Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Биология» 8 класс 8 класс (основное общее образование) Курс биологии - это второй по счету школьный курс биологии, он опирается на биологические знания, полученные учащимися в 7 классе. На уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены и психологии, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека, даётся обзор основных систем органов их связи, анализаторах, поведений и психику. Рабочая программа составлена на основе: Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта, Положения о рабочей программе, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015), Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 18. 09. 2015 № 696-з, Пример¬ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо¬вания по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина. В.М.Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений.Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнения¬ми, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 8 классах определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 8 классах 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов. Учебно-методический комплект по предмету 1. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Дрофа» 2013г. 2. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991 3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_.8kl.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа составлена на основе: Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта, Положения о рабочей программе, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015), Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 18. 09. 2015 № 696-з, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина. В.М.Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.           Рабочая программа ориентирована на учебник:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ села имени Восьмое Марта   на освоение программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 Содержание программы

Введение. Науки, изучающие человека.

      Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных.

     Науки о человеке: анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина. История и методы изучения человека.

    Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.

Происхождение человека.

     Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей.

Расы человека.

Строение организма.

     Общий обзор организма. Уровни организации организма. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Внешняя и внутренняя среда.

     Строение животной клетки. Строение и функции ядра. Органоиды клетки и их функции (клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы). Деление клетки. Жизненные процессы клетки (обмен веществ и энергии, рост и развитие клетки, покой и возбуждение клеток). Ферменты.

      Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Особенности строения и функции тканей. Рефлекторная регуляция. Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Нервная система.

      Значение и строение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Строение и функции отделов головного мозга и спинного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.

Лабораторная работа:

«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Эндокринная система.  

       Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Функция желёз внутренней секреции.

Опорно-двигательная система

       Значение опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Макроскопическое и микроскопическое строение кости. Типы костей.

      Функции скелета. Осевой скелет: череп, туловище. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы.

       Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Гиподинамия. Осанка. Предупреждение и лечение плоскостопия. Понятия: ушибы, переломы, растяжение связок, вывихи суставов, первая помощь.

Лабораторные работы:  

«Микроскопическое строение костей».

«Мышцы человеческого тела».

«Утомление при статической работе».

«Осанка и плоскостопие».

Внутренняя среда организма.

       Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость – как внутренняя среда живого организма. Кровь – соединительная ткань. Значение крови и её состав. Клетки крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Функции крови: транспортная, информационная, защитная, поддержание постоянства температуры тела, сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаз). Болезни крови. Значение анализа крови для диагностики заболеваний. Лимфа, её движение, свойства и значение. Тканевая совместимость и переливание крови.

      Кроветворные органы человека. Иммунная система человека. Иммунный ответ организма. Открытие и обоснование процесса фагоцитоза И.И. Мечниковым. Вакцинация. Инфекционные заболевания. Профилактика гриппа, СПИДа. Аллергические заболевания человека. Резус-фактор.

Кровеносная и лимфатическая системы.  

        Органы кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды: артерии вены и капилляры.

Лимфатическая система. Строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов.

Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения.

Сердце, его строение и функции. Особенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца и их функции. Кровоснабжение и проводящая система сердца. Работа сердца. Пульс. Болезни сердца. Кровяное давление.

Влияние различных факторов окружающей среды на работу сердца. Курение и алкоголь – факторы риска. Первая помощь при стенокардии, кровотечениях.

Лабораторные работы:  

«Функция венозных клапанов».

«Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

«Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Дыхание.

      Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: рефлекторная и гуморальная.                     Значение чистого воздуха для здоровья человека. Курение как фактор риска.

 Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

       Основные заболевания дыхательной системы, их лечение и профилактика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.

Лабораторная работа:

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Пищеварение.

      Пища – источник энергии и строительного материала. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Рецепторы вкуса. Этапы процессов пищеварения.

     Строение зубов. Уход за зубами. Заболевания зубов.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Нервная регуляция пищеварения. Условные и безусловные рефлексы. Гуморальная регуляция пищеварения.

Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Лабораторная работа:

«Действие слюны на крахмал».

Обмен веществ и энергии.

      Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Обмен жиров, углеводов, белков, воды, минеральных солей.

      Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз.

Лабораторная работа:

«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

    Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

   Терморегуляция организма. Закаливание. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

   Значение выделения. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Нефроны.

Болезни органов выделения, их предупреждение.

Анализаторы. Органы чувств.

      Анализаторы. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

      Зрительный анализатор. Значение зрения. Положение и строение глаза. Строение сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости, косоглазия. Катаракта. Травмы глаз.

     Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение органа слуха. Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо. Гигиена органов слуха.

    Органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Орган вкуса. Иллюзия. Компенсация одних анализаторов другими.

Лабораторная работа:

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

       Понятие высшая нервная деятельность. И. М. Сеченов и И. П. Павлов, их вклад в разработку учения о высшей нервной деятельности. Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Торможение условного рефлекса. Метод условных рефлексов.

Разные формы торможения. Доминанта. Врождённые и приобретённые программы поведения.

     Сон и сновидения. Потребности людей и животных. Речь.

Познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение, мышление.

Воля, эмоции, внимание. Стресс.

Лабораторные работы:

«Выработка навыка зеркального письма».

«Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях».

Индивидуальное развитие организма.

      Размножение: бесполое и половое. Система органов размножения; строение и гигиена.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. Сифилис. Гепатит В.

Рост и развитие ребёнка. Темперамент. Характер. Индивид и личность. Интересы, склонности, способности. 

Тематическое планирование по биологии 8 класс

№ п/п

Кол. час.

Название раздела, тема урока

Дата

план

Дата

факт

Введение (1ч)

1

1

Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии. Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке.

01.09

05.09

Происхождение человека (3ч)

2

1

Систематическое положение человека.

08.09

3

1

Историческое прошлое людей. Люди Шульган – Таш

15.09

4

1

Расы человека.

19.09

Строение и функции организма (57ч.)   Общий обзор организма (1)

5

1

Общий обзор организма человека.

22.09

Клеточное строение организма. Ткани (2ч)

6

1

Клеточное строение организма.

26.09

7

1

Ткани. Л/Р №1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Т/Б при л/р Инструкция № 9

29.09

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1ч)

8

1

Рефлекторная регуляция. Л/Р №2. Рефлексы. Т/Б при л/р Инструкция № 9

03.10

Опорно – двигательная система (7ч)

9

1

Состав и строение ОДС. Л/Р №3. Микроскопическое строение костей. Т/Б при л/р Инструкция № 9

06.10

10

1

Скелет человека. Осевой скелет.

13.10

11

1

Скелет человека.

