Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Голубева Наталья Ник

Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.

Тема урока "Испарение воды листьями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии для 6 класса в рамках ФГОС «Испарение воды листьями»

Автор: Голубева Наталья Николаевна, учитель биологии

Данная разработка урока по теме «Испарение воды листьями»  составлена для УМК пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 6 класса.

Тема урока: Испарение воды листьями.

Тип урока: Комбинированный

Цель:  изучить процесс испарения, происходящий в листьях, выявить роль устьиц в этом процессе, выяснить от каких факторов зависит процесс испарения, познакомить учащихся с естественным явление- листопадом и ролью для растений.

Задачи:

  • образовательные: знать о процессе испарения в листьях, а так же о роли устьиц в этом процессе.
  • развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь объяснять явления с помощью опытов уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
  • воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  • Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.
  • Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Продолжить формирование умения определять особенности процессов, происходящих в растении.
  • Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение листа», «Формы листьев», мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Мотивация

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Я вам предлагаю совершить небольшой экскурс в историю знаний…

Перед вами слайд. Внимательно посмотрите,  подумайте  и дайте объяснение «Почему называется лаборатория  фабрики?» (слайд №1)

Перед вами второй слайд-   сравните его с первым. ( слайд №2)

Работа со слайдами №3, №4, №5,№6,№7, №8, 9, 10.

Ребята! Посмотрите внимательно на следующий слайд. Что вы видите здесь?

Подвожу учащихся к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока.

Тема нашего урока-   Испарение.

А как вы думаете, какой орган испаряет воду.

Поэтому формулируем тему урока.

Итак, тема урока «Испарение воды растениями».

Транспирация - процесс испарения воды растением.

Для того, чтобы узнать , как происходит испарение,  нужно заглянуть во внутрь листа. Я вас  попрошу открыть учебники на стр 37 и 39 и вспомнить как устроен лист внутри. Выслушиваю высказывания учащихся.

Уточняем : Транспирация- процесс испарения воды листьями

Обращаю внимание на слайд № 19.

Устно докажите, почему нарушилось равновесие весов?

Почему появились капельки на листьях?

Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?( Вода испарилась через листья растения)

Почему нарушилось равновесие весов?( Воды в колбе стало меньше  )

Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? ( Вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа.)

Давайте сделаем промежуточный вывод, исходя из предыдущих слайдов.

Идем дальше. Внимание на слайд № 20.

Почему в стакане  под №2 меньше всего воды? Дайте этому объяснение.

Какой можно сделать вывод?

Я предлагаю  провести небольшую самостоятельную работу по рядам: 1, 2, 3 ряды( в тетрадях). Затем вместе обсудим. Оформление любое( в виде схемы, тезисы и т.п.)

Я обращаю внимание на слайды №29 и 30. Сообщаю учащимся интересные факты.

Затем видео- листопада и как минутка отдыха.

После просмотра  видео задаю вопрос « Что вы увидели во время небольшого видео. Листопад.( обращаюсь к картинам и стихотворениям об осени). Почему так воспевали осень…

 А что такое листопад?( Выслушиваю учащихся)

Листопад- это биологический( естественный) процесс сбрасывания листвы растением.

Предлагаю учащимся самостоятельно проработать тест учебника и ответить на вопрос «В чем значение листопада?

Закрепление- рефлексия:

Давайте. подведем итог нашему уроку. Что мы сегодня узнали на уроке?

Дыхание, фотосинтез, испарение- это все связано  с листом.

Работа со слайдами.( 34-39) .Работа с мыслительным листом( по вариантам)

Внимание! Черный ящик- у вас есть на столах небольшие листочки, напишите на них ответ на то, что может находится в черном ящике.

Благодарю учащихся за урок и задаю домашнее задание на слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Почва в жизни растений"

Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы....

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока биологии "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Методическая разработка урока "Передвижение воды и питательных веществ в растении". Цель урока:сформировать представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; по...

методическая разработка урока "Строение семян двувольных растений"

Методическая разработка урока в 6 классе "Строение семян двудольных растений" (учебник В.В.Пасечник). Организация индивидуальной деятельности учащихся при выполнении лабораторной работы....

Методическая разработка урока по теме: Покрытосеменные растения (5 класс ФГОС ОО)

Тип урока: комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изуче...

Методическая разработка урока географии Внутренние воды Северной Америки

Урок географии в использованием системно-деятельностного подхода....