Технологическая карта урока по биологии в 5 классе по теме "Водоросли"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок открытия нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_vodorosli.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Дрокова Людмила Васильевна

ОУ

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы

 в селе Большая Дорога

Квалификационная категория

Первая

Предмет

Биология

Класс

5

УМК

В.В.Пасечник

Ф.И.О. автора учебника

В.В.Пасечник

Тема урока

Водоросли

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Какое оборудование используется

таблицы, гербарии «Водоросли», учебник В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (Дрофа, 2014), технологическая карта урока, микропрепараты «Спирогира», микроскопы, компьютер, проектор,  инструктивная карточка к лабораторной работе.

                                                                               

    Тема урока «Водоросли» соответствует Программе основного общего образования по биологии под руководством В.В.Пасечника.  Урок разработан со всеми требованиями ФГОС, прилагается технологическая карта, инструктивная карточка к лабораторной работе.

Технологическая карта урока по теме: « Водоросли».

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о водорослях; особенностях их строения и жизнедеятельности как представителей низших растений; выяснить значение водорослей в природе и в жизни человека.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес; содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, микроскопом, умения сравнивать и делать выводы; помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.

Воспитательные: способствовать воспитанию стремления к организации самостоятельной работы, культуры общения, понимания красоты и целесообразности всего в природе; бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);
  • формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; 
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли. 

Метапредметные:

     Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Познавательные УУД

  • Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • Осознание значения водорослей  в природе и жизни человека.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным.

Приветствуют учителя. 

 

Регулятивные УУД

 Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем.

  Создание положительной мотивации.

II.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления     и первичного закрепления учащимися учебного материала.

«Все в нашем мире связано едино:

И человек, и океан, и водорослей путь.

Судьба планеты от судьбы твоей неотделима,-

Живя в соседстве с миром, это не забудь!»

   На уроках биологии в 6 классе мы познаем строение растительного организма, его функции. Сегодня мы  продолжим с Вами познавать удивительный мир растений. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только под микроскопом  до деревьев – рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.

Все растения в зависимости от строения делят на 2 группы – низшие и ….. (высшие).

Давайте вспомним, какие же органы есть у высших цветковых растений?

Что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете?

Низшие растения не имеют настоящих органов, клетки не образуют тканей.

К низшим растениям относят водоросли, лишайники; к высшим – мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые.

Посмотрим небольшой видеоролик и скажем, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

Как думаете можно сформулировать тему урока?  

Какую цель  мы поставим перед собой для нашего урока?

Что вам известно об  этих растениях? Что бы вы хотели узнать о водорослях?

Объявляет тему урока

Итак, первый вопрос сегодняшнего урока – что такое водоросли?  Задумаемся  над тем, откуда появилось слово «водоросли»? что оно означает?  Разберем слово водоросли по составу. Какую особенность этих растений можно обнаружить по названию?

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах.  

???   Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями?

Обратимся к слайду, как вы думаете где обитают водоросли? Переходим к следующему вопросу строение водорослей.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. Выполните задание №1 из инструктивной карточки. Для этого используйте рисунок 35 на стр.60

Проверьте свои ответы. Как можно доказать, что хламидомонада растение?

А вот еще одна загадка природы, вспомните песенку из известного детского фильма про Буратино: «Затянулось бурой тиной??? (гладь старинного пруда)
О чем в нем идет речь?

Какой вывод можно сделать.

Если мы посмотрим на следующий слайд, мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое. С чем это связано?

На какие группы мы можем разделить водоросли по строению?

??? Вопрос: Ребята, посмотрите на рисунок 40 на стр.66 (или слайд) и назовите области применения водорослей человеком.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя: корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами, проверяют свои ответы по слайду.

Отвечают на вопрос учителя: Ткань – это группа клеток, имеющих сходное строение и выполняющих одинаковые функции. Покровные, образовательные, механические, проводящие, основные

Высказывают предположение – водоросли.

Формулируют цель урока: узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Отвечают на вопросы

Записывают в тетрадь тему урока

Разбирают слово водоросли у доски;

Предполагают, что водоросли растут в воде

Высказывают свои предположения

Выполняют задание из инструктивной карточки

Обсуждают, формулируют вывод

Отвечают на вопросы:

Одноклеточные и многоклеточные, зелёные, бурые, красные

Ответы учащихся: Медицина, космос, микробиология, пища, с/х, очистка водоемов.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. 