17.10

12

1

Строение мышц. Л/Р №4. Мышцы человеческого тела. Т/Б при л/р Инструкция № 9

20.10

13

1

Работа скелетных мышц и их регуляция.  Л/Р №5. Утомление. Т/Б при л/р Инструкция № 9

24.10

14

1

Осанка. Плоскостопие. Л/Р №6. Нарушение осанки, плоскостопие. Т/Б при л/р Инструкция № 9

27.10

15

1

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.

31.10

16

1

Обобщающий урок по темам «Строение организма» и «ОДС».

03.11

Внутренняя среда организма (3ч)

17

1

Внутренняя среда организма.

07.11

18

1

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

10.11

19

1

Иммунология. Достижения ученых РБ в области иммунологии.

14.11

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)

20

1

Транспортные системы организма.

17.11

21

1

Круги кровообращения.  Л/Р №7. Положение венозных клапанов. Т/Б при л/р Инструкция № 9

28.11

22

1

Строение и работа сердца.

01.12

23

1

Движение крови по сосудам. Л/Р №8. Изучение кровотока. Т/Б при л/р Инструкция № 9

05.12

24

1

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Л/Р №9. Влияние нагрузки. Т/Б при л/р Инструкция № 9

08.12

25

Первая помощь при кровотечениях.

12.12

Дыхательная система (4ч)

26

1

Органы дыхания, их значение. Заболевания дыхательных путей.

15.12

27

1

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

19.12

28

1

Механизм и регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

22.12

29

1

Болезни и травмы органов дыхания.

Л/Р №10. Функциональные пробы. Т/Б при л/р Инструкция № 9

29.12

30

1

Повторный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии. Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание»

09.01

Пищеварительная система (6ч)

31

1

Питание и пищеварение.

12.01

32

1

Пищеварение в ротовой полости.

16.01

33

1

Пищеварение в ЖКТ.  Л/Р №11. «Ферменты слюны» Т/Б при л/р Инструкция № 9

19.01

34

1

Функции кишечника, печени. Всасывание.

23.01

35

1

Регуляция пищеварения.

26.01

36

1

Гигиена органов пищеварения.

30.01

Обмен веществ и энергии (4ч)

37

1

Обмен веществ и энергии.

02.02

38

1

Витамины. Производство витаминов в РБ.

06.02

39

1

Энергозатраты и пищевой рацион.

09.02

40

1

Л/Р №12. «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат». Т/Б при л/р Инструкция № 9

13.02

Покровные органы. Терморегуляция (3ч)

41

1

Кожа – наружный покровный орган.

16.02

42

1

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

20.02

43

1

Терморегуляция организма. Закаливание.

27.02

Выделительная система (1ч)

44

1

Выделение. Использование гемодиализа в РБ

02.03

45

1

Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

06.03

Нервная система человека (5ч)

46

1

Значение нервной системы.

09.03

47

1

Строение нервной системы. Спиной мозг.

13.03

48

1

Строение головного мозга. Л/Р №13. Функциональная проба. Т/Б при л/р Инструкция № 9

16.03

49

1

Функции переднего мозга.

20.03

50

1

Соматический и автономный отделы.

23.03

Анализаторы (5ч)

51

1

Анализаторы.

27.03

52

1

Зрительный анализатор. Л/Р №14. Иллюзии зрения. Т/Б при л/р Инструкция № 9

30.03

53

1

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Беседа о институте глазных болезней в г. Уфе.

03.04

54

1

Слуховой анализатор.

06.04

55

1

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

17.04

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

56

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

20.04

57

1

Программы поведения. Л/Р №15. «Выработка навыка зеркального письма». Т/Б при л/р Инструкция № 9

24.04

58

1

Сон и сновидения.

27.04

59

1

Особенности высшей нервной деятельности человека.

04.05

60

1

Воля, эмоции, внимание. Л/Р №16. Изучение внимания. Т/Б при л/р Инструкция № 9

08.05

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч.)

61

1

Роль эндокринной регуляции.

11.05

62

1

Функции желез внутренней секреции.

15.05

63

1

Обобщение по теме «ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ»

18.05

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5ч.)

64

1

Жизненные циклы. Размножение.

22.05

65

1

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания.

25.05

66

1

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

29.05

Лабораторных работ- 16, контрольно-обобщающих уроков - 4, региональный компонент – 4.  

Приложение

Контрольные работы по биологии 8 класса

Контрольная работа по теме «Строение организма» и «Опорно- двигательная система»

1 вариант

  1. К плоским костям скелета относятся:

А) кости предплечья                Б) кости таза                В) фаланги пальцев

  1. Кости черепа у новорожденного ребенка соединены:

А) подвижно                Б) неподвижно                В) полуподвижно

  1. Основными неорганическими соединениями костей являются соли:

А) железа                Б) калия                В) кальция                Г) натрия

  1. Тело трубчатой кости внутри заполнено:

А) красным костным мозгом                        В) межклеточной жидкостью

Б) желтым костным мозгом                        Г) лимфой

  1. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток, образующих:

А) эпифиз                                        Б) диафиз        В) надкостницы                                      Г) метафиз

  1. В грудном отделе позвоночника число позвонков равно:

А) 7                Б) 10                В) 12                Г) 14                Д) 16

  1. Примеры длинных трубчатых костей:

А) плечевая и фаланги пальцев    Б) фаланги пальцев и грудина

В) грудина и ребро       Г) ребро и бедренная кость        Д) бедренная кость и плечевая

  1. Локтевой сустав образован костями:

А) плечевой и локтевой    Б) лучевой и локтевой     В) лучевой и плечевой      Г) плечевой, лучевой и локтевой

  1. Крестцовый отдел позвоночника (крестец) – опора для тазовых костей, с которыми он соединен:

А) неподвижно    Б) полуподвижно     В) суставом

  1. Какая кость черепа соединяется с другими подвижно?

А) теменная                                Б) лобная        В) нижнечелюстная  Г) верхнечелюстная

  1. Какие вещества придают кости упругость?

А) соли железа     Б) органические вещества    В) соль кальция и натрия     Г) соли калия и магния

  1. Кости скелета образованы:

А) соединительной тканью   Б) эпителиальной тканью   В) мышечной тканью    Г) нервной тканью

  1. Какую функцию не выполняет опорно-двигательная система?

А) защитную  Б) двигательную   В) опорную     Г) транспорт питательных веществ

15. Рост кости в толщину происходит благодаря ___________________, а рост в длину – за счет __________

Задание. Вставьте пропущенное слово.


1... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.


2. Большинство клеток состоит из... и..., покрытых снаружи...


3... несет наследственную информацию и регулирует синтез...


4... состоят из ДНК и хорошо видны в период... клетки.


5. Внутри ядра находятся..., в которых образуются..., синтезирующие...

2 вариант

  1. Каким способом соединены кости мозгового отдела черепа?

