Методическая разработка урока по теме: Покрытосеменные растения (5 класс ФГОС ОО)
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_pokrytosemennye_rasteniya.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
Методическая разработка урока
по теме: Покрытосеменные растения
(5 класс ФГОС ОО)
учитель биологии
Молчанова Любовь Дмитриевна
Мужи – 2016 год
Тема: Покрытосеменные или цветковые растения»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их разнообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Раскрыть существенные признаки покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространяться на Земле.
- Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными растениями.
Развивающие задачи:
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение.
- Развивать память, речь, мышление, умение выделять главное: обобщать, проводить аналогию и сравнение: научить правильно оценивать уровень своих знаний и знаний сверстников, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами и гербарными материалами.
- Развивать знания о значении ботаники в жизни человека, показав ведущую роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
- Продолжить формирование основ экологической культуры.
- Отрабатывать умение работать самостоятельно и в группах.
- Способствовать воспитанию чувства удовлетворенности и успеха от интеллектуального труда.
Тип урока: комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изучения темы.
Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, гербарий, фотографии растений, находящихся под охраной, Красная книга.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление пройденного материала
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока:
- Организационный момент: Здравствуйте, ребята!
Слайд №1
«Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!
Ребята, за урок у Вас будет возможность получить оценку:
- за устные ответы
- За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберёте, тем выше будет ваша оценка за устную работу.
Во время работы необходимо выполнять 3 основных правила: (слайд № 2)
- Хорошо себя вести.
- Активно работать.
- Уважительно относится к ответам своих одноклассников.
- Актуализация знаний: И так, на прошлом уроке мы изучали отдел голосеменные растения, давайте вспомним особенности данного отдела растений, согласно маршруту, которому мы следовали:
- Какие растения относятся к голосеменным? (ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник)
- У голосеменных, в отличие от папоротников в процессе эволюции появились? ( Семена)
- Хвоя – видоизмененные… ? (Листья)
- Благодаря чему сосна экономно испаряет влагу? (Строению хвоинок)
- Чем ель отличается от сосны? (Ель более теневыносливая порода)
- Почему хвойные растения относятся к отделу голосеменных? (Семена «лежат» открыто на чешуе шишки)
- Какие жизненные формы у голосеменных растений? (Только древесная)
- Опыление у голосеменных растений происходит? (только ветром)
- Какое хвойное растение осенью сбрасывает хвою? ( Лиственница) В отличие от большинства хвойных деревьев, являющимися вечнозелеными породами, лиственница сбрасывает осенью свою листву – хвою. Перед опадением хвоя желтеет.
- Почему во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает? (Потому что древесина ели гибкая, а сосны – нет. Корневая система сосны развита вглубь, а у ели – вширь)
Молодцы:
Кто еще может добавить признаки голосеменных?
(Получают жетоны)
- Изучение нового материала
Мы знаем, что растения, семена которых лежат открыто на плодах называют голосеменными. Сегодня поговорим о растениях, семя которых защищено завязью (покрывает семя). Может вы сможете назвать как называются такие растения?
( ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ).
Запишем тему сегодняшнего урока «Покрытосеменные или цветковые растения» (слайд № 5)
- (ВАЛЬС ЦВЕТОВ) сейчас прослушаем композицию Петра Ильича Чайковского
Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. Подумайте, о чем вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?
(Дети отвечают)
- Чтение стихотворения адыгейского писателя Киримизе Жанэ
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры. (слайд №6)
- О чем это стихотворение?
Постановка проблемы урока.
Подумайте….
- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на земле?
- Вспомните из чего состоит растение (корень, стебель, листья, цветок (цветок не у всех растений) потом появляются плоды и семена) (слайд №7)
- Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями. Эта самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений. 250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.
- Сообщение о самом большом цветки и о самом маленьком (слайд № 8,9)
- Раффлезия. Паразитирует на корнях и стеблях ряда тропических растений, растущих во влажных тропических лесах Индонезии и Филиппин. Раффлезия не имеет ни корней, ни стеблей; на пораженных частях растений образуются плоско распростёртые цветки с 5 очень крупными мясистыми листочками. Их цветы самые крупный среди всех цветков растений; в бутоне он похожи на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 м в диаметре и весит 4—6 кг. Цветки Раффлезия издают сильный трупный запах и опыляются мухами.
- Вольфия. Самый маленький цветок в мире. Самое интересное, что он не имеет листьев и корней, растет на поверхности водоемов со стоячей водой. Тело вольфии состоит из сросшихся листовых образований. В нижней части листочка расположен кармашек, в которых закладываются почки, дающие начало новым растениям, а на верхней части расположена цветковая ямка. Ее размеры меньше булавочной головки. Опыляется цветок с помощью насекомых и ветра. После цветения формируются маленькие овальные семена 0,3 мм в диаметре.
Почему же их называют Покрытосеменные?
(Имеется орган семенного размножения - цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто). (слайд №10)
Записать: Покрытосеменные или цветковые растения - растения у которых семя покрыто в завязи цветка.
- Рассмотрим самые важные функции и признаки покрытосеменных растений
- ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
Вспомните, мужской орган семенного размножения у цветка – тычинка, женский орган семенного размножения – пестик. Опыление чаще всего у покрытосеменных происходит при помощи насекомых, но встречается, что опыляют и птицы. Процесс опыления – это доставка пыльцы на рыльце пестика, задача растений – привлечь к себе насекомых (яркая окраска, сладкая, ароматная пыльца)
- ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ: деревья, кустарники, травы
- ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛНЫЕ РАСТЕНИЯ (признаки) (слайд №11)
Однодольные : Одна семядоля, жилкование – параллельное и дуговое, корневая система – мочковатая
Двудольные: Две семядоли, жилкование – сетчатое, коневая система – стержневая.
- Рефлексия. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня? Чему удивились? Что заставило задуматься? (ответы детей). Слайд № 11.
Сравним покрытосеменные и голосеменные растения (я говорю вам признак покрытосеменных – вы, соответствует ли этот признак голосеменным)
СЕМЯ
Покрытосеменные : семя защищено завязью
Голосеменные: семя «лежит» открыто на чешуе шишки
ЦВЕТОК
Покрытосеменные : наличие цветка
Голосеменные: не образуют цветы
ОПЫЛЕНИЕ
Покрытосеменные: происходит ветром, насекомыми, птицами,
млекопитающими
Голосеменные: происходит при помощи ветра
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ
Покрытосеменные: деревья, кустарники и травы
Голосеменные: Только древесные формы
v. Домашнее задание. Прочитать параграф 17. Ответить устно на вопросы. Термины и рисунки рассмотреть. Использовать интернет ресурсы при подготовке домашнего задания.
VI, Выставление оценок (слайд №12)
Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я вам сказать,
Что вы можете отлично и учиться, и играть!
СПАСИБО ЗА УРОК! Всего доброго! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Покрытосеменные растения" 6 класс
Интерактивная доска SMART Notebook...
Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 5 класса (ФГОС)
Урок составлен с учетом возрастных особенностей, требований ФГОС....
Разработка урока по теме "Ткани растений" 5 класс
Урок в 5 классе,проведенный в Староакбулатовской СОШ 20.12.16...
Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)
Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...
Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 8 класса (ФГОС)
Раздел: «Волейбол. Прием мяча снизу.»Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий волейболом.Задачи:Образовательная: обуче...
Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.
Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...
Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта....