Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"
методическая разработка по биологии на тему
Содержание:
Информация об опыте………………………….......…....………….4
Технология опыта………………………................………....………7
Результативность опыта…………………………………………..9
Библиографический список………………………………….…......12
Приложение к опыту …………………………………………....…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_innovatsii_sayt.docx | 955.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 городского округа – город Камышин Волгоградской области
kamishin-shkola17@yandex.ru
Городской конкурс « Педагогические инновации»
«Образовательный проект»
«Проектная деятельность на уроках биологии»
Разработала Баламирзоева Мадина Надировна,
учитель биологии МБОУ СОШ №17
Камышин, 2014 год
Содержание:
Информация об опыте………………………….......…....………….4
Технология опыта………………………................………....………7
Результативность опыта…………………………………………..9
Библиографический список………………………………….…......12
Приложение к опыту …………………………………………....…13
Условия возникновения опыта
Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17». В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество. В данном образовательном учреждении создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся. Учащиеся посещают кружки, секции, удовлетворяя свои познавательные и творческие потребности. Но, как правило, эти кружки и секции посещают преимущественно те учащиеся, у которых имеются врождённые способности и задатки к определённым видам деятельности: музыкальные, спортивные, художественные, литературные, математические. Актуальность
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности. Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащихся.
Мы с учениками активно занимаемся исследовательской работой. Она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.
Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется и на уроке, и в системе дополнительного образования (на факультативных курсах, в кружке «Живая планета»). Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. В 7 классе, изучая курс зоологии, школьники рассматривают многообразие животного мира на местном материале, выявляют редкие виды животных, прослеживают изменения видового состава, численности. В этом роде деятельности обучающихся я играю роль консультанта: даю советы, направляю, наталкиваю на возможные выводы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности - необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их, выявить причинно — следственные связи, предложить свои пути решения проблемы. Это развивает логику и мышле-ние обучающихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической проблеме, требует организации и собранности. Кроме того, в ходе выполнения проекта происходит непосредственное общение ребят с приро-дой, развивается наблюдательность, повышается экологическая культура в целом.
На занятиях кружка «Живая планета»
Изучая биологию в 8 классе «Человек» (автор учебника Колесов Д.В.) нельзя обойтись без взаимосвязи с валеологией, т.е. изучения не абстрактного человека, а самого себя. В структуру обычного линейного урока добавляется этап «Познаю себя», где не столько выдается теоретический материал, сколько проводятся практические занятия и функциональные пробы для выяснения состояния здоровья и уровня физического развития подростка. Практическая направленность исследований на сохранение здоровья обучающихся позволяет выявить начальные стадии заболевания подростка и своевременно направить его за помощью к специалисту.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Результативность опыта.
Использование данной педагогической технологии позволило мне повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности. За период (с 2008 по 2014) использования данной технологии на уроке и во вне-урочное время наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биоло-гия», высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности (с 81% до 90%).
В результате использования данных технологий я добилась повышения уровня обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов. Повысился уровень качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, о чем свидетельствуют итоги 2013 – 2014 учебного года. Во всех моих классах успеваемость составляет 100 %, а качество знаний - от 52% до 67% . Данные результаты стали возможными благодаря активному использова-нию компьютерных технологий, проектной деятельности, которые расширили для меня диапазон используемых средств и методов работы, позволили решать разные образовательные задачи. Результатом моей работы также является активное участие обучающихся в кон-курсах различного уровня:
08.11.2013 года 11 учащихся нашей школы участвовали в районном конкурсе «Экологический калейдоскоп», где ученик 8а класса Баламирзоев Магомед занял 2 место в номинации «Компьютерные технологии в экологическом просвещении», а остальные участники были награждены дипломами.
03.10. 2013 года в городском конкурсе «Земля — наш дом» учащиеся 5 б класса заняли призовые места: Сиберт Василий - 1 место в номинации «Природа и фантазия», Ковалев Даниил - 3 место в этой же номинации, Лаврухина Алиса - 3 место в номинации «Окно в природу».
В апреле 2014 года группа учащихся 8 – 9 классов приняла участие в Экологическом парламенте – «Сохраним природу родного края» (ДЭБС). Кострова Диана заняла 3 место в конкурсе рисунков и плакатов, остальные участники были наг- раждены сертификатами.
Мои учащиеся — постоянные участники городских олимпиад по биологии. В 2012 - 2013 учебном году Аверин Александр, ученик 8а класса, занял 4 место.
С 2008 года учащиеся 5-9 классов принимают активное участие в межрегиональном научно-познавательном конкурсе-исследовании «Леонардо». Имею благодарность от регионального оргкомитета за организацию и проведение этой игры.
На протяжении нескольких лет в школе работает экологический кружок «Живая планета». Участники кружка проводят исследования, составляют кроссворды, работают над экологическими проектами, изучают особенности флоры и фауны города Камышина.
Исследовательская работа проводится на уроках биологии и природоведения. На пришкольном участке школьники проводят опыты, работают над индивидуальными проектами. В 2012-2013 учебном году учащиеся школы работали над проектами: « Птицы Приэльтонья» (приложение №1) и «Берегите птиц» (приложение №2), а в 2013-2014 учебном году - «Болезни органов дыхания у детей школьного возраста» (приложение №3). Проект «Птицы Приэльтонья» занял 3 место на городском фестивале проектных и исследовательских работ по естествознанию. Презентации проектов – самые зрелищные, яркие, часто похожие на праздник, события. Энергия творчества делает учебный процесс увлекательным и продуктивным.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы.
- Развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных опытов и практических работ, предлагаемых в литературных источниках коллегами – преподавателями биологии.
- Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.
Библиографический список:
1. Ступницкая М.А., «Что такое учебный проект?» М. Первое сентября 2010;
2.Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003/
3. Боголюбов А.С. Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований, «Экосистема» 1998
4.Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. Журнал “Исследовательская работа школьников”, № 2, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и э...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)
laquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
«Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
В статье рассказывается об опыте использования проектной деятельности в школе,на предметах естественно - экологического цикла...
Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время".
Большие возможности для развития творческой личности создает актуальная и востребованная в современной педагогике проектная деятельность учащихся....