программа регионального компонента по биологии живая природа НСО
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Региональный компонент  содержания общего биологического образования является  основной частью  государственных образовательных программ по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       Пояснительная записка

             

Региональный компонент содержания общего биологического образования является составной частью государственных образовательных программ основного образования по биологии. 

Основные функции регионального компонента содержания биологического образования:

  • определение содержательной основы для разработки и утверждения учебных планов образовательных учреждений Новосибирской области;
  • обеспечение процесса стандартизации содержания образования на региональном уровне;
  • установление общих педагогических подходов к разработке учебных и методических пособий в области регионального компонента содержания биологического образования;
  • развитие вариативности образовательных программ и услуг на территории Новосибирской области;

Структура и содержание регионального  компонента биологического основного образования определяется растительным, животным, экологическим своеобразием Новосибирской области.

Реализация РК содержания общего биологического образования способствует достижению не только целей, стоящих перед базовым курсом биологии, но и специфических целей, связанных с регионом.

Необходимость выделения РК содержания биологического образования связана с тем, что:

  • содержание федеральных учебников по биологии (реализующих федеральный компонент - ФК) построено на естественнонаучных данных, характерных для европейской части России, что способствует снижению (в определенной степени) познавательного интереса обучающихся к предлагаемому им для изучения учебного материала;
  • региональный фактологический материал служит эмпирической базой для формирования, развития и конкретизации  большинства биологических понятий, теорий, законов;
  • содержание РК может расширять и дополнять информацию об изучаемых биологических объектах, процессах и явлениях, предложенных для изучения ФК, в зависимости от специфических целей РК;
  • на региональном содержании в значительной степени формируется опыт общеучебных способов деятельности и опыт творческой деятельности школьников;
  • ценностно-ориентированный характер содержания РК актуализирует эмоционально-ценностный компонент содержания биологического образования, способствует воспитания у обучающихся чувства любви к малой Родине.

Изучение биологического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе Новосибирской области (НСО); о роли биологической науки региона в практической деятельности людей;
  • овладение умениями использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии научных центров г. Новосибирска и НСО; о факторах здоровья и риска на территории районов города Новосибирска и НСО; проводить наблюдения за биологическими объектами в условиях естественных и искусственных экосистем НСО;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе НСО, культуры природосообразного поведения;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, распространенных на территории г. Новосибирска и НСО.

Обязательный минимум содержания региональных образовательных программ

Биология как наука. Методы биологии 

 

Роль биологической науки НСО в практической деятельности людей. Вклад в развитие биологии работников научных биологических центров г. Новосибирска и НСО.

Система, многообразие и эволюция живой природы 

Многообразие и роль в природе, жизни человека и собственной деятельности  живых организмов-представителей царств бактерий, грибов, растений и животных Новосибирской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых представителями возбудителей и переносчиков заболеваний растений, животных и человека, распространенных на территории НСО. Использование бактерий и грибов в биотехнологических научных центрах  г. Новосибирска и НСО.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных, наиболее распространенных на территории НСО.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

 

Экосистемы Новосибирской области. Особенности агроэкосистем Новосибирской области.

Экологические проблемы г. Новосибирска и НСО, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Специфика здоровья жителей НСО, обусловленная воздействием факторов внешней среды.Последствия деятельности человека в экосистемах НСО.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе НСО; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания),  выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в экосистемах Новосибирской области; анализ и оценка воздействия доминирующих факторов окружающей среды и последствий деятельности человека в экосистемах НСО на здоровье людей.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения биологического содержания краеведческой направленности  ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: организмов растений, животных, грибов Новосибирской области ; экосистем и агроэкосистем НСО.

уметь:

  • объяснять: роль биологической науки НСО в практической деятельности людей;  роль биологического разнообразия в сохранении естественных экосистем Новосибирской области; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды в г. Новосибирске и Новосибирской области;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных НСО, поведением животных, сезонными изменениями в природе НСО;
  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных НСО, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные НСО;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания (на примерах организмов, обитающих в регионе), типы взаимодействия разных видов в экосистемах НСО;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (на примерах организмов, обитающих в регионе);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды НСО, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах НСО, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы НСО;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:

в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), обитающих в НСО;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики эндемических заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных (на примерах организмов, обитающих в регионе);
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними (на примерах организмов, обитающих в
  • регионе).

Всего уроков с 6 - по 9 класс = 35 часов:  в 6 классе- 14 часов, в 7 классе- 9 часов, в 8 классе – 7 часов, в 9 классе -5 часов.

             Уроки (  РК) проводятся  сразу после изучения какой либо темы из учебника согласно разделу .

 

                                                                                                 

 6 класс Содержание. Всего 14 часов

раздел

Тема, кол-во часов.

Формы и методы организации занятий.

Основные понятия

Формы контроля и

оценки ОЗУН

ЗУН

дата

1

Биология – наука о живой природе

1. Виды древесных и травянистых растений, признаки осени

. Растительный мир Новосибирской области.

Экскурсия в лес.

Стихи об осени сибирских поэтов.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений 

Травы, кустарники, деревья.

