Урок-обобщение по теме "Системы уравнений" алгебра 7 класс
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по алгебре
на тему «Решение систем уравнений».
7 класс
Тема урока: «Решение систем уравнений».
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок закрепления умений и навыков.
Цели урока:
- Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»; продолжить закрепление следующих умений: решение систем уравнения графическим способом, способом подстановки, способом алгебраического сложения.
- Развивающая: Развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, памяти; совершенствование навыков решения систем уравнений.
- Воспитательная: воспитывать в детях чувство локтя и ответственности друг за друга, интереса к предмету, связать математику с другими предметами.
Оборудование: кодопленка к устной работе, тест, карточки с заданиями для работы у доски, для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием, цветные карточки с ответами, таблицы: «Соединительные союзы», «Система кровообращения человека», «Система СИ», «Таблица Менделеева», «Солнечная система».
План урока и хронометраж:
1. Организационный момент. (2 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся:
а) Фронтальный опрос, устный счет. (5 мин.)
б) Тест. (5 мин.)
3. Решение систем уравнений. (10 мин.)
4. Историческая справка. (3 мин.)
5. Устная работа « Системы уравнений в задачах». (5 мин.)
6. Самостоятельная работа. (10 мин.)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин)
8. Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
«Где есть желание, найдется путь!» (эпиграф к уроку написан на доске)
- Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал Главы 3 « Системы двух линейных уравнений с двумя переменными», совершенствовать навыки решения систем уравнений: 1) способом подстановки; 2) способом алгебраического сложения;
3) графическим способом.
Один из великих философов сказал: «Где есть желание – найдется путь!» Мы сегодня на уроке с большим желанием будем решать системы, определяя свой рациональный путь.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
( фронтальный опрос, устный счет)
- Если говорят, что задана система уравнений, что это значит? (учащиеся говорят определение)
Задание №1: Проверьте, что числа х=40, у=20 являются решением системы уравнений
х +у = 60,
х – у = 20
-Что является решением системы линейных уравнений с двумя переменными? (учащиеся говорят определение)
Задание № 2:
- Известно, что пара чисел х = 5, у = 2 являются решением системы уравнений:
х – 3у = с1
3х + 5у = с2. Найдите с1 и с2.
- Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными?(1, нет решений, бесконечное множество)
- Когда система двух линейных уравнений с двумя переменными не имеет решения, имеет множество решений?
(учащиеся отвечают: зависит от коэффициентов k и b)
Задание №3:
-Имеет ли решения система уравнений?
x + y = 5
x + y = -5
Задание № 4:-
Сколько решений имеет система уравнений?
x + y = 10
2x + 2y = 20
- Назовите пару чисел, которая будет являться решением этой системы уравнений.
-Сколько пар чисел, которые являются решением этой системы уравнений, можно назвать?
Задание №5:
-Сколько решений имеет система уравнений:
1) 3х – у = 12 2) 0,5х + 2у = -3
3х - у = 21 0,5х + 2у = -3
3) 2х + у = 4 4) 23х – 17у = 125
4х + 2у = 8 23х + 2у = 254
-А теперь, ребята, теоретический материал закрепим тестом, сопровождаемым взаимопроверкой
(Учащиеся выполняют тест и взаимопроверку)
III. РЕШЕНИЕ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙС ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ
Вопросы:
1. Какими способами можно решить систему двух линейных уравнений с двумя переменными?
2. В чем заключается способ подстановки решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными?
-Применяя этот способ, решить систему уравнений: (задание дано на карточках)
№1. 2х + у = 2
6х – 2у = 1 (решают на доске)
3. В чем заключается способ сложения? Решить систему уравнений способом сложения
№2. 2х + 2у = 10
3х - 4у= 1 (решают на доске)
4. В чем заключается графический способ решения системы уравнений с двумя переменными? Решить графическим способом систему уравнений:
№3. у – 2х = 5
4х + 2у = 6 (самостоятельно)
№4. Докажите, что данная система уравнений не имеет решений:
у = 3х - 2
3х – у = 0 (на доске)
- На ваш взгляд, каким способом легче решаются системы? (способом подстановки, способом сложения)
- Но, решая графическим способом, мы наглядно можем увидеть, имеет ли система уравнений решение или нет. Поэтому этот способ служит геометрической иллюстрацией наличия или отсутствия решения системы уравнений.
