Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс = Зелёный мир (региональный компонент) интегрированный курс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Данный документ содержит календарно- тематическое планирование по курсу Биология 6 класс Пасечника = Зелёный мир 2 часа в неделю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по биологии 6 кл. + Зелёный мир Забайкальского края (интегрированный курс)
на 2014-2015 учебный год Учитель: Туркина Е.А.
По учебнику В.В.Пасечник. Биология. 6класс. Бактерии, грибы, растения – М.: Дрофа, 2008+ Зелёный мир Забайкальского края, Чита 2010 г.
№ заня тия | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства | Планируемый результат | Форма контроля | Примечание | |||
всего | Зачёт/обобщение | Лабор/р | По плану | фактически |
Раздел Введение (2 часа)
1 | Введение. Биология-наука о живой природе Жизненные формы | 1 | 1 неделя сентября | Вводный урок. Обобщение имеющихся знаний | Карточки: биологические дисциплины. Презентация «разнообразие растений» | Называть: значение биологии, перечислять биологические дисциплины. Определения наук знать: биология. Фенология, экология, ботаника | Выполнение заданий в рабочей тетради по теме, устный опрос фронтальный. | С. 9-11 (з.м) С.63 | ||||||||||||||
2 | Осенние явления в жизни растений. Сосновые леса. | 1 | 1 неделя сентября | экскурсия | Называть значение леса, встречаемые виды деревьев и кустарников | Устный опрос. Поделки из природного материала (шишки, веточки, сухостой) | ||||||||||||||||
Раздел Клеточное строение организмов 5 часов | ||||||||||||||||||||||
3. | Устройство увеличительных приборов | 1 | 1 | 2 неделя сентября | Изучение нового материала, л/работа № 1 | Микроскопы, лупа, томаты, нож. | Называть увеличительные приборы и знать их строение и значение. Знать правила работы с микроскопом. | Работа в рабочей тетради по теме. Устный индивидуальный опрос нескольких человек. | П.1 | |||||||||||||
4 | Строение клетки | 1 | 1 | 2 неделя сентября | Изучение нового материала, л/работа № 2 | Оборудование для л/р, микроскопы | Знать как приготовить препарат кожицы чешуи лука, строение клетки. | Работа в рабочей тетради по теме | П.2 | |||||||||||||
5 | Жизнедеятельность клетки, её деление и рост | 1 | 3 неделя сентября | Изучение нового материала | Учебник, рабочая тетрадь, таблица схемы деления клетки, таблица «Строение раст.клетки» | Называть процессы жизнедеятельности клетки и кратко их характеризовать | Работа в рабочей тетради по теме | П.3 | ||||||||||||||
6 | Ткани | 1 | 1 | 3 неделя сентября | Изучение нового материала, л/работа № 3 | Оборудование для л/р, микроскопы, рабочая тетрадь. Таблица ткани | Называть название ткани, её функцию и особенности строения кратко. Узнавать виды ткани на рисунках, фото или таблице. | Заполнение таблицы | П.4 | |||||||||||||
7. | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Клеточное строение организмов» | 1 | 4 неделя сентября | Зачёт: индивидуальный опрос | Называть основные положения раздела с.28 учебника | Решение кроссворда | ||||||||||||||||
Раздел Бактерии и грибы (7 часов) | ||||||||||||||||||||||
8 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | 4 неделя сентября | Изучение нового материала | Таблица «Бактерии» презентация «Бактерии» | Знать строение бактериальной клетки. Называть отличие бактериальной клетки от растительной. Называть особенности жизнедеятельности бактерии. | Работа в рабочей тетради, устный опрос нескольких человек. | П.5 | ||||||||||||||
9 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 1 неделя октября | Изучение нового материала | Презентация по теме | Знать значение бактерий в природе и для человека. Называть какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями. | Заполнение таблицы | П.6 | ||||||||||||||
10 | Общая характеристика грибов. Удивительное рядом. Грибы. | 1 | 1 неделя октября | Изучение нового материала | Учебник зел.мир., рабочая тетрадь | Знать общие признаки грибов, особенности их жизнедеятельности. Называть не менее 15 видов грибов, растущих в Забайкальск. крае | Заполнение рабочей тетради по теме. | П.7 С. 6-9 (з.м.) | ||||||||||||||
