Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс = Зелёный мир (региональный компонент) интегрированный курс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Туркина Елена Александровна

Данный документ содержит календарно- тематическое планирование по курсу Биология 6 класс Пасечника = Зелёный мир 2 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по биологии 6 кл. + Зелёный мир Забайкальского края (интегрированный курс)

на 2014-2015 учебный год                                                                                                                                                        Учитель: Туркина Е.А.

По учебнику  В.В.Пасечник. Биология. 6класс. Бактерии, грибы, растения – М.: Дрофа, 2008+ Зелёный мир Забайкальского края, Чита 2010 г.

№ заня

тия

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Планируемый результат

Форма контроля

Примечание

всего

Зачёт/обобщение

Лабор/р

По плану

фактически

        Раздел Введение (2 часа)

1

Введение. Биология-наука о живой природе    

Жизненные формы

1

1 неделя сентября

Вводный урок. Обобщение имеющихся знаний

Карточки: биологические дисциплины. Презентация «разнообразие растений»

Называть: значение биологии, перечислять биологические дисциплины. Определения наук знать: биология. Фенология, экология, ботаника

Выполнение заданий в рабочей тетради по теме, устный опрос фронтальный.

С. 9-11

(з.м) С.63

2

Осенние явления в жизни растений.

Сосновые леса.

1

1 неделя сентября

экскурсия

Называть значение леса, встречаемые виды деревьев и кустарников

Устный опрос. Поделки из природного материала (шишки, веточки, сухостой)

Раздел Клеточное строение организмов     5 часов

3.

Устройство увеличительных приборов

1

1

2 неделя сентября

Изучение нового материала, л/работа № 1

Микроскопы, лупа, томаты, нож.

Называть увеличительные приборы и знать их строение и значение. Знать правила работы с микроскопом.

Работа в рабочей тетради по теме. Устный  индивидуальный опрос нескольких человек.

П.1

4

Строение клетки

1

1

2 неделя сентября

Изучение нового материала, л/работа № 2

Оборудование для л/р, микроскопы

Знать как приготовить препарат кожицы чешуи лука, строение клетки.

Работа в рабочей тетради по теме

П.2

5

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

1

3 неделя сентября

Изучение нового материала

Учебник, рабочая тетрадь, таблица схемы деления клетки, таблица «Строение раст.клетки»

Называть процессы жизнедеятельности клетки и кратко их характеризовать

Работа в рабочей тетради по теме

П.3

6

Ткани

1

1

3 неделя сентября

Изучение нового материала, л/работа

№ 3

Оборудование для л/р, микроскопы, рабочая тетрадь.

Таблица ткани

Называть название ткани, её функцию и особенности строения кратко. Узнавать виды ткани на рисунках, фото или таблице.

Заполнение таблицы

П.4

7.

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Клеточное строение организмов»

1

4 неделя сентября

Зачёт: индивидуальный опрос

Называть основные положения раздела с.28 учебника

Решение кроссворда

Раздел Бактерии и грибы  (7 часов)

8

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

4 неделя сентября

Изучение нового материала

Таблица «Бактерии» презентация «Бактерии»

Знать строение бактериальной клетки. Называть отличие бактериальной клетки от растительной. Называть особенности жизнедеятельности бактерии.

Работа в рабочей тетради, устный опрос нескольких человек.

П.5

9

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

1 неделя октября

Изучение нового материала

Презентация по теме

Знать значение бактерий в природе и для человека. Называть какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями.

Заполнение таблицы

П.6

10

Общая характеристика грибов. Удивительное рядом. Грибы.

1

1 неделя октября

Изучение нового материала

Учебник зел.мир., рабочая тетрадь

Знать общие признаки грибов, особенности их жизнедеятельности. Называть не менее 15 видов грибов, растущих в Забайкальск.  крае

Заполнение рабочей тетради по теме.

П.7

С. 6-9 (з.м.)

