Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Царство Грибы
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

методическая разработка урока для 5 класса ФГОС, содержит технологическую карту урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка урока85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе

Тема: Царство Грибы.

Согласно тематическому планированию рабочей программы  УМК Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию. «Сфера жизни» это урок №12 .

В разделе Многообразие живых организмов (14 часов) урок №4.

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: сформировать общее представление о царстве грибов, сделав акцент на их уникальности в системе органического мира.

Задачи:

обучающие:

рассмотреть особенности строения грибов;

выделить характерные признаки этих организмов;

познакомить с особенностями питания, размножения;

определить роль грибов в природе и жизни человека

развивающие:

развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, ЭОРами;

учить выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

воспитывающие:

продолжить формирование интереса к предмету;

осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты (УУД):

предметные умения:

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

метапредметные:

- познавательные :

  • общеучебные – использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, ее систематизация)

- коммуникативные:

 планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своего мнения

- регулятивные:

принимать учебную задачу, планировать свою работу на уроке

личностные умения: принимают социальную роль ученика, стремятся к знаниям .

Источники информации и оборудование:

УМК «Сфера жизни»: учебник Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию; Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова издательство «Дрофа», рабочие тетради, муляжи грибов, интернет-ресурс (ФЦИОР и ЕКЦОР

http://school-collection.edu.ru )

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Приветствую вас на нашем очередном уроке биологии. Сегодня нас ожидает еще одно увлекательное путешествие в мир живых организмов. Я желаю вам плодотворно поработать и обязательно узнать для себя что-то новое. Итак, мы начинаем!

2. Мотивация к постановке цели урока и изучению нового материала.

Учитель: Послушайте,  пожалуйста ,загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

шляпка есть – нет головы.  (Грибы)

Догадались?  (дети отвечают отгадку)

Итак, изучать сегодня мы будем грибы. А сейчас ознакомьтесь с научной статьей и подумайте, что мы сегодня должны обязательно узнать о грибах, а , может быть, что-то и вспомнить!

     Учитель предлагает прочитать тексты, напечатанные на листах и выданные предварительно каждому ученику (или один на парту). (Приложение 1)

   Учащиеся читают текст, обдумывают и предлагают свой план изучения. Так как учащиеся в хаотичном порядке сообщают план изучения, то учитель должен помочь им выстроить план изучения в логическом порядке.

Учитель записывает на доске, а учащиеся план изучения. Он может быть следующим:

1. Строение грибов.

2. Шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы.

3. Питание грибов. Симбиоз.

4. Размножение грибов.

5. Съедобные и ядовитые грибы.

Учитель: Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб?

3. Усвоение новых знаний.

Учитель с использованием модуля ФЦИОР  http://fcior.edu.ru/card/27031/griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html  предлагает учащимся познакомиться

с грибами по следующему плану:

- Царство грибов

- Особенности внешнего и внутреннего строения

- Типы питания

- Разнообразие

- Съедобные и ядовитые грибы

- Значение в природе и жизни человека .

Учитель: продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Почему они так называются «шляпочные»?  Использует ЕКЦОР «Строение шляпочных грибов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF

После просмотра и изучения соответствующего пособия учащимся предлагается загадка:

Пока дети – каждый в берете, повзрослели – шляпы надели.

Учащиеся отвечают отгадку – гриб, используя информацию,  полученную при выполнении предыдущего задания отвечают на вопросы учителя:

1) Назовите основные части шляпочного гриба.

2) Какой признак лежит в основе разделения грибов на пластинчатые и трубчатые?

3) Используя рисунки учебника на стр. 64-67 , приведите примеры пластинчатых и трубчатых грибов.

4) Сделайте вывод о том, почему грибы определены биологами в самостоятельное царство. ( Плодовое тело шляпочных грибов состоит из пенька и шляпки, они сложены из мицелия. На нижней стороне шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек или из тонких пластинок (трубчатые и пластинчатые)).