11 | Шляпочные грибы | 1 | 1 | 2 неделя октября | Изучение нового материала, л/р № 4 | Муляжи грибов, таблица «Грибы» рисунки «грибы» | Знать какие грибы называют шляпочными, их строение Правила сбора грибов называть. Объяснять симбиоз грибов и растений. | Заполнение рабочей тетради по теме. | П.8 | |||||||||||||
12 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | 1 | 2 неделя октября | Изучение нового материала, л/р № 5 | Плесень (мукор), микроскоп, лупа | Знать особенности строения плесневых грибов и их названия. Значение гриба пеницилла. Значение дрожжей для человека. | № 33, в р/т | П.9 | |||||||||||||
13 | Грибы-паразиты | 1 | 3 неделя октября | Изучение нового материала | Таблица «Грибы паразиты» | Знать названия грибов – паразитов, поражаемые ими растения и наносимый вред. | № 34 в р/т | П.10 | ||||||||||||||
14 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Бактерии и грибы» | 1 | 3 неделя октября | Зачёт: индивидуальный опрос | Называть основные положения раздела с.52 учебника | Заполнение кроссворда № 35 р/т. | ||||||||||||||||
Раздел Царство Растения (8 часов) | ||||||||||||||||||||||
15 | Водоросли | 1 | 1 | 4 неделя октября | Изучение нового материала, л/р № 6 | Таблица «Водоросли», учебник з.м., рабочая тетрадь. Оборудование для л/р. | Знать, что водоросли -это низшие строения. Знать особенности их строения. Называть водоросли, встречающиеся в нашем крае. | устный опрос № 39 в р/т | П.12 С.9-11 (з.м) | |||||||||||||
16 | Лишайники | 1 | 4 неделя октября | Изучение нового материала | Таблица «Лишайники» | Знать что такое лишайники, разнообразие, строение, значение. Знать названия лишайников, встречающихся в нашем крае (3 вида) | № 43-45 р/т беседа | П.13 С.12-13 (з.м) | ||||||||||||||
17 | Мхи | 1 | 1 | 28-31 октября | Изучение нового материала, л/р № 7 | Таблица «Мхи», гербарий «Мох», мох кукушкин лён | Называть значение мхов в природе и жизни человека, виды мхов нашего края. Указывать, чем мох отличается от водорослей. Знать строение кукушкина льна. | № 47 р/т Обобщающая беседа | П.14 С. 15-17 (з.м) | |||||||||||||
18 | Плауны. Хвощи | 1 | 1 | 2 неделя ноября | Изучение нового материала, л/р № 8 | Таблицы по теме. Гербарий для л/работы | Знать строение плаунов, хвощей. Приводить примеры этих растений. Произрастающих в нашем крае. Значение их. | № 49 р/т | П.15 С.17-21 (з.м) | |||||||||||||
19 | Папоротники | 1 | 1 | 2 неделя ноября | Изучение нового материала, л/р. № 9 | Таблицы по теме, р/тетрадь, гербарий папоротника | Знать строение папоротника, значение в природе и жизни человека. | № 50 опрос устный | П.15 С.22-24 (з.м) | |||||||||||||
20 | Голосеменные | 1 | 1 | 3 неделя ноября | Изучение нового материала. Л/р № 10 | Хвоя и шишки хвойных деревьев. Таблица по теме. | Называть признаки голосеменных и растений и представителей. Знать значение голосеменных растений. Фитонциды -? По шишкам определять растения. | Таблица № 51, 52 | П.16 С.25-25 (з.м.) | |||||||||||||
21 | Покрытосеменные, или цветковые растения | 1 | 3 неделя ноября | Изучение нового материала. | Таблица или презентация по теме | Знать признаки покрытосеменных растений. Называть, чем покрытосеменные отличаются от голосеменных растении. Знать определения однолетние, двулетние и многолетние растения. | Таблица стр.89 ученика | П.17 С. 30-32 (з.м) | ||||||||||||||
22 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Царство Растения» | 1 | 4 неделя ноября | Зачёт: индивидуальный опрос | Называть основные положения раздела с.90 учебника | Заполнение кроссворда № 56 р/т. | ||||||||||||||||
Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» ( 15 часов) | ||||||||||||||||||||||
23 | Строение семян | 1 | 2 | 4 неделя ноября | Изучение нового материала. Л/р № 11-12 | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Оборудование для л/р | Знать какие растения называют двудольными. А какие однодольными. Каково строение семени фасоли, пшеницы. Показывать части зародыша семени. | № 58-59 в р/т | П.18 | |||||||||||||
