Проблемные вопросы и задачи по ботанике
материал по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ ПО БОТАНИКЕ
Тема "Побег"
Задача 1
Стебель растения имеет сложное внутреннее строение. Почему? Дайте развернутый, обоснованный ответ.
Задача 2
Одинаковой ли будет ширина годичного кольца, образовавшегося у разных деревьев за этот год? Почему? Укажите как можно большее количество причин, которые могут повлиять на процесс образования годичных колец у растений.
Задача 3
Разработайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что вода перемещается внутри стебля растения по древесине.
Задача 4
В зимнее время у конкретного растения многие почки погибли в результате промерзания, а некоторые сохранились в живом состоянии. Почему одни почки этого растения погибли, а другие — нет?
Задача 5
Проведено наблюдение за побегами разных растений одного биологического вида. Оказалось, что один побег вырос за год на б см, а другой — на 17 см. Как можно объяснить разницу в величине прироста у этих побегов? Назовите как можно больше возможных причин.
Задача 6
В природе встречаются растения с различными видами стеблей. Какие преимущества перед другими имеют растения с прямостоячим стеблем; с ползучим; вьющимся или цепляющимся?
Придумайте ситуации, в которых наличие каждой из перечисленных форм стебля создавало бы трудности для растения.
Задача 7
Представьте, что у картофеля перестали образовываться длинные подземные побеги — столоны. К каким отрицательным последствиям это могло бы привести и почему?
Задача 8
В результате активной борьбы с корневищным сорняком пыреем количество этого растения на огороде через некоторое время только увеличилось.
Мог ли огородник допустить какие-либо ошибки в борьбе с пыреем? Какие именно?
Задача 9
У каких растений (водных или наземных) должны быть более развиты механические ткани? Почем)' вы так думаете?
Задача 10
Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной. К каким последствиям это могло бы привести? Почему?
Задача 11
В устьичных клетках есть хлоропласты, а окружающие их клетки кожицы листа хлоропластов не имеют. Как это можно объяснить?
Задача 12
Как должно измениться количество и расположение устьиц на листе у растения, переходящего от водного к наземному образу жизни? Объясните причины этих изменений.
Задача 13
Известно, что губчатая ткань, имеющая большое количество
межклетников,обычно находится в нижней части листа. Объясните этот факт. Представьте, что это правило не соблюдается. Каковы возможные последствия?
Задача 14
Перечислите возможные причины, которые могли бы ускорить или замедлить процесс передвижения растворенных веществ по сосудам и ситовидным трубкам жилки листа.
Задача 15
Посоветуйте овощеводу, как можно ускорить процесс фотосинтеза у выращиваемых в парниках и теплицах сельскохозяйственных растений.
Задача 16
Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крахмал. Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, т.е. в полной темноте. Однако в них — огромное количество крахмала. Откуда же он там берется?
Задача 17
Можно ли увеличить скорость процесса фотосинтеза, если не удается усилить освещение? Если да, то что для этого необходимо сделать?
Задача 18
В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее количество растений. В аквариуме же без растений может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае.
Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и дыхании растений.
Задача 19
Однажды на уроке в ответе одного из учащихся прозвучала следующая фраза: "Фотосинтез у растений происходит на свету, а дыхание — в темноте. В этом заключается основное отличие названных процессов друг от друга".
Согласны ли вы с прозвучавшим утверждением? Почему? Дайте полный и правильный ответ об отличиях между дыханием и фотосинтезом.
Задача 20
Прокомментируйте следующее высказывание одного из учащихся: "Фотосинтез осуществляется в клетках, имеющих хлоропласты, а дыхание — в остальных клетках".
С чем можно, а с чем нельзя согласиться в этом высказывании и почему?
Задача 21
Известно, что растение поглощает воду из почвы, а затем испаряет ее через устьица листьев. Получается, что растение поглощает большое количество воды, чтобы потом бесполезно ее потерять, испарив во внешнюю среду.
Какой же смысл в описанных выше процессах?
Задача 22
Два растения испарили разное количество воды за 1 ч.
Как можно объяснить эти различия? Приведите наибольшее количество предположений.
Задача 23
Какие преимущества листопадные растения имеют перед вечнозелеными? Какие преимущества вечнозеленые растения имеют перед листопадными? Почему все растения не стали либо вечнозелеными, либо листопадными?
Задача 24
Ученые утверждают, что скорость испарения воды листьями зависит от условий, в которых существует растение, а также от имеющихся у него приспособлений к регуляции процесса испарения.
Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Приведите необходимые примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные вопросы на уроках русского языка и литературы
Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы материале текущего урока?Как сделать всех участниками разговора на уроке? Как заставить каждого из них думать в рамках темы конкретного ...
Технологическая карта занятия по нравственному воспитанию 9-классников в условиях школы-интерната с использованием элементов ИКТ, с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами
Технологическая карта занятия по нравственному воспитанию 9-классников в условиях школы-интерната с использованием элементов ИКТ, с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросамиЗанятие орган...
сборник задач по ботанике
В сборник задач по ботание включены поблемные задачи из курса растения. этот сбоник поможет разнообразить формы проводимых уроков и нацелить учащихся на мотивированное обучение....
Проблемные вопросы и познавательные задачи по темам, 5-11 кл. ФГОС
В даном разделе представлены проблемные вопросы и познавательные задачи по темам....
Биологические задачи по ботанике и зоологии
Биологические задачи можно использовать на уроке, во внеурочной деятельности. Я использую их в качестве домашнего задания, как дополнительное, по желанию....
Проблемные вопросы и задачи по истории России
В данной работе помещеные проблемные вопросы и задачи по истории Древней Руси, которые можно использовать на уроках....
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...