4. Первичная рефлексия ( установление правильности и осознанности усвоенного материала, выявление пробелов, коррекция):

Учитель: Ребята, обобщив всю услышанную сегодня информацию, перечислите письменно в тетради отличительные признаки грибов, которые вы запомнили;

Используя таблицу   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5042f0fc-20b4-4ae1-84ee-eacb54586772/%5BBIO6_08-53%5D_%5BPT_02%5D.html

сравните свои ответы с  предложенной таблицей и дополните или исправьте ошибки если они будут. (ученики выполняют задание, обмениваются своими результатами, взаимно дополняют ответы друг друга)

Учитель: Используя учебник стр. 64 объясните, почему подосиновик всегда растет вблизи осин.

Ученики рассматривают рисунки и высказывают свои предположения о том, что гриб имеет непосредственную связь с тем растением около которого они растут.

Учитель: Приведите примеры таких пар грибов и растений, которые растут рядом из личного опыта. Ученики  приводят примеры: осина – подосиновик, береза – подберезовик, пень ольхи и опята .

5. Закрепление новых знаний.

Учитель предлагает  учащимся выполнить задания контролирующего модуля  http://fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html

Задания к модулю: Назовите части гриба; Назовите плесневые грибы; Перечислите элементы внутреннего строения гриба; Проведите классификацию грибов.

Учащиеся выполняют задания модуля по цепочке.

6. Подведение итогов урока (рефлексия)

Учитель ставит проблемный вопрос: Грибы определены  систематиками в отдельное царство. Правильно ли это? Свое мнение обоснуйте с научной точки зрения. Что нового вы сегодня узнали о грибах?

Ученики отвечают на вопросы .

Учитель: Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке ( поднимите руки с указанием оценки на пальцах – 3,4,5)

Учитель визуально оценивает  активность и успешность учащихся , фиксирует себе результаты для планирования контроля знаний по этой теме на следующий урок.

Комментирует работу класса, благодарит за активность и оценивает работу наиболее активных учащихся.

7. Выдача домашнего задания:

Учитель: Ребята! Сегодня мы познакомились с удивительными живыми организмами – грибами. Я предлагаю вам продолжить это знакомство. Для этого составьте терминологически словарик по изученной теме в рабочей тетради, используя страницы учебника 21-25. Следующие задания предлагаются на выбор:

- выполнить компьютерную презентацию из 3-х слайдов про самые ядовитые грибы нашей местности;

- составить кроссворд из 6 слов по теме «Грибы нашего леса»;

- сочинить сказку с участием  съедобных грибов и их образа жизни.

Проявите свои таланты! Удачи!


Ход  урока.  Технологическая карта урока.

Этапы  урока

Задачи

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Организация начала урока

Сформировать благоприятный эмоциональный фон и настроить на восприятие материала

Приветствие, пожелание взаимной удачи на уроке

Настраиваются на работу

Сотрудничество с учителем и одноклассниками

II. Подготовительный

Актуализация знаний по теме из курса начальной школы

Вопросы классу:

1) Какие царства живой природы вам известны?

2) О каких живых организмах может идти речь в следующем тексте?

(предлагает ученикам ознакомиться с текстом на карточках) Приложение 1.

Читают текст, отвечают на вопрос, определяют тему урока и его цель

Самостоятельное формулирование темы и цели урока

III. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов

Модуль ФЦИОР

«Грибы. Общая характеристика»

http://fcior.edu.ru/card/27031/griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html

Рассказывает о грибах с использованием  модуля ФЦИОР по следующему плану:

- Царство грибов

- Особенности внешнего и внутреннего строения

- Типы питания

- Разнообразие

- Съедобные и ядовитые грибы

- Значение в природе и жизни человека

Слушают, задают вопросы, воспринимают материал

Умение слушать и задать вопрос

IV. Первичная рефлексия

Установление правильности и осознанности усвоенного материала, выявление пробелов, коррекция.

Модуль ЕКЦОР: « Таблица «Общая характеристика грибов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5042f0fc-20b4-4ae1-84ee-eacb54586772/%5BBIO6_08-53%5D_%5BPT_02%5D.html

Предлагает ученикам перечислить отличительные признаки грибов, которые они запомнили, потом, получив ответы, предлагает рассмотреть таблицу из ЕКЦОР

Задание:

1. Приведите примеры таких пар грибов и деревьев, которые растут в лесу рядом, из личного жизненного опыта

2. Используя учебник стр. 64 объяснить, почему подосиновик всегда растет вблизи осин.

