программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных" | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
«Азбука содержания домашних животных»
(34часа в год, 1 час в неделю)
7 класс
Программа составлена в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Учитель: Рогачева Ю.В.
экспертиза | председатель | дата | подпись | «УТВЕРЖДАЮ» Директор_______Л.В.Королева «_____»___________2015 г. |
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, химии, географии | Гринькова О.В. |
| ||
Рекомендовано к утверждению на МС | Черчик Т.А. |
г.о. Тольятти
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.
Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.
Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, привитие любви ко всему живому.
Задачи :
- Формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
- воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.
Содержание учебного предмета
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса.
2. Как животные оказались в нашем жилище?Почему мы любим животных?
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.
3. Собаки — самые верные друзья человека Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе Основы практической фелиологии — науки о кошках.
История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
5. Пернатая радуга в комнате
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
6. Хомка и его ближайшие родственники
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
7. Школа для ваших любимцев. Взрослые, которые всегда готовы помочь
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с
содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
8. Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
9. Итоговое занятие. Конференция, выставка
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Азбука содержания домашних животных» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина.
Программа рассчитана на 34 часа, занятия будут проходить 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма занятий: групповая.
Виды деятельности и предполагаемые формы:
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Урок-игра, урок-беседа, викторина
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Эксперимент
- Наблюдения
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Проведение фотосессий
- Проектная деятельность
Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки.
Ожидаемый результат: приобретение учащимися социальных знаний и их реализация через практическую деятельность.
Формы подведения итогов:
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Кроме того, ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к результатам обучения
- приобретение школьниками социальных знаний
- Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
- Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
- Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
- Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
- Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
- Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
- Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
- Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
- Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- гуманного отношение к животным, сопереживания;
- формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных
- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;
- Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;
- Использовать терминологию, связанную с разведением животных;
- Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;
- Фотографировать животных;
- Организовывать фотовыставки.
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Содержание программы Азбука содержания домашних животных (1 час в неделю; всего 34 часа) | ||
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Введение -1 час. | ||
Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса. | Вводное занятие (1ч.) | Знакомятся с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, мероприятиями. Выбирают цветоводов в классе. |
Раздел 2. Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных? – 6 часов. | ||
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных. | 1.Как животные оказались в нашем жилище? Роль животных в жизни людей. (теория) – 1ч. 2.«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». (практика) -1ч. 3. Красота и привлекательность животных. (теория) – 1ч. 4. Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. (Практика) – 1ч. 5. Конкурс эрудитов – любителей животных. (практика) – 1ч. 6. Заочное путешествие: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» - 1ч. | Знакомятся: как к животным относились первобытные люди, поклонялись им и какие – были священными; какие условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Рисуют рисунки и составляют рассказы о домашних питомцах. Читают литературу по уходу за животными, просмотр слайдов о животных и их содержанию. Составляют устный рассказ о любимом животном. Обсуждение полученных сведений. |
Раздел 3. Собаки — самые верные друзья человека — 4 часа. | ||
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак. | 1.История одомашивания собак. Наука о собаках.(теория). Презентация. «Все друг другу мы нужны»(практика) -1ч. 2. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Собачья жизнь.(теория)-1ч. 3. «Профессии собак» Собаки – герои (теория)-1ч. 4. Какую выбрать? Воспитание щенка. (практика)Как ухаживать за взрослой собакой? Отношение человека и собаки. (практика) – 1ч. | Составляют презентации по результатам наблюдений за домашними животными. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о «профессии» собак. Выполнение зарисовок к тексту. Просмотр фильма о героях – собаках. |
Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. – 4 часа | ||