24 | Виды корней и типы корневых систем | 1 | 1 | 1 неделя декабря | Изучение нового материала. Л/р № 13 | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий для л/р | Знать: функции корня, виды корней, типы корневых систем. Различать по рисункам, гербарным материалам тип корневой системы | № 63 в р/т | П.19 | |||||||||||||
25 | Зоны корня | 1 | 1 | 1 неделя декабря | Изучение нового материала. Л/р № 14 | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий для л/р, лупа, микроскоп, чернила | Знать какие зоны корня можно различить и каково их значение. Знать определение понятия пикировка. | № 66 -67 в р/т Фронтальная беседа | П.20 | |||||||||||||
26 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | 2 неделя декабря | Изучение нового материала | Таблица по теме | Называть с чем связаны видоизменения корней, видоизменения корней; какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений. | № 69 р/т | П.21 | ||||||||||||||
27 | Побег и почки | 1 | 1 | 2 неделя декабря | Изучение нового материала. Л/р № 15 | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий для л/р, лупа | Знать что такое побег, из каких частей он состоит, виды листорасположения, что такое почка и её строение. | № 72 р/т Фронтальная беседа | П.22 | |||||||||||||
28 | Внешнее строение листа | 1 | 1 | 3 неделя декабря | Изучение нового материала. Л/р № 16 | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий для л/р, комнатные растения | Знать каково внешнее строение листа, какие листья называют простыми, а какие сложными; какую функцию выполняют жилки листа. | № 79 р/т Фронтальная беседа | П.23 | |||||||||||||
29 | Клеточное строение листа | 1 | 2 | 3 неделя декабря | Изучение нового материала. Л/р № 17-18 | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Микропрепараты для л/р, комнатные растения | Запомнить какие клетки образуют листовую пластинку, какое значение имеет кожица листа. Называть что такое устьица и где они расположены | № 81-82 р/т Фронтальная беседа | П.24 | |||||||||||||
30 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев | 1 | 4 неделя декабря | Изучение нового материала | Таблица по теме | Называть, как форма, размеры и строение листьев зависят от условий обитания растений. | № 84 р/т беседа | П.25 | ||||||||||||||
31 | Строение стебля | 1 | 1 | 4 неделя декабря | Изучение нового материала. Л/р № 19 | Таблица по теме, ветка дерева, лупа, нож, игла, карандаши цветные. | Запомнить, каково внутреннее строение стебля, каково значение имеют кожица и пробка; где расположен луб и из каких клеток он состоит; что такое годичные кольца. | № 89 р/т Фронтальная беседа | П.26 | |||||||||||||
32 | Видоизменения побегов | 1 | 2 | 11-13 января | Изучение нового материала. Л/р № 20-21 | Клубень картофеля, лупа, нож, йод, пипетка, луковица. | Запомнить, что клубень и луковица – видоизменённые побеги. Знать, как развивается клубень картофеля. Уметь доказывать, что клубень и луковица- побеги. | № 90-91 р/т Беседа с классом | П.27 | |||||||||||||
33 | Цветок | 1 | 1 | 14-18 января | Изучение нового материала. Л/р № 22 | цветные карандаши гербарий цветка, лупа. Таблица по теме. | Называть и показывать части цветка. Знать строение пестика и тычинки. Научиться составлять формулу цветка. Называть, чем однодомные растения отличаются от двудомных. | № 95 р/т | П.28 С.30-32 (з.м) | |||||||||||||
34 | Соцветия | 1 | 1 | 14-18 января | Изучение нового материала. Л/р № 23 | Гербарный и живой материал к теме, таблица «Соцветия» | Знать, что называют соцветием. Называть виды соцветий и каково их биологическое значение. | № 98-99 р/т | П.29 С.33-36 (з.м.) | |||||||||||||
35 | Плоды | 1 | 1 | 20-24 января | Изучение нового материала. Л/р № 24 | Таблица по теме. Гербарий плодов | Знать, как образуется плод, его функция, строение. Научиться классифицировать плоды. | № 101 р/т | П.30 С.40-43 р/т (з.м.) | |||||||||||||
36 | Распространение плодов и семян | 1 | 20-24 января | Изучение нового материала | Таблица по теме | Называть способы распространения плодов и семян в природе; Какие приспособления имеют для распространения плоды и семена. | № 102 р/т | П.31 | ||||||||||||||
37 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Покрытосеменные растения» | 1 | 26-31 января | Урок обобщения знаний | С.152 учебника: краткие выводы по разделу | С.44 кроссворд № 103 | ||||||||||||||||
