Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?
консультация по психологии на тему
Анималотерапия:
Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анималотерапия:
Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?
Давно известно, что созерцание живой природы успокаивает человека, врачует его душу и тело. Действительно, многие люди с большим удовольствием любуются животными, птицами, рыбками и бабочками, особенно в их естественной среде обитания.
Но, оказывается, не одно это благотворно влияет на человека. Непосредственный контакт с живыми существами так же полезен для улучшения самочувствия, снятия стресса, одаривает радостными эмоциями.
Общение взрослых и детей с животными влияет на их скорейшее выздоровление от целого ряда недугов, порой казавшихся неизлечимыми. Об этом факте знали еще древние люди, но сознательно стали подходить к этому и использовать несколько веков назад. Очевидно, тогда и произошло зарождение анималотерапии в ее современном понимании.
Что такое – «АНИМАЛОТЕРАПИЯ»?
Анималотерапия – это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). С помощью анималотерапии ребенок может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества (если родители часто заняты, но стоит учесть, что никакое животное не заменит человеческого общения и внимания), замкнутость малышей, агрессивность к окружающему миру и себе, чувство беспомощности.
Современная психология владеет широким арсеналом знаний, подходов, методов и методик. Однако нельзя не отметь связь анималотерапевтического подхода с некоторыми положениями психоаналитического направления З. Фрейда, аналитической психологией К. Г. Юнга, индивидуальной психологией А. Адлера, а так же с теорией психосоциального развития Э. Эриксона и бихевиоризмом.
Изучением влияния анималотерапии на различные стороны человеческой психики занимались различные зарубежные и отечественные авторы, такие как: Агафонычев В., Арнольд О., Кряжева Н. Л. и другие. Они подчеркивают яркое позитивное влияние животного мира на ребенка.
Использование анималотерапии в работе с ребенком не ставит перед собой цель вмешательства в жизненный сценарий малыша. Главная задача использования анималотерапии – это максимально полное раскрытие дополнительных возможностей ребенка: в его поведении, личности, психическом и социальном развитии. Анималотерапия позволяет максимально приспособиться ребенку к условиям жизни, в которых он находится и научится сбалансированному взаимодействию с окружающим миром.
Изучение особенностей психической деятельности отдельных животных, их перцептивных процессов, эмоций, памяти, навыков, ориентировочно – исследовательских реакций, разных форм научения и рефлексов занимается такой раздел психологии, как зоопсихология. Анималотерапия в свою очередь получает от данной науки знания о психике отдельных животных, их возможностях в психологической помощи человеку.
Этология – наука о поведении животных, которая изучает механизмы адаптивного поведения животного и пользу, которую оно приносит животному. Анималотерапия в свою очередь использует данные выводы и наблюдения в своих целях, а именно: обучения детей безопасным и соответствующим их потребностям механизмам взаимодействия с окружающим миром через животный мир.
В работе с детьми любого возраста анималотерапия тесно связана с такими эффективными методами психокоррекции, как:
- сказкотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапия;
- арттерапия;
- телесно – ориентированные методы.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми наиболее безопасно для ребенка.
Как выбрать животное, необходимое для анималотерапии с ребенком?
При выборе животного, которое подойдет для общения с малышом необходимо изучить его индивидуально – психологические особенности. Привычки в «быту» и на природе, тоже не следует оставлять без внимания. Обязательно нужно выяснить условия воспитания и ухода. Знать как животное реагирует на детей и нового человека, как оно знакомится, общается. Агрессивные животные могут нанести вред ребенку как физический, так и психологический. Важно знать состояние здоровья животного.
Разные животные выполняют самые разные функции. Поэтому, необходимо точно подобрать необходимое животное, для общения с ребенком:
Кошки – реализуют необходимость телесного контакта, снимают агрессивность, нормализует работу систем организма (особенно сердечно – сосудистой), и обмен веществ.
Лошади – хорошо помогают противодействовать различным двигательным нарушения, снимают отрицательное влияние гипокинезии, обусловленной болезнью; помогают развивать физическую активность больного; способствовать восстановлению нарушенных функций организма; улучшать или восстанавливать утраченные навыки во время болезни; обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.
Собаки – при общении детей с собаками нормализуется кровяное давление. Общение малыша с травмированной, неустойчивой психикой с собакой помогает справиться с ситуацией. Данный вид терапии рекомендован детям с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Разведение рыбок – показано при нейродермитах (наблюдение за рыбками притупляет зуд кожи); бронхиальная астма и простуда, истерия, эпилепсия, болезнь Альцгеймера.
Птицы – показаны при сердечно-сосудистых заболеваниях; избавят ребенка от хандры, меланхолии депрессивных состояний.
Дельфинотерапия – избавит от невротических состояний у детей. Поможет детям, страдающим синдромом Дауна, рядом других генетических заболеваний; при минимальной мозговой дисфункции; при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью; детском церебральном параличе; раннем детском аутизме; при нарушениях обучаемости и расстройствах памяти.
Анималотерапия допускает работу с различными видами животных, что позволяет удовлетворить потребности и нужды в общении любого ребенка, даже если работа с каким-то конкретным животным ему противопоказана.
Когда и где используется анималотерапия?
Анималотерапия может использоваться в двух вариантах это – осознанная и неосознанная модель взаимодействия ребенка и животного.
Общение ребенка с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного применения их терапевтических свойств называется «естественная анималотерапия».
Процесс же целенаправленного использования психокоррекционных свойств животных, их обозначений и символов по специальным программам для коррекции эмоционально–личностных проблем у детей называется «направленная анималотерапия».
И в том и в другом случае животные оказывают психологическую помощь, необходимую ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, они:
- расширяют круг общения;
- компенсируют одиночество;
- снимают психо–эмоциональное напряжение;
- заражают положительными эмоциями.
Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.
Как влияют животные на психическое развитие ребенка?
Главной особенностью использования анималотерапии с детьми является возможность расширения опыта невербального поведения. Все животные не говорят, а лишь издают звуки. Ребёнок всегда четко улавливает настроение животного (даже в 1,5 года ребенок, услышав рык испугается, а если собака начнет скулить, малыш будет пытаться ее жалеть). Наблюдения за поведением животного, которое находится рядом с малышом, дают ему неоценимый опыт присоединения к окружающему миру, расширяют репертуар понимания и выражения эмоций: доброжелательность, радость, обида, грусть, злость становятся для него понятны и узнаваемы.
Анималотерапевтический метод неоценимо расширяет сенсорный опыт ребёнка (так как ребенок не только видит животное, но и трогает его), развивает целостность восприятия мира, дает основу для развития фантазии и воображения.
Так же важно отметить еще ряд достоинств анималотерапии - это эффективный метод работы с детьми, так как наблюдения за животным миром и взаимодействие с ним положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей малыша. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации в социуме. Находя общие черты в поведении человека и животных, ребёнок убеждается в том, что весь живой мир требует любви, аккуратного обращения, питания, ухода. Этот мир растет , дышит, развивается и имеет жизненный цикл. Изменения как внешнего, так и внутреннего мира животных и человека - это универсальные свойства, которые присущи всему живому. Получая знания об этом непосредственно через общение с животными, ребёнок учится обобщать, анализировать и синтезировать, сопоставлять и сравнивать. Все результаты чувственного опыта малыша перерастают в абстрактные представления и суждения. Они формируют познавательный интерес к окружающему миру и любознательность . Развивают мышление и основы мировоззрения ребёнка.
Таким образом, дети, у которых дома есть животное, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно – следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений, и, наконец, у этих детей эмоциональный мир более богаче и разнообразнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации о животных, о зоопарках ,о домашних питомцах.
В настоящее время в своей школе я уделяю много внимания проектной деятельности. Это помогает повысить мотивацию учащихся, ребята видят результат своего труда Почти каждая тема завершается у нас ...
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...
Домашние задания для детей с задержкой психического развития (подготовительная группа)
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития....
Логопедическое занятие "Домашние птицы" для уч-ся 1 класса с задержкой психического развития.
Предлагаемое занятие направлено на совершенствование умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать звукоподражательные глаголы, существительные в единственном и множественном чи...
План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»
Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...
Конспект открытого занятия НОД с детьми с задержкой психического развития: «Осеннее путешествие к домашним животным»
Детей с ЗПР дошкольного возраста и разных особенностей поведения сложно увлечь занятиями без игровых моментов. Поэтому занятия с детьми должны быть увлекательными, разнообразными, насыщенными. И...
Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"
В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...