Мастер-класс "Первый шаг в региональную биологию"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Мастер-класс проведён в рамках муниципального конкурса "Педагог года". Цель мастер-класса: познакомит учителей с методическими приёмами, позволяющими воспитывать познавательный интерес к изучению природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Первый шаг в региональную биологию»
«Говорят на вечной мерзлоте
Невозможно жить, природа скудная
Скептики взгляните же:
Везде зелень сопок, лес,
Природа чудная…
Я стою на берегу реки
И любуюсь сопками зелёными
В этом крае вечной мерзлоты
Не открыто многое учёными»
Учитель: Добрый день уважаемое жюри, уважаемы коллеги. Я рада встречи с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса. Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю к совместной работе, если принимаете мое предложение, то откроете мне на встречу свои ладони.
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.
Слайд 1-2.
Озвучить тему и эпиграф.
Родная природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение 2-х мин на листах отразить своё видение на рисунках.
Выполняется приём «Ассоциация» на фоне легкой музыки.
Слайд 3
А теперь я попрошу показать всех свои работы (демонстрация работ). Попросить 1-2 человек объяснить, почему нарисовали тот или иной рисунок.
Неудивительно, что нет ни одного не повторяющегося рисунка, ведь наш край многолик и неповторим.
(Параллельно демонстрируются слайды 4-7)
Слайд 4.
Для кого -то это волшебный мир цветка.
Слайд 5
Или бег морской волны
Слайд 6
Для другого таинственные сопки
Слайд 7
А в образах третьих – наши уникальные животные
Приём «Зеркало»
Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нем увидели?
Верно, Вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть природы. И, безусловно, что мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. Поэтому с давних времен человек изучает и постигает тайны этого загадочного неповторимого мира.
Давайте и мы с Вами вспомним, а может быть, и заново узнаем, то, что таит наша северная, суровая, но такая родная и удивительная природа. Я предлагаю Вам игру «Угадай-ка». По описанию животного или растения, определить, о ком идет речь.
И так, готовы?
В наших реках обитает рыба, для которой январь – самое благодатное время года. В тёплые солнечные дни чувствует себя неважно. Забьется куда-нибудь под корягу и не шелохнётся. Длинное гибкое тело напоминает хорошо смазанную плеть. Широкая сплюснутая голова, свисающие вниз усы.
Слайд 8 – налим
В момент опасности это животное выбрасывает струю с неприятным, кисло-чесночным запахом. По выносливости и отваге не знает себе равных. Может преследовать лося или оленя трое суток. Защищая детенышей или отстаивая добычу, вступает в драку даже с медведем.
Слайд 9 – росомаха
Эта маленькая бурая пичужка, живёт у незамерзающих речных перекатов. Когда на улице мороз может достигать 50-ти градусов и более, ныряет под воду, секунд 10 бегает по дну. И поплавком выпрыгивает назад, и, даже не отряхнувшись, направляется к соседней полынье, весело распевая песенку.
Слайд 10 – оляпка
Эту ягоду все хорошо знают и любят. Часто растет рядом с багульником, который содержит яд – ледол. При малейшем дуновении ветра, пыльца багульника поднимается в воздух и оседает на ягоды, что растут поблизости. В народе эту ягоду прозвали дурника или пьяница, так как яд. Прежде всего, действует, прежде всего, на нервную систему, и, у отведавшего человека ягоду, кружится голова.
Слайд 11 – голубика
Про этого животного знаю все, и что является основным кормом животного, тоже знают все.
Но при случае может поедать леммингов, полевок, яйца птиц и другую животную пищу. Может пить морскую воду, выедать снег с мочой, пить морскую воду.
Слайд12 - северный олень
Сколько удивительного и необычного таит в себе природа. Список этот можно продолжать и продолжать. И мы его будем пополнять, изучая волшебную науку – биологию.
А теперь следующее задание. Из предложенных изображений птиц (пуночка, гусь, утка, дятел, синица).
Слайд 13
Определить :
1.Какие птицы перелетные?
2. Какие птицы улетают первыми, а какие последними?
(У нас на севере первая улетает пуночка, а последними, водоплавающие птицы, когда замерзают водоему и исчезает корм уткам и гусям.)
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок. И чтобы познать их, мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю следующую игру «Чтобы это значило?»
Слайды 14-20
А теперь я Вам предлагаю опознать таинственного незнакомца.
Приём «Мозаика».
Перед вами разрезанная на части фотография, с изображением животного. Вы должны сложить из этого целую картинку.
Слайд 20– кабарга
Кабарга – один из наиболее мелких и своеобразных представителей оленей. Рогов у кабарги нет, но у самцов сильно развиты верхние клыки, торчащие изо рта вниз. Эти клыки растут всю жизнь, достигая у взрослых самцов 7-10 сантиметров. Задние ноги у кабарги в полтора раза длиннее передних. Даже при стремительном беге она способна изменить направление движения на 90 градусов. С легкостью развернуться и бежать по своему следу обратно или мгновенно остановиться как вкопанная и удерживаться на небольшом камне. Сильные задние ноги позволяют кабарге совершать великолепные акробатические прыжки, как высоту, так и в длину.
Вот и завершает работу наш мастер - класс. И я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок.
(Выступление участников).
А теперь давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.
Слайд 21
- Дать представление о региональной биологии, как о науке, изучающей природу Северо-востока
- Развить умения логического мышления, творческого воображения, коммуникативных навыков
- Познакомить учителей с методическими приемами, позволяющими воспитывать познавательный интерес к изучению родного края
Как вы считаете, удалось ли Нам реализовать поставленные цели?
Прием «Светофор».
Перед вами двухцветные карточки – красно-зелёные. При положительном утверждении – повернуть ко мне зеленой стороной. При отрицательном – красной.
Слайд 22
Приём «Рефлексия»
Из предложенных предложений я прошу Вас выбрать два наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями.
- На мастер-классе я…
- Самым интересным для меня сегодня было…
- В своей дальнейшей работе я …
- Я пожелал бы ведущему урок учителю…
- Я хотел бы посоветовать…
(Попросить озвучить)
Ставя точку нашей встречи, на правах ведущей я хотела бы еще раз окунуться в этот удивительный мир, который называется Колыма – планета чудес.
Слайды 23… музыка и пейзажи.
Я искренне благодарю вас за совместную работу. И думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы, помогут Вам в работе. Успехов Вам и творчества.
Слайд 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс (национально-региональный компонент)
Краеведческий компонент содержания школьного биологического образования является составной частью государственного стандарта общего образования на второй ступени обучения, содержание которого...
Рабочая программа по биологии для (6-9 классов) с региональным компонентом
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования с региональным компонентом....
программа регионального компонента по биологии живая природа НСО
Региональный компонент содержания общего биологического образования является основной частью государственных образовательных программ по биологии...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс = Зелёный мир (региональный компонент) интегрированный курс
Данный документ содержит календарно- тематическое планирование по курсу Биология 6 класс Пасечника = Зелёный мир 2 часа в неделю...
Рабочая программа по биологии для 6-го класса с региональным компонентом
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Би...
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.
Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...