Раздел «Жизнь растений» (14 часов) | ||||||||||||||||||||||
38 | Химический состав растений | 1 | 1 | 26-31 января | Изучение нового материала. Л/р № 25 | Оборудование для л/р, | Называть, какие вещества входят в состав растений., как отличить органические вещества от минеральных, перечислять органические вещества. | № 104 отчёт по л/работе Фронтальная беседа. | П.32 | |||||||||||||
39 | Минеральное питание растений | 1 | 1 неделя февраля | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь | Знать, как происходит минеральное питание растений, какие вещества для этого необходимы. Что такое подкормка знать. | № 105 | П.33 | ||||||||||||||
40 | Фотосинтез | 1 | 1 неделя февраля | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь. Таблица по теме. Видео. | Уяснить, что фотосинтез – процесс органического питания растения. Знать при каких условиях он происходит | Фронтальная беседа с классом | П.34 | ||||||||||||||
41 | Дыхание растений | 1 | 2 неделя февраля | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь. Таблица по теме. | Понять, какое значение имеет дыхание, как можно доказать, что органы растения дышат | Фронтальная беседа с классом № 122 | П.35 | ||||||||||||||
42 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | 2 неделя февраля | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь. Таблица по теме. | Уяснить, какое значение для растения имеет испарение воды листьями; как влияют на испарение условия внешней среды; каково значение листопада. Понять, отчего изменяется окраска листьев осенью. | Фронтальная беседа с классом № 126-127, 129, 131 | П.36 | ||||||||||||||
43 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | 1 | 3 неделя февраля | Изучение нового материала. Л/р № 26 | Оборудование для л/р, р/тетрадь | Уяснить, как происходит передвижение воды и питательных веществ в растении. | № 135 отчёт по л/работе, беседа с классом | П.37 | |||||||||||||
44 | Прорастание семян | 1 | 3 неделя февраля | Изучение нового материала | Таблица по теме | Называть условия, необходимые для прорастания семян | № 141 беседа с классом | П.38 | ||||||||||||||
45 | Растительный организм как единое целое | 1 | 4 неделя февраля | Изучение нового материала. Обобщение знаний | Таблица по теме, рабочая тетрадь | Доказывать, что растение – это целостный организм. Называть фазы развития растения | Задания в рабочей тетради для закрепления п.36-39 | П. 39 | ||||||||||||||
46 | Способы размножения растений | 1 | 4 неделя февраля | Изучение нового материала | Таблица по теме, рабочая тетрадь | Усвоить, что такое размножение, какие способы размножения различают у растений, что такое оплодотворение. | тестирование | П.40 | ||||||||||||||
47 | Размножение споровых растений | 1 | 1 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица по теме, рабочая тетрадь | Понять, как происходит размножение у водорослей, мхов, папоротников. | Ответы у доски, пользуясь таблицей | П.41 | ||||||||||||||
48 | Размножение голосеменных растений | 1 | 1 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица по теме, рабочая тетрадь, шишки хвойных деревьев | Понять, как происходит размножение у голосеменных растений. Показывать, пользуясь схемой последовательность развития голосеменных. | Ответы у доски, пользуясь таблицей | П. 42 | ||||||||||||||
49 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | 2 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица по теме, рабочая тетрадь | Перечислять способы вегетативного размножения, приводить примеры растении, данного способа размножения | Индивидуальный опрос | П.43 | ||||||||||||||
50 | Половое размножение покрытосеменных растений. Опыление | 1 | 2 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица по теме, рабочая тетрадь. Видео. | Понять, почему у цветковых оплодотворение называют двойным, как образуется зародыш растения. Перечислять способы опыления. | Задания в р/т | П.44 | ||||||||||||||
51 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Жизнь растений» | 1 | 3 неделя марта | Обобщение | Таблицы по пройденным темам | С.216 краткие выводы по разделу | Устный индивидуальный опрос | |||||||||||||||
