Урок биологии 6 класс (национально-региональный компонент)
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Гельд Светлана Михайловна

 

Краеведческий компонент содержания школьного биологического образования является составной частью государственного стандарта общего образования на второй ступени обучения, содержание которого  строится с учетом региональных особенностей Новосибирской области (растительных, животных, экологических).  «…распределяется в соответствии с содержанием предмета федерального компонента «Биология» в течение всего времени изучения предмета на второй ступени» (объём 35 часов) [Приложение 1 к приказу Департамента образования от 02.07.2008 г. №717 «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для ОУ НСО, организующих образовательный процесс на основе минимума содержания начального общего, среднего (полного) общего образования, Временных требований к минимуму содержания основного общего образования и (или) государственных образовательных стандартов первого поколения в 2008-2009 учебном году»].  

Представление о системе охраны природы и охраняемых территориях Новосибирской области было сформировано на предыдущем уроке, поэтому целью данной серии уроков стало: формирование представлений учащихся о структуре Красной книги, её значении, об охраняемых растениях, животных, грибах Новосибирской области; развитие умений  отбирать главное при работе с различными источниками информации, оформлять работу и защищать её в процессе публичного выступления; формирование опыта  сотрудничества учителя и учащихся.

Форма организации познавательной деятельности учащихся:работа в группах.

Структура урока:

Этапы урока

Время

1. Оргмомент (запуск проекта)

2. Целеполагание и мотивация (планирование работы)

3. Актуализация знаний и умений

4. Первичное усвоение знаний

45 минут

5. Осмысление учебного материала

6. Закрепление учебного материала

7. Применение знаний в новой ситуации

45 минут

8. Проверка и оценка результатов

9. Подведение итогов.

45 минут

Особенность данной серии уроков в отличие от стандартных заключается в том, что для достижения образовательной цели используется технология проектного обучения где:

- каждая группа учащихся получает индивидуальное проектное задание для самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;

- придерживается алгоритма выполнения информационного поискового проекта, осуществляет отбор и структурирование информации (Интернет-ресурсов, дополнительной литературы);

- учитель выступает в роли консультанта: корректирует работу учащихся,   проверяет достижение цели;

- применение приобретённых знаний учащимися осуществляется в результате оформления презентации и защиты проектов (оценка работ  по заданным критериям, присвоение номинаций осуществляется самими учащимися).

Методы обучения: проблемный.

Приёмы:

- постановка проблемы (основополагающий вопрос),

- «мозговой штурм»  (при анализе проблемы, постановке цели), 

- беседа (при консультировании, отборе и структурировании информации),  

- самостоятельная работа по проектному заданию,

- работа с дополнительными источниками информации (Интернет-ресурсы, дополнительная литература),

- выполнение презентации (в программе PoverPoint),

- защита проектов,

- приём высказывания оценочных суждений при подведении итогов.

Планируемые результаты:

учащиеся расширяют и углубляют знания о структуре Красной книги, её значении, об охраняемых растениях, животных, грибах Новосибирской области; накапливают опыт:

- при работе с дополнительными источниками информации, с программой MicrosoftPoverPoint,

- при отстаивании своей точки зрения в процессе публичного выступления;                             

- при  деловом сотрудничестве с учителем.

При правильной организации познавательной деятельности  до 80% учащихся усваивают материал на «4» и «5», 100% учащихся принимают участие в реализации проекта.                                                                                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon krasnaya_kniga_nso.ppt177.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 67(14)-69(16). Красная книга НСО Цель: формирование представлений учащихся о структуре Красной книги, её значении, об охраняемых растениях, животных, грибах Новосибирской области; развитие умений отбирать главное при работе с различными источниками информации, оформлять работу и защищать её в процессе публичного выступления; формирование опыта сотрудничества учителя и учащихся. Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах Методы: проектный Вид проекта: информационный поисковый проект (предполагает сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления) Оборудование: Красная книга НСО, Интернет-ресурсы, мультимедиаоборудование, компьютеры.

Слайд 2

Этапы работы над проектом: Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Оргмомент (запуск проекта) Приложение №1 2.Целеполагание и мотивация (планирование работы) Приложение №2 3. Актуализация знаний и умений Приложение №3 4. Первичное усвоение знаний Приложение №4 5. Осмысление учебного материала 6.Закрепление учебного материала 7. Применение знаний в новой ситуации 8. Проверка и оценка результатов Приложение №4 9.Подведение итогов Приложение №5 Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Называет тему проекта, сообщает, что на уроке будет работать 5 проблемных групп. Даёт справку. Определяет проблему (основополагающий вопрос). Формулирует задания для проектной деятельности учащихся Напоминает алгоритм выполнения исследования Предлагает дополнительные источники информации , консультирует учащихся Рекомендует структурировать содержание проекта Проверяет достижение цели Оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта Организует защиту групп, предлагает оценить их качество работы. Предлагает номинации: «Самый научный», «…интересный», «… иллюстрированный», «…оригинальный». Предлагает ответить на основополагающий вопрос. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии. Заключительное слово учителя Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Формируют группы по ранее выданным цветным жетонам. Анализируют проблему, группа выбирает задание для самостоятельной работы, определяют цель и форму защиты. Выясняют , как и где можно найти необходимую информацию Отбирают главное при работе с источниками. Выполняют исследование, структурируют содержание. Уточняют результаты Оформление презентации Защищают проекты, оценивают работы по заданным критериям, распределяют номинации Отвечают на основополагающий вопрос урока. Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели.