А) Полуподвижным                                В) Неподвижным

Б) Подвижным                                Г) Полусустава

  1. Какие вещества придают кости прочность?

А) Соли железа                                В) Соли кальция и натрия

Б) Органические вещества                        Г) Соли калия и магния                

3.        Кости голени относятся к костям?

А) Трубчатым                                В) Смешанным

Б) Плоским                                        Г) Губчатым

4.        Скелет свободной верхней конечности состоит из:

А) Плечевой кости, лучевой, малой берцовой и костей, образующих кисть    Б) Бедренной, локтевой, лучевой и костей, образующих кисть

В) Плечевой кости, локтевой, лучевой кости, а также костей запястья, пястья и фаланг пальцев        

5.        Тело губчатой кости внутри заполнено:

        А) красным костным мозгом                        В) межклеточной жидкостью

        Б) желтым костным мозгом                        Г) лимфой

6.         Основным органическим веществом кости является:

А) Кератин   Б) Инсулин    В) Коллаген   Г) Миозин

                                        

7.         Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток:

А) Внутреннего слоя надкостницы   Б) Хрящевой ткани, непосредственной между головкой и телом кости      В) Тело кости

8.        Число пар ребер, непосредственно сочлененных с грудной?

А) 3        Б) 5        В) 7        Г) 10        Д) 12

9.         Пояс нижних конечностей образован двумя тазовыми костями. Каждая из них – это результат срастания:

А) двух костей                                        В) четырех костей

Б) трех костей                                        Г) пяти костей

10. В шейном отделе позвоночника число позвонков равно:

А) 6        Б) 7        В) 8        Г) 9        Д) 10

11. Кость, не имеющая суставного соединения с другими костями скелета:

А) Тазовая   Б) Локтевая   В) Плечевая   Г) Подъязычная   Д) Нижнечелюстная

12.        В образовании тазобедренного сустава участвуют кости:

А) Бедренная и локтевая   Б) Бедренная и седалищная   В) Бедренная и подвздошная  Г) Бедренная, подвздошная и седалищная

Д) Бедренная, подвздошная и седалищная и лобковая

13.        К плоским костям относятся:

А) Ребра, лопатки   Б) Лучевая и локтевая  В) Большая и малая берцовая кости   Г) Ключица

14.        Каким способом соединены кости мозгового отдела черепа?

А) Полуподвижным                                В) Неподвижным

Б) Подвижным                                Г) Полусустава

15.         Гибкость позвоночника обеспечивается:

А) Подвижным соединением позвонков   Б) Полуподвижным соединением позвонков

В) Его длиной и изгибами     Г) Всеми перечисленными признаками

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Цитоплазма состоит из... и расположенных в ней...


2. В... эндоплазматической сети образуются белки, а в... синтезируются гликоген и жиры.


3. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют..., в котором накапливаются вещества и синтезируются...


4. В митохондриях окисляются... вещества и синтезируется... – универсальный источник энергии.


5. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри... под действием...

Контрольная работа по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание»

I вариант

  1. Внутреннюю среду организма образуют:

А) полости тела;                                        В) внутренние органы;

Б) кровь, лимфа, тканевая жидкость;                Г) ткани, образующие внутренние органы.

  1. Кровь – разновидность ткани:

А) соединительной;                                Б) мышечной;                         В) эпителиальной.

  1. Эритроциты участвуют:

А) в процессе фагоцитоза;                                В) в образовании тромбов;

Б) в выработке антител;                                Г) в газообмене.

  1. При малокровии (анемии) в крови уменьшается содержание:

А) тромбоцитов;                                        В) плазмы;

Б) эритроцитов;                                        Г) лимфоцитов.

  1. Невосприимчивость организма к какой-либо инфекции – это:

А) малокровие;                                        В) гемофилия;

Б) фагоцитоз;                                                Г) иммунитет.

  1. Антигены – это:

А) чужеродные вещества, способные вызвать ответную иммунную реакцию;

Б) форменные элементы крови;

В) особый белок, который назвали резус-фактором;

Г) всё вышеперечисленное.

  1. Первую вакцину изобрел:

А) И. Мечников;                                        В) Э. Дженнер;

Б) Луи Пастер;                                        Г) И. Павлов.

  1. При предупредительных прививках в организм вводятся:

А) убитые или ослабленные микроорганизмы;        

В) лекарства, убивающие микроорганизмы;

Б) защитные вещества (антитела)                        Г) фагоциты.

  1. Людям с I группой крови можно переливать кровь:

А) II группы;                                                В) только I группы;

Б) III и IV группы;                                        Г) любой группы.

  1. Внутри каких сосудов имеются клапаны:

А) в венах;                                 Б) капиллярах;                В) артериях.

  1.  Обмен веществ между кровью и клетками организма возможен только

А) в артериях;                        Б) капиллярах;                                 В) венах.

  1. Наружный слой сердца (эпикард) образован клетками:

А) мышечной ткани;                                В) эпителиальной ткани;

Б) соединительной ткани;                                Г) нервной ткани.

  1. Внутренняя поверхность околосердечной сумки заполнена:

А) воздухом;                                                 В) жировой тканью;

Б) жидкостью;                                        Г) соединительной тканью.

  1. Левая часть сердца содержит кровь:

А) богатую кислородом – артериальную;                В) богатую углекислым газом;

Б) бедную кислородом;                                Г) всё вышеназванное.

1.В процессе дыхания организм получает

А) органические вещества     Б) минеральные соли    В) углекислый газ      Г) кислород

 2.Органы дыхания

А) мышцы    Б) ребра     В) легкие     Г) почки

3.К дыхательной системе не относятся

А — легкие    Б — почки     В — бронхи    Г — альвеолы

4.Определите путь воздуха при вдохе

А — легкие — бронхи — трахея — гортань — носовая полость

Б — носовая полость — трахея — гортань — бронхи — легкие

В — носовая полость — гортань — трахея — бронхи — легкие

Г — носовая полость — гортань — бронхи — трахея — легкие

5.Определите путь воздуха при выдохе

А — легкие — бронхи — трахея — гортань — носовая полость

Б — носовая полость — гортань — трахея — бронхи — легкие

В — легкие — трахея — бронхи — гортань — носовая полость

Г — легкие — бронхи — гортань — трахея — носовая полость

II вариант

  1. Жидкая часть крови называется:

А) тканевой жидкостью;                                        В) лимфой;

Б) плазмой;                                                        Г) физиологическим раствором.

  1. Внутренняя среда организма:

А) обеспечивает устойчивость всех функций организма;        В) обладает саморегуляцией;

Б) сохраняет гомеостаз;                                                Г) верны все ответы.

3.Эритроциты человека имеют:

А) двояковогнутую форму;                                В) шаровидную форму;

Б) вытянутое ядро;                                        Г) строго постоянное количество в организме.