11

Шляпочные грибы

1

1

2 неделя октября

Изучение нового материала, л/р № 4

Муляжи грибов, таблица «Грибы» рисунки «грибы»

Знать какие грибы называют шляпочными, их строение Правила сбора грибов называть. Объяснять симбиоз грибов и растений.

Заполнение рабочей тетради по теме.

П.8

12

Плесневые грибы и дрожжи

1

1

2 неделя октября

Изучение нового материала, л/р № 5

Плесень (мукор), микроскоп, лупа

Знать особенности строения плесневых грибов и их названия. Значение гриба пеницилла. Значение дрожжей для человека.

№  33,  в р/т

П.9

13

Грибы-паразиты

1

3 неделя октября

Изучение нового материала

Таблица «Грибы паразиты»

Знать названия грибов – паразитов, поражаемые ими растения и наносимый вред.

№ 34 в р/т

П.10

14

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Бактерии и грибы»

1

3 неделя октября

Зачёт: индивидуальный опрос

Называть основные положения раздела с.52 учебника

Заполнение кроссворда № 35 р/т.

Раздел Царство Растения (8 часов)

15

Водоросли

1

1

4 неделя октября

Изучение нового материала, л/р № 6

Таблица «Водоросли», учебник з.м., рабочая тетрадь. Оборудование для л/р.

Знать, что водоросли -это низшие строения. Знать особенности их строения. Называть водоросли, встречающиеся в нашем крае.

устный опрос

№  39 в р/т

П.12

С.9-11 (з.м)

16

Лишайники

1

4 неделя октября

Изучение нового материала

Таблица «Лишайники»

Знать что такое лишайники, разнообразие, строение, значение. Знать названия лишайников, встречающихся в нашем крае (3 вида)

№ 43-45 р/т

беседа

П.13

С.12-13 (з.м)

17

Мхи

1

1

28-31 октября

Изучение нового материала, л/р № 7

Таблица «Мхи», гербарий «Мох», мох кукушкин лён

Называть значение мхов в природе и жизни человека, виды мхов нашего края. Указывать, чем мох отличается от водорослей. Знать строение кукушкина льна.

№ 47 р/т

Обобщающая беседа

П.14

С. 15-17 (з.м)

18

Плауны. Хвощи

1

1

2 неделя ноября

Изучение нового материала, л/р № 8

Таблицы по теме. Гербарий для л/работы

Знать строение плаунов, хвощей. Приводить примеры этих растений. Произрастающих в нашем крае. Значение их.

№ 49 р/т

П.15

С.17-21

(з.м)

19

Папоротники

1

1

2 неделя ноября

Изучение нового материала, л/р. № 9

Таблицы по теме, р/тетрадь, гербарий папоротника

Знать строение папоротника, значение в природе и жизни человека.

№ 50 опрос устный

П.15

С.22-24 (з.м)

20

Голосеменные

1

1

3 неделя ноября

Изучение нового материала. Л/р № 10

Хвоя и шишки хвойных деревьев. Таблица по теме.

Называть признаки голосеменных и растений и представителей. Знать значение голосеменных растений. Фитонциды -? По шишкам определять растения.

Таблица № 51, 52

П.16

С.25-25 (з.м.)

21

Покрытосеменные, или цветковые растения

1

3 неделя ноября

Изучение нового материала.

Таблица или презентация по теме

Знать признаки покрытосеменных растений. Называть, чем покрытосеменные отличаются от голосеменных растении. Знать определения однолетние, двулетние и многолетние растения.

Таблица стр.89 ученика

П.17

С. 30-32 (з.м)

22

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Царство Растения»

1

4 неделя ноября

Зачёт: индивидуальный опрос

Называть основные положения раздела с.90 учебника

Заполнение кроссворда № 56 р/т.

Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» ( 15 часов)

23

Строение семян

1

2

4 неделя ноября

Изучение нового материала. Л/р № 11-12

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Оборудование для л/р

Знать какие растения называют двудольными. А какие однодольными. Каково строение семени фасоли, пшеницы. Показывать части зародыша семени.

