Методическая разработка урока по теме: Покрытосеменные растения (5 класс ФГОС ОО)
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Молчанова Любовь Дмитриевна
Тип урока: комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изучения темы. Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, гербарий, фотографии растений, находящихся под охраной,Красная книга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_pokrytosemennye_rasteniya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»

Методическая разработка урока

по теме: Покрытосеменные растения

(5 класс ФГОС ОО)

учитель биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

Мужи – 2016 год

Тема:  Покрытосеменные или цветковые растения»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их разнообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Раскрыть существенные признаки   покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространяться на Земле.
  2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными растениями.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение.
  2. Развивать память, речь, мышление, умение выделять главное: обобщать, проводить аналогию и сравнение: научить правильно оценивать уровень своих знаний и знаний сверстников, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами и гербарными материалами.
  3. Развивать знания о   значении ботаники в жизни человека, показав ведущую роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
  2. Продолжить формирование основ экологической культуры.
  3. Отрабатывать умение работать самостоятельно и  в  группах.
  4. Способствовать воспитанию чувства удовлетворенности и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока:  комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изучения темы.

Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, гербарий, фотографии растений, находящихся под охраной, Красная  книга.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление пройденного материала
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание
  7. Итог урока

Ход урока:

  1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята!  

Слайд №1

                             «Внимание! Внимание!                                        

                                        Приближается дружок,

                                        Время общих приключений-

                                   Наш занимательный урок!

                                   В мир радости и  увлечений

                                        Я приглашаю, дети Вас.

                                        Наш увлекательный урок

                                    Начинаем мы сейчас!          

 Ребята, за урок у Вас будет возможность получить оценку:

  • за устные ответы
  •  За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберёте, тем выше будет ваша оценка за устную работу.

Во время работы необходимо выполнять 3 основных правила:  (слайд № 2)

  • Хорошо себя вести.
  • Активно работать.
  • Уважительно относится к ответам своих одноклассников.
  1. Актуализация знаний:  И так, на прошлом уроке мы изучали отдел голосеменные растения, давайте вспомним особенности данного отдела растений, согласно маршруту, которому мы следовали:
  1. Какие растения относятся к  голосеменным? (ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник)
  2. У голосеменных, в отличие от папоротников в процессе эволюции появились?    ( Семена)
  3. Хвоя – видоизмененные… ? (Листья)
  4. Благодаря чему сосна экономно испаряет влагу? (Строению хвоинок)
  5. Чем ель отличается от сосны? (Ель более теневыносливая порода)
  6. Почему хвойные растения относятся к отделу голосеменных? (Семена «лежат» открыто на чешуе шишки)
  7.   Какие жизненные формы у голосеменных растений? (Только древесная)
  8. Опыление у голосеменных растений происходит? (только ветром)
  9. Какое хвойное растение осенью сбрасывает хвою? ( Лиственница)                      В отличие от большинства хвойных деревьев, являющимися вечнозелеными породами, лиственница сбрасывает осенью свою листву – хвою. Перед опадением хвоя желтеет.
  10. Почему во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает? (Потому что древесина ели гибкая, а сосны – нет. Корневая система сосны развита вглубь, а у ели – вширь) 

Молодцы:

Кто еще может добавить признаки голосеменных?

(Получают жетоны)

  1. Изучение нового материала

Мы знаем, что растения, семена которых лежат открыто на плодах называют голосеменными. Сегодня поговорим о растениях, семя которых защищено завязью (покрывает семя). Может вы сможете назвать как называются такие растения?

( ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ).

Запишем тему сегодняшнего урока «Покрытосеменные или цветковые растения»   (слайд № 5)

  •  (ВАЛЬС ЦВЕТОВ) сейчас прослушаем композицию Петра Ильича Чайковского

Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. Подумайте, о чем вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?

(Дети отвечают)

  • Чтение стихотворения адыгейского писателя Киримизе Жанэ

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.                          (слайд №6)

  • О чем это стихотворение?