Основы практической фелиологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках. Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой | 1.Наука о кошках. Священная египтянка. Породы кошек. (теория)-1ч. 2. Полна тайны. Судьба кошки во времена прошлые.(Теория)-1ч. 3. Условия жизни для кошки дома. Будни, праздники и подвиги.(практика) – 1ч. 4. Как выбрать котенка. Воспитание котят. Для чего кошки играют?(практика) – 1ч. | Чтение и обсуждение удивительных историй об отношении кошек и их хозяевах. Поведение кошек. Взаимные отношения кошек. Наблюдение за тем, что надо кошке для хорошего самочувствия. Рассказ о своей кошке: ее внешний вид, повадки, отношение кошки с ее хозяевами. Составление устного рассказа о воспитании котенка. Конкурс рисунков: « Мой любимец». |
Раздел 5. Пернатая радуга в комнате – 4 часа. | ||
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки. | 1.Комнатные птицы. Не навреди! (теория) – 1ч. 2. Волнистый попугай, неразлучники. Канарейка. Говорящие птицы.( теория)-1ч. 3. Рядом с нами. Клетка для птиц. (практика). Разведение канареек и попугаев. – 1ч. 4. Условия жизни комнатных птиц в доме.Птицы – наши друзья! (практика)- 1ч. | Изучение разнообразия комнатных птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц в домашних условиях. Просмотр видеоматериалов о содержании комнатных птиц. |
Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники – 4 часа. | ||
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах. Практическая работа: оформление места проживания хомячка. | 1. Все они родственники. Грызть, чтобы жить. Белка песенки поет. (теория) – 1ч. 2. Запасливый хозяин. Разновидности хомячков. (теория) – 2ч. 3. Основы содержания мелких грызунов дома.Загадочный мир животных. (практика) – 1ч. | Чтение и обсуждение познавательной литературы о грызунах. Работа с иллюстрациями о мелких домашних грызунах. Составление презентаций. |
Раздел 7. Школа для наших любимцев –4 часов. | ||
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам. Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных. Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных. Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. | 1.Основы воспитания и дрессировки животных. – 1ч. 2. Как приучить собак и кошек к чистоплотности.(практика) – 1ч. 3. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.- 2ч. | Составляют правила ухода за собаками и кошками. Приручение к чистоплотности. Устный рассказ и презентация о жизни комнатных собак в доме. |
Раздел 8. Мы в ответе за тех, кого приручили – 4 часов. | ||
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных. Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных. | 1. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. – 1ч. 2. Как достичь успеха в своем увлечении животными. – 1ч. 3. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. – 1ч. 4. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. (практика) – 1ч. | Конкурс рисунков «Моя любимая кошка или собака». Обсуждение правил ухода за животными, что надо сделать, чтобы твой питомец радовался встрече с тобой. Ознакомление с правами и обязанностями хозяев животных. Изучают с помощью Интернета Закон об охране и защите домашних животных. Составление презентации. |
Раздел 9. Итоговое занятие –2часа. | ||
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации. | Итоговое занятие – 2ч. | Защита проектов. |
Итого 33 + 1 (резерв) |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии «Азбука содержания домашних животных»
в 7 «___» классе
№ п\п | Тема | Кол. Часов Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты | Дата | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
Вводное занятие (1 час) | ||||||||
1 | Вводное занятие | 1 час Знакомство с планом работы кружка. | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Познавательный интерес к естественным наукам. Эстетическое восприятие природы. | Знание правил поведения на экскурсиях. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | |
Раздел 2. Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных? – 6 часов. | ||||||||
2 | Как животные оказались в нашем жилище? Роль животных в жизни людей | 1 час. комбинорованный | Знать традиции содержания животных; отношение к животным первобытных людей; традиции содержания животных у разных народов. | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
3 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» | 1 час. Комбинированный./игровая технология | Знать условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
4 | Красота и привлекательность животных. | 1 час. комбинированный | Уметь ответить на вопросы: Как животные помогают сохранить здоровье? Как животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми? Чем животные во многом похожи на нас и почему мы понимаем и любим их. | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности) | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
5 | Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. | 1 час. Практический | Знать особенности различных видов работ по уходу за животными | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
6 | Конкурс эрудитов – любителей животных. | 1 час. Практический | Знать животных, их повадки, образ жизни. | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
7 | «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | 1 час. Практический | Знать животных, их повадки, образ жизни; Особенности диких и домашних животных | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
Раздел 3. Собаки — самые верные друзья человека — 4 часа | ||||||||
8 | История одомашивания собак. Наука о собаках. | 1 час. Практический | Наблюдать за домашними питомцами. Знать породы собак. Устанавливать природные закономерности, взаимосвязи. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
9 | Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Собачья жизнь. | 1 час. Теоретический | Знать разнообразие собак; собенности их внешнего вида, распространения, поведения. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
10 | «Профессии собак» Собаки – герои. | 1 час. Теоретический | Знать «профессии собак»; их героические поступки. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
11 | Отношение человека и собаки | 1 час. Практический | Уметь пользоваться правилами выбора собак. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. – 4 часа | ||||||||
