Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
статья по биологии (10, 11 класс) на тему
В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и элективных курсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_urokah_biologii_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания .Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся - наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но и повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.
Творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий ученика при проектной деятельности идет с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результатом проектной деятельности является графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.
Проектная деятельность включает в себя несколько этапов:
- Изучение фактов и явлений
- Постановка проблемы
- Составление плана деятельности
- Реализация плана
- Графическое или теоретическое составление проекта
- Защита проекта
Попытка изложения своих мыслей способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное – не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования своих идей.
Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.
В своей работе я часто использую метод проектов как на уроках биологии так и во внеурочной деятельности. Так учащимися 10 классов были реализованы проекты на элективных курсах «Калининский район: природа и человек» ( посвящен юбилею района и представлен на городском семинаре «Использование инновационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время») и « Экологические аспекты урбанизации».
Элективный курс « Экологические аспекты урбанизации» знакомит учащихся с природой и экологией мегаполиса ( Санкт- Петербурга ), влиянием их на здоровье горожан, позволяет развить их умения и навыки по предупреждению некоторых отрицательных воздействий факторов среды на организм, развивать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Курс призван помочь учащимся точнее определиться с выбором будущей профессии и адресован учащимся 10 классов.
Особенностью курса является его междисциплинарный характер, что побуждает учащихся к интеграции знаний по анатомии, физиологии, гигиене человека, генетике и экологии, истории, географии, краеведению. На основе этих знаний у учащихся развивается ценностное отношение к здоровью, углубляется осознание необходимости ведения здорового образа жизни, профессиональная ориентация учащихся на овладение профессиями врача, эколога, краеведа, экскурсовода, учителя.
Программой предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдения, исследования, приемы проектной деятельности.
В процессе освоения материала программы у учащихся формируется умение искать и анализировать информацию, результаты наблюдений, опытов, интегрировать информацию, обобщать, разрабатывать исследовательские проекты. При этом создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений учащихся, необходимых для формирования их профессиональных предпочтений.
Реализацию программы можно считать успешной в случае выраженного интереса к его содержанию, к самостоятельному поиску информации, проведению наблюдений, выбору, успешному завершению и представлению проектов.
В ХХI веке в медицине появился новый диагноз – «синдром больных зданий», а в санитарии новая тема – «экологическая безопасность жилища».
Экологически грязные дома – это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей.
«Мой дом – моя крепость» гласит народная мудрость. А какой она должна быть, чтобы человек в ней чувствовал себя комфортно, не болел? Вот мы и решили « построить такую крепость». Но в процессе этого « строительства» у нас появились вопросы:
- Говорят «В своем доме и стены помогают». А из каких материалов должны быть стены нашего дома?
- Как выбрать цвет обоев, чтобы в доме было уютно и комфортно?
- Как выбрать безопасные лакокрасочные материалы?
- Какую мебель лучше использовать?
- Нужна ли на кухне вытяжка?
- Можно ли пить воду из-под крана?
- Может ли бытовая техника стать источником опасных заболеваний?
-Какие растения можно содержать в своем доме и как они влияют на наше самочувствие?
- Каких животных безопасно содержать в нашем доме?
- Какими средствами защиты можно охранять наш дом?
На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить в своей работе над проектом.
Примерные темы проектов:
- Защитные системы дома
- Строительные материалы и здоровье человека
- Интерьер и здоровье человека
- Микроклимат жилища
- Растения и животные в доме
- Препараты бытовой химии и их безопасное использование
- Состав и качество питьевой воды и здоровье человека
- Компьютеры и здоровье
- Проблема бытового мусора
- Проблема эксплуатации автомобилей
- Городской ландшафт и его зоны
- Шум и здоровье человека
- Болезни цивилизации
- Стресс и защита от него
- Фаст фуд – вкусно и… полезно?
Элективный курс « Экологические аспекты урбанизации» учащиеся завершают зачетными работами, выполненными в форме проектов, которые являются длительными
( срок подготовки 4 месяца).
« Конечный продукт» проектной деятельности учащихся представлен в виде виртуальной экскурсии. С презентацией своего проекта учащиеся выступили перед одноклассниками на конференции « Дом, который построил Я».
Источники информации
1 .Алексеев СВ., Муравьев А.Г., Город и окружающая среда. Пособие для
учителя. СПб.: Крисмас +, 1996-61с.
2.Иванов В.П., Кричевская И.Е., Обуховская А.С. Экология человека. СПб,
СПбГМА, 1997-233с.
З.Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум.
Учебное пособие с комплектом карт- инструкций. Крисмас +, СПб, 2003-
176с.
4.Новиков Ю.В. Экология , окружающая среда и человек- М.: ФАИР -
ПРЕСС, 2005-736с.
5.Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды-М.: ТЦ
Сфера, 2005-64с.
6.Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке- М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2001 -208с.
7.Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под
ред. Т.Я. Ашихминой. -М: АГАР, 2000-386с.
8.lrttp:www.golovkovo.rtr/modules.php?name:News&file:print&sid:141
9.http://photo.bymedia.net/index.php?mode=list&cat=130040&psize=12&page=3
&bcat-1 30000
10.http://vkontakte.ru/photos.php?act:album&id:8946707
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"
Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)
laquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
«Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
В статье рассказывается об опыте использования проектной деятельности в школе,на предметах естественно - экологического цикла...
Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
Большие возможности для развития творческой личности создаетактуальная и востребованная в современной педагогике проектно-исследовательская деятельность учащихся....