№ 58-59 в р/т

П.18

24

Виды корней и типы корневых систем

1

1

1 неделя декабря

Изучение нового материала. Л/р № 13

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий  для л/р

Знать: функции корня, виды корней, типы корневых систем. Различать по рисункам, гербарным материалам тип корневой системы

№ 63 в р/т

П.19

25

Зоны корня

1

1

1 неделя декабря

Изучение нового материала. Л/р № 14

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий  для л/р, лупа, микроскоп, чернила

Знать какие зоны корня можно различить и каково их значение. Знать определение понятия пикировка.

№ 66 -67 в р/т

Фронтальная  беседа

П.20

26

Условия произрастания и видоизменения корней

1

2 неделя декабря

Изучение нового материала

Таблица по теме

Называть с чем связаны видоизменения корней,  видоизменения корней; какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений.

№ 69 р/т

П.21

27

Побег и почки

1

1

2 неделя декабря

Изучение нового материала. Л/р № 15

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий  для л/р, лупа

Знать что такое побег, из каких частей он состоит, виды листорасположения, что такое почка и её строение.

№ 72 р/т

Фронтальная  беседа

П.22

28

Внешнее строение листа

1

1

3 неделя декабря

Изучение нового материала. Л/р № 16

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Гербарий  для л/р, комнатные растения

Знать каково внешнее строение листа, какие листья называют простыми, а какие сложными; какую функцию выполняют жилки листа.

№ 79 р/т

Фронтальная  беседа

П.23

29

Клеточное строение листа

1

2

3 неделя декабря

Изучение нового материала. Л/р № 17-18

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Микропрепараты  для л/р, комнатные растения

Запомнить какие клетки образуют листовую пластинку, какое значение имеет кожица листа. Называть что такое устьица и где они расположены

№ 81-82 р/т

Фронтальная беседа

П.24

30

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев

1

4 неделя декабря

Изучение нового материала

Таблица по теме

Называть, как форма, размеры и строение листьев зависят от условий обитания растений.

№ 84 р/т

беседа

П.25

31

Строение стебля

1

1

4  неделя декабря

Изучение нового материала. Л/р № 19

Таблица по теме, ветка дерева, лупа, нож, игла, карандаши цветные.

Запомнить, каково внутреннее строение стебля, каково значение имеют кожица и пробка; где расположен луб и из каких клеток он состоит; что такое годичные кольца.

№ 89 р/т

Фронтальная беседа

П.26

32

Видоизменения побегов

1

2

11-13 января

Изучение нового материала. Л/р № 20-21

Клубень картофеля, лупа, нож, йод, пипетка, луковица.

Запомнить, что клубень и луковица – видоизменённые побеги. Знать, как развивается клубень картофеля. Уметь доказывать, что клубень и луковица- побеги.

№ 90-91 р/т

Беседа с классом

П.27

33

Цветок

1

1

14-18 января

Изучение нового материала. Л/р № 22

 цветные карандаши гербарий цветка, лупа. Таблица по теме.

Называть и показывать части цветка. Знать строение пестика и тычинки. Научиться составлять формулу цветка. Называть, чем однодомные растения отличаются от двудомных.

№ 95 р/т

П.28

С.30-32 (з.м)

34

Соцветия

1

1

14-18 января

Изучение нового материала. Л/р № 23

Гербарный и живой материал к теме, таблица «Соцветия»

Знать, что называют соцветием. Называть виды соцветий и каково их биологическое значение.

№ 98-99 р/т

П.29

С.33-36 (з.м.)

35

Плоды

1

1

20-24 января

Изучение нового материала. Л/р № 24

Таблица по теме. Гербарий плодов

Знать, как образуется плод, его функция, строение. Научиться классифицировать плоды.

№ 101 р/т

П.30

С.40-43 р/т (з.м.)

36

Распространение плодов и семян

1

20-24 января

Изучение нового материала

Таблица по теме

Называть способы распространения плодов и семян в природе; Какие приспособления имеют для распространения плоды и семена.

