разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_evolyucii_11_kl._biologiya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
муниципального образования Темрюкский район
ст. Тамань Краснодарского края ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ Работа выполнена Фрайтах Ингой Рудольфовной учителем биологии, химии МБОУ СОШ № 9 ст.Тамань Темрюкского района Тамань, 2011 г. УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩИЕ: 1)раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; на основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции;2)проанализировать явление дивер - генции и конвергенции на макроэволюционном уровне; 3)познакомить учащихся с основными правилами эволюции РАЗВИВАЮЩИЕ: 1)развивать умение выбирать правильный ответ в работе с тестами; 2)анализировать;3) эмоционально откликаться на полученную информацию. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: углубляя знания о развитии и взаимосвязи природных явле ний, формировать научное мировоззрение учащихся. МЕТОДЫ: словесные. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: рассказ учителя; беседа на повторение опорных понятий из курса биологии; организация индивидуальной работы учащихся по разноуровневым тестам. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: эволюция, дивергенция, конвергенция, параллелизм. ОБОРУДОВАНИЕ: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: таблица «Развитие органического мира», таблицы с изобра- жением водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, животных разных отрядов и типов. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки с разноуровневыми тестами для индивидуальной работы учащихся. УЧЕБНИК: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И. Общая биология 10-11 классы. М.: «Дрофа»,2002. ПОСОБИЯ: 1. Зверев И.Д., Мягкова А.Н.Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. 2. Иванова Т.В., Козлова Т.А., Мягкова А.Н. Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии X-XI кл. М.: «Школа-Пресс»,1997. 3. Козлова Т.А., Сонин Н.И.Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие. М.: «Дрофа», 2006. 4. Сонин Н.И., Козлова Т.А. Рабочая тетрадь для учителя. Общая биология 10-11 классы, часть II.М.: «Дрофа»,2006. 5. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1995. 6. Центр тестирования Министерства образования России. Варианты и ответы централизованного тестирования. Биология 11 кл. Пособие для подготовки к тестированию. М.,2006. ПЛАН УРОКА: 1. Формы эволюции групп живых организмов: дивергенция, кон- вергенция, параллелизм. 2. Форма группового отбора – дивергенция, особенности и усло- вия ее проявления; единая основа дивергенции – генофонд родственных форм. Гомология, примеры ее проявления. 3. Конвергенция как проявление сходства признаков в строении органов, непосредственно связанных со сходными условиями среды обитания. 4. Параллелизм – форма конвергентного развития генетически близких групп организмов. 5. Правило необратимости эволюции, его проявление. 6. Правило чередования направлений эволюции и их взаимосвязь. ХОД УРОКА: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 1. Приветствие. 2. Отметка отсутствующих. 3. Объявление плана урока, целей и задач урока. II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «Пути достижения биологического прогресса. Главные направления эволюции ». (индивидуальная работа учащихся по карточкам с разноуровневыми тестами) Уровень 1 (Задания «А», максимальная оценка «4»). 1. Определите среди названных эволюционных изменений ароморфоз: А – возникновение покровительственной окраски у кузнечика Б – формирование плоской формы тела у ската В – появление фотосинтеза Г – видоизменения листьев в колючки у кактуса 2. Определите идиоадаптацию: А – появление четырехкамерного сердца и теплокровности Б – возникновение покровительственной окраски у кузнечика В – появление легочного дыхания Г – появление многоклеточности 3. Какой из ароморфозов привел к появлению млекопитающих? А – появление легочного дыхания Б – появление четырехкамерного сердца и теплокровности В – появление жаберного дыхания Г – появление пятипалой конечности 4. Какие ароморфозы обусловили появление покрытосеменных растений? А – появление семени Б – появление цветка и плода В – появление спор Г – появление стебля 5. Изменения, связанные с сокращением численности особей вида, уменьшением ареала, сокращением числа видов, называются… А – ароморфозами Б – биологическим прогрессом В – идиоадаптациями Г – биологическим регрессом 6. Какой ароморфоз обусловил возникновение голосеменных? А – появление семени Б – возникновение корневой системы В – формирование стебля Г – появление спор 7. Проявлением дегенерации в органическом мире является… А – образование хобота у слона Б – сходство головастика лягушки с рыбой В – утрата листьев у кактуса Г – зачатки тазовых костей в толще мышц у кита 8. Идиоадаптация птиц проявилась в… А – появлении центра терморегуляции Б – формировании губчатых легких В – появлении птенцовых и выводковых птиц Г – сильном развитии мозжечка Правильные ответы: 1-В, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Г, 6-А, 7-В, 8-В. Уровень 2 (Задания «В», максимальная оценка «5»). 9. Определите главные направления эволюционного процесса: А – аллогенез Б – дегенерация В – конвергенция Г – онтогенез Д – арогенез Е – филогенез 10. Установите соответствие между понятием и примером. 1. Ароморфоз А – атрофирование корней и листьев у растений-паразитов 2. Идиоадаптация Б - появление челюстей у позвоночных 3. Дегенерация В – образование усиков у гороха
1 | 2 | 3 |
Правильные ответы: 9-А, Б, Д. 10-
1 | 2 | 3 |
Б | В | А |
