Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Царство Грибы
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
методическая разработка урока для 5 класса ФГОС, содержит технологическую карту урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе
Тема: Царство Грибы.
Согласно тематическому планированию рабочей программы УМК Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию. «Сфера жизни» это урок №12 .
В разделе Многообразие живых организмов (14 часов) урок №4.
Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель: сформировать общее представление о царстве грибов, сделав акцент на их уникальности в системе органического мира.
Задачи:
обучающие:
рассмотреть особенности строения грибов;
выделить характерные признаки этих организмов;
познакомить с особенностями питания, размножения;
определить роль грибов в природе и жизни человека
развивающие:
развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, ЭОРами;
учить выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
воспитывающие:
продолжить формирование интереса к предмету;
осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Планируемые результаты (УУД):
предметные умения:
научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
метапредметные:
- познавательные :
- общеучебные – использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, ее систематизация)
- коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своего мнения
- регулятивные:
принимать учебную задачу, планировать свою работу на уроке
личностные умения: принимают социальную роль ученика, стремятся к знаниям .
Источники информации и оборудование:
УМК «Сфера жизни»: учебник Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию; Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова издательство «Дрофа», рабочие тетради, муляжи грибов, интернет-ресурс (ФЦИОР и ЕКЦОР
http://school-collection.edu.ru )
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята! Приветствую вас на нашем очередном уроке биологии. Сегодня нас ожидает еще одно увлекательное путешествие в мир живых организмов. Я желаю вам плодотворно поработать и обязательно узнать для себя что-то новое. Итак, мы начинаем!
2. Мотивация к постановке цели урока и изучению нового материала.
Учитель: Послушайте, пожалуйста ,загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
шляпка есть – нет головы. (Грибы)
Догадались? (дети отвечают отгадку)
Итак, изучать сегодня мы будем грибы. А сейчас ознакомьтесь с научной статьей и подумайте, что мы сегодня должны обязательно узнать о грибах, а , может быть, что-то и вспомнить!
Учитель предлагает прочитать тексты, напечатанные на листах и выданные предварительно каждому ученику (или один на парту). (Приложение 1)
Учащиеся читают текст, обдумывают и предлагают свой план изучения. Так как учащиеся в хаотичном порядке сообщают план изучения, то учитель должен помочь им выстроить план изучения в логическом порядке.
Учитель записывает на доске, а учащиеся план изучения. Он может быть следующим:
1. Строение грибов.
2. Шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы.
3. Питание грибов. Симбиоз.
4. Размножение грибов.
5. Съедобные и ядовитые грибы.
Учитель: Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб?
3. Усвоение новых знаний.
Учитель с использованием модуля ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/27031/griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html предлагает учащимся познакомиться
с грибами по следующему плану:
- Царство грибов
- Особенности внешнего и внутреннего строения
- Типы питания
- Разнообразие
- Съедобные и ядовитые грибы
- Значение в природе и жизни человека .
Учитель: продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Почему они так называются «шляпочные»? Использует ЕКЦОР «Строение шляпочных грибов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF
После просмотра и изучения соответствующего пособия учащимся предлагается загадка:
Пока дети – каждый в берете, повзрослели – шляпы надели.
Учащиеся отвечают отгадку – гриб, используя информацию, полученную при выполнении предыдущего задания отвечают на вопросы учителя:
1) Назовите основные части шляпочного гриба.
2) Какой признак лежит в основе разделения грибов на пластинчатые и трубчатые?
3) Используя рисунки учебника на стр. 64-67 , приведите примеры пластинчатых и трубчатых грибов.
4) Сделайте вывод о том, почему грибы определены биологами в самостоятельное царство. ( Плодовое тело шляпочных грибов состоит из пенька и шляпки, они сложены из мицелия. На нижней стороне шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек или из тонких пластинок (трубчатые и пластинчатые)).