№ 102 р/т

П.31

37

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Покрытосеменные растения»

1

26-31 января

Урок обобщения знаний

С.152 учебника: краткие выводы по разделу

С.44 кроссворд

№ 103

Раздел «Жизнь растений» (14 часов)

38

Химический состав растений

1

1

26-31 января

Изучение нового материала. Л/р № 25

Оборудование для л/р,

Называть,  какие вещества входят в состав растений., как отличить органические вещества от минеральных, перечислять органические вещества.

№ 104 отчёт по л/работе

Фронтальная беседа.

П.32

39

Минеральное питание растений

1

1 неделя февраля

Изучение нового материала

Рабочая тетрадь

Знать, как происходит минеральное питание растений, какие вещества для этого необходимы. Что такое подкормка знать.

№ 105

П.33

40

Фотосинтез

1

1 неделя февраля

Изучение нового материала

Рабочая тетрадь. Таблица по теме. Видео.

Уяснить, что фотосинтез – процесс органического питания растения. Знать при каких условиях он происходит

Фронтальная беседа с классом

П.34

41

Дыхание растений

1

2 неделя февраля

Изучение нового материала

Рабочая тетрадь. Таблица по теме.

Понять, какое значение имеет дыхание, как можно доказать, что органы растения дышат

Фронтальная беседа с классом

 № 122

П.35

42

Испарение воды растениями. Листопад

1

2 неделя февраля

Изучение нового материала

Рабочая тетрадь. Таблица по теме.

Уяснить, какое значение для растения имеет испарение воды листьями; как влияют на испарение условия внешней среды; каково значение листопада. Понять, отчего изменяется окраска листьев осенью.

Фронтальная беседа с классом

№ 126-127, 129, 131

П.36

43

Передвижение воды и питательных веществ в растении

1

1

3 неделя февраля

Изучение нового материала. Л/р № 26

Оборудование для л/р, р/тетрадь

Уяснить, как происходит передвижение воды и питательных веществ в растении.

№ 135 отчёт  по л/работе, беседа с классом

П.37

44

Прорастание семян

1

3 неделя февраля

Изучение нового материала

Таблица по теме

Называть условия, необходимые для прорастания семян

№ 141

беседа с классом

П.38

45

Растительный организм как единое целое

1

4 неделя февраля

Изучение нового материала. Обобщение знаний

Таблица по теме, рабочая тетрадь

Доказывать, что растение – это целостный организм. Называть фазы развития растения

Задания в рабочей тетради для закрепления п.36-39

П. 39

46

Способы размножения растений

1

4 неделя февраля

Изучение нового материала

Таблица по теме, рабочая тетрадь

Усвоить, что такое размножение, какие способы размножения различают у растений, что такое оплодотворение.

тестирование

П.40

47

Размножение споровых растений

1

1 неделя марта

Изучение нового материала

Таблица по теме, рабочая тетрадь

Понять, как происходит размножение у водорослей, мхов, папоротников.

Ответы у доски, пользуясь таблицей

П.41

48

Размножение голосеменных растений

1

1 неделя марта

Изучение нового материала

Таблица по теме, рабочая тетрадь, шишки хвойных деревьев

Понять, как происходит размножение у голосеменных растений. Показывать, пользуясь схемой последовательность развития голосеменных.

Ответы у доски, пользуясь таблицей

П. 42

49

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

2 неделя марта

Изучение нового материала

Таблица по теме, рабочая тетрадь

Перечислять способы вегетативного размножения, приводить примеры растении, данного способа размножения

Индивидуальный опрос

П.43

50

Половое размножение покрытосеменных растений. Опыление

1

2 неделя марта

Изучение нового материала

Таблица по теме, рабочая тетрадь. Видео.

Понять, почему у цветковых оплодотворение называют двойным, как образуется зародыш растения. Перечислять способы опыления.

