Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «биология»
Параллель (класс) 8
Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии
Пояснительная записка
Содержание программы приведенов соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.
Адресат
Курс рекомендован учащимся 8 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
г. Пыть-Ях
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
На заседании ШМО на методическом совете Директор МОУ СОШ№6
Учителей естественно-научного цикла МОУ СОШ № 6 _________________
МОУ СОШ № 6 Протокол № 1
Протокол № 1 «___»__________2011 г Поштаренко О.Г.
«___»________2011 г Председатель МС «____»_________2011 г.
Руководитель ШМО _____________
__________ФИО З.Н. Рыбалко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для учащихся 8 класса
Составитель: Рябова Е. В.
2011-2012 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «биология»
Параллель (класс) 8
Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии
Пояснительная записка
Содержание программы приведено в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
В программе реализуются идеи ответственности человека за собственное здоровье.
Адресат
Курс рекомендован учащимся 8 класса.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов в организме;
строение и функции анализаторов;
механизмы высшей нервной деятельности;
особенности индивидуального развития организма человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Уметь
объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Целевая установка
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Структура программы
Содержание программы включает 15 тем:
1. Место человека в системе органического мира.
2. Строение организма человека.
3. Нервная система.
4. Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.
5. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.
6. Поведение.
7. Покровы тела.
8. Опора и движение.
9. Внутренняя среда организма.
10. Кровообращение и лимфоотток.
11. Дыхание.
12. Пищеварение.
13. Обмен веществ и превращение энергии.
14. Выделение.
15. Воспроизведение и развитие человека.
Формы организации учебного процесса
Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательно стью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Перечень практических работ
1 | П. р. №1. Строение животной клетки. |
2 | П. р. №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. |
3 | П. р. №3. Строение головного мозга человека. |
4 | П. р. №4. Строение глаза. |
5 | П. р. №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата. |
6 | П. р. №6. Химический состав кости. |
7 | П. р. №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом). |
8 | П. р. № 8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. |
9 | П. р. №9. Измерение кровяного давления. |
10 | П. р. №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений. |
11 | П. р. №11. Измерение жизненной емкости легких. Измерение состава воздуха при дыхании. |
12 | П. р. №12. Действие ферментов слюны на крахмал. |
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)
Итоговый контроль
Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.
Формы контроля:
1. Текущий контроль «Место человека в системе органического мира», «Строение организма человека» «Нервная система», «Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма».
2. Текущий контроль «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы», «Психология и поведение человека»
3. Текущий контроль «Покровы тела», «Опора и движение»,«Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Дыхание», «Пищеварение».
4. Итоговый контроль знаний
Объем и сроки изучения
Программа общим объемом 70 часов (2 часа в неделю) изучается в течение 1 учебного года.
Содержание программы
Содержание программы соответствует примерной программе по биологии основного общего образования. (Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2008. – 99, [13] с.,)
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень
рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Мнемозина, 2010. - 278с.;
а также методических пособий для учителя:
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро фа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;
- Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с.: ил.;
- Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про свещение, 1997. - 240с.: ил.;
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с.;
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;
для учащихся:
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учеб нику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.;
9. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005, -96с.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Биология: Человек и его здоровье» 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, с/р, | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (1 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний. | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. | Называть методы изучения ор ганизма человека, их значение и использование в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о мето дах изучения организма в собст венной жизни для проведения на блюдений за состоянием собственного организма. | Введение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (1 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Место человека в системе органического мира | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитаю щих, отряду приматы. | Самостоятельная работа | П. 1, 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Строение организма человека (5ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Химический состав и строение клетки Практическая работа №1. Строение животной клетки. | 1 | Комбинированный урок | Клетка – структурная и функциональная единица организма. | Давать определение понятию фермент. Называть: •органоиды клетки; •процессы жизнедеятельности клетки; •роль ферментов в процессе об мена веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. | Практическая работа №1. Строение животной клетки. Инструктаж по ТБ. | П. 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Жизнедеятельность и развитие животной клетки | 1 | Комбинированный урок | Рост и развитие, возбудимость. Роль фер ментов в обмене вещёств клетки | Характеризовать сущность процессов обмена веществ, рос та, возбудимости, деления клетки. | П. 4, 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ткани тела человека Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. | 1 | Комбинированный урок | Ткани организма человека, их строение и функции. | Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматри вать готовые микропрепара ты и описывать ткани челове ка. Называть основные группы тка ней человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответст вие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о мето дах изучения организма в собст венной жизни для проведения на блюдений за состоянием собст венного организма. Находить в тексте учебника био логическую информацию, необхо димую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека. Инструктаж по ТБ. | П. 6 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Организм человека как биологическая система | 1 | Комбинированный урок | Организм человека как единая система. | П. 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Гомеостаз – основное состояние организма | 1 | Комбинированный урок | Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз. | П. 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Нервная система (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Нервная система: значение и организация. | 1 | Комбинированный урок | Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. | Называть: •особенности строения нервной системы; •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и ор ганы нервной системы человека. | П. 