Учащиеся по выбору выполняют задания. Только задания «А» - на максимальную оценку «4», задания «А» и «В» - на максимальную оценку «5». III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Вступление. Объявление плана, целей и задач урока. 1. Формы эволюции групп живых организмов: дивергенция, конвергенция, параллелизм. (рассказ учителя) Несмотря на многообразие частных особенностей строения и приспособлений организмов к внешней среде можно выделить некоторые общие закономерности эволюционного процесса. Данные систематики, палеонтологии, сравнительной анатомии и других биологических дисциплин дают возможность с большой точностью восстановить ход эволюционного процесса на надвидовом уровне. Среди форм эволюции групп живых организмов можно выделить: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм. 2. Форма группового отбора – дивергенция, особенности и условия ее проявления; единая основа дивергенции – генофонд родственных форм. Гомология, примеры ее проявления. (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, запись учащимися в рабочую тетрадь новых терминов, определений) Дивергенцией называется расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции, ведущее к возникновению новых систематических категорий. Этот термин и понятие дивергенции введены Ч. Дарвином. Появление новых форм всегда связано с приспособлением к местным географическим и экологическим условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, т.е. условиями существования (насекомоядные, рукокрылые, парнокопытные, китообразные и др.). Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые в свою очередь характеризуются не только специфическими морфологическими признаками, но и экологическими особенностями (формы плавающие, лазающие, бегающие, роющие и др. Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания и т.п. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергировать могут не только виды, но и роды, семейства, отряды. Дивергенция любого масштаба есть результат действия естественного отбора в форме группового отбора (сохраняются или устраняются виды, роды, семейства и т.д.). Групповой отбор также основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счет гибели отдельных особей. Своеобразие морфологических особенностей организмов, приобретаемых в процессе дивергенции, имеет некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих хотя и отличаются друг от друга, но имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции, называют гомологичными. Примерами гомологичных органов у растений являются усики у гороха, иглы барбариса, колючки кактуса – все это видоизмененные листья. Корневище ландыша, клубни картофеля, донце репчатого лука (подземные побеги) тоже гомологичны. 3. Конвергенция как проявление сходства признаков в строении органов, непосредственно связанных со сходными условиями среды обитания. (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, запись учащимися в рабочую тетрадь новых терминов, определений) В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. Появление в результате естественного отбора сходных анатомо –морфологических, физиологических и (или) поведенческих черт у относительно далеких по происхождению групп организмов называют конвергенцией. Примерами конвергенции являются плавники и обтекаемая форма тела у дельфинов (млекопитающие), акулы (рыбы) и ихтиозавра (ископаемое морское пресмыкающееся); крылья птицы, летучей мыши и бабочки. Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение, называют аналогичными. Аналогичны жабры рака и рыбы, роющие конечности крота и медведки. 4. Параллелизм – форма конвергентного развития генетически близких групп организмов. (рассказ учителя, демонстрация таблиц) Параллелизм представляет собой форму конвергентного развития, свойственного для генетически близких групп организмов. Например, среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели сходные приспособления для передвижения в этой среде. 5. Правило необратимости эволюции, его проявление. (рассказ учителя) К общим правилам эволюции групп организмов относится правило ее необратимости.Так, если на каком – то этапе эволюции от примитивных амфибий возникли рептилии, то рептилии не могут дать вновь начало амфибиям. 6. Правило чередования направлений эволюции и их взаимосвязь. (рассказ учителя) В филогенезе – историческом развитии практически всех групп происходило регулярное чередование главных направлений эволюции: арогенеза и аллогенеза. Таким образом, эволюция представляет собой непрерывный процесс возникновения и развития новых адаптаций, протекающий в течение длительного времени – сотен и тысяч поколений. Одни из вновь возникающих адаптаций оказываются очень частными, и их значение не выходит за пределы узких условий. Другие дают возможность выхода группы в новую адаптивную зону и непременно ведут к быстрому эволюционному развитию групп в новом направлении, к более высокому уровню организации. IV. Закрепление изученного материала. (устные ответы на вопросы учителя) 1. Что мы сегодня изучали на уроке? - закономерности эволюционного процесса и правила эволюции. 2. С какими новыми терминами мы познакомились на уроке? - дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и аналогичные органы. 3. Какие органы называют гомологичными, а какие аналогичными? - гомологичные органы имеют похожее строение и одинаковое происхождение, независимо от выполняемой функции, а аналогичные – выполняют сходную функцию, но имеют разное строение и происхождение. V. Запись домашнего задания, разъяснение. Читать стр. 423-428 учебника, устно ответить на вопросы на стр. 429.выполнить задания рубрики «Терминология» на стр.430-431 VI. Итог урока. Акцентирование внимания учащихся на достижении целей и задач урока. VII. Объявление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по теме:"Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции"
Урок изучения и первичного закрепления положений учения Ч. Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"
Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...
разработка урока биологии «Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков»
Урок биологии по теме "Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков» предназначен для изучения материала в 11 классе...
Презентация к уроку биологии "Основные закономерности эволюции"
Идея о направленном характере эволюции,идущей по пути совершенствования организмов от простого к сложному,от низших форм жизни к высшим, общепринята....
План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс
Тема урока Главные направления эволюции.I. Организационный момент.II. Повторение изученного материала.Устный ответ: Что тако...
Разработка урока биологии в 11 классе "Эволюция человека"
Защита проектов в форме открытия музея "Эволюции человека"...