Слайд 3

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оргмомент (запуск проекта). Вступительное слово учителя: Новосибирская область обладает богатыми природными ресурсами. Но активное хозяйственное освоение территории в течение последних столетий, интенсивная вспашка земель оказали губительное воздействие на природу. Возникла необходимость принятия государственных мер в сфере охраны окружающей среды, создана сеть особо охраняемых территорий. Кроме того, учёными была проведена важная научная работа по созданию Красной книги Новосибирской области. (Далее идёт озвучивание темы проекта) ПРОЕКТ «Для чего написана Красная книга Новосибирской области?» ПРИЛОЖЕНИЕ №2 2. Целеполагание и мотивация (планирование работы, выбор тем индивидуальных исследований учащихся в ходе «мозгового штурма», метода наводящих вопросов) Основополагающий вопрос: Красная книга – «Книга памяти» или «Книга надежды»? Проблемные вопросы: Какова история создания Красной книги? Какова структура Красной книги Новосибирской области? Какие растения Новосибирской области занесены в Красную книгу? Какие животные Новосибирской области занесены в Красную книгу? Какие грибы Новосибирской области занесены в красную книгу? Темы индивидуальных исследований учащихся: История создания Красной книги Структура Красной книги НСО Растения Красной книги НСО Животные Красной книги НСО Грибы Красной книги НСО Значение Красной книги

Слайд 4

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 3. Актуализация знаний и умений Алгоритм выполнения информационного поискового проекта Определите тему Сформулируйте цель работы Изучите предложенные источники информации Выделите основные цитаты по теме исследования (сделайте анализ информации) Определите результаты исследования (выводы) Составьте список используемых источников информации Выполните презентацию результатов проекта

Слайд 5

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Проектные задания для самостоятельной работы учащихся Задание 1. История создания Красной книги Прочтите предложенный текст (Биология в школе №8, 2002, стр 56) и ответьте на вопросы: Почему Книгу назвали «Красной»? Когда появилась первая Красная книга? О каких организмах шла речь на страницах первой Красной книги? Что такое региональная Красная книга? Приведите примеры. Сколько регионов издали свои Красные книги? Когда вышла в свет Красная книга Новосибирской области? Сделайте вывод о том сколько лет длится история создания Красной книги, Красной книги Новосибирской области . Задание 2. Структура Красной книги НСО Познакомьтесь с содержанием Красной книги Новосибирской области и ответьте на вопросы: Что представляет собой Красная книга? Какие группы организмов включает в себя Красная книга Новосибирской области? Что такое категория редкости? Сколько и каких категорий редкости существует в разделах «Животные», «Растения», «Грибы»? Сколько и каких видов организмов больше не обитает на территории Новосибирской области? Назовите причины их исчезновения. Сделайте вывод об общем количестве животных, растений, грибов, занесённых в Красную книгу и о наиболее часто встречающейся категории редкости.

Слайд 6

Задание 3. Растения Красной книги НСО Используя Интернет-ресурсы, подготовьте информацию о растениях Красной книги Новосибирской области по плану: Название растения (фото или рисунок растения). Место произрастания на территории Новосибирской области. Причины сокращения численности. Меры охраны. Сделайте вывод о причинах, по которым эти растения занесены в Красную книгу Задание 4. Животные Красной книги НСО Используя Интернет-ресурсы, подготовьте информацию о животных Красной книги Новосибирской области по плану: Название животного(фото или рисунок животного). Место обитания на территории Новосибирской области. Численность, причины её сокращения. Меры охраны. Сделайте вывод о причинах, по которым эти животные занесены в Красную книгу Задание 5. Грибы Красной книги НСО Прочтите предложенный текст на страницах Красной книги, подготовьте информацию о грибах Красной книги Новосибирской области по плану: Название гриба (фото или рисунок гриба найдите, используя Интернет - ресурсы). Место произрастания на территории Новосибирской области. Причины сокращения численности. Меры охраны. Сделайте вывод о причинах, по которым эти грибы занесены в Красную книгу

Слайд 7

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 8. Проверка и оценка результатов Критерии оценки мультимедийных презентаций Стиль (соблюдайте единый стиль оформления). Фон (выбирайте холодные тона). Шрифт (не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации). Содержание информации (используйте короткие слова и предложения). Расположение информации ( наиболее важную информацию располагайте в центре экрана). Объём информации (не заполняйте один слайд большим объёмом информации). Заключительное слово учителя: Красная книга НСО включает описание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, грибов, ареалов их обитания. Читая эту книгу никто не останется равнодушным и ощутит личную ответственность за сохранение родной природы. В настоящее время учёными выявлено благополучное состояние ряда видов, ранее внесённых в Красную книгу – «Книгу надежды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...