Урок "Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой доврачебной помощи"
план-конспект урока по биологии (8, 9 класс)

Зайцева Елена Владимировна

Данную разработку урока можно использовать при изучении курса биологии" Человек" и на занятиях внеурочной деятельности. Данный урок включает в себя элементы проблемного обучения и технологии развития критического мыщления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_travmy_ods_i_pervaya_dovrachebnaya_pomoshch.docx61.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Травмы опорно-двигательной системы и  оказание первой доврачебной помощи»

Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой доврачебной помощи.

Задачи:

Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой доврачебной помощи при повреждениях скелета.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с литературой, таблицами, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию ценности здоровья и жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (плакаты, учебник, раздаточный дидактический материал, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Элементы технологий: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно - деятельностного подхода, игровые технологии, разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки, бланки с таблицами, памятки), мультимедийная установка.

Базовые понятия и термины:  ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый),  шина.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 мин)

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. У каждого из вас на партах находятся карточки ваших личных достижений для работы на сегодняшнем уроке (Приложение 1). Прошу вас быть внимательными, вы будете отвечать на различные вопросы на протяжении всего урока, заносить результаты в эти карточки и в конце урока вы сможете сами проверить и оценить свою работу. Желаю удачи!» (Учащиеся подписывают карточки)

II. Актуализация знаний (7 мин)

Фронтальный опрос: Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.

Вопросы: ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

1. Активная часть ОДС - … (мышцы)

2. Пассивная часть ОДС - … (кости, связки)

3. Вещества, придающие твёрдость костям - … (минеральные)

4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость - … (органические)

5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)

6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)

7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)

8. Сколько у человека костей- (более 205-2007 ),  суставов- (230), связок – (700)  

11. Покажите какими костями представлен скелет головы?

(Мозговой отдел: теменные-2, височные -2, клиновидные -2,  лобная, затылочная, решетчатая;  Лицевой отдел-  скуловые-2, носовые -2, нижнечелюстная, верхнечелюстная) Всего 23 кости

12. Дайте характеристику   скелета туловища.

(58-59  костей. Позвоночник 33-34 к.  Отделы: шейный-7 позвонков,  грудной – 12 п., поясничный -5 п., крестцовый -5 п., копчиковый-4-5 п. Грудная клетка : 12 пар ребер, которые со спины подвижно (суставами) соединены с позвонками. Спереди 7 пар ребер  полуподвижно соединены  с грудиной при помощи хряща, 8,9, 10  пары соединены хрящем с вышележащими ребрами, у 11-12 пары передние концы лежат свободно.

13.Дайте характеристику скелету верхних конечностей.

(64 кости. Это скелет плечевого пояса : 2 лопатки, 2 ключицы;  и свободная верхняя конечность: плечо (плечевая кость), предплечье (локтевая, лучевая), кисть (запястье, пястье, фаланги пальцев).

14. Дайте характеристику скелету нижних конечностей.

(66 костей. Тазовый пояс:  3 пары сросшихся друг с другом и с крестцом тазовые кости: подвздошные, седалищные, лобковые; свободная нижняя конечность: бедро (бедренная кость), голень ( большая и малая берцовые кости), стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

III. Фаза вызова ( целеполагание, формулировка цели) (4 минуты)

ЧТО МЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕМ?

 Корзина идей

  • Посмотрите фрагмент любимого нами фильма Л.Гайдая и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. О чем мы будем сегодня на уроке говорить?

           (Мы будем говорить о травмах опорно-двигательной системы)

  • Скажите, исходя из своего жизненного опыта: «Какие травмы опорно-двигательной системы вы знаете?

 ( Ушиб,  вывих, растяжение, закрытый перелом, открытый перелом)

  • Итак, давайте сформулируем тему нашего урока:

 «Травмы опорно-двигательной системы и  оказание первой медицинской помощи»

  • И какова же цель нашего урока?

Учащиеся высказывают предположения (главная цель – не просто получить знания, изучить биологические понятия и термины, а научиться на практике применять свои знания, уметь грамотно действовать при оказании первой доврачебной помощи).