Задания в р/т

П.44

51

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Жизнь растений»

1

3 неделя марта

Обобщение

Таблицы по пройденным

темам

С.216 краткие выводы по разделу

Устный индивидуальный опрос

Раздел « Классификация растений» 10 часов

52

Основы систематики растений

1

3 неделя марта

Изучение нового материала

Рабочая тетрадь. Карточки с элементами систематики

Понять, почему необходима классификация растений. Перечислять единицы систематики. Понять, чем отличается вид от сорта.

Фронтальная беседа

П.45

53

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

1 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблица по теме

Запомнить по каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных.

Задание в рабочей тетради

п.46

54

Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные)

1

1

1 неделя апреля

Изучение нового материала. л/р № 27

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае.

Результативность выполнения лабораторной работы

П.47

С.43 (з.м)

55

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

1

2 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае

Фронтальная беседа, задания в р/т по теме

П.48

С.45

(з.м)

56

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые

1

1

2 неделя апреля

Изучение нового материала

л/р № 28

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае

Результативность выполнения лабораторной работы

П.49

С.49

(з.м)

57

Класс Двудольные. Семейство Бобовые

1

1

3 неделя апреля

Изучение нового материала

л/р № 29

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае

Результативность выполнения лабораторной работы

П.50

С.50 (з.м)

58

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)

1

1

3 неделя апреля

Изучение нового материала

л/р № 30

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае

Результативность выполнения лабораторной работы

П.51

С.52 (з.м)

59

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

1

4 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае

Фронтальная беседа

П.52

С.55 (з.м)

60

Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые)

1

1

4 неделя апреля

Изучение нового материала

л/р № 31

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал

Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае

Результативность выполнения лабораторной работы

П.53

С.59 (з.м)

61

Контрольно- обобщающий урок по разделу «Классификация растений»

1

1 неделя мая

Обобщение знаний по разделу

гербарный материал

С. 256 в учебнике, знать основные выводы

Устный индивидуальный опрос или работа по определительным карточкам

Природные сообщества    (5 часов)

62

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Экологические группы растений

1

1 неделя мая

Изучение нового материала

Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир

Называть экологические факторы, роль растений в природных сообществах. Запомнить названия не менее 3 видов растений, встречающихся в крае

П.54

С. 63 (з.м.)

63

Характеристика основных экологических групп растений. Растения водоёма Зелёные синоптики.

Растительные сообщества. Луга. Степи. Лиственничные леса. Берёзовые, сосновые леса

1

2 неделя мая

Изучение нового материала,

Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир

Называть светолюбивые, тенелюбивые растения края (не менее 3) Растения водоёма. ; запомнить их внешний вид. Выделять приспособленность растений к условиям обитания.

Характеризовать экологическую группы, приводить примеры растений края

Фронтальная беседа

П. 55

С. 69-72 (з.м.)

Изучение нового материала

Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир

П.56

С. 89 з.м, с. 86., с. 83. 80, 78

64

Взаимосвязи растений в сообществе

1

2 неделя мая

Изучение нового материала

Таблица или презентация по теме

Называть какие растения располагаются в различных ярусах.; какие сезонные изменения происходят в растительном сообществе

Фронтальная беседа

П. 57

65

SOS. Мой прекрасный сад. Первоцветы Забайкалья

1

3 неделя мая

Изучение нового материала

Красная книга Забайкалья. Таблица или презентация по теме, учебник зелёный мир

Называть первоцветы края. Знать растения, (не менее 5) занесённых в красную книгу края. Осознать важность охраны растений, природы.

Фронтальная беседа

С. 97 - , 104 (з.м), 73

66

Лекарственные растения. Ядовитые растения

1

3 неделя мая

Изучение нового материала

Таблица или презентация по теме, учебник зелёный мир

Называть лекарственные и ядовитые растения края. Узнавать эти растения в природе и на картинках, фотографиях.

Фронтальная беседа, задания в р/т

С.100-102 (з.м)

67

Развитие растительного мира

1

4 неделя мая

Изучение нового материала. Обобщение знаний

Таблица или презентация по теме

Понять, на основании каких данных, можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно. Выяснить, в чём преимущество покрытосеменных растений. Разобраться какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир.

