Технологическая карта урока по биологии в 5 классе по теме "Устройство увеличительных приборов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок открытия нового знания с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_ustroystvo_uvelichitelnyh_priborov.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Дрокова Людмила Васильевна
учитель биологии филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Большая Дорога
Староюрьевского района Тамбовской области
Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 5-ом классе на тему: « Устройство увеличительных приборов».
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Авторы УМК: | Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2015 г. |
Цель урока: Задачи урока: | формирование знаний об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ними. Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств. Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию. |
Планируемые образовательные результаты: | Личностные результаты обучения: интерес к работе с новым оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового. Предметные результаты обучения: учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, учатся работать с ними. Узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов; убеждаются, что живые организмы действительно имеют клеточное строение. Метапредметные результаты обучения: Учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Регулятивные УУД: уметь оценивать других и давать самооценку своим действиям, соотносить известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнять схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и обучающимися, осуществлять совместную познавательную деятельность в паре, освоить разные способы коммуникаций. Познавательные УУД: знать определение понятий: “объектив”, “окуляр”, “микропрепарат”, “наблюдение” самостоятельно владеть и формулировать познавательные цели, постановку и формулировать проблемы, выдвигать предложения и их обосновывать. |
Оборудование: | Лабораторное оборудование: ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация. Компьютер, проектор |
Образовательные ресурсы: | ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, презентация |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд презентации (Приложение 1) | Приветствуют учителя, прослушивают и анализируют исторический факт, формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах (Приложение 3) | Коммуникативные УУД Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации. Регулятивные УУД Пытаются решить проблему. |
II.Актуализация знаний Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации (приложение 2) | Слушают учителя | Познавательные УУД Умение вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД Умение преобразовывать информацию Коммуникативные УУД Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя. |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала. | Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации; комментирует и направляет деятельность учащихся. Предлагает организовать работу по изучению правил работы с микроскопом. Один из вас читает правила, другой ученик сразу делает так, как это правило советует. Затем меняетесь. | Выполняют лабораторную работу №1, задание 1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6 с. 31, 33. Задание 2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32. Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6 с.32-33. Проверяют выполнение задания с опорой на слайды презентации (или Интернет - ресурс из ЕКЦОР «Микроскоп №132305») | Познавательные УУД Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». Синтез о значимости каждой из частей микроскопа. Регулятивные УУД Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
|
IV.Первичное закрепление. Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | На доске вывешивает слова: объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив. | Отработка понятий. Анализ значимости каждой из частей микроскопа. | Регулятивные УУД Умение вести диалог с учителем Коммуникативные УУД Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверка усвоения нового материала учащимися | Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий 3 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и 4 - кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 3) | Выполняют задания 3 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и 4 - кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 3) Выполняют задание, делают самопроверку со слайда | Познавательные УУД Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации. Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно оценивать свою деятельность. |
VI. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе. | Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». | Коммуникативные УУД Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью Регулятивные УУД Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев. Осознание уровня качества сформированных знаний |
VII. Рефлексия деятельности. Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Ребята, давайте сочиним небольшой отзыв об уроке. Я читаю вопросы, а вы дружно, хором мне отвечаете.
| Дружно отвечают на задаваемые вопросы. Формулируют собственное мнение и позицию | Личностные УУД понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные УУД оценивают свою работу, на уроке. |
VIII. Домашнее задание. | Параграф 6. По желанию подготовить сообщение +презентация: «История открытия микроскопа» | Записывают задание |
Приложение 1.
Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
Приложение 2. Дополнительная информация
История создания и использования увеличительных приборов
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 создал свой микроскоп, который обладал 30-кратным увеличением и впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).
Микроскоп Гука
В 1674 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук создал простейший микроскоп, в котором использовалась всего одна линза. Нужно сказать, что создание линз было одним из увлечений учёного. И благодаря его высокому мастерству в шлифовании, все сделанные им линзы получались очень высокого качества. Левенгук называл их «микроскопиями». Они были маленькие, размером с ноготь, но могли увеличивать в 100 или даже в 300 раз.
Микроскоп Левенгука представлял собой металлическую пластину, в центре которой находилась линза. Наблюдатель смотрел через неё на образец, закреплённый с другой стороны. И хотя работать с таким микроскопом было не совсем удобно, Левенгук смог сделать с помощью своих микроскопов важные открытия.
В те времена было мало известно о строении органов человека. С помощью своих линз Левенгук обнаружил, что кровь состоит из множества крошечных частиц - эритроцитов, а мышечная ткань - из тончайших волокон. В растворах он увидел мельчайшие существа разной формы, которые двигались, сталкивались и разбегались. Теперь мы знаем, что это бактерии: кокки, бациллы и др. Но до Левенгука об этом не было известно.
Всего учёным было изготовлено более 25 микроскопов. 9 из них сохранились до наших дней. Они способны увеличивать изображение в 275 раз.
Микроскоп Левенгука был первым микроскопом, который завезли в Россию по указанию Петра I.
Приложение 3
Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните лабораторную работу №1 «Устройство светового микроскопа»
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?
1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 6._______________________________ |
2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
3. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
4. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
4. | ||||||||||||
1. | 2. | |||||||||||
1. | 4. | 3. | ||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
5. |
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
Используемая литература:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Особенности химического состава организмов: неогрганические и органические вещества, их роль в организме"
Технологическая карта составлена для учеников 5 класса, обучающихся по учебнику В. В. Пасечника....
Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"
технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...
Отряды бесхвостые и хвостатые. Безногие амфибии.Технологическая карта урока по биологии 7 класс/
Технологическая карта урока по биологии 7 класс....