12. | Наука о кошках. Священная египтянка. Породы кошек | 1 час. Теоретический | Знать историю одомашивания кошек. Роль кошки в жизни человека. | осознавать единство и целостность окружающего мира | работать с информацией Интернет-ресурсов. | Умение воспринимать информацию на слух | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
13. | Полна тайны. Судьба кошки во времена прошлые. | 1 час. Теоретический | Выделять существенные признаки поведения кошек. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
14. | Условия жизни для кошки дома. Будни, праздники и подвиги | 1 час. Практический | Знать правила ухода за кошками. Рассказывать о своей кошке: ее внешнем виде, повадках, отношении кошки с ее хозяевами. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
15. | Как выбрать котенка. Воспитание котят. Для чего кошки играют? | 1 час. Практический | Уметь составлять рассказ о результатах наблюдения за кошкой. | осознавать единство и целостность окружающего мира | Оформлять гербарные папки | -уметь распределять роли при выполнении практической работы в парах -уметь договариваться друг с другом | -работая по плану сравнивать свои действия с целью | |
Раздел 5. Пернатая радуга в комнате – 4 часа. | ||||||||
16 | Комнатные птицы | 1 час. Теоретический | Определять причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
17. | Волнистый попугай, канарейка. Говорящие птицы | 1 час. Практический | Уметь выстаивать наблюдение за птицами | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
18. | Рядом с нами. Разведение канареек и попугаев. | 1 час. Практический | Уметь выстаивать наблюдение за птицами. Знать условия разведения птиц. | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
19. | Условия жизни комнатных птиц в доме. | 1 час. Практический | Знать условия разведения птиц. | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники – 4 часа | ||||||||
20 | Все они родственники. Грызть, чтобы жить.Белка песенки поет. | 1 час. Теоретический | Знать особенности грызунов в природе | интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Целепологание; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками | |
21,22 | Запасливый хозяин. Разновидности хомячков | 2 часа. Теоретический | Знать разновидности хомяков | интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Целепологание; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками | |
23 | Основы содержания мелких грызунов дома. Загадочный мир животных. | 1 час. Практический | Знать необходимое оборудование для клеток хомяков. | интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Целепологание; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками | |
Раздел 7. Школа для наших любимцев –4 часа | ||||||||
24. | Основы воспитания и дрессировки животных. | 1 час. Теоретический | Знать основные правила воспитания животных | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
25. | Как приучить собак и кошек к чистоплотности | 1 час. Практический | Уметь рассказывать о правилах ухода за собаками и кошками. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
26, 27 | Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. | 2 часа. Теоретический | Иметь представления об условных рефлексах домашних животных | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
Раздел 8. Мы в ответе за тех, кого приручили – 4 часа | ||||||||
28. | Культура содержания и этика взаимоотношения с животными | 1 час. Практический | Уметь рассказывать об этике взаимоотношения со своим любимцем. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
29. | Как достичь успеха в своем увлечении животными. | 1 час. Теоретический | Обсуждать правил ухода за животными, что надо сделать, чтобы твой питомец радовался встрече с тобой. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
30. | Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. | 1 час. Теоретический | Знать Закон об охране и защите домашних животных. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
31. | Сопереживание, сочувствие и содействие животным | 1 час. Практический | Знать, как придти на помощь животным | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
Раздел 9. Итоговое занятие –2часа. | ||||||||
32-33 | Защита проектов | 2 часа. Практический. | Умение отражать полученные знания в проекте | проявление особого интереса к содержанию занятий по внеурочной деятельности курса «Азбука содержания животных». | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме | подводить итоги своей познавательной, учебной и практической деятельности. | |
ИТОГО: 33 часа + 1 резерв |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы.
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);
- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).
Литература
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.
М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)
Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....
Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)
Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....
Открытое занятие внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка", тема "Домашние животные", 2 класс
Занятие по внеурочной деятельности в рамках реализации СФГОС НОО в игровой форме закрепляет знания детей о домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8433349","attributes":{"...
Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными"
Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6-х классов....
Внеурочное интегрированное (география - биология) мероприятие "Путешествие с домашними животными"
Это внеурочное интегрированное мероприятие -игра, которое разрабатывают обучающиеся средней школы (8 классы) для учеников начальной школы.Обучающиеся 8 классов проводят исследование, подбирают интерес...
Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?
Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?...
Программа внеурочной деятельности «Развитие гуманного отношения к домашним животным»
Актуальность программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей...