Проблемные вопросы и познавательные задачи по темам, 5-11 кл. ФГОС
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
В даном разделе представлены проблемные вопросы и познавательные задачи по темам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемные вопросы и познавательные задачи по разделу
«Транспорт веществ».
Тема: «Органы кровообращения»
- Процесс движения крови в организме издавна интересовал ученых. Предлагались различные гипотезы, объясняющие образование крови и ее движение:
а) кровь образуется в сердце и расходится по кровеносным сосудам вовсе части тела, не возвращаясь обратно в сердце;
б) сердце – не кроветворный орган, а насос, двигатель крови;
кровь течет от сердца к органам и обратно к сердцу по одним и тем же кровеносным сосудам;
в) английский медик В. Гарвей считал, что сердце – насос, который гонит кровь в одни сосуды, а возвращаются от органов по другим сосудам.
С какой гипотезой вы согласны. Прокомментируйте, почему вы не согласны с другими гипотезами..
- Основной цвет кожи – розовый. кровеносные сосуды, которые мы видим (вены). имеют синеватый цвет. Почему?
Тема : «Работа сердца»
- За одно сокращение сердце выбрасывает в сосуды у взрослого в среднем 80 мл. крови. сколько крови выбрасывает сердце в сутки, за год у подростка. если частота сокращений в 1 мин. у него 78, а ударный объем сердца – 38.5 см. куб.
- Сердце – удивительный и надежный насос, который работает в течение всей жизни без остановки. в чем секрет такой работоспособности сердца.
- Результатом тренировки сердца является увеличение ударного объема; за счет увеличения частоты сердечных сокращений нельзя значительно повысить общее количество перекачиваемой крови. Почему?
Тема: « Движение крови и лимфы по сосудам».
- Сердце работает толчками. а кровь движется в сосудах непрерывно. как это объяснить?
- В большом круге кровообращения часть плазмы из крови просачивается через стенки капилляров в межклеточные пространства тканей, пополняя тканевую жидкость. Это должно было бы привести к постепенному уменьшению крови в сосудах, увеличению тканевой жидкости и «разбуханию» тканей. Но этого не происходит. Почему же количество крови не уменьшается, а количество тканевой жидкости не увеличивается?
Тема: «Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях».
- Артерии расположены глубже . чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?
- При значительной кровопотере человек учащенно дышит, бледнеет, появляется жажда. Все это – защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.
- Среди некоторой части несведущих людей бытует мнение. что при возникновении болей в области сердца нужно выпить рюмку коньяка, так как он расширяет сосуды, и боли прекратятся. Докажите опасность такого мнения.
Раздел : «Дыхание»
Тема: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях».
- Легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься?
- В спокойном состоянии через легкие человека проходит около 8 литров воздуха за 1 мин, а при напряженной работе – до 120 и более литров. За счет чего повышается пропускная способность легких?
Тема : «Дыхательные движения».
- Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление:
а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку;
б) легкие грудной полости расширяются и засасывают атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох). С какой гипотезой вы согласны?
Тема: «Заболевание органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения»
- В Арктике и Антарктике, несмотря на холод. люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему?
Предварительный просмотр:
Параграф № 30 7 класс
Проблемные вопросы и познавательные задачи по теме:
«Воробьинообразные, Голенастые»
1. Найдите биологическую неточность, которую автор допустил в художественном произведении.
А.Н. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Ответ: : ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест)
2. Найдите биологическую неточность, которую автор допустил в художественном произведении.
С. Есенин
Выткался над озером алый свет зари,
На бору со звоном плачу глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется, на душе светло.
Ответ: иволга в дупле не живет, а строит гнездо в кроне деревьев.
3. Найдите биологическую неточность, которую автор допустил в художественном произведении.
С.Я. Маршак.
А эта веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
Ответ: Синица питается насекомыми, в стужу при отсутствии насекомых может клевать семена подсолнуха и конопли, но не пшеницы.
4. Эта птица может лететь быстрее и дольше всех – три года без остановки.
Ответ: стриж.
5. Какая птица повисает на деревьях зимой кверху ногами? Почему?
Ответ: Синица. Сверху ветки покрыты снегом, поэтому синица добывает насекомых и их яйца на нижней стороне веток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект учебно-познавательных задач по теме "Мораль. Религия" 10 класс, обществознание
Данный комплект создан с целью организации работы учащихся по усвоению нового материала с использованием технологии работы в группах сменного состава. Полезен для учителей, которые используют на...
Проблемные вопросы и задачи по ботанике
Тема "Побег"...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок по математике в 5классе по ФГОС....
Учебно-познавательные задачи по теме "Бактерии"
Вопросы занимательного характера по теме "Бактерии" для решения в 7 классе...
Познавательные задачи по теме ЧС на транспорте
Познавательные задачи можно использовать для закрепления знаний или проверки знаний по теме ЧС на транспорте в курсе ОБЖ 10 класса.Представлены задачи на знание последовательности действий при аварии ...
Познавательные задачи по теме Личная безопасность при посещении массовых мероприятий
При проведении урока ОБЖ в 8 классе по теме Личная безопасность при посещении массовых мероприятий я предлагаю учащися познавательные задачи, чтобы лучше усвоить правила поведения.Задача обсуждается в...