программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Марушина Юлия Вячеславовна

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

«Азбука содержания домашних животных»

(34часа в год, 1 час в неделю)

7 класс

Программа составлена в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

                                                                      Учитель:  Рогачева Ю.В.

экспертиза

председатель

дата

подпись

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор_______Л.В.Королева

«_____»___________2015 г.

Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, химии, географии

Гринькова О.В.

 

Рекомендовано к утверждению на МС

Черчик Т.А.

г.о. Тольятти

2015 г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию  экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.

    Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.

   Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными,  привитие любви  ко всему живому.

        Задачи :

  • Формировать  у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
  • воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.

Содержание учебного предмета

1.Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса.

2. Как животные оказались в нашем жилище?Почему мы любим животных?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. 

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.

3.   Собаки — самые верные друзья человека Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки.   Выдающиеся   собаки.   «Профессии»   собак.   Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать  за  взрослой  собакой  и  правильно  выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.

4.   Кошки, которые не гуляют сами по себе Основы практической фелиологии —  науки о кошках.

История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

5.  Пернатая радуга в комнате

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

6.  Хомка и его ближайшие родственники

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

7.   Школа для ваших любимцев. Взрослые, которые всегда готовы помочь

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

 Сведения об организациях и учреждениях,  связанных с

содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

8.  Мы в ответе за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

9. Итоговое занятие. Конференция, выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Азбука содержания домашних животных» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина.

Программа рассчитана на 34 часа, занятия будут проходить 1 раз в неделю по 1 часу.

Форма занятий: групповая.

Виды деятельности и предполагаемые формы:

- Конструирование из разных материалов

- Рисование с натуры и по воображению

- Лепка по воображению

- Урок-игра, урок-беседа, викторина

-  Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение  стихотворений, песенок, сказок)

- Эксперимент

- Наблюдения

- Коллективные разработки

- Экскурсии

- Проведение фотосессий

- Проектная деятельность

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки.

Ожидаемый результат: приобретение учащимися социальных знаний и их реализация через практическую деятельность.

Формы подведения итогов: 

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     В качестве  ценностных ориентиров  выступают объекты, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Кроме того, ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ценностные ориентации, формируемые в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического  отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам обучения

- приобретение школьниками социальных знаний

  • Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.  Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
  • Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
  • Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
  • Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
  • Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
  • Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
  • Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
  • Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
  • Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

- получение школьниками опыта переживания  и позитивного отношения к базовым ценностям общества

  • формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • гуманного отношение к животным, сопереживания;
  • формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных

- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений

  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;
  • Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;
  • Использовать терминологию, связанную с разведением животных;
  • Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;
  • Фотографировать животных;
  • Организовывать фотовыставки.

   У обучающихся будут сформированы  личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.
  • Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
  • Называть условия, необходимые для жизни животных.
  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
  • Приводить примеры домашних животных своего края.
  • Анализировать тексты писем.
  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.


Содержание программы

Азбука содержания домашних животных

(1 час в неделю; всего 34 часа)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Введение -1 час.

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса.

Вводное занятие (1ч.)

Знакомятся с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, мероприятиями. Выбирают цветоводов в классе.

Раздел 2. Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных? – 6 часов.

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. 

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.

1.Как животные оказались в нашем жилище? Роль животных в жизни людей. (теория) – 1ч.

2.«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». (практика) -1ч.

3. Красота и привлекательность животных.

(теория) – 1ч.

4. Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. (Практика) – 1ч.

5. Конкурс эрудитов – любителей животных.

(практика) – 1ч.

6. Заочное путешествие: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» - 1ч.

Знакомятся: как к животным относились первобытные люди, поклонялись им и какие – были священными; какие условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Рисуют рисунки и составляют рассказы о домашних питомцах.

Читают литературу по уходу за животными, просмотр слайдов о животных и их содержанию. Составляют устный рассказ о любимом животном. Обсуждение полученных сведений.

Раздел 3. Собаки — самые верные друзья человека — 4 часа.

Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки.   Выдающиеся   собаки.   «Профессии»   собак.   Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать  за  взрослой  собакой  и  правильно  выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.

1.История одомашивания собак. Наука о собаках.(теория). Презентация. «Все друг другу мы нужны»(практика) -1ч.

2. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Собачья жизнь.(теория)-1ч.

3. «Профессии собак» Собаки – герои (теория)-1ч.

4. Какую выбрать? Воспитание щенка. (практика)Как ухаживать за взрослой собакой? Отношение человека и собаки.

(практика) – 1ч.

Составляют презентации по результатам наблюдений за домашними животными. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о «профессии» собак. Выполнение зарисовок к тексту. Просмотр фильма о героях – собаках.

Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. – 4 часа

Основы практической фелиологии —  науки о кошках.

История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой

1.Наука о кошках. Священная египтянка. Породы кошек. (теория)-1ч.

2. Полна тайны. Судьба кошки во времена прошлые.(Теория)-1ч.

3. Условия жизни для кошки дома. Будни, праздники и подвиги.(практика) – 1ч.

4. Как выбрать котенка. Воспитание котят.