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Рефлекс как основная форма деятельности НС. Механизм образования и многообразие рефлексов | 1 | Комбинированный урок | Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. | Давать определения понятию рефлекс. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | П. 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Спинной мозг. | 1 | Комбинированный урок | Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Ствол, мозжечок. | Называть: особенности строения спинного мозга. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | П. 11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Головной мозг. Передний мозг Практическая работа №3. Строение головного мозга человека. | 1 | Комбинированный урок | Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная ассиметрия. | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части голов: ного мозга. Характеризовать: роль голов ного мозга в регуляции жизнедея тельности и поведения организма. | Практическая работа №3. Строение головного мозга человека. Инструктаж по ТБ. | П. 12, 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Вегетативная нервная система | 1 | Комбинированный урок | Соматическая и вегетатив ная нервная система. Функ ция автономного отдела. Симпатический и парасим патический подотделы. На рушения деятельности нервной системы и их пре дупреждение. Нейрогуморальная регуля ция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматиче ской и вегетативной нервной сис темы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедея тельности организма; •роль нервной системы в орга низме. | Тест по теме «Нервная система». | П. 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Система желез внутренней секреции. Гормоны | 1 | Комбинированный урок | Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней сек реции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связан ные с гипофункцией и гиперфунк цией эндокринных желез. Характеризовать роль гормо нов в обмене веществ, жизнедея тельности, росте, развитии и по ведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | П. 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Эндокринные железы, расположенные в полости черепа и области шеи | 1 | Комбинированный урок | Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. | П. 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Эндокринные железы, находящиеся в брюшной полости | 1 | Комбинированный урок | Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. | П. 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Контроль знаний по темам «Строение организма человека. Нервная система. Органы внутренней секреции» | 1 | Урок проверки знаний | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Значение и организация сенсорных систем. Строение глаза Практическая работа №4. Строение глаза. | 1 | Комбинированный урок | Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаз и зрение. | Давать определения поняти ям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы. Называть особенности строе ния органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализато ра. Объяснять результаты наблю дений. Устанавливать взаи мосвязь между строением и функциями органов зрения и зри тельного анализатора. | Практическая работа №4. Строение глаза. Инструктаж по ТБ. | П. 19, 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Возникновение зрительного образа. Гигиена зрения | 1 | Комбинированный урок | Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка – рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связан ные с нарушением работы орга нов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений орга нов зрения; •профилактики вредных привы чек. | П. 21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Строение и функции органа слуха. Восприятие звука Практическая работа №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата. | 1 | Комбинированный урок | Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анали затора, вестибулярного аппарата, органов химического чувства, мышечного и кожного чувства. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств и их анализаторов. Оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений орга нов слуха; •профилактики вредных привы чек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Практическая работа №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата. Инструктаж по ТБ. | П. 22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства | 1 | Комбинированный урок | Органы равновесия, мышечного и кожного чувства. | П. 22, 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Органы химического чувства. Взаимодействие органов чувств | 1 | Комбинированный урок | Органы обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Поведение человека (10 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Рефлекторная теория поведения | 1 | Комбинированный урок | Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. | Давать определение поняти ям: безусловные рефлексы, ус ловные рефлексы. Называть принцип работы нерв ной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение услов ных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедея тельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной орга низации труда и отдыха. | П. 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Наследственная программа поведения. Запечатление | 1 | Комбинированный урок | Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг) | Давать определение поняти ям: безусловные рефлексы, ус ловные рефлексы. Называть принцип работы нерв ной системы. Характеризовать: особенно сти работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедея тельности организма. Использов ния для: рациональной организации труда и отдыха. Называть особенности высшей нервной деятельности и поведе ния человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, па мять, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: «проведения наблю дений за состоянием собственно го организма; •организации учебной деятельно сти (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: «рациональной орга низации труда и отдыха; •проведения наблюдений за со стоянием собственного организ ма. | П. 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Ненаследственные программы поведения. Условные рефлексы. | 1 | Комбинированный урок | Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы. | П. 26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Интеллектуальное поведение. | 1 | Комбинированный урок | Динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). | П. 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Качественные особенности поведения человека. | 1 | Комбинированный урок | Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. | П. 28 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Потребности и мотивы поведения. | 1 | Комбинированный урок | Речь и ее функции. Мышление. Типы ВНД и темперамента. | П. 29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Сон как форма приобретенного поведения. | 1 | Комбинированный урок | Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Поведение. Психика. Разнообразие чувств: эмоции стресс. | П. 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Память, ее значение и виды | 1 | Комбинированный урок | Память, ее значение и виды. | П. 31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств. | 1 | Комбинированный урок | Типы ВНД и темперамента. | П. 