Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема "Цветок"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Анастасия Александровна Кондина

Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». 

При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы, самостоятельно работать с информацией.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями строения цветка и его значением в жизни растений.

 Задачи урока:

Образовательная:

-  изучить особенности строения цветка,

   - показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

Развивающая:

- развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная:

- прививать бережное отношение к природе,

-привить навыки коммуникативного общения, работы с текстом, таблицами.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок- исследование с использованием приемов ТРКМ

Методы обучения:

1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По характеру деятельности учителя – проблемные.

3.По характеру деятельности учащихся – проблемные, творческие,  исследовательские.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения: Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация  PowerPoint «Строение цветка», учебник Пасечник В.В. 2010г, гербарий, таблица «Строение цветка», карточки с заданиями.

План урока:

1.  Организационный момент

2.  Этап вызова (актуализация знаний обучающихся)

3.  Этап осмысления и закрепления изученного материала

4.  Рефлексия.

Выбранные методы и приемы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были  использованы словесные методы: объяснение, вопросы, наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый.

В ходе урока, для достижения заданной цели и задач были использованы приемы технологии развития критического мышления. Формирование критического мышления школьников, основанное на умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т.д.), является одной из наиболее актуальных задач современного образования.

     Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. В первой стадии происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии «Вызов» были использованы приемы: «Корзинка идей»,  это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по теме. Использован прием «Знаю, Хочу узнать, Узнал», учащиеся вспоминают и записывают в данную таблицу, что им уже известно по данному вопросу и ставят цели что они хотят узнать сегодня на уроке,  течении урока продолжают заполнять таблицу «ЗХУ». На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией в виде прочтения текста. Для закрепления новой информации использован прием «Верно не верно».

На стадии рефлексии происходит переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию с известной им ранее, используя знания, полученные на стадии осмысления. Использован прием «Синквейн». Данный прием позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Также на стадии рефлексии использован прием «Закончи предложение» что позволило систематизировать знания.

Умелое чередование данных приемов и методов обучения позволило уменьшить утомляемость школьников - они были активны на протяжении всего урока.

Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание (составление кроссворда), которое предусматривает работу с основными терминами данного и предыдущих уроков.

Урок прошёл в дружеской атмосфере, в непринуждённой обстановке. Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться. И дети, и учитель ушли с урока в хорошем настроении.

Все задачи, поставленные перед уроком, удалось решить в полном объёме.

В дальнейшем планируется продолжить работу с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, искать новые пути сбережения здоровья школьников, используя с этой целью новые технологии в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok.docx434.18 КБ
Файл tsvetok.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии развития критического мышления в 6-ом классе по теме:

«Цветок»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями строения цветка и его значением в жизни растений.

 Задачи урока:

Образовательная:

-  изучить особенности строения цветка,

   - показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

Развивающая:

- развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная:

- прививать бережное отношение к природе,

-привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, натуральными объектами.

Тип урока: урок обобщения и закрепления  знаний

Вид урока: урок- исследование с использованием приемов ТРКМ

Методы обучения:

1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По характеру деятельности учителя – проблемные.

3.По характеру деятельности учащихся – проблемные, творческие,  исследовательские.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения: Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация  PowerPoint «Строение цветка», учебник Пасечник В.В. 2010г, гербарий, таблица «Строение цветка», натуральные объекты, карточки с заданиями.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Этап вызова (актуализация знаний обучающихся)
  3. Этап итогового осмысления и закрепления ранее изученного материала
  4. Рефлексия

Ход урока

1.Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем свое удивительное путешествие по загадочному миру растений. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Для того чтобы выяснить в конце урока кто же из вас был самый активный на уроке я предлагаю вам вырастить цветок. У вас на партах у каждого лежат кружочки это центр цветка, за каждый верный ответ вы будите получать лепесток цветка и приклеивать его на листочек. У кого получиться вырастить цветок тот получит отличную оценку. (лепестки из самоклеющейся бумаги)

2.Этап  урока «Вызов»

- На протяжении нескольких уроков мы знакомились со строением и особенностями различных органов растений.

-Давайте вспомним.

- Что изображено на доске? D:\уроки\картинки\фиалка.png 

(растение)

-Назовите и расскажите о тех органах растений, которые нам уже известны.

(дети отвечают и показывают на схеме те органы которые им известны)

- Мы знаем о строении корня, строении листа, о строении почек, а какая часть растения осталась нами не изучена?

(цветок)

- Вы абсолютно правы.  Сегодня на уроке у нас есть возможность насладиться красотой удивительного мира цветов и заглянуть во внутренний мир цветка.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок»

- Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое   ЦВЕТОК.    

На данном этапе урока используется прием корзинка идей (на доске записывается вся информация которую дети говорят на тему цветок)

(Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть  как индивидуальной, так и групповой 1-2 мин). Идет обсуждение понятия, отмечаются самые удачные определения.

- Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках (можно предложить учащимся найти определение и зачитать).

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.

- Изучение темы мы начнем с заполнения таблицы «ЗХУ» таблица заполняется в течении урока.

- Что вы уже знаете о стебле, запишите в графу «знаю»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и  обсуждают её.

- А как вы думаете ваших знаний достаточно?

- Что бы вы хотели узнать о цветке,  запишем в графу «Хочу знать»

Учащиеся записывают то что бы они хотели узнать о цветке во вторую колонку. Обмениваются информацией и  обсуждают её.

Это и есть цели нашего урока. Мы узнаем о строении цветка, узнаем о роли цветка в жизни растений и познакомимся с разнообразием цветов.

2. Осмысления

-Многообразие растений поражает. У каждого есть свои особенности свои загадки. И у каждого есть особенности в строении цветка.

(на доске размещены фотографии различных цветов)

- Действительно, цветы отличаются друг от друга размером, цветом, формой.

-Я предлагаю вам заглянуть во внутренний мир цветка. У вас на партах лежат тексты. Этот текст не простой в нем спрятаны части (органы) цветка. Ваша задача их найти и отметить на схеме строения цветка.

Прием верно не верно!

Цветоножка  - имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе  - женский орган размножения.

Тычинки - прикрепляет к стеблю.

Чашелистики – похожи на листочки, имеют зеленую окраску

Текст

Цветок - простой видоизмененный укороченный побег, являющийся репродуктивным органом, в котором протекает половой процесс, вследствие чего развивается плод и семена.

Подобно вегетативному побегу, цветок состоит из стеблевой части-цветоножки, с помощью которой он крепится к растению (если она отсутствует, то цветок называется сидячим) и цветоложа - основания, где расположены все части цветка.

Ниже всего на цветоложе размещается чашечка, состоящая из зеленых листочков-чашелистиков (свободных или сросшихся). Они защищают все остальные части цветка.

Выше чашелистиков расположен венчик - совокупность отдельных лепестков. Чаще всего они ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей и защищают главные части цветка. По строению венчика цветки разделяют свободнолепестные  и сростнолепестные. Чашечка и венчик вместе образует околоцветник. Околоцветник характерен для насекомоопыляемых  растений. Ветроопыляемые цветки  «голые», околоцветника, как правило, у них нет.

 Главными частями цветка является – пестик и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развиваются – пыльца. Пестик состоит из завязи, столбик, рыльца, на который попадает и прорастает пыльца.  «Отец» систематики растений- Карл Линней, назвал этот комплекс – женской репродуктивной системой, а тычинки – мужской. Это органы размножения.

Если посмотреть на все цветы, то они редко расположены по одиночке, а чаще группами, называемыми  соцветиями.

D:\уроки\картинки\строение цветка схема.gif

(После выполнения задания(7мин) дети подходят к доске и отмечают составные части цветка, при это характеризуют их)

- А теперь проверим внимательны ли вы были.

Прием верно не верно!

Цветоножка  - имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе  - женский орган размножения.

Тычинки - прикрепляет к стеблю.

Чашелистики – похожи на листочки, имеют зеленую окраску

Физкультминутка:

Гимнастика для глаз. (на стене около доски расположены разного цвета цветы, дети ищут из глазами)

Гимнастика дыхательная. Давайте представим что мы на цветущем лугу давайте попробуем ощутить запахи этих растений (дети делают глубокие вздохи)

-Не смотря на то, что все цветки имеют сходную схему строения, у каждого есть свои особенности в строении. Выделяют правильные и не правильные.

- Как вы считаете какие цветки будут правильными, а какие не правильные?

Строение цветка. Околоцветник. Если через листочки околоцветника можно провести несколько плоскостей симметрии, то такие цветки называют правильными.                      Строение цветка. Околоцветник. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными.

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей)

 Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.

  • Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
  • А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.

   Эти цветы называют раздельнополыми.

      Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

Формула цветка:

       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

D:\уроки\картинки\формула.jpg

 У вас на партах лежат карточки на которых изображены различные цветки. Ваша задача определить формулу данного цветка.

D:\уроки\картинки\71195944_1298626516_06320081231161300.jpgD:\уроки\картинки\лилия цветок.jpg

  (цветок вишни)                                                       (цветок лилии)

(дети выходят к доске и записывают формулу своего цветка)

3.Рефлексия

 Продолжите предложение

Цветок это…..