4. Первичная рефлексия ( установление правильности и осознанности усвоенного материала, выявление пробелов, коррекция):
Учитель: Ребята, обобщив всю услышанную сегодня информацию, перечислите письменно в тетради отличительные признаки грибов, которые вы запомнили;
Используя таблицу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5042f0fc-20b4-4ae1-84ee-eacb54586772/%5BBIO6_08-53%5D_%5BPT_02%5D.html
сравните свои ответы с предложенной таблицей и дополните или исправьте ошибки если они будут. (ученики выполняют задание, обмениваются своими результатами, взаимно дополняют ответы друг друга)
Учитель: Используя учебник стр. 64 объясните, почему подосиновик всегда растет вблизи осин.
Ученики рассматривают рисунки и высказывают свои предположения о том, что гриб имеет непосредственную связь с тем растением около которого они растут.
Учитель: Приведите примеры таких пар грибов и растений, которые растут рядом из личного опыта. Ученики приводят примеры: осина – подосиновик, береза – подберезовик, пень ольхи и опята .
5. Закрепление новых знаний.
Учитель предлагает учащимся выполнить задания контролирующего модуля http://fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html
Задания к модулю: Назовите части гриба; Назовите плесневые грибы; Перечислите элементы внутреннего строения гриба; Проведите классификацию грибов.
Учащиеся выполняют задания модуля по цепочке.
6. Подведение итогов урока (рефлексия)
Учитель ставит проблемный вопрос: Грибы определены систематиками в отдельное царство. Правильно ли это? Свое мнение обоснуйте с научной точки зрения. Что нового вы сегодня узнали о грибах?
Ученики отвечают на вопросы .
Учитель: Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке ( поднимите руки с указанием оценки на пальцах – 3,4,5)
Учитель визуально оценивает активность и успешность учащихся , фиксирует себе результаты для планирования контроля знаний по этой теме на следующий урок.
Комментирует работу класса, благодарит за активность и оценивает работу наиболее активных учащихся.
7. Выдача домашнего задания:
Учитель: Ребята! Сегодня мы познакомились с удивительными живыми организмами – грибами. Я предлагаю вам продолжить это знакомство. Для этого составьте терминологически словарик по изученной теме в рабочей тетради, используя страницы учебника 21-25. Следующие задания предлагаются на выбор:
- выполнить компьютерную презентацию из 3-х слайдов про самые ядовитые грибы нашей местности;
- составить кроссворд из 6 слов по теме «Грибы нашего леса»;
- сочинить сказку с участием съедобных грибов и их образа жизни.
Проявите свои таланты! Удачи!
Ход урока. Технологическая карта урока.
Этапы урока | Задачи | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Организация начала урока | Сформировать благоприятный эмоциональный фон и настроить на восприятие материала | Приветствие, пожелание взаимной удачи на уроке | Настраиваются на работу | Сотрудничество с учителем и одноклассниками | |
II. Подготовительный | Актуализация знаний по теме из курса начальной школы | Вопросы классу: 1) Какие царства живой природы вам известны? 2) О каких живых организмах может идти речь в следующем тексте? (предлагает ученикам ознакомиться с текстом на карточках) Приложение 1. | Читают текст, отвечают на вопрос, определяют тему урока и его цель | Самостоятельное формулирование темы и цели урока | |
III. Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов | Модуль ФЦИОР «Грибы. Общая характеристика» http://fcior.edu.ru/card/27031/griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html | Рассказывает о грибах с использованием модуля ФЦИОР по следующему плану: - Царство грибов - Особенности внешнего и внутреннего строения - Типы питания - Разнообразие - Съедобные и ядовитые грибы - Значение в природе и жизни человека | Слушают, задают вопросы, воспринимают материал | Умение слушать и задать вопрос |
