Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.
статья по биологии по теме

Шишова Ирина Анатольевна

 

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологии

и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shishova.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологии

и внеурочное время.

Шишова И. А.   учитель биологии

МОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь

Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.

Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Метод проектов - это всегда творческая деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умением самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

По своей сути проектирование -  самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности.

«Если ребёнок упал и не хочет идти, то он никогда не научится ходить – Луиза Хейц». Если мы не будем стремиться к совершенству,  к новому, мы никогда не достигнем высоких результатов.

Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.

Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:

- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;

- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;

- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;

- позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.

Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика  с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говорят об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Основные этапы работы учителя:

1.Целеполагание. Учитель помогает ребенку определить актуальную, но в тоже время посильную для него задачу, решение которой возможно  в установленные сроки.

2. Разработка проекта. Это план деятельности по достижению намеченной цели

3.Выполнение проекта.

4.Подведение итогов.

По содержательному аспекту, проекты  используемые в моей работе, можно классифицировать на:

  1. естественнонаучные проекты. Чаще всего они бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую работу (например, изучать состояние лесов в данной местности предложить систему мероприятий по их охране;
  2. экологические проекты, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, знаний из разных научных областей (кислотный  дожди; флора и фауна наших лесов; беспризорные домашние животные в городе);

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные  виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий  работу над отдельным проектами, составляющими общий проект, а могут быть  и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару участников.

Учебный исследовательский проект включает: определение целей и формирование гипотезы  о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отсчета и обсуждение возможного примирения полученных результатов.

Всё, что я делаю, доставляет мне глубокое удовлетворение. Не бойтесь заглянуть к себе душу, вы раскроете не только свой творческий потенциал, но и поможете раскрыть и реализовать творческие возможности своих воспитанников.

Литература:

Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. - М.: Высшая школа, 2000.

Нельке Матиас. Техника креативности. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская работа учащихся на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика»."

В данной статье хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика» и разработкой урока - конференции...

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное времяПедконцепцияЭкологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках и во внеурочное время как средство реализации креативности

В представленных тезисах доклада даются теоретические выкладки по выявлению различных видов одаренности учащихся и представлены результаты творческого проекта в 11 классе...

Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...