Раздел « Классификация растений» 10 часов | ||||||||||||||||||||||
52 | Основы систематики растений | 1 | 3 неделя марта | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь. Карточки с элементами систематики | Понять, почему необходима классификация растений. Перечислять единицы систематики. Понять, чем отличается вид от сорта. | Фронтальная беседа | П.45 | ||||||||||||||
53 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства | 1 | 1 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблица по теме | Запомнить по каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных. | Задание в рабочей тетради | п.46 | ||||||||||||||
54 | Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные) | 1 | 1 | 1 неделя апреля | Изучение нового материала. л/р № 27 | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае. | Результативность выполнения лабораторной работы | П.47 С.43 (з.м) | |||||||||||||
55 | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные | 1 | 2 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае | Фронтальная беседа, задания в р/т по теме | П.48 С.45 (з.м) | ||||||||||||||
56 | Класс Двудольные. Семейство Паслёновые | 1 | 1 | 2 неделя апреля | Изучение нового материала л/р № 28 | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае | Результативность выполнения лабораторной работы | П.49 С.49 (з.м) | |||||||||||||
57 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые | 1 | 1 | 3 неделя апреля | Изучение нового материала л/р № 29 | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае | Результативность выполнения лабораторной работы | П.50 С.50 (з.м) | |||||||||||||
58 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) | 1 | 1 | 3 неделя апреля | Изучение нового материала л/р № 30 | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае | Результативность выполнения лабораторной работы | П.51 С.52 (з.м) | |||||||||||||
59 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | 1 | 4 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае | Фронтальная беседа | П.52 С.55 (з.м) | ||||||||||||||
60 | Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые) | 1 | 1 | 4 неделя апреля | Изучение нового материала л/р № 31 | Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал | Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае | Результативность выполнения лабораторной работы | П.53 С.59 (з.м) | |||||||||||||
61 | Контрольно- обобщающий урок по разделу «Классификация растений» | 1 | 1 неделя мая | Обобщение знаний по разделу | гербарный материал | С. 256 в учебнике, знать основные выводы | Устный индивидуальный опрос или работа по определительным карточкам | |||||||||||||||
Природные сообщества (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
62 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Экологические группы растений | 1 | 1 неделя мая | Изучение нового материала | Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир | Называть экологические факторы, роль растений в природных сообществах. Запомнить названия не менее 3 видов растений, встречающихся в крае | П.54 С. 63 (з.м.) | |||||||||||||||
63 | Характеристика основных экологических групп растений. Растения водоёма Зелёные синоптики. Растительные сообщества. Луга. Степи. Лиственничные леса. Берёзовые, сосновые леса | 1 | 2 неделя мая | Изучение нового материала, | Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир | Называть светолюбивые, тенелюбивые растения края (не менее 3) Растения водоёма. ; запомнить их внешний вид. Выделять приспособленность растений к условиям обитания. Характеризовать экологическую группы, приводить примеры растений края | Фронтальная беседа | П. 55 С. 69-72 (з.м.) | ||||||||||||||
Изучение нового материала | Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир | П.56 С. 89 з.м, с. 86., с. 83. 80, 78 | ||||||||||||||||||||
64 | Взаимосвязи растений в сообществе | 1 | 2 неделя мая | Изучение нового материала | Таблица или презентация по теме | Называть какие растения располагаются в различных ярусах.; какие сезонные изменения происходят в растительном сообществе | Фронтальная беседа | П. 57 | ||||||||||||||
