Опорные схемы и таблицы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме

Баринова Наталья Павловна

Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ-

это главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Имя существительное в И.п.

.

Снег идет. Солнце сияло.

Местоимение в И.п.

Кто-то постучал. Я люблю осень.

Прилагательное в роли существительного в И.п.

Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям.

Причастие в роли существительного в И.п.

Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.

Неопределенная форма глагола.

Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.

Наречие

Твои завтра мне надоели.

Междометие

По лесу разносилось «ау».

Числительное    

Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.

Фразеологизм

Семь пятниц на неделе у ленивого.

У него золотые руки.

Словосочетания

Брат с сестрой вернулись порознь.

Прошло три года. У  меня много работы.

Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу.

Союзным словом

Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.


Следует иметь в виду, что иногда принимают за подлежащее приложение . В предложении Кот Васька запрыгнул на стол подлежащее – кот, Васька – приложение ( кот какой? Васька ).

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

При подлежащем, выраженном собирательным существительным {ряд, большинство, меньшинство, часть и пр.) в сочетании с существительным в род. пад., а также сочетанием количественного числительного и неопределенного местоимения (несколько) с существительным в род. пад., предпочтительнее сказуемое ставить во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед. ч., если подлежащее — предмет неодушевленный. (Большинство учеников отлично справились с заданием. Ряд домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. Несколько женщин ходили по площадке.)

При числительных два, три, четыре сказуемые стоят во мн. ч. (Три книги лежали на полке.)

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемые стоят в ед. ч. (В ряду стояла тысяча книг.)

При слове все глагол стоит во мн. ч. (Все три всадника ехали молча.)

При словах много, мало, немного, немало глагол стоит в ед. ч. (К месту сбора шло много народу.)

Сложносокращенное слово, состоящее из букв, надо расшифровать, найти главное слово, определить его род, после чего согласовать со сказуемым. (МГУ объявил новый набор студентов. Университет — муж. род.)

СКАЗУЕМОЕ-

это главный член предложения, который зависит только от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

              ПРОСТОЕ                                             СОСТАВНОЕ                                   СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ            ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ           ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ


Глагол в форме одного из наклонений

Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы/ пусть читает эту книгу.

Глагольное междометие

А шапка бац прямо на пол.

Инфинитив

Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.


Повторение глагольной формы


Я иду, иду, а до леса еще далеко.


Повторение глагольной формы с частицей ТАК


Вот уж ты сказал так сказал.


Повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого


Он сам спать не спит и другим не дает.

Я жду не дождусь весны.


Смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой


А он возьми да и скажи.

А он знай себе распевает.

Два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и  его цели


Я пойду погуляю в саду.

Глагол с частицей БЫЛО, вносящей значение несостоявшегося действия

Я собрался было в кино, но не пошел.


Конструкция со значением интенсивности действия


Он только и делает, что спит.


Фразеологизм


Ты опять делаешь из мухи слона.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ =

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА             +       НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Глаголы со значением

начала (начать, начинать, стать)

конца (перестать, переставать, кончать, кончить)

продолжительности (продолжать)

желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)

возможности (мочь, смочь, уметь, суметь)  

действия.

Краткие прилагательные

должен, рад, готов, обязан, способен, намерен

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ =

 

        ГЛАГОЛ-СВЯЗКА                       +                             ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (имя существительное, прилагательное,

числительное и др., кроме глагола)

Глаголы-связки:

глагол БЫТЬ

глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть.

Способы выражения именной части составного сказуемого


Имя существительное в и. п. или т. п.


Я ученик. Я буду врачом.


Полное прилагательное

в и. п. или т. п.

и краткое прилагательное


Дети умные. Дети были

умные. Дети умны.


Краткое страдательное причастие

Уроки выучены. Все будет сделано вовремя.

Имя числительное

Дважды два четыре.

Местоимение

Это книга моя.


Наречие


Она была замужем.


Словосочетание


Платье было синего цвета.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ НАХОЖДЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

В простых предложениях сложно найти сказуемое, в состав которого входят два глагола, например: Я люблю помогать бабушке. Может показаться, что сочетание слов люблю помогать — составное глагольное сказуемое. Однако сказуемое в данном предложении простое глагольное — люблю. Слово помогать — косвенное дополнение: люблю (что?) помогать. Для большей наглядности можно заменить глагол помогать на существительное, например: люблю (что?) конфеты.

Особое внимание следует уделять предложениям, в состав которых входит глагол быть.

Сопоставим три предложения: У них был необычный праздник; Он будет учиться в медицинском институте; Он будет юристом. В первом предложении глагол был является простым глагольным сказуемым при подлежащем праздник. Во втором предложении сказуемое будет учиться тоже является простым глагольным; глагол будет образует форму будущего времени изъявительного наклонения. Нужно учитывать, что глагол быть никогда не является вспомогательным глаголом в составном глагольном сказуемом. В третьем предложении сказуемое будет юристом составное именное. Глагол-связка будет выражает грамматическое значение будущего времени, основное же лексическое значение заключено в существительном юрист. Если перевести предложение в план настоящего времени, получится Он юрист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

схемы и таблицы по русскому языку и литературе

схемы и таблицы по русскому языку и литературе...

Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку

Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распе...

Опорные схемы и таблицы-9

Схемы и таблицы...

Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы

Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов...

Схемы и таблицы по русскому языку

Весь теоретический материал: схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....

Опорные схемы, таблицы по русскому языку

Опорные схемы, таблицы по русскому языку для учащихся 5-8 классов...