Опорные схемы и таблицы
учебно-методический материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
БАКТЕРИИ
Таблица №1 (анализ информации)
Значение бактерий в жизни человека
Бактерии | Положительная роль | Отрицательная роль |
Бактерии брожения | Используются при приготовлении вина, уксуса | Приводят к порче продуктов |
Молочнокислые бактерии | Приготовление сметаны, творога, квашеной капусты | Порча некоторых продуктов питания |
Клубеньковые бактерии | Усваивают азот из воздуха | |
Бактерии-кишечная палочка | В организме человека, помогают расщеплению молочного сахара | |
Болезнетворные бактерии | Основа для получения антибиотиков | Вызывают различные заболевания людей |
Железно-бактерии | Участвуют в образовании полезных ископаемых | Вызывают коррозию металла |
Бактерии гниения | Участвуют в образовании перегноя | Порча продуктов, дерева, бумаги |
Таблица №2 (анализ информации)
Болезнетворные бактерии
Болезни человека | Пути проникновения бактерий в организм | Меры предупреждения |
Туберкулез | Воздушно-капельный путь | Соблюдение гигиены, прививки |
Чума | Блохи, крысы, суслики | Борьба с грызунами |
Дизентерия | Грязные руки, немытые овощи и фрукты | Мытье рук, овощей, кипячение воды |
Столбняк | Поврежденная кожа | Обработка ран и порезов, прививки |
ГРИБЫ
Таблица №1 (дописать таблицу)
Типы шляпочных грибов
Трубчатые | Пластинчатые |
Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. | Нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки к ее краю. |
8.
Таблица №2 (анализ информации)
Представители царства грибов
Название гриба | Значение в природе и жизни человека |
Мукор | Портит продукты питания при хранении |
Пеницилл | Портит продукты, используется для получения пенициллина |
Дрожжи | Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности |
Шляпочные грибы | Пища человека и животных. Многие виды ядовиты |
Трутовик | Портит древесину деревьев. Чага используется в медицине |
Гриб--головня | Наносит ущерб с/х. Снижает урожайность злаков |
Спорынья | Поражает луговые и хлебные злаки |
«Мучнистая роса» | Поражает листья капусты, смородины, розоцветных |
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Морфологические признаки классов растений
Класс | Морфологические признаки |
Однодольные | |
Двудольные |
Таблица №2 (выбери правильный ответ)
1.При отнесении растений к классу не учитывают:
- числа семядолей;
- числа листьев;
- жилкование листьев;
- тип корневой системы
2.У растений класса двудольных:
- сетчатое жилкование;
- одна семядоля;
- мочковатая корневая система;
- параллельное жилкование
3.У растений класса однодольных:
- две семядоли;
- сетчатое жилкование;
- стержневая корневая система;
- мочковатая корневая система
9.
ОДНОДОЛЬНЫЕ
ЗЛАКИ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Злаки, используемые человеком
Растения | Использование человеком |
Пшеница | |
Ячмень | |
Рожь | |
Овес | |
Кукуруза | |
Рис | |
Сахарный тростник |
ЛИЛЕЙНЫЕ
Таблица №2 (заполнить таблицу)
Лилейные, используемые человеком
Растения | Использование человеком |
Лук и чеснок | |
Ландыш | |
Тюльпан и лилия | |
Алоэ |
Таблица №3 (выбери правильный ответ)
1.К семейству лилейных относится:
а) лук;
б) капуста;
в) рожь;
г) кукуруза
2.Чеснок –представитель семейства:
а) крестоцветных;
б) розоцветных;
в) лилейных;
г) пасленовых
3.К пищевым растениям семейства лилейных относится:
а) лук;
б) лилия;
в) тюльпан;
г) алоэ
10.
ДВУДОЛЬНЫЕ
ПАСЛЕНОВЫЕ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Использование пасленовых
Направление использования растений | Примеры растений |
Пищевые растения | |
Декоративные растения | |
Лекарственные растения | |
Ядовитые растения | |
Технические культуры | Табак курительный(вытяжка используется в с/х для борьбы с вредителями |
БОБОВЫЕ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Использование бобовых
Направление использования растений | Примеры растений |
Пищевые растения | Арахис, чечевица |
Кормовые растения | Чина, люцерна, верблюжья колючка |
Декоративные растения | Акация |
Лекарственные растения | Солодка, донник |
Таблица №2 (выбери правильный ответ)
1.К семейству бобовых относится:
а) шиповник;
б) капуста;
в) фасоль;
г) редька
2.Соя –представитель семейства:
а) крестоцветных;
б) пасленовых;
в) лилейных;
г) бобовых
3.К дикорастущим растениям семейства бобовых относится:
а) фасоль;
б) клевер;
в) горох;
г) бобы
4.Горох начали разводить из-за:
а) стеблей;
б) листьев;
в)семян;
г) клубней 11.
РОЗОЦВЕТНЫЕ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Использование розоцветных
Направление использования растений | Примеры растений |
Использование в пищу | |
Лекарственные растения | |
Декоративные растения | |
Получение красок | Калган-черная краска, миндаль-желтая краска, сабельник-красная краска |
Получение эфирных масел | |
Образование живых изгородей | Боярышник |
Художественный промысел | Боярышник, миндаль |
Ядовитые растения | Горький миндаль |
Таблица №2(сопоставьте виды растений и их плоды)
Яблоко Земляника
Костянка Вишня
Многокостянка Груша
Многоорешек Яблоня
Абрикос
Шиповник
Малина
Таблица №3 (выбери правильный ответ)
1.К семейству розоцветных относится:
а) паслен;
б) капуста;
в) вишня;
г) редька
2.К дикорастущим растениям семейства розоцветных относится:
а) вишня;
б) рябина;
в) слива;
г) абрикос
3.Шиповник –это:
а) сорняк;
б) плодовая культура;
в) огородное растение;
г) дикорастущий кустарник.
4.К культурным растениям семейства розоцветных относится:
а) черемуха;
б) яблоня;
в) боярышник;
г) рябина
12.
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Использование сложноцветных
Направление использования растений | Примеры растений |
Пищевые растения | Салат-латук |
Кормовые растения | |
Декоративные растения | Василек, герберы |
Масличные культуры | |
Лекарственные растения | Полынь, череда, пижма |
Таблица №2 (выбери правильный ответ)
1.Подсолнечник стали разводить из-за:
а) клубней;
б) листьев;
в) стеблей;
г) семян
2.Соцветие корзинка характерно для растений семейства:
а) пасленовых;
б) сложноцветных;
в) розоцветных;
г) лилейных
3.К декоративным растениям семейства сложноцветных относится:
а) астра;
б) полынь;
в) одуванчик;
г) лопух.
4.К дикорастущим растениям семейства сложноцветных относится:
а) георгин
б) василек;
в) маргаритка;
г) хризантема
5.Астры люди начали разводить из-за:
а) плодов;
б) листьев;
в) стеблей;
г) соцветий
13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....
Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"
Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал по русскому языку....
Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку
Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распе...
Опорные схемы и таблицы-9
Схемы и таблицы...
Опорные схемы и таблицы-8
Схемы и таблицы...
Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"
Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...
Литература на ладони (опорные схемы и таблицы)
в помощь учителям и ученикам...