65 | SOS. Мой прекрасный сад. Первоцветы Забайкалья | 1 | 3 неделя мая | Изучение нового материала | Красная книга Забайкалья. Таблица или презентация по теме, учебник зелёный мир | Называть первоцветы края. Знать растения, (не менее 5) занесённых в красную книгу края. Осознать важность охраны растений, природы. | Фронтальная беседа | С. 97 - , 104 (з.м), 73 | ||||||||||||||
66 | Лекарственные растения. Ядовитые растения | 1 | 3 неделя мая | Изучение нового материала | Таблица или презентация по теме, учебник зелёный мир | Называть лекарственные и ядовитые растения края. Узнавать эти растения в природе и на картинках, фотографиях. | Фронтальная беседа, задания в р/т | С.100-102 (з.м) | ||||||||||||||
67 | Развитие растительного мира | 1 | 4 неделя мая | Изучение нового материала. Обобщение знаний | Таблица или презентация по теме | Понять, на основании каких данных, можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно. Выяснить, в чём преимущество покрытосеменных растений. Разобраться какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир. | Фронтальная беседа, задания в р/т | П.58-60 | ||||||||||||||
68 | Контрольно- обобщающий урок по курсу «Биология 6 класс» | 1 | 4 неделя мая | Обобщение и систематизация знаний | тестирование | Обобщить полученные знания за год | Результат тестирования |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Новокручининский
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ Туркина Е.А.. Протокол №1 от « 29 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ № 2 __________ .Логинова Н.С. от « » 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2 __________ Гаврилова Л.Г. Приказ № от « » 2014 г. |
Рабочая учебная программа
по биологии для 6 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Туркина Елена Александровна
учитель биологии
п. Новокручининский
2014 г.
Структура программы
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика курса
- Результаты обучения
- Методы обучения
- Уровень обучения
- Содержание курса.
- Календарно - тематический план
8. График проведения лабораторных и контрольных работ
9. Планируемые результаты изучения курса.
10. Психолого-педагогическая характеристика класса
11. Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Растения. Грибы. Лишайники.» автор В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 //., утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа, является интегрированным курсом, включающим региональный компонент «Зелёный мир Забайкальского края»
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Из них: лабораторных работ –26, контрольно-обобщающих уроков – 7, экскурсия – 1, самостоятельных занятий - 5
Общая характеристика учебного предмета
В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. С природой родного края учащиеся знакомятся в начальной школе, поэтому курс, является продолжением регионального компонента.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Запомнить названия основных видов растений, встречающихся в нашем крае. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, природе родного края в том числе; культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
ЗАДАЧИ КУРСА БИОЛОГИИ «РАСТЕНИЯ» + РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ «ЗЕЛЕНЫЙ МИР ЗАБАЙКАЛЬЯ.
-сформировать общие представления о структуре биологической науки, ее истории, методах исследования;
- дать представление о многообразии растений и принципах их классификации, о строении и жизнедеятельности растений;
- сформировать представление о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины, биотехнологии;
- показать изменения под влиянием деятельности человека в природе, формировать принимать экологически правильные решения;
- формировать умения характеризовать и распознавать растения своего региона, наблюдать и проводить биологический эксперимент.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 2 часа в неделю (из них 1 час биология растений + 1 час зелёный мир Забайкалья), 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10-11 классы – по 1 часу в неделю на базовом уровне.
