Опорные схемы и таблицы-8
учебно-методический материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА
Таблица № 1 (составить схему)
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ |
МНОГО
Таблица № 2 (подбери каждому из указанных животных подходящую пищу «меню»)
Питание животных
НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО | ПИЩА |
1 .Бабочка-капустница | |
2 .Дождевой червь | |
3 .Сова | |
4 .Комар | |
5 .Моль | |
6 .Белка | |
7 Синица | |
8. Щука | |
9. Заяц |
Варианты ответов: кровь, кора деревьев, цветочный нектар, мальки, шерсть, опавшие листья, орехи, гусеницы, суслик
Таблица № 3 (какая из цепей питания составлена правильно?)
Цепи питания животных
1. песец→ заяц-беляк→ мох → полярная сова;
2. ромашка→ бабочка→ дрозд→ почвенные бактерии;
3 .почвенные бактерии → клевер → мышь-полевка→ ястреб;
4. клен→ волк→ заяц-русак→ почвенные бактерии;
1.
НАСЕКОМЫЕ
Таблица № 1 (анализ информации)
Признаки насекомых,
обуславливающие их широкое распространение в природе
Признак животного | Особенности класса насекомых | Биологическое значение признака |
Движение | Наличие крыльев и трех пар ног | Способность к полету и передвижению по различным поверхностям |
Деление тела на отделы | 3 отдела: голова, грудка, брюшко | Некоторая подвижность головы, брюшка |
Способ питания | Разнообразное строение ротовых органов | Возможность использования разнообразной пищи |
Ориентация в окружающей среде | Наличие развитых органов чувств | Способность находить пищу, обнаруживать врагов, партнеров для размножения |
Размеры тела | Небольшие размеры | Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных |
Таблица № 2 (сравни)
Особенности развития насекомых-вредителей садов и огородов
Насекомое | Отряд | Зимующая стадия развития | Место зимовки | Питание личинки | Меры борьбы |
Бабочка-капустница | |||||
Яблонная плодожорка |
Таблица № 3 (составь)
Насекомые-вредители
Насекомые-вредители | Отряды | Приносимый вред | Способы борьбы |
Яблонная плодожорка | |||
Майский жук | |||
Комнатная муха |
2.
Таблица № 4 (заполнить таблицу)
Размножение и развитие особей пчелиной семьи
Особь | Количество особей в семье | Особенности строения | Чем питается | Выполняемая работа |
Матка | ||||
Трутень | ||||
Рабочая пчела |
Таблица № 5 (заполнить таблицу)
Основные отряды насекомых
Отряд | Тип ротового аппарата | Число и строение крыльев | Представители |
Чешуекрылые | |||
Двукрылые | |||
Перепончатокрылые | |||
Жесткокрылые |
Таблица № 6 (соотнесите методы и меры борьбы с насекомыми-вредителями)
Методы сокращения численности насекомых-вредителей
Методы борьбы | Номер ответа |
Химические методы | |
Механические методы | |
Биологические методы |
Варианты ответов:
1 .Привлечение земноводных и пресмыкающихся
2. Выкорчевывание старых и пораженных вредителями деревьев и кустарников
3. Опрыскивание ядами
4. Сбор вредителей
5 .Обрезка старых сучьев
6. Ядовитые приманки
7. Привлечение насекомоядных птиц
8. Сжигание старых листьев
9. Разведение хищных животных, питающихся вредителями
10. Установка ловчих поясов
11. Использование вирусных препаратов
12. Запашка вредителей
3.
РЫБЫ
Таблица № 1 (анализ информации)
Внешнее строение рыб
Факторы водной среды | Приспособления к факторам среды |
1.Большая плотность воды | 1.Обтекаемая форма тела, слизь, плавники |
2.Прозрачность | 2.Защитная окраска, глаза-органы зрения |
3.Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода | 3.Жаберное дыхание, обоняние |
4.Текучесть | 4.Органы боковой линии ощущают направление воды, силу течения |
5.Высокое давление на больших глубинах | 5.Форма меняется от веретенообразной к лентовидной и дисковой |
6.Сильнок поглощение солнечных лучей (солевой режим, свойства грунта, течения) | Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетового, черного цвета |
Таблица № 2 (заполнить)
Внешнее строение рыбы
ПРИЗНАК | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ |
Форма тела | |
Покров тела | |
Отделы тела | |
Органы, расположенные на голове | |
Органы, расположенные на туловище |
Таблица № 3 (анализ информации)
Размножение и развитие рыб
Луна-рыба | До 300 млн. икринок | Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды |
Треска | 10 млн. икринок | Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт |
Судак | До 1 млн. икринок | |
Окунь | 900 тыс. икринок | |
Щука | 200 тыс. икринок | |
Горбуша | 1-2 тыс. икринок | Икра в ямках, засыпанных галькой |
Колюшка | 100 икринок | |
Скаты, акулы | Одиночные яйца в капсулах | Строительство гнезда |
4.
Таблица № 4 (соотнесите системы органов с органами и функциями систем органов)
Внутреннее строение рыб
НАЗВАНИЕ СИСТЕМЫ | НОМЕР ОТВЕТА |
Нервная система и органы чувств | |
Кровеносная система | |
Система органов опоры и движения | |
Пищеварительная система | |
Дыхательная система |
Варианты ответов:
1.Плавники | 8.Зубы |
2.Спинной мозг | 9.Желудок |
3.Ребра | 10.Позвоночник |
4.Жабры | 11.Сосуды |
5.Мускулатура | 12.Головной мозг |
6.Сердце | 13.Кишечник |
7.Защита внутренних органов | 14.Глаза |
Таблица № 5 (анализ информации)
Охрана рыб
Причины снижения численности рыб | Меры охраны, предусмотренные законом |
1.Загрязнение водоемов | Ввод очистных сооружений; прекращение сброса сточных вод; строгое соблюдение технологии сплава леса; вылов затонувшей древесины; ликвидация потерь нефтепродуктов при погрузке, выгрузке. |
2.Строительство гидроэлектростанций, плотин, преграждающих доступ рыбам к месту нереста | Устройство прохода рыб к нерестилищам в виде рыбоходов и рыбоподъемников |
3.Перевылов рыбы, браконьерство | Регулирование величины уловов, ограничение места и времени лова, установление минимального размера ячеек для сетей, запрет добычи рыбы недозволенными способами, запрет ловли у плотин и шлюзов. |
4.Обмеление рек | Запрет вырубки лесов, осушение болот, увеличение водности, охрана малых рек. |
5.
ЗЕМНОВОДНЫЕ
Таблица № 1 (анализ информации)
Классификация земноводных
Отряд | Бесхвостые | Хвостатые |
Представители | Лягушки | Тритоны |
Жабы | Саламандры | |
Жерлянки |
Таблица № 2 (заполни таблицу)
Черты приспособленности земноводных
К наземной среде | К водной среде |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. |
Таблица № 3 (заполнить таблицу)
Размножение и развитие лягушки
ПРИЗНАКИ | ЛЯГУШКА | ГОЛОВАСТИК |
1.Место обитания | ||
2.Способ передвижения | ||
3.Части тела | ||
4.Способ питания | ||
5.Органы дыхания | ||
6.Строение сердца |
6.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Таблица №1 (заполнить таблицу)
Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся
Ящерица | Гадюка | |
1.Место обитания | ||
2.Форма тела | ||
3.Чем покрыто тело? | ||
4.Части тела | ||
5.Чем питаются? | ||
6.Как ловят добычу? |
Таблица №2 (заполнить таблицу)
Внутреннее строение пресмыкающихся
СИСТЕМЫ | ОРГАНЫ |
Скелет | |
Пищеварительная система | |
Кровеносная система | |
Дыхательная система | |
Нервная система |
Таблица №3 (заполнить таблицу)
Различие внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся
Системы | Земноводные | Пресмыкающиеся |
Скелет | ||
Пищеварительная система | ||
Кровеносная система | ||
Дыхательная система | ||
Нервная система |
Таблица №4 (заполнить таблицу)
Размножение и развитие пресмыкающихся
Ящерица | Гадюка | |
1.Как размножается? | ||
2.Чем питается? | ||
3.Как зимует? | ||
4.Какую пользу приносит? |
7.
ПТИЦЫ
Таблица №1 (заполнить)
Особенности внешнего строения птицы в связи с полетом
Признак | Особенности строения в связи с полетом |
1.Форма тела | |
2.Покров | |
3.Отделы тела | |
4.Органы |
Таблица №2 (заполнить)
Перьевой покров птицы
Вид перьев | Место расположения на теле | Функции перьев |
Кроющие | ||
Маховые | ||
Рулевые | ||
Пуховые |
Таблица №3 (заполнить)
Внутренне строение птиц
Система органов | Функциональная приспособленность к полету |
Пищеварительная | |
Выделительная | |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Половая | |
Нервная |
Таблица №4 (заполнить)
Строение яйца птицы
Часть яйца | Функции |
Скорлупа | |
Воздушная камера | |
Белок | |
Поры | |
Канатики | |
Желток | |
Зародышевый диск |
8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....
Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"
Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал по русскому языку....
Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку
Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распе...
Опорные схемы и таблицы
опорные схемы...
Опорные схемы и таблицы-9
Схемы и таблицы...
Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"
Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...
Литература на ладони (опорные схемы и таблицы)
в помощь учителям и ученикам...