Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательных компетенций
проект по биологии (10 класс) на тему
формировать компетенции через проектную деятельность учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мстиславская Н.В. учитель биологии МОУ «Чойская СОШ»
Муниципальное образовательное учреждение
«Чойская средняя общеобразовательная школа»
Республика Алтай.
Учитель биологии Мстиславская Н.В.
село Чоя
2016 год.
Тип проекта: учебный
Статус проекта: предметный.
Идея проекта: формировать компетенции через проектную деятельность учащихся. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Цель проекта: развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. После завершения проекта обучающиеся смогут самостоятельно искать, обрабатывать, анализировать информации, записывать наблюдения, подводить итоги.
Задачи: учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление.
Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций) проектной деятельности
Содержательная часть проекта.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников. Благодаря формированию познавательных интересов, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя такой урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.
С помощью метода проектов, возможно, обучить:
-выявлять и формулировать проблемы;
-проводить их анализ;
-находить пути их решения;
- работать с информацией;
-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:
- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
- для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.
Перспективы на будущее:
- повышение уровня образования;
- использование информационных технологий на всех этапах образовательного процесса;
- повышение мотивации учеников к обучению.
Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века.
Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Можно выделить несколько отличительных черт проектного метода, например, такие, как:
участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники проекта развивают проектную инициативу, доводят ее до сведения всех;
участники проекта организуют себя на дело;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в дискуссии и т. д.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Выделяют следующие этапы проектной деятельности: выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и варианты решений; сбор материала; подготовка проекта; защита проекта.
Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается, как только начнется исследовательская работа.
При выборе темы проекта, существуют правила:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Происходит логическое погружение учеников в проблему. Все оставшееся время урока посвящается групповой работе над общей проблемой, завершающейся презентацией результатов по каждой группе, и обобщению, которое делает учитель.
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины. Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.
Темы исследований можно разделить на 3 группы.
фантастические (несуществующие самим разработать);
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).
На уроках по биологии я предлагаю обучающимся темы из всех трех групп. Как правило, фантастические темы по общей биологии 11 класс, по темам: Происхождение человека, возникновение жизни на Земле. Теоретические: моя родословная, экологические проблемы земли…
Творческие проекты развивают познавательные, творческие навыки обучающихся. Используя проектный метод обучения, обучающиеся постигают всю технологию решения учебных задач: от постановки проблемы до представления результата.
Предлагаемый проект направлен на решение проблемы развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии. Развивая познавательный интерес учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Проектная деятельность на уроках биологии способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой. Развитие познавательного интереса в области биологии способствует формированию у обучающихся представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому проектная деятельность обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.
Принципы (концепция) проекта:
гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.
Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.
В процессе разработки проекта: учащиеся получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.
При этом функции учителя: создание мотивации участия в проекте. Формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с классом); организация учащихся на работу над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация учащихся на всех этапах проекта; контроль по необходимости за ходом проекта; оценивание.
Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности и перспективы сотрудничества группы ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют качественному усвоению темы учащимися, формированию учебных и коммуникативных умений, продвижению их в общем, развитии.
Оценка успешности и эффективности проекта.
Показатели оценки успешности проекта.
качество усвоения учащимися учебных программ;
сформированность потребности в продолжение образования;
сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
уровень интеллектуальных достижений учащихся;
конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);
мотивация учащихся на сотрудничество со своими одноклассниками в учебном процессе;
демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».
Литература:
- С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки» Учитель 2006г.
- Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». Москва Глобус 2008г.
- Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург 2002г.
- И. Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.
- Демидова М. Компетентностно - ориентированные задания в естественно-научном образовании./ Народное образование 4/2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников
Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...