Для чего кошки играют?(практика) – 1ч.

Чтение и обсуждение удивительных историй об отношении кошек и их хозяевах. Поведение кошек. Взаимные отношения кошек.

Наблюдение за тем, что надо кошке для хорошего самочувствия. Рассказ о своей кошке: ее внешний вид, повадки, отношение кошки с ее хозяевами.

Составление устного рассказа о воспитании котенка. Конкурс рисунков: « Мой любимец».

Раздел 5. Пернатая радуга в комнате – 4 часа.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

1.Комнатные птицы. Не навреди! (теория) – 1ч.

2. Волнистый попугай, неразлучники. Канарейка. Говорящие птицы.( теория)-1ч.

3. Рядом с нами. Клетка для птиц.

(практика). Разведение канареек и попугаев. – 1ч.

4. Условия жизни комнатных птиц в доме.Птицы – наши друзья! (практика)- 1ч.

Изучение разнообразия комнатных птиц.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

Наблюдение за поведением птиц в домашних условиях. Просмотр видеоматериалов о содержании комнатных птиц.

Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники – 4 часа.

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

1. Все они родственники. Грызть, чтобы жить. Белка песенки поет. (теория) – 1ч.

2. Запасливый хозяин. Разновидности хомячков. (теория) – 2ч.

3. Основы содержания мелких грызунов дома.Загадочный мир животных. (практика) – 1ч.

Чтение и обсуждение познавательной литературы о грызунах. Работа с иллюстрациями о мелких домашних грызунах.

Составление презентаций.

Раздел 7. Школа для наших любимцев –4 часов.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

 Сведения об организациях и учреждениях,  связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных. Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

1.Основы воспитания и дрессировки животных. – 1ч.

2. Как приучить собак и кошек к чистоплотности.(практика) – 1ч.

3. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.- 2ч.

Составляют правила ухода за собаками и кошками. Приручение к чистоплотности. Устный рассказ и презентация о жизни комнатных собак в доме.

Раздел 8. Мы в ответе за тех, кого приручили – 4 часов.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

1. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. – 1ч.

2. Как достичь успеха в своем увлечении животными. – 1ч.

3. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. – 1ч.

4. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. (практика) – 1ч.

Конкурс рисунков «Моя любимая кошка или собака».

Обсуждение правил ухода за животными, что надо сделать, чтобы твой питомец радовался встрече с тобой.

Ознакомление с правами и обязанностями хозяев животных. Изучают с помощью Интернета Закон об охране и защите домашних животных.

Составление презентации.

Раздел 9. Итоговое занятие –2часа.

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.

Итоговое занятие – 2ч.

Защита проектов.

Итого 33 + 1 (резерв)


Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии «Азбука содержания домашних животных»

 в 7 «___» классе

п\п

Тема

Кол. Часов

Тип урока

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

Дата

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие

1 час

Знакомство с планом работы кружка.

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии.

Познавательный интерес к естественным наукам. Эстетическое восприятие природы.

Знание правил поведения на экскурсиях.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Раздел 2. Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных? – 6 часов.

2

Как животные оказались в нашем жилище? Роль животных в жизни людей

1 час.

комбинорованный

Знать традиции содержания животных; отношение к животным первобытных людей; традиции содержания животных у разных народов.

освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и  способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

3

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог»

1 час.

Комбинированный./игровая технология

Знать условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и  способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

4

Красота и привлекательность животных.

1 час.

комбинированный

Уметь ответить на вопросы: Как    животные помогают сохранить здоровье? Как животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми? Чем животные во многом похожи на нас и почему мы понимаем и любим их.

освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и  способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности)

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

5

Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

1 час.

Практический

Знать особенности различных видов работ по уходу за животными

освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и  способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

6

Конкурс эрудитов – любителей животных.

1 час.

Практический

Знать животных, их повадки, образ жизни.

освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и  способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

7

«Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

1 час.

Практический

Знать животных, их повадки, образ жизни; Особенности диких и домашних животных

освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и  способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

Раздел 3. Собаки — самые верные друзья человека — 4 часа

8

История одомашивания собак. Наука о собаках.

1 час.

Практический

Наблюдать за домашними питомцами. Знать породы собак. Устанавливать природные закономерности, взаимосвязи.

стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим,

стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

9

Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Собачья жизнь.

1 час.

Теоретический

Знать разнообразие собак; собенности их внешнего вида, распространения, поведения.

стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим,

стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

10

«Профессии собак» Собаки – герои.

1 час.

Теоретический

Знать «профессии собак»; их героические поступки.

стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим,

стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

11

Отношение человека и собаки

1 час.

Практический

Уметь пользоваться правилами выбора собак.

стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим,

стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. – 4 часа

12.

Наука о кошках. Священная египтянка. Породы кошек

1 час.

Теоретический

Знать историю одомашивания кошек. Роль кошки в жизни человека.

осознавать единство и целостность окружающего мира

работать с информацией Интернет-ресурсов.

Умение воспринимать информацию на слух

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы.

13.

Полна тайны. Судьба кошки во времена прошлые.

1 час.

Теоретический

Выделять существенные признаки поведения кошек.

стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим,

стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

14.

Условия жизни для кошки дома. Будни, праздники и подвиги

1 час.

Практический

Знать правила ухода за кошками.

Рассказывать о своей кошке: ее внешнем виде, повадках, отношении кошки с ее хозяевами.

стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим,

стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме;

умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;

15.

Как выбрать котенка. Воспитание котят.

Для чего кошки играют?

1 час.

Практический

Уметь составлять рассказ о результатах наблюдения за кошкой.

осознавать единство и целостность окружающего мира

Оформлять гербарные папки

-уметь распределять роли при выполнении практической работы в парах

-уметь договариваться друг с другом

-работая по плану сравнивать свои действия с целью

Раздел 5. Пернатая радуга в комнате – 4 часа.

16

Комнатные птицы

1 час.

Теоретический

Определять причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

мотивация учения;

нравственно-этическое оценивание своих поступков и других;

поиск и выделение информации;

умение строить  устную речь.

умение договариваться и находить общее решение;

взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция

17.

Волнистый попугай, канарейка. Говорящие птицы

1 час.

Практический

Уметь выстаивать наблюдение за птицами

мотивация учения;

нравственно-этическое оценивание своих поступков и других;

поиск и выделение информации;

умение строить  устную речь.

умение договариваться и находить общее решение;

взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция

18.

Рядом с нами. Разведение канареек и попугаев.

1 час.

Практический

Уметь выстаивать наблюдение за птицами. Знать условия разведения птиц.

мотивация учения;

нравственно-этическое оценивание своих поступков и других;

поиск и выделение информации;

умение строить  устную речь.

умение договариваться и находить общее решение;

взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция

19.

Условия жизни комнатных птиц в доме.

1 час.

Практический

Знать условия разведения птиц.

мотивация учения;

нравственно-этическое оценивание своих поступков и других;

поиск и выделение информации;

умение строить  устную речь.

умение договариваться и находить общее решение;

взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция

Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники – 4 часа

20

Все они родственники. Грызть, чтобы жить.Белка песенки поет.

1 час.

Теоретический

Знать особенности грызунов в природе

интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Целепологание;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками

21,22

Запасливый хозяин. Разновидности хомячков

2 часа.

Теоретический

Знать разновидности хомяков

интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Целепологание;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками

23

Основы содержания мелких грызунов дома. Загадочный мир животных.

1 час.

Практический

Знать необходимое оборудование для клеток хомяков.

интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений.

Анализ объектов;

установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Целепологание;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками

Раздел 7. Школа для наших любимцев –4 часа

24.

Основы воспитания и дрессировки животных.

1 час.

Теоретический

Знать основные правила воспитания животных

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

25.

Как приучить собак и кошек к чистоплотности

1 час.

Практический

Уметь рассказывать о правилах ухода за собаками и кошками.

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

26, 27

Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.

2 часа.

Теоретический

Иметь представления об условных рефлексах домашних животных

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Раздел 8. Мы в ответе за тех, кого приручили – 4 часа

28.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными

1 час.

Практический

Уметь рассказывать  об этике взаимоотношения со своим любимцем.

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

29.

Как достичь успеха в своем увлечении животными.

1 час.

Теоретический

Обсуждать правил ухода за животными, что надо сделать, чтобы твой питомец радовался встрече с тобой.

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

30.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

1 час.

Теоретический

Знать  Закон об охране и защите домашних животных.

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

31.

Сопереживание, сочувствие и содействие животным

1 час.

Практический

Знать, как придти на помощь животным

организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Раздел 9. Итоговое занятие –2часа.

32-33

Защита проектов

2 часа.

Практический.

Умение отражать полученные знания в проекте

проявление особого интереса к содержанию занятий по внеурочной деятельности курса «Азбука содержания животных».

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

умение выражать свои мысли  полно и точно в устной форме

подводить итоги своей познавательной, учебной и практической деятельности.

ИТОГО: 33 часа + 1 резерв


Методическое и материально-техническое сопровождение программы.  

- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

- наличие канцелярских принадлежностей,

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);  

- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).

Литература

Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

Круковер  В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

Мередит  С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

Пайере  X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.

М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

Старк  К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

Фрей  Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Открытое занятие внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка", тема "Домашние животные", 2 класс

Занятие по внеурочной деятельности в рамках реализации СФГОС НОО в игровой форме закрепляет знания детей о домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8433349","attributes":{"...

Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными"

Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6-х классов....

Внеурочное интегрированное (география - биология) мероприятие "Путешествие с домашними животными"

Это внеурочное интегрированное мероприятие -игра, которое разрабатывают обучающиеся средней школы (8 классы) для учеников начальной школы.Обучающиеся 8 классов проводят исследование, подбирают интерес...

Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?

Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?...

Программа внеурочной деятельности «Развитие гуманного отношения к домашним животным»

Актуальность программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы по­строения экологического образования детей...