IV. Первичная рефлексия | Установление правильности и осознанности усвоенного материала, выявление пробелов, коррекция. | Модуль ЕКЦОР: « Таблица «Общая характеристика грибов» | Предлагает ученикам перечислить отличительные признаки грибов, которые они запомнили, потом, получив ответы, предлагает рассмотреть таблицу из ЕКЦОР Задание: 1. Приведите примеры таких пар грибов и деревьев, которые растут в лесу рядом, из личного жизненного опыта 2. Используя учебник стр. 64 объяснить, почему подосиновик всегда растет вблизи осин. | Называют основные характерные признаки изучаемых организмов по памяти, что запомнили из демонстрации приложения, сравнивают свои ответы с предложенной таблицей. Вместе с учителем заносят таблицу в тетрадь, корректируя свои знания. Объясняют образование микоризы. | Умение планировать свою деятельность при работе с новой информацией , умение высказывать свою точку зрения, умение сравнивать свои результаты с эталоном, умение оценивать свою работу и своих товарищей. |
V.Закрепление новых знаний. | При помощи информационных технологий обеспечить усвоение изученного материала | ЕКЦОР: «Строение шляпочного гриба» ФЦИОР: «Грибы. Общая характеристика.» (Модуль для контроля) | Задание1. Используя муляжи , рисунки учебника и учебные таблицы изучите строение грибов. Используя предложенный ЭОР, перечислите основные части гриба. Задание 2. Используя слайды определите, какие грибы ядовитые, съедобные. Задание 3. Предложите известные вам правила сбора грибов в лесу. Задания контролирующего модуля: - назовите части гриба - назовите плесневые грибы - внутреннее строение гриба - классификация грибов | Все вместе работают по заданиям, предложенным учителем, один ученик работает у компьютера, остальные ученики с места по цепочке выполняют задания электронного приложения. Высказывают свое мнение, исправляют допущенные ошибки | |
VI. Подведение итогов урока (рефлексия) | Анализ успешности, оценка достижений | Проблема: Грибы определены систематиками в отдельное царство. Правильно ли это? Свое мнение обоснуйте с научной точки зрения. Что нового вы сегодня узнали о грибах? Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке (покажите на пальцах – 3,4,5) | Работают над проблемой. Оценивают себя, свою успешность на уроке | Анализ и синтез изученного материала | |
VII. Выдача домашнего задания | Содержание и способ выполнения домашнего задания | Вариативное задание: (на выбор) 1. Составить терминологический словарик по изученной теме (стр. 21-25 материал текста учебника) 2. Выполнить компьютерную презентацию (3 слайда) о строении грибов 3. Составить кроссворд из 6 слов по теме «Грибы» 4. Сочинить сказку с участием грибов и их образа жизни | Записывают варианты домашнего задания |
Приложение к плану-конспекту урока
Шляпочные грибы, их строение
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Съедобные грибы [N 125152] | Информационный | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d6-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm |
2 | Белый гриб [N 176321] | Информационный | Иллюстрация | |
3 | Сыроежка пищевая [N 176164] | Информационный | Иллюстрация | |
4 | Подосиновик красный [N 176481] | Информационный | Иллюстрация | |
5 | Грибница [N 181565] | Информационный | Анимация | |
6 | Слайд презентации "Грибы" [N 181163] | Информационный | Иллюстрация Пластинчатые и трубчатые грибы |
Приложение 1.
В 1918 году французский ботаник Вайян, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал эти организмы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что они созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Это одни из самых причудливых организмов на планете. Они могут напоминать нам своей формой птичьи гнезда, пучки волос, ушную раковину человека. Они лишены корней, стеблей и листьев. В прошлом их относили к растениям, но позднее нашли больше сходства с животными. Вспомним осенний лес! Войдя в него, мы сразу чувствуем их запах и начинаем смотреть под ноги в поисках ….. чего? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока! Итак…
Литература
1. В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию. М: Дрофа , 2013г.стр.48
2. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию УМК «Сфера жизни» 5 класс М.: Дрофа, 2015г. стр.64-67
3. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы» М.: Белый город. 2009г. стр. 153
4. Электронная библиотека ФЦИОР, ЕКЦОР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...
Методическая разработка урока + презентация для ИД по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
Материал по биологии для 5 класса, ФГОС, УМК Пасечник...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема "Цветок"
Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...