Методы обучения:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Уровень обучения:
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса
№ | Раздел | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5 7. 8. 9. 10. 11. | Введение. Клеточное строение организмов Бактерии и грибы Царство Растения Строение и многообразие покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация растений Природные сообщества Развитие растительного мира Итоговый контрольно-обобщающий урок Итого 68 часов | 2 5 7 8 15 14 10 5 1 1 |
График лабораторных и самостоятельных работ
по биологии 6 кл. + Зелёный мир Забайкальского края (интегрированный курс) на 2014-2015 учебный год По учебнику В.В.Пасечник. Биология. 6класс. Бактерии, грибы, растения – М.: Дрофа, 2008+ Зелёный мир Забайкальского края, Чита 2010 г Учитель: Туркина Е.А
№ | Название лабораторной работы | Дата проведения |
1 | Устройство увеличительных приборов. Строение клетки | 2 неделя сентября |
2 | Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом | 2 неделя сентября |
3 | Рассматривание покровной и основной ткани растений на примере листа элодеи и готовых микропрепаратов. | 3 неделя сентября |
4 | Строение плодовых тел шляпочных грибов | 2 неделя октября |
5 | Плесневый гриб мукор | 2 неделя октября |
6 | Строение зелёных водорослей | 4 неделя октября |
7 | Строение мха | 28-31 октября |
8 | Строение спороносящего хвоща | 2 неделя ноября |
9 | Строение спороносящего папоротника | 2 неделя ноября |
10 | Строение хвои и шишек хвойных | 3 неделя ноября |
11 | Строение семян двудольных растений | 4 неделя ноября |
12 | Строение зерновки пшеницы | 4 неделя ноября |
13 | Стержневая и мочковатая корневые системы | 1 неделя декабря |
14 | Корневой чехлик и корневые волоски | 1 неделя декабря |
15 | Строение почек. Расположение почек на стебле | 2 неделя декабря |
16 | Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | 3 неделя декабря |
17-18 | Строение кожицы листа. Клеточное строение листа | 3 неделя декабря |
19 | Внутреннее строение ветки дерева | 4 неделя декабря |
20-21 | Строение клубня. Строение луковицы | 11-13 января |
22 | Строение цветка | 14-18 января |
23 | Соцветие | 14-18 января |
24 | Классификация плодов | 20-24 января |
25 | Химический состав растений | 26-31 января |
26 | Передвижение воды и питательных веществ по стеблю | 3 неделя февраля |
27 | Самостоятельная работа № 1«Семейство крестоцветные» | 1 неделя апреля |
28 | Самостоятельная работа № 2«Семейство паслёновые» | 2 неделя апреля |
29 | Самостоятельная работа № 3 «Семейство бобовые» | 3 неделя апреля |
30 | Самостоятельная работа № 4 «Сложноцветные» | 3-4 неделя апреля |
31 | Самостоятельная работа № 5 «Злаки» | 4 неделя апреля |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (планируемые результаты)
Учащиеся должны:
.- называть царства живой природы, признаки живого организма;
- знать основные систематические единицы, строение клетки, процессы жизнедеятельности клетки и всего растения;
- выделять особенности строения низших и высших растений, их размножение;
- знать отдельные виды растений Забайкалья;
- характеризовать растительные сообщества своей местности;
- уметь вести фенологические наблюдения в природе;
- знать правила поведения человека в природе и воздействие человека на природу.
Психолого-педагогическая характеристика класса
6 «а» по уровню успеваемости является сильным классом. 22 человека в классе. Почти у всех детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. В классе (на конец 2013\14 уч.г) 1 отличница 10 «хорошистов». Учащиеся проявляют активность на уроке, любят задавать вопросы. Ответственно подходят к выполнению домашнего задания.
Список литературы.
1.Гилева М.В и др. Зелёный мир Читинской области : Учебное пособие. / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. – Чита АНО «ЦНОП». – 2003. – 111 с.
2.Гилева М.В и др. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области». / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. – Чита, изд-во УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2007.- 64с.
3.Мультимедийное приложение к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области».
При изучении интегрированного курса рекомендуется использование дополнительной литературы регионального характера:
1. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника: учебное пособие. - Чита: УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2005.-192с.
2.Гилева М.В., Першина О.А. и др. Лекарственные растения Забайкалья. Атлас.-Чита: изд -центр «Деловое Забайкалье»,2008.-91с.
3.Гилева М.В., Попова О.А. и др. Цветы Забайкалья. Атлас.-Чита: Формат,2004.-78с.
4.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Грибы и лишайники. Полевой атлас. - Чита: Экспресс – издательство, 2010.-176с.
5.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Растения.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.- 512с.
6.Корсун О.В.Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: Каталог.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.-272с.
7.Попова О.А., Просянникова Е.Б. и др. Декоративные растения Забайкалья. Атлас.-Чита, Чита: Экспресс –издательство, 2008.- 92с.
8.Электронный атлас биоразнообразия Читинской области «Забайкалье великолепно» URL www.nature.chita.ru www.nature.zabspu.ru.