диктант

Сформировать у уч-ся знания о предмете биологии, о теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека; дать понятия о царствах живой природы, многообразии живых организмов и их роли в природе и жизни человека

2. Взаимосвязь растений и животных.

 3Влияние антропогенных факторов.

Зарисовки в тетрадях

Сообщения уч-ся о деятельности  человека в природе

Загрязнение, отбросы, химические вещества.

Составить план мероприятий по устранению загрязнений объектов природы в своем селе.

4

Царство растения

1.Лишайники и мхи НСО

Сообщения уч-ся.

Работа с энциклопедиями и словарями.

Накипные, листоватые, кустистые,

 Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Тестовая работа.

сформировать у уч-ся знания о представителях различных отделов растительного царства и особенностях их строения; об усложнении растений в процессе их исторического развития;

2. Видовой состав папоротников, хвощей, плаунов НСО

Рассказ с демонстрацией герба-риев.

Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник

распознавать растения различных отделов; сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения; устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания.

3.Лекарственные покрытосеменные растения Сибирского региона.

Сообщения уч-ся, презентация растений.

Голосеменные. Семя. Хвойные Женская шишка. Мужская шишка

Тест по темам: «Голосеменные и покрытосеменные».

4.Могикане местной флоры. Сообщения о редких цветковых растениях Новосибирской области.

Сообщение уч-ся, демонстрация картинок растений.

Покрытосеменные, или цветковые, растения. Плод, деревья, кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние.

Анализ информации.

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1.Почвы нашего края.

Охрана почв нашего края. Эрозия почв.

Рассказ с демонстрацией почвы., рисунки с изображением разных видов  почвы.

Корневой чехлик. Корневой волосок. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

Тестовая работа

Сформировать понятия о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

2.Растения – фитоиндикаторы

Беседа, презентация растений.

Световые листья. Теневые листья. Видоизменения листа.

Зависимость строения цветкового растения от среды обитания

3..Породы древесных растений Новосибирской области, их охрана и промышленное использование.

Сообщения уч-ся.

Травянистый стебель. Деревянистый стебель. Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли. Чечевички. Пробка. Кора. Луб. Ситовидные трубки

Роль стебля в жизни растения; внешнее и внутреннее строение стебля

4.Растения и защита воздуха от загрязнений.

Сообщения уч-ся.

Видоизмененный побег. Корневище. Клубень. Луковица

Тестовая работа

Видоизмененные побеги, их биологическое и хозяйственное значение.

5.  Охрана цветковых растений.

Сообщения уч-ся.

Биологическое значение приспособлений к распространению семян. Околоплодник. Плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка.

Соплодие.

роль цветковых растений в природе и жизни человека.Значение распространения плодов и семян; различные приспособления к распространению возникшие в процессе эволюции

8

Природные сообщества

1. Особо охраняемые территории Новосибирской области.

Самостоятельный поиск биологической информации

Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. Растительность. Типы растительности

природные сообщества; какие бывают типы сообществ; влияние на сообщества факторов живой и неживой природы; приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; развитие и смена природных сообществ;

2. Роль человека в природе.

 Рациональное природопользование, охрана растений.

Самостоятельный поиск биологической информации

Многообразие дикорастущих цветковых растений нашего края, их приспособленность к обитанию в сообществе.

Влияние деятельности человека на природные сообщества.

приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; развитие и смена природных сообществ; влияние деятельности человека на природные сообщества.

     7 класс Содержание всего 9 часов

раздел

Тема, кол-во часов.

Формы и методы организации занятий.

Основные понятия

Формы контроля и

оценки ОЗУН

ЗУН

дата

2

Простейшие

1Простейшие нашего края, их значение

Сообщения уч-ся, таблицы.

Корненожки, циста, споровики, раковина. Корненожки.

Письменное задание.стр 15 №2 в уч-ке.

Характеристика простейших

3

Многоклеточные животные

1 Видовой состав кольчатых червей  нашего края их роль   в почвообразовании

Сообщения уч-ся

Диапауза, гирудин, анабиоз, капсула.

2.Видовой состав насекомых НСО.

Сообщения уч-ся.

Тест со свободным ответом.

Значение насекомых

4

Тип Хордовые

1.Промысловые рыбы в НСО

Сообщения уч-ся

Хрящевые и костные рыбы, плавательный пузырь.

Значение рыб в жизни человека.

2. Видовой состав Земноводных  НСО

Презентация основных видов земноводных

Безногие. Хвостатые, бесхвостые.

Загадки о земноводных.

3.Видовой состав  хищных птиц НСО.

Сообщения уч-ся.

Когти, планирующий полет, клюв. Зрение.

Вопросы- суждения.

4.Видовой состав Млекопитающих НСО.

Сообщения уч-ся

Молоко. Шерстяной покров, строение зубной системы, забота о потомстве.

Графическая работа.

Значение млекопитающих

5.  Экосистемы Новосибирской области. Особенности агроэкосистем Новосибирской области

 Знакомство с видами

Биоценозов края. Решение задач.

Пищевая цепь.редуценты, консументы, хищники.

