Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения- 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 70 (1 час в неделю - федеральный компонент и 1 час – школьный компонент) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass_shchiptsova_i.i.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛГАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МОРШАНСКИЙ РАЙОН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________И.И.Степанникова
Приказ № _____ от _____ 2016 г.
Рабочая программа
по биологии для 6 класса
на 2016-2017 учебный год
Учителя биологии
Щипцовой Ирины Ивановны
Алгасово, 2016 г.
Место раздела биологии
«Биология. Бактерии, грибы, растения»
в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения- 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 70 (1 час в неделю - федеральный компонент и 1 час – школьный компонент) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения учениками школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
-равнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
2. Учебно–тематический план
№ | Тема | Количество | В том числе | |||
часов | теория | лабораторные работы | экскурсии | Контр. (проектные) работы | ||
1 | Жизнедеятельность организмов | 37 | 26 | 5 | - | 1 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 14 | 10 | 3 | - | 1 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 16 | 15 | - | - | 1 |
4 | Итоговая контрольная работа | 1 | - | - | - | 1 |
5 | Часы по выбору учителя | 2 | 1 | - | 1 | - |
3. Содержание программы
Биология. 6 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (37 ч)
Обмен веществ – главный признак жизни.
Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами.
Почвенное питание растений.
Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт «Поглощение воды корнем».
Удобрения.
Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.
Фотосинтез
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растении: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.
Значение фотосинтеза.
Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.
Питание бактерий и грибов
Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание. Растительноядные животные..
Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными. Растительноядные животные.
Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.
Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.
Газообмен между организмом и окружающей средой Дыхание животных.
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.
Дыхание растений.
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании».
Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.
Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.
Передвижение веществ у животных.
Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемофилии и крови в транспорте веществ в организм животного и осуществлении связи между его организмами.
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.
Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.
Выделение у животных.
Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Контрольная работа № 1 по теме « Жизнедеятельность организмов».
Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (14 ч)
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножении.
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»
Половое размножение.
Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.
Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.
Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторная работа «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений.
Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и развитие организмов».
Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (16 ч)
Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них.
Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.
Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.
Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Поведение организмов
Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.
Движение организмов.
Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.
Организм – единое целое.
Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.
Контрольная работа №3 по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов».
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение живых организмов;
• основные свойства живых организмов;
• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата урока | Виды и формы контроля | |
По пл | Факт | ||||
1 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Обмен веществ – главный признак жизни | 1 | |||
2 | Обмен веществ – главный признак жизни | 1 | текущий | ||
3 | Почвенное питание растений. | 1 | текущий | ||
4 | Корневое давление | 1 | текущий | ||
5 | Лабораторная работа № 1. Почвенное питание растений. | 1 | текущий | ||
6 | Минеральные удобрения | 1 | текущий | ||
7 | Органические удобрения | 1 | текущий | ||
8 | Меры охраны природной среды | 1 | текущий | ||
9 | Фотосинтез | 1 | текущий | ||
10 | Фотосинтез | 1 | текущий | ||
11 | Значение фотосинтеза. | 1 | текущий | ||
12 | Л.р. № 2 «Образование органических веществ в процессе фотосинтеза». | 1 | текущий | ||
13 | Л.р. №3 «Образование кислорода в процессе фотосинтеза». | 1 | текущий | ||
14 | Питание бактерий и грибов. | 1 | текущий | ||
15 | Питание бактерий и грибов. | 1 | текущий | ||
16 | Грибы-паразиты. | 1 | текущий | ||
17 | Выращивание грибов | 1 | текущий | ||
18 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | 1 | текущий | ||
19 | Плотоядные и всеядные животные. | 1 | текущий | ||
20 | Хищные растения. | 1 | текущий | ||
21 | Способы добывания пищи животными | 1 | текущий | ||
22 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | 1 | текущий | ||
23 | Дыхание растений. | 1 | текущий | ||
24 | Лабораторная работа № 4 «Выделение углекислого газа при дыхании». | 1 | текущий | ||
25 | Значение дыхания | 1 | текущий | ||
26 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. | 1 | текущий | ||
27 | Лабораторная работа № 5 «Передвижение веществ по побегу растения» | 1 | текущий | ||
28 | Передвижение веществ у растений. | 1 | текущий | ||
29 | Передвижение веществ у животных. | 1 | текущий | ||
30 | Строение крови | 1 | текущий | ||
31 | Строение сердца | 1 | текущий | ||
32 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 | текущий | ||
33 | Листопад | 1 | текущий | ||
34 | Выделение у животных. | 1 | текущий | ||
35 | Процесс выделения у живых организмов. | 1 | текущий | ||
36 | Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | текущий | ||
37 | Контрольная работа № 1 по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | текущий | ||
38 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. | 1 | текущий | ||
39 | Вегетативное размножение растений | 1 | текущий | ||
40 | Лабораторная работа № 6 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | текущий | ||
41 | Половое размножение. | 1 | текущий | ||
42 | Оплодотворение. | 1 | текущий | ||
43 | Лабораторная работа № 7 «Строение цветка» | 1 | текущий | ||
44 | Распространение плодов и семян в природе | 1 | текущий | ||
45 | Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. | 1 | текущий | ||
46 | Основные этапы развития цветкового растения | 1 | текущий | ||
47 | Основные этапы роста и развития животных | 1 | текущий | ||
48 | Лабораторная работа № 8 «Определение возраста дерева по спилу» | 1 | текущий | ||
49 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | 1 | текущий | ||
50 | Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов» | 1 | текущий | ||
51 | Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и развитие организмов» | 1 | текущий | ||
52 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | 1 | текущий | ||
53 | Сезонные изменения в жизни животных и растений. | 1 | текущий | ||
54 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. | 1 | текущий | ||
55 | Эндокринные заболевания человека | 1 | текущий | ||
56 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. | 1 | текущий | ||
57 | Нервная система позвоночных животных. | 1 | текущий | ||
58 | Строение и функции отделов головного мозга позвоночных животных. | 1 | текущий | ||
59 | Поведение организмов. | 1 | текущий | ||
60 | Типы поведения домашних животных | 1 | текущий | ||
61 | Движение организмов. | 1 | текущий | ||
62 | Двигательные конечности насекомых | 1 | текущий | ||
63 | Значение движения в жизни организмов | 1 | текущий | ||
64 | Движение растений и животных. Сравнительный анализ. | 1 | текущий | ||
65 | Организм – единое целое. | 1 | текущий | ||
66 | Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов». | 1 | итоговый | ||
67 | Контрольная работа № 3 по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов». | 1 | итоговый | ||
68-70 | Итоговое повторение. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....