Опорные схемы и таблицы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опорные схемы и таблицы по русскому языку | 133.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДЛЕЖАЩЕЕ-
это главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Имя существительное в И.п. . | Снег идет. Солнце сияло. |
Местоимение в И.п. | Кто-то постучал. Я люблю осень. |
Прилагательное в роли существительного в И.п. | Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям. |
Причастие в роли существительного в И.п. | Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову. |
Неопределенная форма глагола. | Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное. |
Наречие | Твои завтра мне надоели. |
Междометие | По лесу разносилось «ау». |
Числительное | Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня. |
Фразеологизм | Семь пятниц на неделе у ленивого. У него золотые руки. |
Словосочетания | Брат с сестрой вернулись порознь. Прошло три года. У меня много работы. Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу. |
Союзным словом | Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе. |
Следует иметь в виду, что иногда принимают за подлежащее приложение . В предложении Кот Васька запрыгнул на стол подлежащее – кот, Васька – приложение ( кот какой? Васька ).
Правила согласования подлежащего и сказуемого.
При подлежащем, выраженном собирательным существительным {ряд, большинство, меньшинство, часть и пр.) в сочетании с существительным в род. пад., а также сочетанием количественного числительного и неопределенного местоимения (несколько) с существительным в род. пад., предпочтительнее сказуемое ставить во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед. ч., если подлежащее — предмет неодушевленный. (Большинство учеников отлично справились с заданием. Ряд домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. Несколько женщин ходили по площадке.)
При числительных два, три, четыре сказуемые стоят во мн. ч. (Три книги лежали на полке.)
При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемые стоят в ед. ч. (В ряду стояла тысяча книг.)
При слове все глагол стоит во мн. ч. (Все три всадника ехали молча.)
При словах много, мало, немного, немало глагол стоит в ед. ч. (К месту сбора шло много народу.)
Сложносокращенное слово, состоящее из букв, надо расшифровать, найти главное слово, определить его род, после чего согласовать со сказуемым. (МГУ объявил новый набор студентов. Университет — муж. род.)
СКАЗУЕМОЕ-
это главный член предложения, который зависит только от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Глагол в форме одного из наклонений | Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы/ пусть читает эту книгу. |
Глагольное междометие | А шапка бац прямо на пол. |
Инфинитив | Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать. |
Повторение глагольной формы | Я иду, иду, а до леса еще далеко. |
Повторение глагольной формы с частицей ТАК | Вот уж ты сказал так сказал. |
Повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого | Он сам спать не спит и другим не дает. Я жду не дождусь весны. |
Смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой | А он возьми да и скажи. А он знай себе распевает. |
Два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели | Я пойду погуляю в саду. |
Глагол с частицей БЫЛО, вносящей значение несостоявшегося действия | Я собрался было в кино, но не пошел. |
Конструкция со значением интенсивности действия | Он только и делает, что спит. |
Фразеологизм | Ты опять делаешь из мухи слона. |
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА + НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Глаголы со значением
начала (начать, начинать, стать)
конца (перестать, переставать, кончать, кончить)
продолжительности (продолжать)
желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)
возможности (мочь, смочь, уметь, суметь)
действия.
Краткие прилагательные
должен, рад, готов, обязан, способен, намерен
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (имя существительное, прилагательное,
числительное и др., кроме глагола)
Глаголы-связки:
глагол БЫТЬ
глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть.
Способы выражения именной части составного сказуемого
Имя существительное в и. п. или т. п. | Я ученик. Я буду врачом. |
Полное прилагательное в и. п. или т. п. и краткое прилагательное | Дети умные. Дети были умные. Дети умны. |
Краткое страдательное причастие | Уроки выучены. Все будет сделано вовремя. |
Имя числительное | Дважды два — четыре. |
Местоимение | Это книга моя. |
Наречие | Она была замужем. |
Словосочетание | Платье было синего цвета. |
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ НАХОЖДЕНИЯ СКАЗУЕМОГО
В простых предложениях сложно найти сказуемое, в состав которого входят два глагола, например: Я люблю помогать бабушке. Может показаться, что сочетание слов люблю помогать — составное глагольное сказуемое. Однако сказуемое в данном предложении простое глагольное — люблю. Слово помогать — косвенное дополнение: люблю (что?) помогать. Для большей наглядности можно заменить глагол помогать на существительное, например: люблю (что?) конфеты.
Особое внимание следует уделять предложениям, в состав которых входит глагол быть.
Сопоставим три предложения: У них был необычный праздник; Он будет учиться в медицинском институте; Он будет юристом. В первом предложении глагол был является простым глагольным сказуемым при подлежащем праздник. Во втором предложении сказуемое будет учиться тоже является простым глагольным; глагол будет образует форму будущего времени изъявительного наклонения. Нужно учитывать, что глагол быть никогда не является вспомогательным глаголом в составном глагольном сказуемом. В третьем предложении сказуемое будет юристом составное именное. Глагол-связка будет выражает грамматическое значение будущего времени, основное же лексическое значение заключено в существительном юрист. Если перевести предложение в план настоящего времени, получится Он юрист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
схемы и таблицы по русскому языку и литературе
схемы и таблицы по русскому языку и литературе...
Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку
Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распе...
Опорные схемы и таблицы
опорные схемы...
Опорные схемы и таблицы-9
Схемы и таблицы...
Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы
Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов...
Схемы и таблицы по русскому языку
Весь теоретический материал: схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....
Опорные схемы, таблицы по русскому языку
Опорные схемы, таблицы по русскому языку для учащихся 5-8 классов...