникнуть внутри ареала исходного вида, как бы внутри вида. III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Вступление. Объявление целей и задач урока. 1. Понятие биологического прогресса и регресса. Макроэволюция. (рассказ учителя). - Приобретение популяциями и видами разнообразных приспособлений способствует не только выживанию их в какой-то определенной среде. Новые признаки и свойства могут стать причиной освоения популяцией новых мест обитания, новых источников питания и т.д. В этом случае конкуренция с родственными организмами резко ослаблена или отсутствует. Это приводит к вспышке размножения и широкому рассеиванию вида, что в свою очередь способствует формированию многочисленных популяций, каждая из которых оказывается в несколько различных условиях и подвергается неодинаково направленному действию отбора. Генетическое разнообразие популяций служит основой для формирования новых, иногда многочисленных близкородственных видов. Показатель хорошей приспособленности группы организмов – ее высокая численность, широкий ареал и большое количество подчиненных систематических групп. Систематическая группа, если в нее входит значительное число дочерних форм, находится в состоянии процветания, которое называют биологическим прогрессом. Таким образом, биологический прогресс представляет собой результат успеха в борьбе за существование. Отсутствие необходимого уровня приспособленности приводит к биологическому регрессу – уменьшению численности, сокращению ареала, снижению числа систематических групп более низкого ранга. Биологический регресс может грозить вымиранием. Эволюция крупных систематических групп ( надвидового ранга ) носит название макроэволюции. 2. Три главных направления, ведущих к биологическому прогрессу: арогенез (ароморфоз); аллогенез (идиоадаптации); ката генез, или общая дегенерация. (рассказ учителя). В соответствии с разнообразными преобразованиями строения организмов в процессе эволюции выделяют три главных направления, ведущих к биологическому прогрессу: 1) арогенез (морфофизиологический прогресс), 2) аллогенез, 3) катагенез, или общую дегенерацию. 3. Проявление ароморфозов в эволюции, примеры ароморфозов. (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, запись учащимися в рабочую тетрадь новых терминов и определений) Арогенез, или морфофизиологический прогресс, - эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения – ароморфозов. Ароморфоз означает усложнение организации, поднятие ее на более высокий уровень. Изменения в строении животных в результате возникновения ароморфозов не являются приспособлениями к каким-либо специальным условиям среды, они носят общий характер и дают возможность расширить использование условий внешней среды (новые источники пищи, новые места обитания). Примерами ароморфоза являются переход от пассивного питания к активному в связи с появлением челюстей у позвоночных; появление скелета, замена пластов гладкой мускулатуры у червей на пучки поперечнополосатой у членистоногих и, как следствие, повышение активности; возникновение жабр и легких, выполняющих дыхательную функцию; появление сердца у рыб и разделение артериального и венозного кровотока у птиц и млекопитающих для снабжения тканей кислородом и питательными веществами. Общая черта ароморфозов заключается в том, что они сохраняются при дальнейшей эволюции и приводят к возникновению новых крупных систематических групп. 4. Сущность и значение идиоадаптаций в историческом развитии органического мира. (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, запись учащимися в рабочую тетрадь новых терминов и определений) Аллогенез – эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций, или алломорфозов. Идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации. К идиоадаптациям относятся покровительственная окраска животных, колючки растений, плоская форма тела скатов и камбалы, а также многочисленные преобразования пятипалой конечности у млекопитающих и различия внешнего вида и деталей строения животных одного отряда в связи с различными условиями их существования. Крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования носит название специализации (обитатели пещер, колибри, питающиеся только нектаром тропических цветков и др.). Специализация подавляет эволюционные возможности и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию. 5. Общая дегенерация, особенности проявления и значение. (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, запись учащимися в рабочую тетрадь новых терминов, определений) Биологическое процветание достигается и упрощением организации. Такое эволюционное направление называется катагенез. Упрощение организации - морфофизиологический регресс – ведет к исчезновению органов активной жизни и носит название дегенерации. Общая дегенерация как путь биологического прогресса наблюдается у многих форм и связана с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни. У растений – паразитов атрофируются корни, листья. Нередко утрачивается способность к фотосинтезу, и такое растение целиком существует за счет хозяина. У ленточных червей редуцируются органы чувств, пищеварительная система, упрощается нервная система. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. заполнение таблицы в рабочей тетради: (Проставить против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация). Главные направления органической эволюции
Приспособления, изменения, возникшие в ходе эволюции | Направления эволюции |
Возникновение многоклеточности Возникновение полового процесса Возникновение хорды Образование цепкого хвоста (у обезьяны) Образование у земноводных трехкамерного сердца Возникновение теплокровности Уплощение тела у скатов Покровительственная окраска у камбалы Утрата органов кровообращения и пищеварен. у цепня Возникновение фотосинтеза Появление проводящей ткани у растений Утрата корней и листьев у повилики Появление крылышек на плодах клена | А А А И А А И И Д А А Д И |
V. ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, РАЗЪЯСНЕНИЕ. Читать стр. 416-421 учебника, устно ответить на вопрос № 3 на стр. 422 VI. ИТОГ УРОКА. Акцентирование внимания учащихся на достижении целей урока. VII. ОБЪЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"
Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....
Основные направления эволюционного процесса
Материал содержит следующую информацию: понятие "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация", "биологический прогресс", "биологический регресс"....
Разработка урока в классе казачьей направленности
Уроки физической культуры в классе казачьей направленности должны иметь особую изюминку....
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"
Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...
Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса" 11 класс
Основные направления эволюционного процесса....
Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса", 9 класс, УМК Пономарёва И.Н.
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС ООО....
Основные направления эволюционного процесса
2 варианта заданий. Каждое задание содержит 5 вопросов, на которые нужно представить развёрнутый ответ. задания содержат рисунки. ...