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Контроль знаний по темам «Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы. Поведение человека» | 1 | Урок проверки знаний | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Покровы тела (2 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Кожа и ее производные | 1 | Комбинированный урок | Кожа – наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. | Называть особенности строения кожи человека. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компо ненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | П. 33 | 10-14.01. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Гигиена кожи. | 1 | Комбинированный урок | Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями, волосами. Закаливание организма. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятель ности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретен ные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покро вов. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алко голизм); •для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | П. 34 | 10-14.01. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Закаливание | 1 | Комбинированный урок | П. 34 | 16-21.01. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. Опора и движение (система органов движения) (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Скелет человека | 1 | Комбинированный урок | Скелет человека, его строение, значение и функции. | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах ос новные части скелета человека. Называть особенности строения скелета головы и туловища чело века. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. | П. 35 | 16-21.01. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Кости и их соединения Практическая работа №6. Химический состав кости. | 1 | Комбинированный урок | Свойства, состав и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | Практическая работа №6. Химический состав кости. Инструктаж по ТБ. | П. 36 | 23-28.03. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Мышцы и их основные группы | 1 | Комбинированный урок | Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. | Распознавать на таблицах ос новные группы мышц человека. | П. 37 | 23-28.03. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Управление движением. Работа мышц. Утомление | 1 | Комбинированный урок | Работа и утомление мышц. | Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять ре зультаты опыта по выявлению влияния статической и динамиче ской работы на утомление мышц. | П. 38 | 30.01. – 4.02. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Значение физической нагрузки для развития системы органов движения | 1 | Комбинированный урок | Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушения нормального развития опорно-двигательной системы. | П. 39 | 30.01. – 4.02. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. Внутренняя среда организма (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Внутренняя среда организма, ее состав и функции. | 1 | Комбинированный урок | Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь. | Называть признаки биологиче ских объектов: «составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (формен ные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса сверты вания крови. Рассматривать готовые мик ропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Называть особенности организ ма человека, его строения и жиз недеятельности: свою группу кро ви, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источ никах биологическую инфор мацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови. | П. 40 | 6-11.02. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Свойства, строение и функции эритроцитов Практическая работа №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом). | 1 | Комбинированный урок | Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты. | Практическая работа №7. Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом). Инструктаж по ТБ. | П. 41 | 6-11.02. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Лейкоциты, тромбоциты и их функции | 1 | Комбинированный урок | Форменные элементы крови: лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. | П. 42 | 13-18.02. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Иммунитет и его виды | 1 | Комбинированный урок | Иммунитет и его виды. | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммуни тета у человека. Использовать приобретенные знания для со блюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | П. 43 | 13-18.02. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Иммунная система. Дефекты иммунитета | 1 | Комбинированный урок | Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе. | П. 43 | 20-25.02. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 10. Кровообращение и лимфоотток (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Движение крови и лимфы в организме | 1 | Комбинированный урок | Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, ве ны, лимфа. Называть: •особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем; «признаки (особенности строения)биологи ческих объектов - кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообраще ния; •органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического про цесса - транспорта веществ; сущность биологического про цесса - лимфообращения. | П. 44 | 20-25.02. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Сердце, его строение и работа | 1 | Комбинированный урок | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. | Называть: •особенности строения организма человека - органы кровеносной системы; «признаки (особенности стрбения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологи ческого процесса: работу сердца. Характеризовать сущность ав томатизма сердечной мышцы. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | П. 45 | 27.02. – 3.03. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Движение крови по сосудам Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления. | 1 | Комбинированный урок | Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. Давление крови. Пульс. | Характеризовать сущность биологических процессов: •движение крови по сосудам; «ре гуляция жизнедеятельности орга низма. Использовать приобретенные знания для проведения наблю дений за состоянием собственно го организма. | Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления. Инструктаж по ТБ. | П. 46 | 27.02. – 3.03. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Гигиена сердечно-сосудистой системы Практическая работа №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений | 1 | Комбинированный урок | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы. | Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здо ровье (нормальную работу сер дечно-сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для: «проведения наблю дений за состоянием собственно го организма; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркома ния); •оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). | Практическая работа №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений. Инструктаж по ТБ. | П. 47 | 5-10.03. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 11. Дыхание (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Значение дыхания. Органы дыхания | 1 | Комбинированный урок | Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. | Называть особенности строения организма человека – органы дыхания. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания челове ка. | П. 48 | 5-10.03. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Этапы дыхания Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании. | 1 | Комбинированный урок | Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. | Характеризовать сущность механизма легочного дыхания. Называть особенности тканевого и легочного дыхания. | Практическая работа № 11. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании. Инструктаж по ТБ. | П. 49 | 12-17.03. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Реанимация | 1 | Комбинированный урок | Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания человека. Характеризовать: сущность биологического про цесса дыхания, механизм регуляции дыхания. Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер про филактики инфекционных и про студных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собст венного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья. | П. 50 | 12-17.03. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Взаимосвязь системы крови, кровообращения и дыхания | 1 | Обобщающий урок | Записи в тетради | 19-23.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 12. Пищеварение (6 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Питание и пищеварение | 1 | Комбинированный урок | Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. | Называть особенности строения организма человека - органы пи щеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи щеварительной системы челове ка. Характеризовать сущность биологического процесса питания, Пищеварения. Называть питательные вещест ва и пищевые продукты, в кото рых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | П. 52 | 2-7.04 | 4.04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Пищеварение в ротовой полости Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал | 1 | Комбинированный урок | Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. | Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи щеварительной системы человека. Характеризовать:
роль ферментов в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедея тельности организма. Описы вать и объяснять результаты опытов. | Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал. Инструктаж по ТБ. | П. 53 | 2-7.04. | 7.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Переваривание пищи в желудке | 1 | Комбинированный урок | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. | Давать определение понятию фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи щеварительной системы человека. Характеризовать:
роль ферментов в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедея тельности организма. Описы вать и объяснять результаты опытов. Использовать приоб ретенные знания для проведе ния наблюдений за состоянием собственного организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | П. 54 | 9-14.04. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Особенности пищеварения в кишечнике. Всасывание | 1 | Комбинированный урок | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пи щеварительной системы человека. Характеризовать:
роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять ре-зультаты опытов. | П. 55 | 9-14.04. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | 1 | Комбинированный урок | Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений. | Использовать приобретенные знания для: «соблюдения мер профилактики заболеваний орга нов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при от равлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за со стоянием здоровья собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения тестовой контрольной работы. | П. 56 | 16-21.04. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Контроль знаний по темам «Покровы тела. Опора и движение. Кровообращение. Дыхание. Пищеварение». | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование | 16-21.04. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 13. Обмен веществ и превращение энергии (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Значение и характеристика обмена веществ | 1 | Комбинированный урок | Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и пре вращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жиз недеятельности организма чело века. Называть основные группы ви таминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витами нов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в орга низме. | П. 57 | 23-28.04. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Обмен органических соединений | 1 | Комбинированный урок | Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белковой пищи. | П. 58 | 23-28.04. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Обмен воды и минеральных солей. Витамины | 1 | Комбинированный урок | Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитоминозы и гиповитаминозы. | П. 59 | 30.04-5.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Нормы питания. Пищевые рационы | 1 | Комбинированный урок | Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. | П. 60 | 30.04. – 5.05. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Регуляция температуры тела | 1 | Комбинированный урок | Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятель ности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретен ные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покро вов тела. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алко голизм); •для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | П. 61 | 7-12.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 14. Выделение (2 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Органы выделения | 1 | Комбинированный урок | Роль органов выделения и обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. | Называть особенности строения организма человека - органы мо- чевыделительной системы; дру гие системы, участвующие в уда лении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы вы делительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделе ния и его роль в обмене веществ. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной сис темы; «профилактики вредных привычек. Устанавливать взаимосвязь | П. 62 | 7-12.05. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Механизмы мочеобразования и мочевыделения | 1 | Комбинированный урок | Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы. | П. 63 | 14-19.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 15. Воспроизведение и развитие человека (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Половое размножение. Половые органы | 1 | Комбинированный урок | Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. | Давать определение понятию размножение. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской поло вой систем. Объяснять причины наследст венности. Использовать приоб ретенные знания для проведе ния наблюдений за состоянием собственного организма. | П. 64 | 14-19.05. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Оплодотворение. Беременность и роды. | 1 | Комбинированный урок | Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и разви тия человека. Использовать приобретенные знания для: «соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (ку рение, алкоголизм, наркомания). | П. 65, 66 | 21-26.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Развитие человека после рождения | 1 | Комбинированный урок | 21-26.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Итоговый контроль знаний | 1 | Урок контроля и оценки знаний. | Тестирование | 28-31.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Итоговый урок | 1 | Урок обобщения и сис тематизации знаний. | 28-31.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс (линия Трайтака)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Д. И. Трайтака...
Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 7 класс Трайтак
Рабочая программа, требования к учащимся...
Рабочая программа 8 класс Трайтак
Тематическое планирование, требования к уровню знаний обучающихся 8 класса, умения, навыки...
Рабочая программа Биология 5-9 класс по программе Д. И.Трайтака, Н.Д. Андреевой
Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Биол...