Фронтальная беседа, задания в р/т

П.58-60

68

Контрольно- обобщающий урок по курсу «Биология 6 класс»

1

4 неделя мая

Обобщение и систематизация знаний

тестирование

Обобщить полученные знания за год

Результат тестирования



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №2  п.г.т.  Новокручининский

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________  Туркина Е.А..

Протокол №1                                     от « 29    » августа     2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР  МОУ  СОШ  № 2

__________  .Логинова Н.С.

от «    »                     2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ  СОШ № 2

__________  Гаврилова Л.Г.

Приказ №                                      от «     »                     2014 г.

Рабочая  учебная программа

по биологии для 6 класса

на  2014 – 2015 учебный год

Составила: Туркина Елена Александровна

учитель биологии

п. Новокручининский

 2014 г.

Структура программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика  курса
  3. Результаты обучения
  4. Методы обучения
  5. Уровень обучения
  6. Содержание курса.
  7. Календарно - тематический план

8.      График проведения лабораторных и контрольных работ

9.      Планируемые результаты изучения курса.

10.    Психолого-педагогическая характеристика класса

11.    Список литературы

 

                                Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Растения. Грибы. Лишайники.» автор В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 //., утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.

  Данная программа, является интегрированным курсом, включающим региональный компонент «Зелёный мир Забайкальского края»

  Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта  2 часа в неделю.

Из них:  лабораторных  работ –26, контрольно-обобщающих уроков – 7, экскурсия – 1, самостоятельных занятий - 5

Общая  характеристика учебного предмета

           В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. С природой родного края учащиеся знакомятся  в начальной школе, поэтому курс, является продолжением регионального компонента.

           Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Запомнить названия основных  видов растений, встречающихся в нашем крае. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

          Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

1.       освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;

2.       овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.       воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, природе родного края в том числе; культуры поведения в природе;

5.       использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде. 

ЗАДАЧИ КУРСА БИОЛОГИИ «РАСТЕНИЯ» + РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ «ЗЕЛЕНЫЙ МИР ЗАБАЙКАЛЬЯ.

-сформировать общие представления о структуре биологической науки, ее истории, методах исследования;

- дать представление о многообразии растений и принципах их классификации, о строении и жизнедеятельности растений;

- сформировать представление о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины, биотехнологии;

- показать изменения под влиянием деятельности человека в природе, формировать принимать экологически правильные решения;

- формировать умения характеризовать и распознавать растения своего региона, наблюдать и проводить биологический эксперимент.

Место учебного предмета в базисном учебном плане

В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 2 часа в неделю (из них 1 час биология растений + 1 час зелёный мир Забайкалья), 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10-11 классы – по 1 часу в неделю на базовом уровне.

Методы обучения:

 - Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).

 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Уровень обучения:

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

           Изучение школьниками биологии  направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений,  ухода за ними; проведения наблюдений

5. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание курса

Раздел

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5

7.

8.

9.

10.

11.

Введение.

Клеточное строение организмов

Бактерии и грибы  

Царство Растения

Строение и многообразие покрытосеменных

растений

Жизнь растений

Классификация растений

Природные сообщества

Развитие растительного мира

Итоговый контрольно-обобщающий урок

Итого 68 часов 

2

5

7

8

15

14

10

5

1

1

                                 График лабораторных и самостоятельных  работ

   по биологии 6 кл. + Зелёный мир Забайкальского края (интегрированный курс)  на 2014-2015 учебный год        По учебнику  В.В.Пасечник. Биология. 6класс. Бактерии, грибы, растения – М.: Дрофа, 2008+ Зелёный мир Забайкальского края, Чита 2010 г                       Учитель: Туркина Е.А

Название лабораторной  работы

Дата проведения

1

Устройство увеличительных приборов. Строение клетки

2 неделя сентября

2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

2 неделя сентября

3

Рассматривание покровной и основной ткани растений на примере листа элодеи и готовых микропрепаратов.

