Опорные схемы и таблицы-9
учебно-методический материал по биологии на тему

Схемы и таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema-9.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СТРОЕНИЕ

Таблица №1 (заполни таблицу)

Науки об организме человека

Название науки

Объект ее изучения

1.

2.

3.

Таблица № 2 ( заполнить таблицу)

Химический состав клетки

Органические вещества

Неорганические вещества

Таблица № 3 (заполнить таблицу)

Жизнедеятельность клетки

Свойства клетки

Характеристика

Обмен веществ

Рост клетки

Размножение клетки

Возбудимость

Таблица № 4(заполни)

Строение и функции систем органов

Название системы

Органы, из которых она состоит

Функции

1.

Таблица № 5 (выбери правильный ответ)

Ткани

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

Ответы

Вопросы

1.Какая ткань обеспечивает объединение функций всех частей организма?

2.Какая ткань составляет основу скелета?

3.Клетки, какой ткани образуют многочисленные отростки?

4.Какая ткань выстилает дыхательные пути?

5.Для какой ткани характерно свойство сократимости?

6.Клетки, какой ткани свободно перемещаются в межклеточном пространстве?

Ответы

а) эпителиальная;                                                          в) соединительная;

б) мышечная;                                                                 г) нервная

Таблица № 6 (подбери функции, которые выполняют эти системы)

Органы, системы органов

I

II

III

IV

V

VI

Системы органов                                                                              

I.Опоры и движения                                        

II.Пищеварительная

III.Кровеносная

IV.Дыхательная

V.Выделительная

VI.Нервная

Функции

1.Обеспечение поступление в организм кислорода.

2.Доставляет кислород к клеткам тела.

3.Осуществляет механическую обработку пищи.

4.Обеспечивает движение.

5.Удаляет жидкие продукты обмена

6.Регулирует и согласовывает деятельность всех систем организма.

7.Переносит углекислый газ к легким.

8.Осуществляет расщепление органических веществ пищи на более простые.

9.Устанавливает связь организма и среды.

10.Обеспечивает удаление из организма углекислого газа

2.

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ

Таблица №1 (анализ информации)

Функции крови

Функция

Сущность

1.Дыхательная

Перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа- от тканей к легким

2.Питательная

Доставка питательных веществ к клеткам

3.Выделительная

Удаление ненужных продуктов обмена

4.Защитная

Вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микробами

Таблица №2 (составь таблицу)

Состав крови

Составные части крови

I

II

III

IV

Характеристика компонентов крови

I.Плазма                                                                1.Белые кровяные клетки

II.Эритроциты                                                      2.Кровяные пластинки

III.Лейкоциты                                                       3. Жидкая часть крови

IV.Тромбоциты                                                    4. Красные кровяные клетки

Таблица №3 (выбери правильный ответ)

Кровеносные сосуды

Название сосуда

Характеристика

1. Артерии

2. Вены

3. Капилляры

Ответы

1.Самые мелкие кровеносные сосуды

2.Выносят кровь из сердца

3.Стенки тонкие и мягкие

4.Сосуды с плотными упругими стенками

5.Видны на запястье

6.Несут кровь к сердцу

7.Несет кровь кислородом

8.Стенки состоят из одного слоя клеток

7.

Таблица № 4 (сравни)

Круги кровообращения

Вопросы для сравнения

Большой круг

Малый круг

1.Где начинается?

2.Где заканчивается?

3.Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу?

4.Где проходят капилляры?

5.Как изменяется состав крови?

Таблица № 5 (заполни таблицу)

Первая помощь при кровотечениях

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

Таблица № 6 (выбери правильный ответ)

1.Артериальное кровотечение трудно остановить, так как в артериях:

А—низкое давление и маленькая скорость крови;

Б—высокое давление и высокая скорость крови;

В—высокое давление и маленькая скорость крови.

2.У пострадавшего наблюдается кровотечение: темно-красная кровь вытекает из раны равномерной, непрерывной струей. Кровь вытекает медленно и в большом количестве.

Назовите вид кровотечения:

А—венозное;

Б—капиллярное

В—артериальное.

3.У пострадавшего наблюдается кровотечение: вся раневая поверхность кровоточит, как губка. Кровотечение прекратилось после того, как поврежденную поверхность смазали йодом и наложили марлевую повязку.

Это кровотечение:

А—артериальное кровотечение;

Б—венозное;

В--капиллярное

8.


Человеческие    расы

3.


