Программа внеурочной деятельности «Развитие гуманного отношения к домашним животным»
методическая разработка по биологии
Актуальность программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_biologiya.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Развитие гуманного отношения к домашним животным»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год
1. Пояснительная записка
Направленность программы.
Программа дополнительного образования объединения «Развитие гуманного отношения к домашним животным» имеет естественнонаучную направленность.
Уровень программы: базовый
Актуальность программы:
Заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей. Программа позволит подготовить к познанию некоторых правил и требований к содержанию домашних животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
В решении задач гуманного и бережного отношения к природе возрастает роль школьных объединений, способствующих привитию учащимся природоохранительных навыков, повышению их интереса к жизни животных и растений.
Воспитывая гуманное отношение к природе, интерес и любовь к животным, следует анализировать примеры положительного отношения к природе как всего общества в целом, так и отдельных людей, что развивает умение самостоятельно выбирать правильное решение и не оставаться пассивным к проявлению жестокости по отношению к животным. Следует добиваться того, чтобы моральные положения и нормы усваивались школьниками как истина, стали его личным достоянием, убеждением которым он будет руководствоваться, осмысливая собственное миропонимание, мотивы решения и действия.
Жестокость по отношению к животным — одна из форм выражения жестокости человека и часто связана со своего рода самоутверждением интеллектуально слабого подростка. Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и являются вызовом общественным нормам поведения.
Необходимо научить детей вступать в контакты с животными, возбудить у учащихся интерес, а также положительные эмоции.
Следует обращать внимание школьников на эстетику форм живого, на гармоничность пропорций и окраски тела животных, на пластику их движений.
При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности. Потребность оберегать природу должна вырабатываться на протяжении всего времени обучения ребят. В результате внеурочной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность.
Цель программы: сформировать у детей гуманное отношение к животным как часть экологической культуры. Создать условия для освоения навыков ухода за животными. Сформировать потребность в проведении мероприятий, акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы:
Личностные
1. Воспитывать гуманное отношение к каждому животному;
2. Развивать потребность в активной личной поддержке мероприятий направленных на заботу о
животных;
3. Развивать творческую активность ребенка, любознательность,
радость общения с природой
Метапредметных
1. Укреплять связи между семьей и школой.
2. Развивать связи между школой и дошкольными учреждениями;
3. Организация и проведение выставок домашних животных и растений.
4. Подготовка презентаций
к выставкам и занятиям клуба.
6. Оформление фотовыставок, рисунков и сочинений.
7. организация и проведение благотворительных акций по защите животных;
8. Экскурсии на городские выставки животных и растений.
Предметные
1. Формировать у детей представления о роли домашних животных и комнатных растений, их значении в жизни человека;
2. Познакомить учащихся с историей одомашнивания животных;
3. Изучать особенности морфологии, физиологии, развития органов чувств и поведения домашних животных.
Формы и режим занятий:
Группа занимается 1 раз в неделю по 1 часу по расписанию 45 + 10 (на основании приложения №3 СанПиН 2.4.4.3172-14)..
В процессе занятий планируются:
- традиционные занятия (беседа, лекция, рассказ);
- практические занятия (разработка презентаций, оформление выставок, оформление брошюр, памяток);
- мероприятия (выставки, защита проектов, круглые столы, экскурсии, акции, и другие.)
2. Календарный учебный график
Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа (1 часа в неделю) из них 20 часов- практические занятия, 14 часов – теоретические занятия.
3. Содержание программы
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интеракт ивные занятия) | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 2 | - | беседа |
2. | Как животные оказались в нашем жилище. | 3 | 1 | 2 | Создание видеоролика |
3. | Собаки — самые верные друзья человека | 4 | 1 | 3 | Фотовыставка |
4. | Кошки, которые гуляют сами по себе | 4 | 1 | 3 | Конкурс творческих работ |
5. | Пернатая радуга в комнате | 3 | 1 | 2 | Презентация |
6. | Хомяк и его ближайшие родственники | 3 | 1 | 2 | Презентация |
7. | Рыбы — самые тихие соседи | 3 | 1 | 2 | Выставка рисунков «пернатые и хвостатые» |
8. | Школа для ваших любимцев | 3 | 1 | 2 | Экскурсия |
9. | Взрослые, которые готовы всегда помочь | 3 | 1 | 2 | |
10. | Мы в ответе за тех, кого приручили | 4 | 2 | 2 | Конкурс плакатов |
11. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Краткое содержание программы.
Тема: Вводное занятие. Беседа с обучающимися о содержании и результатах обучения по программе.
Тема: Как животные оказались в нашем доме.
Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания диких животных. Содержание:
Лекция: предки современных домашних животных, причины одомашнивания, польза домашних животных, современные породы домашних животных.
Практика: Создание видеоролика о породах домашних животных.
Тема: Собаки — самые верные друзья человека.
Цель: представить домашнюю собаку как животное с высоким уровнем интеллекта.
Содержание:
Лекция: история одомашнивания собаки, породы собак (служебные, охотничьи, декоративные) и их назначение, дрессировка.
Практика: Выставка фотографий домашних животных».
Тема: Кошки, которые гуляют сами по себе.
Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания и содержанием кошек в домашних условиях.
Содержание:
Лекция: история одомашнивания кошек, особенности поведения кошек разных пород, особенности ухода за котятами и взрослыми животными. Родственники кошек. Сообщения учащихся о своем питомце,
Практика: Конкурс творческих работ (вышивка, аппликация, вязание).