6.Особо охраняемые виды животных нашего края.

Сообщения уч-ся. Красная книга НСО.

Бобр. лось, серый журавль, цапля, хариус,

План сохранности видов животных

Виды животных в Красной книге НСО,

                     

                                             

 8 класс содержание Всего 7 часов

раздел

Тема, кол-во часов.

Формы и методы организации занятий.

Основные понятия

Формы контроля и

оценки ОЗУН

ЗУН

дата

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

Достижения медицины области, роль санитарной и психологической службы области.

Рассказ учителя, беседа по вопросам уч-ся.

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Гераклит. Аристотель. Гиппократ. Клавдий Гален. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Андреас Везалий. Уильям Гарвей. Луи Пастер. Илья Мечников.  

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.

2

 Происхождение человека.

.

Неандертальцы, синантропы, питекантропы, кроманьонцы.

Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей. Соотношение био-  и социальных факторов, становление рас и народов.

1Следы древнего человека в НСО

Сообщения уч-ся, работа со словарем.

6

.Кровеносная и лимфатическая системы.

Характеристика сердечно – сосудистых заболеваний жителей области и города.

Сообщения уч-ся

( мини)

Конференция.

Тонометр, фонендоскоп. Механизмы  регуляции кровоснабжения

Тестовая работа

Что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях. С помощью функциональных проб определение степени тренированности сердечно – сосудистой системы, подсчет числа пульсовых ударов, оказание первой  помощи при кровотечениях, обработка раны и применение препаратов, угнетающих микробов.  

7

Дыхание

Вред курения на дыхательную систему (по материалам местной печати).

Урок- семинар

Никотин, респиратор, смог.

меры первой помощи при утоплении, завалах землей, электротравмах, клинической и биологической смерти и способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

15

Индивидуальное развитие организмов

1Влияние вредных привычек на эмбриональное развитие организма.

Беседа с фельдшером-акушером местного ФАПа

Биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность.

Болезни их предупреждение

Составить памятку устно.

Развитие человеческого организма, изменения, происходящие в подростковом возрасте, болезни передающиеся половым путем,

2.Развитие человеческого организма, изменения, происходящие в подростковом возрасте, болезни передающиеся половым путем.

Беседа с фельдшером-акушером местного ФАПа

пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.

                                                                                  

 9 класс Содержание. Всего 5 часов

раздел

Тема, кол-во часов.

Формы и методы организации занятий.

Основные понятия

Формы контроля и

оценки ОЗУН

ЗУН

дата

4

Организменный уровень

1Модификационная изменчивость местных видов.

Выводы из наблюдений за флорой и фауной  своей местности

Статистический материал.

Изменчивость. Модификации. Норма реакции.

2Достижения селекции Новосибирской области. Историческая справка.

Урок-лекция

Селекция. Закон гомологических рядов

Значение науки сегодня.

6

Экосистемный уровень.

1.Структура цепей питания на примере биотипов Новосибирской области

Самостоят. Раб по составлению цепей питания.

Биоценоз. Экосистема.

Биогеоценоз. Биосфера.

Видовое разнообразие. Продуценты. Консументы.

диктант

Состав и основные свойства экосистем; взаимоотношения организма и среды; потоки энергии и вещества,

9

 Возникновение и развитие жизни на Земле.

1Палеонтологические находки в Сибирском регионе , как доказательства эволюции

Посещение музея.

Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции. Коацерваты. Пробионты.

Гипотеза возникновения жизни; эволюция взглядов на возникновение и развитие жизни; основные этапы развития жизни на Земле.

11

Биосфера и человек

1..Охраняемые территории НСО,

Заочная экскурсия

Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество.

Косное (мертвое) вещество.

Природные ресурсы.

Тестовая работа

место и роль человека в биосфере; ноосфера как стадия разумного преобразования биосферы человека; основы рационального природопользования

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа регионального компонента по математике . 10 класс

В связи с модернизацией российского образования, введения нового Федерального и Регионального базисного учебного плана обновлены требования к уровню подготовки учащихся  в выпускных классах полно...

Рабочая программа регионального компонента по математике . 11 класс

Примерная программа по математике для регионального компонента представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учеб...

Авторская программа Региональный компонент на уроках немецкого языка

От составителя     Курс «Региональный компонент на уроках немецкого языка» ставит своей целью привлечь внимание школьников к понятию «малая Родина», развить  у них чувства ува...

Рабочая программа регионального компонента по математике для 11 класса на 2014 - 2015 учебный год

В связи с модернизацией российского образования, введения нового Федерального и Регионального базисного учебного плана обновлены требования к уровню подготовки учащихся  в выпус...

Рабочая программа учебного курса "Биология. Живая природа"

Рабочая программа учебного курса "Биология. Живая природа" составлена для 6 класса с целью поддержки основного курса биологии. Курс расчитан на 34 часа, включает практические и лабораторные работы, эк...

Программа регионального компонента по русскому языку и литературе

Данная программа разработана для 6,8 и 11 классов и предусматривает реализацию внедрения регионального компонента на уроках русского языка и литературы, призванного способствовать формированию у школь...