Проектная деятельность учащихся на уроках биологии
статья по биологии на тему

ФГОС устанавливает стандарт образованного человека 21 века и тем самым, определяет содержание, организационные формы и технологический инструментарий для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС состоит в том, что целью обучения уже не является только усвоение знаний, умений, навыков. На современном этапе основная цель обучения - формирование умения учиться.  Современный ученик должен обладать множеством умений: ориентироваться в нестандартных ситуациях, ставить перед собой цель и достигать её по выработанному самостоятельно плану, владеть современными технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии  

ФГОС устанавливает стандарт образованного человека 21 века и тем самым, определяет содержание, организационные формы и технологический инструментарий для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС состоит в том, что целью обучения уже не является только усвоение знаний, умений, навыков. На современном этапе основная цель обучения - формирование умения учиться.  Современный ученик должен обладать множеством умений: ориентироваться в нестандартных ситуациях, ставить перед собой цель и достигать её по выработанному самостоятельно плану, владеть современными технологиями.

Чтобы достичь поставленной цели в системе образования урок в современной школе должен строиться как коммуникативный процесс. Разумеется, такому уроку требуются соответствующие образовательные технологии. К числу таких технологий относится метод проектов - интегративная образовательная технология, позволяющая компенсировать многие недостатки традиционного школьного образования и обогощающая образовательный процесс современным методическим инструментарием  Актуальность проектной деятельности учащихся определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях ее организации.    Рассмотрим следующие аспекты теории и практики проектирования: основные понятия, относящиеся к проектной методике; типологии проектов; особенности планирования, организации и осуществления проектной деятельности; преимущества использования проектной деятельности для педагога и учащихся.

 В дословном переводе значение слова проект - «брошенный вперед». В последние годы проектная деятельность реализуется в образовании, в экономике, в социальной, художественной и просветительской сферах.

Учебный проект - это разновидность проблемно - поискового метода обучения.  Метод проектов это - такая форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой либо проблемы, исследования того или иного объекта  или создания нового общественно- образовательного института (музея, клуба, кружка).

 Метод проектов  - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов дает возможность мотивировать ученика на самостоятельную деятельность, которая основана на теоретической проработке и практической реализации школьниками решения практико-ориентированных задач (проблем); получая в результате новый продукт.

Основным этапом проекта является мотивация и формирование интереса к выбранной теме. Следующим обязательным этапом работы над проектом является целеполагание (предварительная разработка темы проекта и собственных возможностей его выполнения). Затем осуществляется планирование этапов проекта, сбор данных и их предварительная обработка. Далее идет выбор основных алгоритмов окончательной обработки материалов и выполнение содержательной части проекта. На завершающем этапе проекта проходит рефлексия, оценка и коррекция работы.

Каждый этап проектной технологии способствует формированию той или иной совокупности ключевых компетенций. В целом проектная деятельность позволяет школьнику на фоне положительной мотивации узнавать не только теоретические знания, но и осваивать предметные (практические), а так же проектные умения.

Мотив, который осознан учеником,  выполняет роль общей цели деятельности, превращается в мотив – цель. Мотив помогает ребенку поставить самостоятельно цель. Цель имеет личную значимость для ребенка, следовательно, велика вероятность того, что при определенных условиях школьник будет готов к самостоятельному распознованию, формулированию проблемы и цели предстоящей деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

 самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.   Благодаря формированию познавательных интересов,  урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.  

Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике,   это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя такой урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности.    С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.        

  Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.
С помощью метода проекта, возможно, обучить:

-выявлять и формулировать проблемы;

-проводить их анализ;

-находить пути их решения;

-выбрать необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

- систематизировать полученную информацию для решения поставленных задач.


         К организации образовательного проекта, предъявляют следующие требования:
- обсуждение учащихся должно быть целесообразным и иметь актуальную направленность;
-  осознанная формулировки мыслей        и, готовность к выявлению новых идей, анализ поступающей информации,

- для достижения результативности работы учеников, используется групповая форма взаимодействия

  Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

 Выделяют следующие этапы проектной деятельности:  выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и варианты решений; сбор материала; подготовка проекта; защита проекта.

При выборе темы  проекта, существуют  правила:  

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Происходит логическое погружение учеников в проблему.   Все оставшееся время урока посвящается групповой работе над общей проблемой, завершающейся презентацией результатов по каждой группе, и обобщению, которое делает учитель.  

  Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.  Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.

  Темы исследований можно разделить на 3 группы.  

фантастические (несуществующие самим разработать);

эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);

теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.  

    На уроках по биологии я  предлагаю обучающимся темы из всех трех групп. Как правило, фантастические темы по общей биологии 11 класс, по темам: Происхождение человека, возникновение жизни на Земле. Теоретические: моя родословная,  экологические проблемы земли, экологические проблемы нашей местности.

  Проектная деятельность  развивает познавательные, творческие навыки обучающихся. Используя проектный метод обучения, учащиеся постигают всю технологию решения учебных задач: от постановки проблемы до представления результата.

      Предлагаемый проект направлен на  решение проблемы развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии.                                             Развивая познавательный интерес учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции.   Проектная деятельность на уроках биологии способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.   Развитие познавательного интереса в области биологии  способствует формированию у обучающихся  представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому проектная деятельность  обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.      

Принципы (концепция) проекта:

 гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

     Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидел, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся   заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

    Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить   коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и  умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.  

В процессе разработки проекта: учащиеся  получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

    Совместная  деятельность   демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.

    При этом функции  учителя:  создание мотивации участия в проекте. Формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с классом); организация учащихся на работу над проектом: помощь в обозначении и    распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация учащихся на всех этапах проекта;  контроль по необходимости   за ходом проекта;   оценивание.

    Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности  и перспективы сотрудничества группы ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют качественному усвоению темы учащимися, формированию  учебных и коммуникативных умений, продвижению  их в общем, развитии.

Оценка успешности и эффективности проекта.

Показатели оценки успешности проекта.

качество усвоения учащимися учебных программ;

сформированность потребности в продолжение образования;

сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;

уровень интеллектуальных достижений учащихся;

конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);

демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.

 

 «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

  1. Абрамова С. В. Проектная работа старшеклассников. Москва: Просвещение, 2011.  
  2. Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии».  Москва Глобус 2008г.
  3. Учебник В.Н.Ярыгин – Преподавание биологии в профильных классах.

г. Москва 2008

  1. Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург  2002г.

И. Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007гпроработку выбранной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

                Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и э...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

Сообщение, проект учащихся 8 класса, урок с использованием проекта....