3 неделя сентября

4

Строение плодовых тел шляпочных грибов

2 неделя октября

5

Плесневый гриб мукор

2 неделя октября

6

Строение зелёных водорослей

4 неделя октября

7

Строение мха

28-31 октября

8

Строение спороносящего хвоща

2 неделя ноября

9

Строение спороносящего папоротника

2 неделя ноября

10

Строение хвои и шишек хвойных

3 неделя ноября

11

Строение семян двудольных растений

4 неделя ноября

12

Строение зерновки пшеницы

4 неделя ноября

13

Стержневая и мочковатая корневые системы

1 неделя декабря

14

Корневой чехлик и корневые волоски

1 неделя декабря

15

Строение почек. Расположение почек на стебле

2 неделя декабря

16

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

3 неделя декабря

17-18

Строение кожицы листа. Клеточное строение листа

3 неделя декабря

19

Внутреннее строение ветки дерева

4  неделя декабря

20-21

Строение клубня. Строение луковицы

11-13 января

22

Строение цветка

14-18 января

23

Соцветие

14-18 января

24

Классификация плодов

20-24 января

25

Химический состав растений

26-31 января

26

Передвижение воды и питательных веществ по стеблю

3 неделя февраля

27

Самостоятельная работа № 1«Семейство крестоцветные»

1 неделя апреля

28

Самостоятельная работа  № 2«Семейство паслёновые»

2 неделя апреля

29

Самостоятельная работа  № 3 «Семейство бобовые»

3 неделя апреля

30

Самостоятельная работа № 4 «Сложноцветные»

3-4 неделя апреля

31

Самостоятельная работа  № 5 «Злаки»

4 неделя апреля

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  (планируемые результаты)

Учащиеся должны:

.- называть царства живой природы, признаки живого организма;

- знать основные систематические единицы, строение клетки, процессы жизнедеятельности клетки и всего растения;

- выделять особенности строения низших и высших растений, их размножение;

- знать отдельные виды растений Забайкалья;

- характеризовать растительные сообщества своей местности;

- уметь вести фенологические наблюдения в природе;

- знать правила поведения человека в природе и воздействие человека на природу.

                     Психолого-педагогическая характеристика класса

6 «а»   по уровню успеваемости является сильным классом. 22 человека в классе.  Почти у всех детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством  тому является ответственное отношение к учению. В классе (на конец 2013\14 уч.г) 1 отличница 10 «хорошистов». Учащиеся проявляют активность на уроке, любят задавать вопросы. Ответственно подходят к выполнению домашнего задания.

Список литературы.

 1.Гилева М.В и др. Зелёный  мир  Читинской  области : Учебное  пособие. / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. –  Чита АНО «ЦНОП». – 2003. – 111 с.

2.Гилева М.В и др. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области». / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. –  Чита, изд-во УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2007.- 64с.

3.Мультимедийное приложение к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области».

      При изучении интегрированного курса рекомендуется  использование дополнительной литературы  регионального  характера:

1. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника: учебное пособие. - Чита: УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2005.-192с.

2.Гилева М.В., Першина О.А. и др. Лекарственные растения Забайкалья. Атлас.-Чита: изд -центр «Деловое Забайкалье»,2008.-91с.

3.Гилева М.В., Попова О.А. и др. Цветы Забайкалья. Атлас.-Чита: Формат,2004.-78с.

4.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Грибы и лишайники. Полевой атлас. - Чита: Экспресс – издательство, 2010.-176с.

5.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Растения.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.- 512с.

6.Корсун О.В.Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: Каталог.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.-272с.

7.Попова О.А., Просянникова Е.Б. и др. Декоративные растения Забайкалья. Атлас.-Чита, Чита: Экспресс –издательство, 2008.- 92с.

8.Электронный атлас биоразнообразия Читинской области «Забайкалье великолепно» URL www.nature.chita.ru  www.nature.zabspu.ru.