Называют основные характерные признаки изучаемых организмов по памяти, что запомнили из демонстрации приложения, сравнивают свои ответы с предложенной таблицей. Вместе с учителем заносят таблицу в тетрадь, корректируя свои знания. Объясняют образование микоризы.

Умение планировать свою деятельность  при работе с новой информацией , умение высказывать свою точку зрения, умение сравнивать свои результаты с эталоном, умение оценивать свою работу и своих товарищей.

V.Закрепление новых знаний.

При помощи информационных технологий обеспечить усвоение изученного материала

ЕКЦОР: «Строение шляпочного гриба»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF

ФЦИОР: «Грибы. Общая характеристика.» (Модуль для контроля)

http://fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshchaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html

Задание1. Используя  муляжи , рисунки учебника и учебные таблицы изучите строение грибов. Используя предложенный ЭОР, перечислите основные части гриба.

Задание 2. Используя слайды определите, какие грибы ядовитые, съедобные.

Задание 3. Предложите известные вам правила сбора грибов в лесу.

Задания контролирующего модуля:

- назовите части гриба

- назовите плесневые грибы

- внутреннее строение гриба

- классификация грибов

Все вместе работают по заданиям, предложенным учителем, один ученик работает у компьютера, остальные ученики с места по цепочке выполняют задания электронного приложения. Высказывают свое мнение, исправляют допущенные ошибки

VI. Подведение итогов урока (рефлексия)

Анализ успешности, оценка достижений

Проблема: Грибы определены систематиками в отдельное царство. Правильно ли это? Свое мнение обоснуйте с научной точки зрения.

Что нового вы сегодня узнали о грибах? Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке (покажите на пальцах – 3,4,5)

Работают над проблемой.

Оценивают себя, свою успешность на уроке

Анализ и синтез изученного материала

VII. Выдача домашнего задания

Содержание и способ выполнения домашнего задания

Вариативное задание: (на выбор)

1. Составить терминологический словарик по изученной теме (стр. 21-25 материал текста учебника)

2. Выполнить компьютерную презентацию (3 слайда) о строении грибов

3. Составить кроссворд из 6 слов по теме «Грибы»

4. Сочинить сказку с участием грибов и их образа жизни

Записывают варианты домашнего задания

Приложение к плану-конспекту урока

Шляпочные грибы, их строение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Съедобные грибы      

[N 125152]

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d6-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

2

Белый гриб [N 176321]

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/461519aa-b55d-45c5-84fe-3bb8d7d38177/grib_beliy_forma_berezovaya.jpg

3

Сыроежка пищевая [N 176164]

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d10164c-843a-405a-b610-8412f5cf6dfe/siroejka_pishevaya.jpg

4

Подосиновик красный [N 176481]

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef483a73-ea2f-46fd-b052-ae18675ac7d4/podosinovik_krasniy.jpg

5

Грибница [N 181565]

Информационный

Анимация

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8190fb18-2a11-46e3-8217-5456ff698b7b/[NNSCH_1-01]_[MA_039].swf

6

Слайд презентации "Грибы" [N 181163]

Информационный

Иллюстрация Пластинчатые и трубчатые грибы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ebf9127-3689-45f9-bd18-6ac0c159c0bb/[NNSCH_1-01]_[PD_203-2].html


Приложение 1.

                   В 1918 году французский ботаник Вайян, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал эти организмы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что они созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Это одни из самых причудливых организмов на планете. Они могут напоминать нам своей формой птичьи гнезда, пучки волос, ушную раковину человека. Они лишены корней, стеблей и листьев. В прошлом их относили к растениям, но позднее нашли больше сходства с животными. Вспомним осенний лес! Войдя в него, мы сразу чувствуем их запах и начинаем смотреть под ноги  в поисках ….. чего? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока! Итак…

Литература

1. В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию. М: Дрофа , 2013г.стр.48

2. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию УМК «Сфера жизни» 5 класс М.: Дрофа, 2015г. стр.64-67

3. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы» М.: Белый город. 2009г.  стр. 153

4. Электронная библиотека ФЦИОР,  ЕКЦОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема "Цветок"

Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...