Постановка проблемы урока.

 Подумайте….

  • Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на земле?      
  • Вспомните из чего состоит растение (корень, стебель, листья, цветок (цветок не у всех растений) потом появляются плоды и семена)         (слайд №7)
  • Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями. Эта самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений. 250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.
  • Сообщение о самом большом цветки и о самом маленьком (слайд № 8,9)
  • Раффлезия. Паразитирует на корнях и стеблях ряда тропических растений, растущих во влажных тропических лесах Индонезии и Филиппин. Раффлезия не имеет ни корней, ни стеблей; на пораженных частях растений образуются плоско распростёртые цветки с 5 очень крупными мясистыми листочками. Их цветы самые крупный среди всех цветков растений; в бутоне он похожи на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 м в диаметре и весит 4—6 кг. Цветки Раффлезия издают сильный трупный запах и опыляются мухами.
  • Вольфия. Самый маленький цветок в мире. Самое интересное, что он не имеет листьев и корней, растет на поверхности водоемов со стоячей водой. Тело вольфии состоит из сросшихся листовых образований. В нижней части листочка расположен кармашек, в которых закладываются почки, дающие начало новым растениям, а на верхней части расположена цветковая ямка. Ее размеры меньше булавочной головки. Опыляется цветок с помощью насекомых и ветра. После цветения формируются маленькие овальные семена 0,3 мм в диаметре.

Почему же их называют Покрытосеменные?

(Имеется орган семенного размножения -  цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).      (слайд №10)

Записать: Покрытосеменные или цветковые растения - растения у которых семя покрыто в завязи цветка.

  • Рассмотрим самые важные функции и признаки покрытосеменных растений
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Вспомните, мужской орган семенного размножения у цветка – тычинка, женский орган  семенного размножения – пестик.  Опыление чаще всего у покрытосеменных происходит при помощи насекомых, но встречается, что опыляют и птицы. Процесс опыления – это доставка пыльцы на рыльце пестика, задача растений – привлечь к себе насекомых (яркая окраска, сладкая, ароматная пыльца)

  • ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ:  деревья, кустарники, травы
  • ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛНЫЕ РАСТЕНИЯ (признаки)  (слайд №11)

Однодольные : Одна семядоля, жилкование – параллельное и дуговое, корневая система – мочковатая

Двудольные: Две семядоли, жилкование – сетчатое, коневая система – стержневая.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня? Чему удивились? Что заставило задуматься? (ответы детей). Слайд № 11.                                                  

Сравним покрытосеменные и голосеменные растения (я говорю вам признак покрытосеменных – вы, соответствует ли этот признак голосеменным)

СЕМЯ

Покрытосеменные : семя защищено завязью

Голосеменные: семя «лежит» открыто на чешуе шишки

ЦВЕТОК

              Покрытосеменные : наличие цветка

Голосеменные: не образуют цветы

ОПЫЛЕНИЕ

              Покрытосеменные: происходит ветром, насекомыми, птицами,  

              млекопитающими

Голосеменные: происходит при помощи ветра

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ

               Покрытосеменные: деревья, кустарники и травы

               Голосеменные: Только древесные формы

   v.     Домашнее задание. Прочитать параграф 17. Ответить устно на вопросы. Термины и рисунки рассмотреть. Использовать интернет ресурсы при подготовке домашнего задания.

VI, Выставление оценок         (слайд №12)

Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать,

Что вы можете отлично и учиться, и играть!

СПАСИБО ЗА УРОК! Всего доброго! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 5 класса (ФГОС)

Урок составлен с учетом возрастных особенностей, требований ФГОС....

Разработка урока по теме "Ткани растений" 5 класс

Урок в 5 классе,проведенный  в Староакбулатовской СОШ 20.12.16...

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 8 класса (ФГОС)

Раздел: «Волейбол. Прием мяча снизу.»Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий волейболом.Задачи:Образовательная: обуче...

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...

Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта....