Урок-обобщение по теме «Опорно-двигательная система» Класс: 8 Цель урока: 1. Организовать работу учащихся по обобщению знаний, умений, навыков и проверку усвоения материала по теме «Опорно-двигательная система»; 2. Способствовать стимулированию познавательной активности учащихся, развитию интереса к предмету, смекалки, эрудиции, умений быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать; 3. Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно. Методы обучения: словесный, наглядный Тип урока: урок-соревнование «Альпинисты» Оборудование: классная доска ( рисунок горы на доске), карточки с заданиями для команд, листки бумаги, эпиграф урока Х о д у р о к а: I Организационный момент II Актуализация знаний На доске нарисовано изображение горы и фигурки альпинистов. «Все выше, и выше, и выше…» Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система", на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные ранее. Но наш урок будет необычным: мы будем альпинистами, которые отправились покорять горы. Это будет непростое восхождение. В дороге вас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью знаний, которые вы получили при изучении данной темы. Для этого класс разделен на 2 команды. Задача каждой команды, выполняя определенные задания подняться на пик горы знаний. Итак, в дорогу, друзья!
III «Восхождение на гору» Задание №1. Каждой из участвующих команд необходимо придумать название своей команды, На выполнение задания отводиться 3 минуты. Задание оценивается в 50-100 метров, в зависимости от проявленного творческого потенциала Задание №2. Разгадайте кроссворд На выполнение задания отводиться 5 минут. За каждое правильно угаданное слово команда «получает» 50 метров. Ответы: 1. (сухожилия) 2. (межреберные) 3. (мимические) 4. (волокна) 5. (жевательные) 6. (гладкие) 7. (утомление) 8. (поперечнополосатые) Задание №3. Укажите название костей, расположенных под цифрами ОТВЕТ: Скелет человека: 1 - череп; 2 - позвоночник; 3 - ключица; 4 - ребра; 5 - грудина; 6 - плечевая кость; 7 - лучевая кость; 8 - локтевая кость; 9 - кисть; 10 - тазовые кости; 11 - бедренная кость; 12 - большая берцовая кость; 13 - малая берцовая кость; 14 - кости стопы.
Вопросы к кроссворду: 1. С помощью чего происходит прикрепление мышц к костям 2. Мышцы, которые поднимают и опускают ребра, участвуя во вдохе и выдохе 3. Мышцы, которые придают лицу определенное выражение 4. Из чего состоят межреберные мышцы? 5. Мышцы, которые приводят в движение кости челюсти и способствуют измельчению пищи 6. Мышцы, из которых состоят стенки внутренних органов 7. Состояние, при котором наблюдается слабость и движения становятся неточными, возникает при выполнении продолжительного движения 8. Скелетные мышцы
Вопросы к кроссворду: 1. С помощью чего происходит прикрепление мышц к костям 2. Мышцы, которые поднимают и опускают ребра, участвуя во вдохе и выдохе 3. Мышцы, которые придают лицу определенное выражение 4. Из чего состоят межреберные мышцы?
5. Мышцы, которые приводят в движение кости челюсти и способствуют измельчению пищи 6. Мышцы, из которых состоят стенки внутренних органов 7. Состояние, при котором наблюдается слабость и движения становятся неточными, возникает при выполнении продолжительного движения 8. Скелетные мышцы
Задание №3. Укажите название костей Задание №3. Укажите название костей
Задание 4 Распределите мышцы и кости по отделам тела № | Отдел тела | Кости и мышцы | 1 | Голова |
| 2 | Туловище |
| 3 | Пояс верхних конечностей |
| 4 | Пояс нижних конечностей |
|
1Ягодичная мышца, 2Клиновидная кость,3 Круговая мышца рта, 4Таранная кость 5Трапецевидная мышца, 6Портняжная мышца, 7Ключица, 8Мышца смеха 9Икроножная мышца, 10Лучевая кость 11 Височная мышца, 12Дельтовидная мышца, 13Копчик 14Грудная мышца Задание 4 Распределите мышцы и кости по отделам тела № | Отдел тела | Кости и мышцы | 1 | Голова |
| 2 | Туловище |
| 3 | Пояс верхних конечностей |
| 4 | Пояс нижних конечностей |
|
1Ягодичная мышца, 2Клиновидная кость,3 Круговая мышца рта, 4Таранная кость 5Трапецевидная мышца, 6Портняжная мышца, 7Ключица, 8Мышца смеха 9Икроножная мышца, 10Лучевая кость 11 Височная мышца, 12Дельтовидная мышца, 13Копчик 14Грудная мышца Задание №5. Конкурс Вопрос-ответ Метры засчитывается участнику той команды, который быстрее ответит правильно на вопрос. Если ответ дан не правильно, то капитан команды соперника имеет возможность ответить на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 50 метров. Вопросы: 1. Он придает туловищу определенную форму и выполняет опорную, двигательную и защитную функции (скелет) 2. Он делится на шейный, грудной, поясничный и копчиковый отделы (позвоночник) 3. Чем мимические мышцы отличаются от всех остальных (Одним концом крепятся к коже) 4. Сколько позвонков в шейном отделе (7) 5. Ребра спереди соединяются с … (грудиной) 6. Чем заполнена полость трубчатых костей? (костным мозгом) 7. Где располагается неподвижное соединение костей? (в черепе) 8. Мышечная ткань состоящая из одноядерных веретенообразных клеток, из них состоят сосуды ( гладкие) 9. Мышцы состоят из волокон – ( миофибрилл) 10. Самая длинная мышца ( портняжная) 11 Мышца которая не крепиться к костям ( круговая мышца рта) 12. Компактное вещество кости образовано пластинками расположенными по кругу, которые образуют столбики - ( остеоны) 13 Как называются сократительные нити (миофибриллы) 14 Общее количество позвонков (33-34) Супер игра: Тело взрослого человека состоит из 639 мышц и 206.костей. А у ребёнка около 270 костей. Как можно объяснить этот факт? Ответ: Этот удивительный факт объясняется тем, что с годами некоторые кости срастаются в одну. IV Подведение итогов урока. «Итак, друзья мои, пора Нам оценивать самих себя, А также в целом весь урок, Чтоб это сделать каждый смог В портрете важную деталь дорисовать необходимо Коль удался урок на славу, Пусть наш биолог улыбнется, Ведь тот, кто весел, тот смеется, Коль не понравился урок, Улыбку прочь – рот на замок» Свою оценку ставь в дневник За труд «спасибо» ученик |