Тема: Пернатая радуга в комнате.
Цель: изучить особенности содержания птиц в городской квартире
Содержание:
Лекция: история одомашнивания домашних птиц, их породы. Птицы в городской квартире, особенности содержания, говорящие птицы.
Практика: презентации учащихся о говорящих попугаях и галках.
Тема: Хомяк и его ближайшие родственники.
Цель: познакомить учащихся с многообразием одомашненных видов грызунов и их содержанием в неволе.
Содержание:
Лекция: грызуны в природе, многообразие одомашненных грызунов, особенности содержания, размножение их в неволе.
Практика: презентации учащихся.
Тема: Рыбы — самые тихие соседи.
Цель: познакомить учащихся с многообразием аквариумных рыб и их содержанием.
Содержание:
Лекция: виды аквариумов, декоративные рыбки, корм, особенности ухода. Практика: выставка рисунков «пернатые и хвостатые», экскурсия в зоомагазин.
Тема: Школа для ваших любимцев.
Цель: познакомить со способом дрессировки собак и роли дрессуры для качества жизни животных и человека.
Содержание:
Лекция: дрессировка служебных собак.
Практика: Экскурсия в клуб, на выставку служебного собаководства, бездомных животных.
Тема: Взрослые, которые готовы всегда помочь.
Цель: показать значение организаций и учреждений, связанных с содержанием животных.
Содержание:
Лекция: общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных.
Практика: Создание пропагандирующей продукции: газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Тема: Мы в ответе за тех, кого приручили.
Цель: сформировать представление о культуре содержания и этике взаимоотношения с животными.
Содержание:
Лекция: Что такое культура содержания животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Бездомные кошки и собаки, одичание домашних животных, приюты.
Практика: Школьный конкурс плакатов «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Методическое обеспечение программы Формы работы:
- Теоретические и практические занятия 34 часа в год.
- Школьные выставки 1 раз в четверть:
I четверть — 4 октября — Всемирный день животных «Выставка фотографий домашних животных».
II четверть — «Квест «Из жизни собак»».
III четверть — Выставка - эссе на тему: «Они не виноваты, что оказались на улице»».
IY четверть — «Выставка плакатов «Мы в ответе за тех, кого приручили»».
- Оформление фотовыставок в течение года.
- Конкурс рисунков.
- Конкурс сочинений.
- Подготовка презентаций к выставкам и занятиям клуба.
- Участие в благотворительных акциях по защите животных.
- Экскурсии.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
— участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни.
— рефлексивная самооценка внеклассной деятельности;
— адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства;
— жизненное и профессиональное самоопределение.
— мотивация внеклассной деятельности на основе примеров;
— самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.
— формирование ценностных отношений друг к другу, учителям,
родителям и результатам деятельности;
— адекватное оценивание себя и своей деятельности.
Метапредметные результаты
— формирование умений участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других.
— формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей;
— развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат и конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;
— воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве.
— формирование дружеских отношений между учащимися, учителями, родителями и детьми дошкольных учреждений;
— развитие взаимодействия при информационном поиске и сотрудничества.
Регулятивные УУД:
1. Целепологание, контроль деятельности:
— умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
— развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
— умение оценивать правильность своей задачи.
2. Саморегуляция:
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Самоорганизация:
— формирование самостоятельности, умения эффективно организовывать свою внеклассную деятельность.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
— формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию;
Логические:
— умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи.
Предметные результаты
1. Формирование системы научных знаний о домашних животных и комнатных растениях как о части живой природы, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в результате деятельности человека.
2. Формирование умений применять полученные знания на практике (уход за домашними животными и комнатными растениями).
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть использована в качестве программы курса внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях при условии внесения изменений в оформление, содержание и требования к результатам освоения данного курса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рабочим программам курсов внеурочной деятельности, а также целями, задачами и планируемыми результатами, сформулированными в основной образовательной программе данной общеобразовательной организации.
Оборудование:
- учебный кабинет с техническими средствами обучения
- компьютерами и доступом в Интернет,
- проектор.
Формы аттестации и оценочные материалы.
За время реализации программы дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ по зоологии с учетом новых ФГОС.
Средством оценки усвоения предлагаемого в программе материала является выполнение и защита рефератов, учебно-исследовательских работ, творческих проектов.
Формы подведения итогов реализации программы «Мои домашние друзья».
В качестве текущего контроля используются творческие конкурсы, викторины, акции, игры соответствующей тематики.
Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений, фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат благодарности, дипломы, грамоты, ценные подарки. Итоги реализации программы также можно размещать на сайте образовательной организации.
Формой итоговой аттестации является выполнение творческого проекта и/или исследовательской работы, реферата. Темы проектов подразумевают не только содержательную проверку знаний и умений, наблюдения за выполнением проектов позволяет отследить развивающий и воспитывающий компоненты.
Список литературы.
- Гуржий, А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
- Дрийверова, М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
- Дурова, Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
- Жердев, Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.
- Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
- Круковер, В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
- Круковер, В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
- Махлин, М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
- Махлин, М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
- Мередит, С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
- Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
- Полонский, В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.
- Романова, Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
- Старк, К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
- Старк, К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
- Фрей, Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
- Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
- Ясвин, В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»
Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....