Мастер-класс "Первый шаг в региональную биологию"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Мастер-класс проведён в рамках муниципального конкурса "Педагог года". Цель мастер-класса: познакомит учителей с методическими приёмами, позволяющими воспитывать познавательный интерес к изучению природы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

 «Первый шаг в региональную биологию»

«Говорят на вечной мерзлоте

Невозможно жить, природа скудная

Скептики взгляните же:

Везде зелень сопок, лес,

Природа чудная…

Я стою на берегу реки

И любуюсь сопками зелёными

В этом крае вечной мерзлоты

Не открыто многое учёными»

Учитель: Добрый день уважаемое жюри, уважаемы коллеги. Я рада встречи с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса. Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю к совместной работе, если принимаете мое предложение, то откроете мне на встречу свои ладони.

Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.

Слайд 1-2.

Озвучить тему и эпиграф.

Родная природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение  2-х мин на листах отразить своё видение на рисунках.

Выполняется приём «Ассоциация» на фоне легкой музыки.

Слайд 3        

А теперь я попрошу показать всех свои работы (демонстрация работ). Попросить 1-2 человек объяснить, почему нарисовали тот или иной рисунок.

Неудивительно, что нет ни одного не повторяющегося рисунка, ведь наш край многолик и неповторим.

(Параллельно демонстрируются слайды 4-7)

Слайд 4.

Для кого -то это волшебный мир цветка.

Слайд 5

 Или бег морской волны

Слайд 6

Для другого таинственные сопки

Слайд 7

А в образах третьих – наши уникальные животные

Приём «Зеркало»

Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нем увидели?

Верно, Вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть природы. И, безусловно, что мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. Поэтому с давних времен человек изучает и постигает тайны этого загадочного неповторимого мира.

Давайте и мы с Вами вспомним, а может быть, и заново узнаем, то, что таит наша северная, суровая, но такая родная и удивительная природа. Я предлагаю Вам игру «Угадай-ка». По описанию животного или растения, определить, о ком идет речь.

И так, готовы?

В наших реках обитает рыба, для которой январь – самое благодатное время года. В тёплые солнечные дни чувствует себя неважно. Забьется куда-нибудь под корягу и не шелохнётся. Длинное гибкое тело напоминает хорошо смазанную плеть. Широкая сплюснутая голова, свисающие вниз усы.

Слайд 8 – налим

В момент опасности это животное выбрасывает струю с неприятным, кисло-чесночным запахом. По выносливости и отваге не знает себе равных. Может преследовать лося или оленя трое суток. Защищая детенышей или отстаивая добычу, вступает в драку даже с медведем.

Слайд 9 – росомаха

Эта маленькая бурая пичужка, живёт у незамерзающих речных перекатов. Когда на улице мороз может достигать 50-ти градусов и более, ныряет под воду, секунд 10 бегает по дну. И поплавком выпрыгивает назад, и, даже не отряхнувшись, направляется к соседней полынье, весело распевая песенку.

Слайд 10 – оляпка

Эту ягоду все хорошо знают и любят. Часто растет рядом с багульником, который содержит яд – ледол. При малейшем дуновении ветра, пыльца багульника поднимается в воздух и оседает на ягоды, что растут поблизости. В народе эту ягоду прозвали дурника или пьяница, так как яд. Прежде всего, действует, прежде всего, на нервную систему, и, у  отведавшего человека ягоду, кружится голова.

Слайд 11 – голубика

Про этого животного знаю все, и что является основным кормом животного, тоже знают все.

Но при случае может поедать леммингов, полевок, яйца птиц и другую животную пищу. Может пить морскую воду, выедать снег с мочой, пить морскую воду.

Слайд12 - северный олень

Сколько удивительного и необычного таит в себе природа. Список этот можно продолжать и продолжать. И мы его будем пополнять, изучая волшебную науку – биологию.

А теперь следующее задание. Из предложенных изображений птиц (пуночка, гусь, утка, дятел, синица).

Слайд 13

Определить :

1.Какие птицы перелетные?

2. Какие птицы улетают первыми, а какие последними?

(У нас на севере первая улетает пуночка, а последними, водоплавающие птицы, когда замерзают водоему и исчезает корм уткам  и гусям.)

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок. И чтобы познать их, мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю следующую игру «Чтобы это значило?»

Слайды 14-20

А теперь я Вам предлагаю опознать таинственного незнакомца.

Приём «Мозаика».  

Перед вами разрезанная на части фотография, с изображением животного. Вы должны сложить из этого целую картинку.

Слайд 20– кабарга

Кабарга – один из наиболее мелких и своеобразных представителей оленей. Рогов у кабарги нет, но у самцов сильно развиты верхние клыки, торчащие изо рта вниз. Эти клыки растут всю жизнь, достигая у взрослых самцов 7-10 сантиметров.  Задние ноги у кабарги в полтора раза длиннее передних. Даже при стремительном беге она способна изменить направление движения на 90 градусов. С легкостью развернуться и бежать по своему следу обратно или мгновенно остановиться как вкопанная и удерживаться на небольшом камне. Сильные задние ноги позволяют кабарге совершать великолепные акробатические прыжки, как высоту, так и в длину.

Вот и завершает работу наш мастер - класс. И я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок.

(Выступление участников).

А теперь давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.

Слайд 21

  1. Дать представление о региональной биологии, как  о науке, изучающей природу Северо-востока
  2. Развить умения логического мышления, творческого воображения, коммуникативных навыков
  3. Познакомить учителей с методическими приемами, позволяющими воспитывать познавательный интерес к изучению родного края

Как вы считаете, удалось ли Нам реализовать поставленные цели?

Прием «Светофор».

Перед вами двухцветные карточки – красно-зелёные. При положительном утверждении – повернуть ко мне зеленой стороной. При отрицательном – красной.

Слайд 22

Приём «Рефлексия»

Из предложенных предложений я прошу Вас выбрать два наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями.

  • На мастер-классе я…
  • Самым интересным для меня сегодня было…
  • В своей дальнейшей работе я …
  • Я пожелал бы ведущему урок учителю…
  • Я хотел бы посоветовать…

(Попросить озвучить)

Ставя точку нашей встречи, на правах ведущей я хотела бы еще раз окунуться в этот удивительный мир, который называется Колыма – планета чудес.

Слайды 23… музыка  и пейзажи.

Я искренне благодарю вас за совместную работу. И думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы, помогут Вам в работе. Успехов Вам и творчества.

Слайд 24    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс (национально-региональный компонент)

Краеведческий компонент содержания школьного биологического образования является составной частью государственного стандарта общего образования на второй ступени обучения, содержание которого...

Рабочая программа по биологии для (6-9 классов) с региональным компонентом

Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования с региональным компонентом....

программа регионального компонента по биологии живая природа НСО

Региональный компонент  содержания общего биологического образования является  основной частью  государственных образовательных программ по биологии...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс = Зелёный мир (региональный компонент) интегрированный курс

Данный документ содержит календарно- тематическое планирование по курсу Биология 6 класс Пасечника = Зелёный мир 2 часа в неделю...

Рабочая программа по биологии для 6-го класса с региональным компонентом

    Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной  школы  по  учебнику: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Би...

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

 Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...

Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.

Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...