Регулятивные УУД

 Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. 

Регулятивные УУД

 Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления     и первичного закрепления учащимися учебного материала.

Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения водорослей».

При выполнении лабораторной работы вы должны соблюдать правила техники безопасности, соблюдать осторожность при обращении с микропрепаратами, не бросать, не ронять и не ударять их друг о друга, аккуратно брать и опускать на предметный столик. Инструктивная карточка – лабораторной работы у вас лежит на столах. Внимательно читайте задания и приступайте к их выполнению.

Выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке, сравнивают увиденное в микроскоп с изображением на рисунках, зарисовывают клетку, делают надписи к рисунку, формулируют вывод

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать

Регулятивные УУД

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

V.Первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Сформулируйте основные выводы урока

 Делают вывод: Водоросли – это низшие растения. Тело представляет собой слоевище или таллом, тело состоит из клеток, которые не образуют тканей, нет настоящих органов (корня, стебля, листьев).

Регулятивные УУД

Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверка усвоения нового материала учащимися

В заключение давайте проверим, как вы усвоили новый материал. У вас на столах лежит карточка – тестирование по теме «Водоросли». Выберите из предложенных ответов на вопросы только один верный ответ. Сделайте самопроверку со слайда. Кто справился? Молодцы.

Выполняют задание, делают самопроверку со слайда

Регулятивные УУД

Формирование умения  самостоятельно оценивать свою деятельность.

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ребята, давайте сочиним небольшой отзыв об уроке. Я читаю вопросы, а вы дружно, хором мне отвечаете.

  1. На уроке я работал                                      активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я                           доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался                            коротким / длинным
  4. За урок я                                                       не устал / устал
  5. Материал на уроке мне был                       понятен / не понятен                                                                   интересен / скучен

Дружно отвечают на задаваемые вопросы. Формулируют  собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Развивать умения оценивать свою деятельность.

VIII. Домашнее задание.

Параграф 12. По желанию подготовить сообщения: «Многообразие водорослей», «Практическое значение водорослей»

Записывают задание

                                                 

Приложение

 Инструктивная карточка к уроку по теме: «Водоросли»

Задание  «Строение одноклеточных водорослей».

  Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:                                      

  1. Какая водоросль изображена на рисунке?

    2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

    3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады? Для работы используйте стр.59-60 учебника.

                

                                                                       1 - ______________________________________________________

        2 - ______________________________________________________

        3 - ______________________________________________________

        4 - ______________________________________________________

        5 - ______________________________________________________

        6 - ______________________________________________________

        7 - ______________________________________________________

        8 - ______________________________________________________

        ___________________________

Тестирование по теме «Водоросли».

  1. Тело водорослей не разделено на органы (корень, стебель, лист), поэтому их относят к растениям

А) низшим;                      Б) высшим;                         В) цветковым.

      2. В каких частях клетки водоросли содержится хлорофилл?

            А) в цитоплазме;             Б) в хроматофоре;              В) в оболочке.

      3. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

            А) улотрикс;                    Б) хламидомонада;             В) спирогира.      

      4. Тело  водорослей состоит из:

            А) клеток;                        Б) тканей;                  В) проводящих сосудов.

      5. Водоросли, как и все растения являются поставщиками:

              А) азота;                Б) углекислого газа;           В) кислорода.

Оценивание: выполнившим правильно 5 заданий ставится отметка «5»;

                                                                     4  заданий – отметка «4»;

                                                                     3 задания – отметка «3»;

                                                                     меньше трех -  отметка «2».








                                                                               

Инструктивная карточка

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения  водорослей.

Цель:  изучить внешнее строение зеленой многоклеточной водоросли.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Спирогира», рисунок 37 из учебника.

ХОД РАБОТЫ:

1. Рассмотрите микропрепарат «Спирогира» под микроскопом при малом увеличении. Из чего состоит нить спирогиры.

________________________________________________________________________________________________________

2. Зарисуйте одну клетку зелёной многоклеточной водоросли - спирогиры. Отметьте:

Оболочку - _____________________________

Цитоплазму - ____________________________

Ядро - ________________________________

Хроматофор - ___________________________

3. Сделайте вывод о том,  чем водоросли отличаются от водных цветковых растений?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...