Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.
проект по биологии на тему
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.
С помощью метода проектов, возможно, обучить:
-выявлять и формулировать проблемы;
-проводить их анализ;
-находить пути их решения;
- работать с информацией;
-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мстиславская Н.В. учитель биологии МОУ «Чойская СОШ»
Муниципальное образовательное учреждение
«Чойская средняя общеобразовательная школа»
Республика Алтай.
Учитель биологии Мстиславская Н.В.
село Чоя 20113год.
Тип проекта: учебный
Статус проекта: предметный.
Идея проекта: формировать компетенции через проектную деятельность учащихся. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Цель проекта: развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. После завершения проекта обучающиеся смогут самостоятельно искать, обрабатывать, анализировать информации, записывать наблюдения, подводить итоги.
Задачи: учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление.
Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций) проектной деятельности
Содержательная часть проекта.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников. Благодаря формированию познавательных интересов, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя такой урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.
С помощью метода проектов, возможно, обучить:
-выявлять и формулировать проблемы;
-проводить их анализ;
-находить пути их решения;
- работать с информацией;
-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:
- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
- для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.
Перспективы на будущее:
- повышение уровня образования;
- использование информационных технологий на всех этапах образовательного процесса;
- повышение мотивации учеников к обучению.
Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века.
Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Можно выделить несколько отличительных черт проектного метода, например, такие, как:
участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники проекта развивают проектную инициативу, доводят ее до сведения всех;
участники проекта организуют себя на дело;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в дискуссии и т. д.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Выделяют следующие этапы проектной деятельности: выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и варианты решений; сбор материала; подготовка проекта; защита проекта.
Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается, как только начнется исследовательская работа.
При выборе темы проекта, существуют правила:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Происходит логическое погружение учеников в проблему. Все оставшееся время урока посвящается групповой работе над общей проблемой, завершающейся презентацией результатов по каждой группе, и обобщению, которое делает учитель.
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины. Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.
Темы исследований можно разделить на 3 группы.
фантастические (несуществующие самим разработать);
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).
На уроках по биологии я предлагаю обучающимся темы из всех трех групп. Как правило, фантастические темы по общей биологии 11 класс, по темам: Происхождение человека, возникновение жизни на Земле. Теоретические: моя родословная, экологические проблемы земли…
Творческие проекты развивают познавательные, творческие навыки обучающихся. Используя проектный метод обучения, обучающиеся постигают всю технологию решения учебных задач: от постановки проблемы до представления результата.
Предлагаемый проект направлен на решение проблемы развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии. Развивая познавательный интерес учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Проектная деятельность на уроках биологии способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой. Развитие познавательного интереса в области биологии способствует формированию у обучающихся представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому проектная деятельность обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.
Принципы (концепция) проекта:
гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.
Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.
В процессе разработки проекта: учащиеся получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.
При этом функции учителя: создание мотивации участия в проекте. Формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с классом); организация учащихся на работу над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация учащихся на всех этапах проекта; контроль по необходимости за ходом проекта; оценивание.
Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности и перспективы сотрудничества группы ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют качественному усвоению темы учащимися, формированию учебных и коммуникативных умений, продвижению их в общем, развитии.
Оценка успешности и эффективности проекта.
Показатели оценки успешности проекта.
качество усвоения учащимися учебных программ;
сформированность потребности в продолжение образования;
сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
уровень интеллектуальных достижений учащихся;
конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);
мотивация учащихся на сотрудничество со своими одноклассниками в учебном процессе;
демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».
Литература:
- С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки» Учитель 2006г.
- Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». Москва Глобус 2008г.
- Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург 2002г.
- И. Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.
- Демидова М. Компетентностно - ориентированные задания в естественно-научном образовании./ Народное образование 4/2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства»....
Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."
Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...
Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников
Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательных компетенций
формировать компетенции через проектную деятельность учащихся...