Главные части цветка это………

Цветы бывают………..

Если бы не было цветов то……

Знания о цветке мне пригодятся в жизни……….

Закрепить знания о цветке нам поможет синквейн

Тема – Цветок

-Что вы узнали о цветке?

Заполните графу «Узнал» в таблице «ЗХУ».

Домашнее задание: п.28, творческое здание составить кроссворд на тему цветок или подготовить сообщение на тему удивительные цветы.

Выставление оценок:

Итог урока:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Карточка№1

Текст

Цветок - простой видоизмененный укороченный побег, являющийся репродуктивным органом, в котором протекает половой процесс, вследствие чего развивается плод и семена.

Подобно вегетативному побегу, цветок состоит из стеблевой части-цветоножки, с помощью которой он крепится к растению (если она отсутствует, то цветок называется сидячим) и цветоложа - основания, где расположены все части цветка.

Ниже всего на цветоложе размещается чашечка, состоящая из зеленых листочков-чашелистиков (свободных или сросшихся). Они защищают все остальные части цветка.

Выше чашелистиков расположен венчик - совокупность отдельных лепестков. Чаще всего они ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей и защищают главные части цветка. По строению венчика цветки разделяют свободнолепестные  и сростнолепестные. Чашечка и венчик вместе образует околоцветник. Околоцветник характерен для насекомоопыляемых  растений. Ветроопыляемые цветки  «голые», околоцветника, как правило, у них нет.

 Главными частями цветка является – пестик и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развиваются – пыльца. Пестик состоит из завязи, столбик, рыльца, на который попадает и прорастает пыльца.  «Отец» систематики растений- Карл Линней, назвал этот комплекс – женской репродуктивной системой, а тычинки – мужской. Это органы размножения.

Если посмотреть на все цветы, то они редко расположены по одиночке, а чаще группами, называемыми  соцветиями.

D:\уроки\картинки\строение цветка схема.gif

        Карточка №2

Определить формулу данного цветка.

D:\уроки\картинки\лилия цветок.jpgD:\уроки\картинки\71195944_1298626516_06320081231161300.jpg

  (цветок вишни)                                                       (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик,    – неправильный цветок, * - правильный цветок,    - пестичные (женские) цветки,    - тычиночные (мужские) цветки,    - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой,  а если число частей цветка больше 12 то ставят  - .

Определить формулу данного цветка.

лилия цветок71195944_1298626516_06320081231161300

  (цветок вишни)                                                       (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик,    – неправильный цветок, * - правильный цветок,    - пестичные (женские) цветки,    - тычиночные (мужские) цветки,    - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой,  а если число частей цветка больше 12 то ставят  - .

Определить формулу данного цветка.

лилия цветок71195944_1298626516_06320081231161300

  (цветок вишни)                                                       (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик,    – неправильный цветок, * - правильный цветок,    - пестичные (женские) цветки,    - тычиночные (мужские) цветки,    - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой,  а если число частей цветка больше 12 то ставят  - .

Определить формулу данного цветка.

лилия цветок71195944_1298626516_06320081231161300

  (цветок вишни)                                                       (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик,    – неправильный цветок, * - правильный цветок,    - пестичные (женские) цветки,    - тычиночные (мужские) цветки,    - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой,  а если число частей цветка больше 12 то ставят  - .

цветоножка 

цветоложе

чашелистик

венчик  околоцветник 

пестик

 тычинки

тычиночная нить

пыльник

 завязь рыльце

 столбик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Цветок» Цветы, цветы.… Как много их, И розовых , и голубых , Как мотыльков на тонких стеблях, Цветы, цветы.… Везде, везде Мне улыбаются весь день, Живую радугу колебля… Г.К.Суворов.

Слайд 3

Что такое цветок? Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.

Слайд 4

«З-Х-У» Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 5

Разнообразие цветов

Слайд 6

Строение цветка

Слайд 7

Правильный цветок

Слайд 8

Н еп равильный цветок

Слайд 9

Нарцисс Яблоня Горох Орхидея

Слайд 12

Продолжите предложение Цветок это….. Главные части цветка это……… Цветы бывают……….. Если бы не было цветов то…… Знания о цветке мне пригодятся в жизни……….

Слайд 13

Синквейн Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка . 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме, суть явления. Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы, явления.

Слайд 14

«ЗХУ» Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 15

Домашнее задание: §28, творческое задание: составить кроссворд на тему «цветок» или подготовить сообщение на тему «удивительные цветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...