СИСТЕМА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ

Таблица №1 (информация)

Опорно-двигательная система

Скелет-210 костей

Пассивная часть

Мышцы-600

Активная часть

Связочный аппарат

Функции

Биологические

Запас минеральных солей

кроветворение

Механические

опора

движение

защита

Таблица №2 (выбери правильный ответ)

Состав костей

1.Минеральные вещества

I.Придают кости упругость

2.Органические вещества

II.Растущий слой кости

3.Трубчатое строение

III.Особенности строения длинных костей

4.Надкостница

IV.Способ соединения позвонков

5.Подвижное соединение

V.Растворяются в кислоте

6.Неподвижное соединение

VI.Способ соединения костей черепа

7.Полуподвижеое соединение

VII.Сгорают в огне

VIII.Способ соединения костей в суставе

IX.Придают кости твердость

Таблица №3 (заполни таблицу)

Скелет

Отделы скелета

Кости скелета

Типы костей

Соединение костей

Череп, лицевой отдел

Череп, мозговой отдел

Парные и непарные

Позвоночник

Грудная клетка

Плечевой пояс

Скелет руки: плечо, предплечье, кисть

Тазовый пояс

Скелет ноги: бедро, голень, стопа

4.

Таблица №4 (выбери правильные утверждения--графический диктант)

Скелет

1.К грудине прикрепляются десять пар ребер.

2.Голень входит в состав скелета верхней конечности.

3.Все кости лицевого отдела черепа соединяются неподвижно.

4.Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков.

5.Череп, грудная клетка, таз служат защитой внутренних органов.

6.Пясть, предплюсна, плюсна входят в состав стопы.

7.Кости мозгового отдела черепа-все парные.

8.Сустав это подвижное соединение костей.

Таблица №5 (составь таблицу)

Меры первой помощи при повреждении скелета

Тип повреждения

Симптомы

Меры первой помощи

Таблица №6 (запомни)

Как распознать?

Перелом

Резкая боль.

Припухлость в области травмы

Невозможность движений.

Нарушение формы и длины (если это конечность), искривление.

Точность—рентген!

Вывих

Боль.

Изменение формы сустава.

Невозможность движения в суставе сразу после травмы

Растяжение связок

Боль.

Быстро растущий иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияния

Таблица №7 (анализ)

Мышцы

Форма мышц

Место расположения в организме

Длинные мышцы

Конечности

Короткие мышцы

Между позвонками

Широкие мышцы

На туловище

Круговые мышцы

Мышцы глаз, рта

5.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИ УПРАЖЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ

Обсуждение проблем

Ситуация №1

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М, которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…

Вопрос №1 Что такое осанка?

  1. Положение туловища при движении.
  2. Положение головы и туловища при движении.
  3. Навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела
  4. Постановка ног при движении.

Вопрос №2 По каким признакам можно судить о неправильной осанке?

1.Опущенная голова                                          5.Сгорбленная спина

2.Грустное выражение лица                             6.Согнутые ноги

3.Шаркающая походка.                                     7.Сведенные плечи

4.Висящее мешком пальто.

Ситуация №2

На день рождения подруги школьница 16-лет Л.пошла в новых туфлях на высоких, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Л пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Вопрос №1. Что стало причиной боли в ногах?

1.Дальнее расстояние, котонное пришлось преодолеть Л до дома подруги.

2.Туфли на высоких каблуках.

3.Продолжительные танцы

Вопрос №2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состояние здоровья человека?

1.Несущественно (только усталость и боль в ногах)

2.Может ухудшить походку и осанку.

3.Может отрицательно сказаться (на костно-мышечной системе; на работе внутренних органов; на работе всех органов и систем организма)

Вопрос №3. Что поможет сохранить правильную осанку?

1.Правильно подобранная обувь.

2.Тренировка хождения на высоких каблуках.

3.Ношение обуви без каблуков.

4.Тренировка хождения на дальние расстояния

6.

ДЫХАНИЕ

Таблица № 1 (подбери признаки к органам дыхания)

Органы дыхания

I

II

III

IV

V

VI

VII

Органы дыхательной системы

I.Легочные пузырьки                                        

II.Трахея

III.Надгортанник

IV.Гортань

V.Плевра

VI.Носовая полость

VII.Хрящевые полукольца

Признаки

1.Не пропускает пищу в гортань

2.Не дает сужаться трахее.

3.Очищает воздух от пыли, согревает его и увлажняет.

4.Выстилает наружную поверхность легких.

5.Внутри содержит голосовые связки.

6.Место газообмена между легкими и кровью

7.Самая длинная часть воздухоносного пути

Таблица № 2 (анализ информации)

Механизм вдоха

сокращение дыхательных мышц

увеличение объема грудной полости

уменьшение давления в грудной полости и легких

засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

Механизм выдоха

опускание ребер и расслабление диафрагмы

уменьшение объема грудной полости

увеличение давления в легких

выталкивание части воздуха наружу

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы и таблицы по русскому языку

Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....

Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"

        Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал  по русскому языку....

Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку

Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распе...

Опорные схемы и таблицы-8

Схемы и таблицы...

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...