4Свертывание крови происходит благодаря:

А) разрушению лейкоцитов;                                В) разрушению эритроцитов;

Б) сужению капилляров;                                        Г) образованию фибрина.

5.Фагоцитоз – это процесс:

А) свертывания крови;      Б) перемещения фагоцитов;

В) поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами;      

Г) размножения лейкоцитов.

6.Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

А) постоянство внутренней среды;                        В) защиту от образования тромбов;

Б) иммунитет;                                                Г) всё вышеперечисленное.

7.Роль предупредительных прививок, как средство борьбы с инфекциями, открыл:

А) И. Мечников;                                                В) Э. Дженнер;

Б) Луи Пастер;                                                Г) И. Павлов.

8.Лечебные сыворотки - это:

А) убитые возбудители болезни;                                В) ослабленные возбудители болезни;

Б) готовые защитные вещества;                                Г) яды, выделяемые возбудителями болезней.

9.Кровь людей IV группы можно переливать людям, имеющим:

А) I группу;                                                        В) III группу;

Б) II группу;                                                        Г) IV группу.

10.В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением:

А) в венах;                                 Б) капиллярах;                В) артериях.

11. Вены – это сосуды, несущие кровь:

А) только артериальную;                                        В) от органов к сердцу;

Б) только венозную;                                                Г) от сердца к органам.

12.Средний слой сердца (миокард) образован клетками:

А) мышечной ткани;                                        В) эпителиальной ткани;

Б) соединительной ткани;                                        Г) нервной ткани.

13.Любой круг кровообращения начинается в:

А) одном из предсердий;                                        В) крупной артерии;

Б) одном из желудочков;                                        Г) в тканях внутренних органов.

14Створчатые клапаны находятся:

А) на границе между предсердием и желудочком;                В) в артерии;

Б) на выходе из желудочков в артерии;                                Г) в венах.

6.У человека из гортани воздух попадает в

А — легкие    Б — альвеолы    В — бронхи    Г — трахею

7.У человека из трахеи воздух попадает в

А — легкие   Б — бронхи    В — альвеолы    Г — гортань

8.Болезнетворные микроорганизмы в носовой полости уничтожаются

А — слизью, выделяемой железами слизистой оболочки      Б — кровью, выделяемой кровеносными капиллярами

В — лейкоцитами, содержащимися в кровеносных капиллярах        Г — клетками мерцательного эпителия

9.Голос возникает при прохождении воздуха через

А — бронхи     Б — голосовую щель между голосовыми связками     В — трахею    Г — носовую полость

10.  Дышать нужно через  нос,  так  как  в  носовой полости

А — происходит газообмен    Б — много слизи     В — нет капилляров     Г — воздух согревается и очищается

 

Ответы:1г ,2в, 3б, 4в, 5а; 1г, 2б, 3а, 4б, 5г(дыхание)

Контрольная работа по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

Выберите правильный ответ.

  1. Питательные вещества выполняют следующие функции:

а) строительную и энергетическую      б) строительную и двигательную     в) двигательную и энергетическую   г) регуляторную и двигательную.

2. Слюнные железы принимают участие в расщеплении:

а) белков    б) жиров   в) углеводов    г) белков и углеводов.

3. Печень играет большую роль в пищеварении, т.к.:

а) содержит много ферментов    б) в ней всасываются питательные вещества     в) выделяет желчь, эмульгирующую жиры     г) расщепляет жиры.

4. Соляная кислота входит в состав:

а) поджелудочного сока    б) желудочного сока    в) слюны      г) содержимого толстого кишечника.

5. Сокоотделительные рефлексы осуществляются:

а) пищеварительной системой    б) выделительной системой    в) нервной системой     г) мышцами.

6. Всасывание – это процесс:

а) расщепления сложных веществ на простые      б) образования растворимых питательных веществ

в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу    г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.

7. Липаза – это фермент, расщепляющий:

а) белки    б) жиры    в) крахмал     г) растительную клетчатку.

8. Пепсин – это фермент, который выделяется:

а) слюнными железами   б) желудочными железами    в) кишечными железами    г) печенью.

9. В толстом кишечнике всасывается:

а) аминокислота    б) глюкоза     в) вода     г) глицерин и жирные кислоты.

10. В толстом кишечнике осуществляется процесс:

а) переваривания белков     б) переваривания углеводов    в) переваривания жиров      г) переваривания растительной клетчатки.

11. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:

а) ферментов кишечного сока     б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок     в) ферментов поджелудочного сока    г) желчи.

12. Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:

а) в венозные капилляры     б) в артериальные капилляры    в) в лимфатические капилляры    г) в межклеточную жидкость.

13. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:

а) в толстой кишке    б) в тонкой кишке     в) в двенадцатиперстной кишке      г) в аппендиксе.

14. Глотание – это рефлекторный акт, центр которого находится:

а) в спинном мозге    б) в мозжечке     в) в продолговатом мозге     г) в мышце языка.

 

15. Пищевод – это мышечная трубка:

а) по которой пищевой комок попадает в желудок благодаря действию силы тяжести     б) сокращение стенок которой продвигает пищевой комок в желудок

в) железы стенок которой выделяют пищеварительный сок         г) которая одной своей стенкой граничит с глоткой.

16. Большие коренные зубы имеют:

а) 1 корень    б) 2 корня     в) 3 корня      г) 2 или 3 корня.

17. Муцин выделяется:

а) слюнными железами    б) поджелудочной железой     в) печенью     г) аппендиксом.

18. Лизоцим – это:

а) слизь    б) бактерицидное вещество     в) пищеварительный фермент     г) патогенный микроорганизм.

19. Пищевод, в отличие от тонкого кишечника:

а) имеет слизистую оболочку     б) обеспечивает передвижение пищи     в) располагается между глоткой и желудком     г) является отделом желудочно-кишечного тракта.

20. Тонкий кишечник, как и пищевод:

а) имеет мышечную стенку    б) обеспечивает химическое расщепление сложных органических веществ     в) располагается после желудка

г) осуществляет всасывание питательных веществ.

Ответы: 1а,2в,3в,4б,5в,6в,7б,8б,9в,10г,11б,12в,13г,14в,15б,16в,17а,18б,19в,20а.

«Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. Витамины».

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. В процессе обмена веществ человек получает из внешней среды:

А. Мочевину  Б. Кислород   В. Углекислый газ

2. Конечным продуктом обмена веществ является:

А. Кислород   Б. Белки     В. Мочевая кислота

3. Процессы, приводящие к накоплению энергии и усвоению веществ, являются сущностью:

A. Пластического обмена   Б. Энергетического обмена    B. Водного обмена

4. У людей пожилого возраста начинает преобладать:

A. Пластический обмен     Б. Энергетический обмен     B. Водный обмен

5. Впервые провел исследования по изучению причин авитаминоза:

A. Иван Петрович Павлов     Б. Николай Иванович Пирогов     B. Николай Иванович Лунин

6. Введение термина «витамин» принадлежит:

A. Николаю Ивановичу Лунину    Б. Казимиру Функу      B. Илье Ильичу Мечникову

7. Большинство витаминов имеет:

A. Растительное происхождение    Б. Животное происхождение    B. Минеральное происхождение

8. «Куриная слепота» возникает при недостатке:

А. Витамина В     Б. Витамина С    В. Витамина А

9. Недостаток в пище витамина В1 приводит к заболеванию:

А. Рахит    Б. Бери-бери    В. Цинга

10. Активизация клеточного дыхания и деятельности нервной системы зависит от наличия в пище:

А. Витамина В2    Б. Витамина В1     В. Витамина В6

11. Предупреждает развитие атеросклероза, ожирения, желчекаменной болезни:

А. Витамин В2    Б. Витамин В6     В. Витамин В12

12. Стимулирует образование клеток крови:

А. Витамин В2    Б. Витамин В6     В. Витамин В12

13. Симптом цинги возникает при отсутствии в пище:

А. Витамина С    Б. Витамина D     В. Витамина А

14. Обмен кальция и фосфора, формирование скелета происходит под влиянием:

А. Витамина С   Б. Витамина D     В. Витамина А

15. Окислительно-восстановительные процессы в организме и синтез гормонов надпочечников стимулируются:

A. Витамином В6    Б. Витамином А    B. Витамином РР

16. Избыток витаминов, особенно во время принятия синтетических препаратов, приводит к:

A. Авитаминозу     Б. Гипервитаминозу     B. Гиповитаминозу

«Кожа и ее производные»

Выберите правильный ответ.

 

1. Кожа — наружный покров тела. Ее площадь у взрослого человека в среднем составляет, в квадратных метрах:

а)  до 0,5;                               г) 1,5-2,0;

б) 0,5—1,0;                           д) 4,0—5,0.

в) 1,0-1,5;

 

2. В клетках кожи может осуществляться синтез витамина:

а) А;                        б) В;                       в) С;                      г) D;                        д) Е. '

 

3. Потовые железы распределены по поверхности тела:

а) равномерно;      б)  неравномерно.

 

4.    Кожа представлена:

а) многослойным эпидермисом;   б) собственно кожей, или дермой;    в) подкожной жировой клетчаткой;     г) все верно.

 

5.    В многослойном эпидермисе кожи содержится слой клеток, способных к делению (ростковый слой). Эти клетки находятся:

а) на поверхности кожного покрова;    б)в средней части многослойного эпидермиса;     в)в основании эпидермиса;    г)все верно.

 

6.    Рецепторы кожи находятся в:

а) эпидермальном слое кожи;   б)собственно коже (дерме);     в)подкожной жировой клетчатке;     г)все верно.

 

7.     В собственно коже, или дерме, преобладает ткань:

а) мышечная из гладких мышечных волокон;    б)мышечная из поперечно-полосатых мышечных волокон;    в)соединительная;  г)покровная; д)нервная.

8.     Волос растет за счет деления клеток:

а) росткового слоя эпидермиса;  б)росткового слоя волосяной луковицы;  в)все верно.

 

9.     Выводной проток сальной железы открывается:

а) на поверхность кожи;  б) в межклеточное пространство дермы;   в) в волосяную сумку;   г) все верно.

 

10.  Одно из «водных депо» в организме — это:

а) сердце;                             г) кожа;

б) почки;                              д) поджелудочная железа.

в) печень;

 

11.  Кровеносные сосуды отсутствуют в:

а) эпидермисе;  б) ростковом слое эпидермиса и дерме;  в) дерме;   г) подкожной жировой клетчатке;  д) эпидермисе и подкожной жировой клетчатке.

 

12.  Наиболее оптимальные результаты при операции по пересадке (трансплантации) кожи получены в том случае, когда осуществлялась:

а)трансплантация кожи донора;      б)трансплантация кожи со здорового участка тела самого больного.

 Ответы: 1)г, 2)г, 3)б, 4)г, 5)в, 6)б, 7)в, 8)б, 9)а, 10)г, 11)а, 12)а

II вариант

«Выделение и система органов выделения»

Выберите правильный ответ.

 

1. Почки — это органы выделения. Кроме них к мочевыделительной системе относят:

а) надпочечники, кишечник и печень;   б) печень, надпочечники и мочеточники;   в) мочеточники, надпочечники и мочевой пузырь;    г)надпочечники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал;    д)мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

 

2.  Из организма взрослого человека через мочевыделительную систему в среднем выделяется воды за 1 сутки, в литрах:

а)0,5 - 1,0;     б)1,0 - 1,2;    в)1,5 - 2,0;     г)2,5 - 3,5;     д)4,0 - 5,0.

 

3.Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Рассмотрите рисунок и напишите, что обозначено каждой буквой.

4.В капиллярный почечный клубочек (мальпигиев клубочек) поступает кровь:

а)смешанная;    б)венозная;      в)артериальная.

 

5.  В сосуде, отходящем от капиллярного клубочка (выносящем сосуде), находится кровь:

а)артериальная;    б)венозная;    в)смешанная.

 

6.  В мочеточник переходит:

а)вершина почечной пирамиды;    б)малая почечная чашка;    в)большая почечная чашка;    г)почечная лоханка;    д)другое решение.

 

7.  Первые порции первичной мочи появляются в:

а)капиллярах почечного клубочка;    б)почечной капсуле;    в)почечных канальцах;    г)лоханке;     д)мочеточниках.

 

8.   Среди продуктов азотистого обмена, удаляемых организмом через мочевыделительную систему, преобладает:

а)           аммиак;                                                     в) азотистая кислота;

б)           мочевая кислота;                     г) мочевина.

 

9.   Из организма взрослого человека в состоянии относительного покоя удаляется воды через потовые железы за 1 сутки в среднем, в миллилитрах:

а)50;                                                    г) 500;

б)200;                                                  д) более 1000.

в)300;

 

10. Мышечная ткань стенки мочевого пузыря содержит мышечные волокна:

а) гладкие;     б)поперечно-полосатые;       в)гладкие и поперечно-полосатые.

Ответ: 1. д) мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал;  2. в) 1,5 - 2,0;   4. в) артериальная;  5. б) венозная; 6. г) почечная лоханка;  7. б) почечной капсуле; 8. б) мочевая кислота; 9.  г) 500; 10. а) гладкие

Контрольная работа по теме «ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ»

Вопросы с одним правильным ответом

1. Железы внутренней секреции образуют систему:

А) Эндокринную. В) Сенсорную. С) Пищеварительную. D) Лимфатическую.

Е) Иммунную.

2. Железа внешней секреции:

A) Эпифиз. B) Щитовидная.  C) Гипофиз. D) Слюнная.  E) Надпочечники.

3. Железы внешней секреции, образующие и выделяющие пот:

А) Слюнные.  В) Слезные.  С) Потовые.  D) Молочные.  Е) Надпочечники.

4. Железа внутренней секреции:

A) Слюнная.  B) Гипофиз.  C) Потовая.  D) Слезная.  E) Молочная.

5. Смешанные железы:

A) Половые.  B) Слюнные.  C) Надпочечники.  D) Слезные.  E) Потовые.

6. Внешнесекреторная функция женских половых желез образование:

А) Сперматозоидов.  В) Эстрогенов.  С) Яйцеклеток.  D) Андрогенов.

Е) Женских и мужских гормонов.

7. При недостатке гормона роста у взрослого человека возникает заболевание:

A) Кретинизм.  B) Базедова болезнь.  C) Акромегалия.  D) Сахарный диабет. E) Гигантизм.

8. Местонахождение гипофиза:

А) Область щитовидного хряща. В) Задняя поверхность щитовидной железы.

С) Верхняя часть почек.  D) Под желудком.  Е) Основание головного мозга.

9. Заболевание гипофизарная карликовость возникает при недостатке гормона:

А) Тироксина. В) Паратгормона. С) Тимозина. D) Роста.  Е) Адреналина.

10. Гормон щитовидной железы:

A) Вазопрессин.  B) Тироксин.  C) Окситоцин.  D) Паратгормон.  E) Адреналин.

11. При недостатке тироксина в раннем возрасте возникает заболевание:

A) Микседема. B) Болезнь Аддисона. C) Базедова болезнь. D) Сахарный диабет.

E) Кретинизм.

12. При недостатке в пище йода человек заболевает:

А) Микседемой.  В) Акромегалией. С) Базедовой болезнью. D) Эндемическим зобом.

Е) Сахарным диабетом.

13. Основной признак заболевания сахарный диабет:

A) Выпученные глаза.  B) Жажда.  C) Нарушение роста. D) Нарушение полового развития.

E) Мышечные судороги.

14. Действует противоположно инсулину:

А) Глюкагон.  В) Тимозин.  С) Адреналин.  D) Норадреналин.  Е) Тироксин.

15. Вырабатывает гормон тимозин:

А) Надпочечники. В) Щитовидная железа. С) Паращитовидная железа.

D) Поджелудочная железа.  Е) Вилочковая железа.

16. В состав гормонов щитовидной железы входит:

A) Йод.  B) Фтор.  C) Бром.  D) Хлор.  E) Железо.

17. Снижает уровень содержания глюкозы в крови:

А) Инсулин.  В) Глюкагон.  С) Тимозин.  D) Адреналин.  Е) Тироксин.

18. Надпочечники расположены:

A) Под почками.  B) Под желудком.  C) В области гортани.  D) На основании черепа.

E) Над почками.

19.Железа, выделяющая биологически активные вещества в кровь:

A) Слюнная.  B) Слезная.  C) Потовая.  D) Молочная.  E) Щитовидная.

20. Вырабатывают гормон андроген:

А) Женские половые железы. В) Надпочечники. С) Мужские половые железы.
D) Паращитовидные железы.
  Е) Щитовидная железа.

Правильные ответы

  1. A
  2. D
  3. C
  4. B
  5. A
  6. C
  7. C
  8. E
  9. D
  10. B
  11. E
  12. D
  13. B
  14. A
  15. E
  16. A
  17. A
  18. E
  19. E
  20. C

Итоговая контрольная работа по биологии для 8 класса

Вариант 1

А. Выберите один правильный ответ

  1. Какая из перечисленных функций не характерна для эпителиальной ткани?

А. Всасывающая                В. Секреторная

Б. Запасающая                Г. Защитная

  1. Свойства мышечной ткани.

А. Возбудимость и проводимость     Б. Возбудимость и сократимость    В. Только сократимость     Г. Только проводимость

3. Какая особенность соединительной ткани отличает её от других?

А. Большое количество межклеточного вещества     Б. Звёздчатая форма клеток    В. Сократимость Г. Небольшое количество межклеточного веществ

  1. Клетки нервной ткани называются

А. Нефрон                        В. Тромбоцит

Б. Нейрон                        Г. Лейкоцит

5. Какая из перечисленных костей входит в состав черепа:

А – ключица                                                 В – лопатка

Б – лучевая                                                    Г -  височная

6.В состав кисти входит:

А – пясть                                                        В – плюсна

Б – крестец                                                     Г – ключица

  1. Отдел, не входящий в состав скелета нижней конечности:

А   - предплечье                                            В – стопа

Б – голень                                                      Г – бедро

  1. Кость, входящая в состав предплечья:

А  - плечевая                                                  В – ключица

Б – лопатка                                                     Г – лучевая

9. Какой группой крови обладают люди, называемые универсальными донорами:

А – I        Б – II                В – III                Г – IV

10. Функция эритроцитов:

А  - фагоцитоз    Б – свертывание крови   В – перенос кислорода и углекислого газа    Г – восстановление сосудов

11. Антигенами называют:

А – белки, нейтрализующие вредное воздействие чужеродных тел и веществ

Б – чужеродные для организма вещества, способные вызвать ответную иммунную реакцию

В – форменные элементы крови      Г – особый белок, который назвали резус-фактором

12.Вакцина – это:

А – антитела, выработанные организмом донора     Б – жидкая составляющая крови    В – ослабленные микробы     Г – вид иммунитета

13.Сердце человека состоит из:

А – одного предсердия и двух желудочков     Б – двух предсердий и одного желудочка     В – двух предсердий и двух желудочков

Г – одного предсердия и одного желудочка

14. Артерии – это сосуды, несущие:

А – только артериальную кровь    Б – только венозную кровь   В – кровь от органов к сердцу      Г – кровь от сердца к органам

15. Створчатые клапаны находятся:

А – между желудочками и артериями     Б – в венах    В – в лимфатических сосудах      Г – между предсердием и желудочком

16. Большой круг кровообращения начинается от:

А -  правого предсердия                 В – правого желудочка

Б – левого предсердия                     Г – левого желудочка

17. К органам дыхания не относятся:

        А – бронхи                                В – почки

        Б – лёгкие                                Г – альвеолы

18. Альвеолы находятся в:

        А – лёгких                                В – трахеи

        Б – носовой полости                        Г – гортани

19. Мышечная перегородка, полностью отделяющая грудную полость от брюшной, носит название:

        А – диафрагма                        В – мягкое нёбо

        Б – плевра                                Г – бронхиола

20. К воздухоносным путям не относится:

        А – гортань                                В – плевра

        Б – носоглотка                        Г – трахея

21. Стенка желудка состоит из:

А – 3 слоев         Б – 2 слоев        В – 4 слоев        Г – 5 слоев

22. Сокоотделительные рефлексы осуществляются:

А – пищеварительной системой     Б – выделительной системой     В – нервной системой       Г – мышцами

23..Всего у человека насчитывается:

А – 24 зуба        Б – 36 зуба        В– 18 зубов        Г – 32 зуба

24. Функция амилазы:

А – расщепление жиров        В – расщепление углеводов    

Б – расщепление белков         Г – бактерицидное действие

25. Печень играет большую роль в пищеварении, так как:

А – выделяет пищеварительный сок      Б – вырабатывает различные пищеварительные  ферменты

В – выделяет желчь, эмульгирующую жиры       Г – вырабатывает ферменты расщепляющие жиры

26. Функции липазы:

А – расщепление жиров     Б – расщепление белков    В – расщепление углеводов      Г – бактерицидное действие

27. Белки пищи под действием ферментов расщепляются до:

А – глюкозы                                В – глицерина

Б – аминокислот                        Г – жирных кислот

28. Авитаминоз возникает при:

А – избытке витаминов в пище     Б – продолжительном пребывании на солнце     В – отсутствии в пище витаминов

Г – питании растительной пищи

29. Структурная и функциональная единица почки носит название

        А. Лоханка                        В. Пирамида

        Б. Чашечка                        Г. Нефрон

30. Из мочевого пузыря моча поступает в:

        А. Почечную лоханку    Б. Мочеточники    В. Собирательную почечную трубочку    Г. Мочеиспускательный канал

31. Какой витамин образуется в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей

        А. В    Б. А      В. D     Г. Е

32. Серое вещество представляет собой:

А – тела нейронов        В – длинные отростки нейронов

Б – нервные волокна                        Г – сосудистую оболочку мозга

33. Что не включают в периферическую нервную систему:

А – нервы                                        В – спинной мозг

Б – ганглии                                        Г – нервные окончания

34. В состав нейрона не входит:

        А – аксон                                         В – ганглий

        Б – тело                                             Г – дендрит

35. В какой доле коры больших полушарий головного мозга располагается зрительная зона:

        А – затылочной                            В – лобной

        Б – височной                                Г – теменной

36. Структура, в которой расположены фоторецепторы глаза:

        А – сетчатка                                  В – роговица

        Б – хрусталик                                Г – радужная оболочка

В. Выберите три правильных ответа

37. Выберите особенности , характеризующие артерии:

        А) стенки мягкие, в них мало мышечной ткани

        Б) стенки толстые, с большим количеством мышечной ткани

        В) стенки очень эластичны

        Г) по артериям кровь течет к сердцу

        Д) по артериям кровь течет от сердца

        Е) через стенки артерий осуществляется обмен веществ

38. Выберите характерные особенности желез внутренней секреции:

        А) выделяют вещества в полости внутренних органов     Б) синтезируют гормоны    В) выделяют вещества в кровь     Г) имеют протоки

        Д) выделяют вещества на поверхность кожи        Е) участвуют в регуляции работы многих внутренних органов

39. Какие из перечисленных функций выполняет печень:

        А) облегчает расщепление жиров в тонком кишечнике

        Б) участвует в расщеплении белков

        В) вырабатывает пищеварительные ферменты

        Г) задерживает и обезвреживает ядовитые вещества

        Д) усиливает перистальтику кишечника

        Е) участвует в расщеплении углеводов

 Установите соответствие

40. Установите соответствие между кругами кровообращения и их характеристиками.

Характеристики кругов кровообращения

Круги кровообращения

1) начинается в левом желудочке

2) кровь течет к легким

3) кровь артериальная превращается в венозную

4) кровь течет ко всем органам, кроме легких

5) кровь венозная превращается в артериальную

6) начинается в правом желудочке

А) большой круг

Б) малый круг

41. Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

Витамин

  1. кровоточивость десен
  2. ухудшение зрения в сумерках
  3. выпадение зубов
  4. поражение роговицы глаза и кожи
  5. понижение сопротивляемости заболеваниям

А) А

Б) С

42. Установите соответствие между слоями кожи и их особенностями.

Особенности слоев кожи

Слои кожи

  1. клетки содержат пигмент меланин
  2. здесь находятся рецепторы
  3. состоит из соединительной ткани
  4. состоит из эпителиальной ткани
  5. наружные клетки ороговевают
  6. здесь находятся потовые и сальные железы

А) эпидермис

Б) дерма

Установите последовательность.

43. Установите последовательность процессов, составляющих механизм вдоха:

        А) увеличение объема грудной клетки

        Б) расширение легких

        В) сокращение межреберных мышц и диафрагмы

        Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие

        Д) понижение давления воздуха в легких

44. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека:

        А) левый желудочек

        Б) капилляры

        В) правое предсердие

        Г) артерии

        Д) вены

        Е) аорта

45. Дайте краткий ответ

        Почему поджелудочную железу относят к группе желез смешанной секреции?

Итоговая контрольная работа по биологии за курс «Человек»  8 класс

Вариант 2

А. Выберите один правильный ответ

1.Какая особенность эпителиальной ткани отличает её от других?

А. Большое количество межклеточного вещества   Б. Звёздчатая форма клеток    В. Сократимость   Г. Небольшое количество межклеточного вещества

2. Какой из перечисленных типов тканей не относится к соединительной?

А. Костная                        В. Поперечнополосатая сердечная

Б. Хрящевая                        Г. Кровь

3. Свойства нервной ткани.

А. Возбудимость и проводимость    Б. Возбудимость и сократимость    В. Только сократимость     Г. Только проводимость

4. Грудной отдел позвоночника составляют:

А – 7 позвонков                                           В – 16 позвонков

Б – 8 позвонков                                            Г – 12 позвонков

5. Кость, входящая в состав голени:

А – бедренная                                                  В – ключица

Б   - большая берцовая                                    Г – подвздошная

6.Отдел, не входящий в состав скелета верхней конечности:

А – плечо                                                         В – предплечье

Б – голень                                                        Г – кисть

7. Кость, входящая в состав плечевого пояса:

А – локтевая                                                    В – плечевая

Б – ключица                                                     Г – большая берцовая

8.Жидкая часть крови называется :

А – тканевой жидкостью        В – лимфой

Б – плазмой                        Г – физиологическим раствором

9. Какой группой крови обладают люди, называемые универсальными реципиентами:

А – I        Б – II                В – III                Г – IV

10. Функция тромбоцитов:

А  - фагоцитоз   Б – свертывание крови     В – перенос кислорода и углекислого газа    Г – восстановление сосудов

11.  Антителами называют:

А – белки, нейтрализующие вредное воздействие чужеродных тел и веществ

Б – чужеродные для организма вещества, способные вызвать ответную иммунную реакцию

В – форменные элементы крови       Г – особый белок, который назвали резус-фактором

12. . Сыворотка – это:

А – антитела, выработанные организмом донора    Б – жидкая составляющая крови    В – ослабленные микробы    Г – вид иммунитета

13. Вены – это сосуды, несущие:

А – только артериальную кровь   Б – только венозную кровь    В – кровь от органов к сердцу    Г – кровь от сердца к органам

14. Полулунные клапаны находятся:

А – между желудочками и артериями   Б – в венах    В – в лимфатических сосудах    Г – между предсердием и желудочком

15. Малый круг кровообращения начинается от:

А -  правого предсердия                 В – правого желудочка

Б – левого предсердия                     Г – левого желудочка

16. Лёгочные пузырьки, оплетённые густой сетью кровеносных капилляров называются:

        А – бронхами                                В – бронхиолами

        Б – трахеями                                Г – альвеолами

17. Углекислый газ образуется в:

        А – лёгких                                В –  воздухоносных путях

        Б – клетках тела                        Г – эритроцитах

18. Лёгочная оболочка – это:

        А – диафрагма                        В – мягкое нёбо

        Б – плевра                                Г – бронхиола

19. Дыхательный центр расположен:

        А – в продолговатом мозге    Б – в коре больших полушарий    В – в мозжечке     Г – в спинном мозге

20. Сколько у человека пар крупных слюнных  желёз

А – 2                Б–3                В– 4                Г – 6

21. Соляная кислота входит в состав

А – поджелудочного сока   Б – желудочного сока    В – слюны    Г – содержимого толстого кишечника

22. Всасывание – это процесс:

А – расщепления сложных веществ на простые       Б – образования растворимых питательных веществ

В – прохождение веществ через слой или ряд слоёв клеток пищеварительного тракта в кровь и лимфу

             Г – обезвреживания ядовитых веществ в печени

23. Воспаление слепого отростка кишечника называют:

А – колитом                        В – энтеритом

Б – гастритом                        Г – аппендицитом

24. Функция пепсина:

А – расщепление жиров      Б – расщепление белков     В – расщепление углеводов     Г – бактерицидное действие

25. Пластический обмен – это процесс:

А – распада веществ  клетки с освобождением энергии     Б – образования в клетке веществ с накоплением энергии

В – всасывания веществ в кровь                      Г – переваривания пищи

26. Основные запасы животного крахмала накапливаются в:

А – печени                        В – почках

Б – лёгких                        Г – поджелудочной железы

27. Гиповитаминоз возникает при:

А – отсутствии в пище  витаминов     Б – голодании     В – избытке витаминов в пище     Г – недостатке витаминов в пище

28. Из почечных лоханок моча непосредственно поступает в :

        А. Мочеточники         Б. Собирательную почечную трубочку   В. Мочеиспускательный канал      Г. Извитой почечный каналец

29. Почки выполняют следующую функцию

        А. Удаляют из организма лишний сахар       Б. Выводят из организма непереваренные вещества

        В. Удаляют жидкие продукты распада          Г. Превращают глюкозу в гликоген

30. Благодаря какому пигменту кожа обеспечивает защиту организма от излишнего действия ультрафиолетовых лучей

        А. Кератину                        В. Меланину

        Б. Хлорофиллу                Г. Антоцеану

31. При охлаждении:

        А. Кровеносные сосуды рефлекторно суживаются       Б. Кровеносные сосуды рефлекторно расширяются

В. Просвет сосудов остаётся неизменным           Г. Сосуды могут расшириться, а могут сузиться

32. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называются:

А – аксонами                                         В – дендритами

Б –нейронами                                        Г – медиаторами

33. Белое вещество представляет собой:

А – тела нейронов                        В – длинные отростки нейронов

Б – нервные волокна                        Г – сосудистую оболочку мозга

34. Функции рецепторов:

А – несут возбуждение от ЦНС к рабочим органам      Б – воспринимают раздражение   В – переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные         

Г – переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные

35. В какой доле коры больших полушарий головного мозга располагается слуховая зона:

А – затылочной                                В – лобной

Б – височной                                        Г – теменной

36. В какой оболочке глаза находятся палочки и колбочки:

А – белочная                                        В – радужная

Б – сосудистая                                Г – сетчатка

В. Выберите три правильных ответа

37. По венам большого круга кровообращения у человека кровь течет

        1) от сердца

        2) к сердцу

        3) насыщенная углекислым газом

        4) насыщенная кислородом

        5) быстрее, чем в капиллярах

        6) медленнее, чем в капиллярах

38. Оптическая система глаза состоит из

        1) хрусталика

        2) стекловидного тела

        3) зрительного нерва

        4) желтого пятна сетчатки

        5) роговицы

        6) белочной оболочки

39. Двигательные нейроны

        1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов

        2) передают возбуждение мышцам

        3) передают возбуждение вставочным нейронам

        4) передают возбуждение железам

        5) передают возбуждение на чувствительные нейроны

        6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

Установите соответствие

40. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом.

Характеристика

Тип желез

  1. имеются выводные протоки
  2. отсутствуют выводные протоки
  3. выделяют секрет в кровь
  4. выделяют секрет в полости тела или органов
  5. выделяют секрет на поверхность тела

А) железы внешней секреции

Б) железы внутренней секреции

 

41. Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.

Характеристика

Вид иммунитета

  1. передается по наследству, врожденный
  2. возникает под действием вакцины
  3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
  4. формируется после перенесенного заболевания
  5. различают активный и пассивный

А) естественный

Б) искусственный

42. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом.

Характеристика

Вид ткани

  1. образует средний слой стенки кровеносных сосудов
  2. состоит из многоядерных клеток -  волокон
  3. обеспечивает изменение размера зрачка
  4. образует скелетные мышцы
  5. имеет поперечную исчерченность
  6. сокращается медленно

А) гладкая

Б) поперечнополосатая

Установите последовательность

43. Установите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека.

        А) глотка     Б) толстая кишка     В) желудок     Г) ротовая полость      Д) пищевод        Е) прямая кишка

        Ж)двенадцатиперстная кишка

44. Установите последовательность процессов, составляющих сердечный цикл:

        А) сокращение предсердий

        Б) поступление крови из желудочков в артерии

        В) расслабление предсердий и желудочков

        Г) поступление крови из предсердий в желудочки

        Д) сокращение желудочков

Дайте краткий ответ

        Почему для мышечной работы важна деятельность сердечно-сосудистой системы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...