- А как еще можно выяснить, имеет система уравнений решение или нет?
(выразить из каждого уравнения у через х и сравнить угловые коэффициенты)
IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
- Существует, ребята, еще один способ решения систем уравнений, который мы с вами еще не рассматривали. Это метод - метод перебора или подбора. Например, дается система: х + у = 7,
х – у = 1
Можно легко подобрать значения х и у: х = 4, у = 3
-Попробуйте решить систему методом подбора:
х + у = 5
х - у = 6,
Обратите внимание на 2-ое уравнение:
- Является ли оно линейным? (нет) А мы эту систему уже смогли решить.
-Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты не известно, но они имеются в книге Ньютона «Всеобщая арифметика», которая была издана в 1707 году.
V. УСТНАЯ РАБОТА. СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЗАДАЧАХ
- Где находит применение теория систем уравнений? (при решении задач)
(Повторяется схема решения задач с помощью систем уравнений).
- Сейчас вы увидите только часть решения некоторой задачи. Попробуйте по этой части сформулировать всю задачу (на доске с обратной стороны).
Пусть стороны прямоугольника будут х и у см. Тогда имеем:
х – у = 4
2(х + у) = 20( на доске)
Ученики составляют задачу (решить предлагается дома, записать в тетрадь)
Задача. Периметр прямоугольника равен 20 см., а одна из сторон больше другой на 4 см.. Найдите стороны прямоугольника (геометрическая задача).
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- А теперь, ребята, выполним самостоятельную работу в парах (3 задания)
Самостоятельная работа (дается на карточках)
Ответы каждого задания располагаются на карточках определенного цвета, которые нужно сложить на край парты в порядке выполнения задания.
Среди предоставленных карточек есть лишние.
Результатом самостоятельной работы является триколлор флага РФ. Учитель комментирует результаты самостоятельной работы.
ФЛАГ РФ:
Белый цвет- благородство,
Синий цвет- верность,
Красный цвет- мужество, любовь.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Итак, ребята, мы заканчиваем изучение темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными».
А сейчас, ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
1.Чему учились, зачем учили и как учили?
2. Какой способ решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными вам понравился больше?
3. Где могут применяться знания о системах двух линейных уравнений с двумя переменными?
- Математические методы используются при решении задач с практическим содержанием. Это могут быть задачи по физике, химии, расчет биополей по биологии и т.д.
-А какие системы окружают нас повседневной жизни?
(ученики вспоминают о предметах, где они встречали системы:
русский язык - соединительные союзы, биология -система кровообращения человека, физика - система СИ, химия - периодическая система элементов, астрономия - Солнечная система.)
Выставляются оценки за урок.
VIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) подготовиться к контрольной работе;
2) решить систему, записанную в тетради;
3) составить математическую модель одной или нескольких задач (по желанию.) (Задания даны на карточках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения по физике в 9 классе
Повторение пройденного материали в игровой форме....
Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география
Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....
Урок - обобщение по математике в 6 классе по теме:"Все действия с обыкновенными дробями"
Урок содержит исторический материал, тестовые задания по теме обыкновенные дроби......
Урок-обобщение по теме "Глагол", 6 класс
Урок проводится после изучения темы "Глагол в 6 классе".Урок тесно связан с традициями и обычаями казахского народа и помогает детям лучше узнать традиции и обычаи...
Конспект урока: Урок обобщения и систематизации в 5 классе по теме: «Натуральные числа».
В рамках рассмотрения данного вопроса необходимо систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах. В рамках урока учащиеся повторяют и закрепляют п...
Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"
Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...
Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)
Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона, проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...