IV.Фаза осмысления

Работа в группах (15 минут)

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получила различные ситуационные задачи. Пользуясь памятками, которые у вас в папках, а также учебником (стр.50-52), обсудите предложенную ситуацию, определите вид травмы, составьте алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи. Ответы на задания оформите кратко, тезисами в индивидуальных карточках. После выполнения, один учащийся из каждой группы выступает с ответом (1-2 минуты)

Ситуационные задания:

  1. Девушка, во время ходьбы на высоких каблуках, подвернула ногу. Возникла резкая боль в области голеностопного сустава. При осмотре: припухлость, умеренная болезненность при пальпации.
  2. Юноша занимался на турнике. После резкого и неосторожного движения он упал и почувствовал резкую боль в области локтевого сустава. При осмотре: рука находилась в неестественном положении, движения невозможны, отёчность. 
  3. Во время игры в футбол, молодой человек получил травму руки. Возникла резкая боль. При осмотре: форма и положение предплечья руки неестественны, невозможность шевелить пальцами, целостность кожных покровов не нарушена.
  4. У пострадавшего наблюдаются  сильная боль, усиливающаяся при прикосновении, рваная  рана предплечья, из которой идет кровь и торчит кость.
  5. Девочка каталась на коньках. Потеряв равновесие, упала лицом на лед, сильно ударив скуловую кость. При этом кратковременно потеряла сознание. Когда пришла в себя, почувствовала сильную головную боль, приступ тошноты. Её вырвало.

(Заслушивание выступающих. Обсуждение результатов. Пояснения учителя, сопровождающиеся показом слайдов и фрагментов видеофильмов.) (15 минут)

  • Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространёнными являются растяжение связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.
  • Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.
  • Перелом – это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным. Неполный перелом – это трещина.

  • Первая помощь при всех травмах опорно-двигательного аппарата одинакова. Во время оказания помощи постарайтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли. Помогите ему принять удобное положение. Соблюдайте основные моменты первой помощи: покой; обеспечение неподвижности повреждённой части тела; холод; приподнятое положение поврёждённой части тела. Перемещение пострадавшего необходимо только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если нужно транспортировать пострадавшего самостоятельно.
  •  При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лёд прикладывают на 15 мин через каждый час.
  • Чтобы избежать травм,, нужно научиться правильно падать.

       VI. Фаза рефлексии(10 мин)

Учитель: Ребята, давайте обсудим содержание нашей «Корзины». Учащиеся решают, какие слова оставить в корзине, а какие нет. С оставшимися словами  учитель предлагает составить синквейн.

ПРИЁМ « СИНКВЕЙН»

Структура:

1-я строка - одно существительное

2-я строка-2 прилагательных

3-я строка -3 глагола

4-ястрока-вывод из слов

5-я строка - завершающее слово

Учащиеся работают в паре и выносят  свои образцы синквейна на всеобщее обсуждение.

Пример синквейна:

1.Травма

2.Открытый, закрытый

3.Отекает, болит, кровоточит

4. Самая опасная травма опорно-двигательной системы.

5. Перелом

      VII. Подведение итогов (3 мин)

  1. Ребята, что нового и полезного вы сегодня узнали?
  2. Что вызвало затруднение?

3.Как вы считаете: знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

           VIII. Домашнее задание. (2 минуты)

1.Параграф 9.

2. Подготовить презентацию на тему:  «Наука правильно падать»;

3. Сделать буклет, «раскладушку» на тему: «Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы»;

4. Сделать доклад:  «Великий русский хирург  Николай Иванович Пирогов»

Источники информации:

http://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1

http://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3

http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm

  • Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”.
  • Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
  • Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание первой доврачебной помощи

Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей.Практическая работа №1.Цель:1) сформировать умение наложения шин и повязок, стерильных повязок;2) научить обнаруживать переломы на рентген...

Раны, первая доврачебная помощь.

определение ран, классификация ран, оказание первой доврачебной помощи...

Презентация к уроку в 7 классе "Виды ран и первая доврачебная помощь".

В работе рассматриваются вопросы опаределения раны,  разновидность ран по происхождению и принципы оказания первой доврачебной помощи с учетоп юридических аспектов....

Оказание первой доврачебной помощи учащимся при внезапных заболеваниях и при воздействии неблагоприятных факторов

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему зажив...

Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....

Тест "Оказание первой доврачебной помощи"

Тестовые задания помогут проверить знания студентов по теме "Оказание первой доврачебной помощи"...

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...