Методическая разработка урока "Вегетативное размножение растений"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Недобойко  Иван Андреевич

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmnozhenie_rasteniy._vegetativnoe__razmnozhenie..docx110.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №          

Тема:  Размножение растений. Вегетативное  размножение.

                                                                                                                                                                                                                                           

        Задачи:                                        

Образовательные – Создать условия для формирования знаний о размножении как процессе обеспечивающим непрерывность жизни на планете. Познакомить с видами размножения. Обеспечить формирование знаний о вегетативном размножении: его сущности, видах и значении в природе и жизни человека. На основе нового материала продолжить развитие знаний о вегетативных органах растений.

Воспитательные –  На основе знакомства с вегетативным размножением и его значением обеспечить воспитание диалектико-материалистического мировоззрения. Через  знакомство учащихся со значением вегетативного размножения для человека осуществить политехническое воспитание. За счет использования группового проекта «Получение растений с помощью вегетативного размножения»   обеспечить воспитаний таких качеств и способностей как самостоятельность, сотрудничество, самоорганизация и планирование своей        деятельности.                                      

Развивающие – На основе формирования умозаключения о том, что вегетативное размножение – одна из причин господства покрытосемянных на планете обеспечить развитие умения устанавливать причинно- следственные связи, а также  интеллектуальных умений и навыков (анализа, синтеза, обобщения, сравнения).

Продолжить развитие умений и навыков работы с книгой, ИЗО-пособиями. Используя самостоятельную работу школьников обеспечить развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Способствовать развитию у учащихся навыков самооценки своей деятельности.

Обеспечить формирование практических навыков осуществление вегетативного размножения растений.

Понятия:   Половое, бесполое и вегетативное размножение, черенкование, подвой, привой.                                                      

Оборудование:    Учебник «Биология. Бактерии, грибы и лишайники», авт. В. В. Пасечник, презентация к теме урока, таблица «Вегетативное размножение растений», дидактические карточки, видеофрагменты «Вегетативное размножение растений».  

                                                                                      

   Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Ход урока.

  1. Актуализация.

  1. В течение нескольких уроков мы изучали  основные процессы жизнедеятельности растительных организмов.
  2. Что это за процессы? (Дыхание, фотосинтез, транспорт веществ)
  3. Сегодня мы познакомимся еще с одним важнейшим процессом.
  4. Что наступает в конце жизни каждого организма?
  5. Так почему же жизнь на Земле не иссякает?
  6. Итак, с каким процессом мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
  7. В чем его значение?

Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида.

Записываем  число, классную работу и тему урока(на доске):

Размножение растений. Вегетативное  размножение.

  1. Мотивация и целеполагание.

  1. Как вы думаете,  какие цели сегодняшнего нашего урока?

Цели (устно):

1. Познакомится с размножением растений.

2. Изучить виды размножения у растений.

3. Рассмотреть вегетативное размножение.

4. Познакомиться со значением вегетативного размножения в природе и для человека.

  1. Изучение нового материала.

На доске вы видите план изучения нового материала:

План.

1. Размножение и его виды.

2. Вегетативное размножение.

1. Размножение и его виды.

  1. Давайте еще раз сформулируем, что такое размножение.

Размножение – процесс воспроизводства себе подобных.

  1. А теперь давайте представим, что вы стали исследователями и вам самостоятельно нужно изучить вопрос размножения растений.
  2. С чего начинается любая научная работа?
  3. С рассмотрения проблемы в литературе.

Вы сейчас это и сделаете, использовав статью учебника на с.175. При этом вам необходимо:

1. Начертить схему в тетради (слайд) и вместо квадратиков вписать нужные слова (после прочтения, кот-то из учащихся чертит схему на доске):

2. Обратить внимание на следующие вопросы (слайд), о которых мы поговорим после ознакомления с материалом:

  1. Что такое размножение.
  2. В чем значение размножение.
  3. Какие бывают виды размножения.
  4. В чем отличие полового размножения от бесполого.
  5. Что общего и различного между вегетативным размножением и размножением с помощью спор?

  1. Теперь подведем итог вашей работе (беседа по вопросам №2)

2. Вегетативное размножение.

  1. Перейдем ко второму пункту нашего плана.
  2. Какому?
  3. Назовите известные вам вегетативные органы
  4. Почему форма размножения названа вегетативной?
  5. Попробуйте сформулировать определение вегетативного размножения.

Вегетативное размножение – вид бесполого размножения растений, при котором размножение происходит фрагментами вегетативных органов.

Существуют много способов вегетативного размножения.

  1. Как выдумаете почему?

Сейчас мы рассмотрим, что же это за способы.

Чертим схему «Способы вегетативного размножения»

Схема:

Черенок – отрезок вегетативного органа.

Читаете статью с. 147 – 187 и мы вместе заполняем пункт первый таблицы. Далее вы самостоятельно. Пятый пункт не заполняем.

Описание видов вегетативного размножения.

№ п/п

Способ  размножения

С помощью чего происходит

Описание размножения

Примеры

1.

Размножение черенками

2.

Размножение ползучими побегами

3.

Размножение отводами

4.

Размножение видоизмененными подземными побегами

5.

Размножение прививкой (окулировка)

Прививка.

Фото растения

  1. Возможно ли такое?

Да.

Прививка – это способ вегетативного размножения при котором сращиваются части разных растений.

Виды окулировки

                                 Прививка черенком                      Прививка почкой.

Рассказ учителя и заполнение пункта 5.

IV. Закрепление.

Теперь мы продолжим исполнять роль исследователей.

а) На слайдах будут представлены фотографии и видеофрагменты изображающих разные способы вегетативного размножения. Вы должны угадать, что это за способ.

б) Представлены фотографии разных растений, а вы должны сказать каким способом вегетативного размножения можно получить данное растение.

в) Какое растение размножить вегетативно наиболее просто?

Практическая работ – размножение картофеля.

V. Системные вопросы.

Поговорим о значение вегетативного размножения в природе.

  1. В чем преимущество вегетативного размножения?
  2. У какой группы растений вегетативное размножение наиболее распространено?
  3. Какая группа растений наиболее многочисленна?
  4. Сделайте вывод. (Развитое вегетативное размножение способствует господству покрытосемянных растений на Земле)

  1. Как человек использует вегетативное размножение   покрытосемянных растений?
  2. Имеет ли вегетативное размножение для человека отрицательную роль?
  3. Дети вы знаете, что Белгород является «Зеленой столицей»?
  4. Какое значение имеют знания, которые вы сегодня получили на уроке?

VI. Рефлексия.

А теперь немного отвлечемся. Дело в том, что к  нам приехал корреспондент и он хочет задать несколько вопросов присутствующим, по поводу сегодняшней нашей работы.

1) Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?

2)        Что Вам больше всего понравилось?

3)        Что Вы сегодня поняли?

4)        О чем Вы задумались?

6)        Что бы Вы хотели бы узнать более подробно.

VII. Подведение итогов урока.

  1. Д/з. п.  43                                                                                                                                                                  

Творческое задание (сделать проект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Методическая разработка урока "Голосеменные растения" 6 класс

Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель...

Методическая разработка урока "Ткани растений" 5 класс, системно - деятельностный подход.

Презентация содержит задания для учащихся с ЭОР. Групповая работа....

Методическая разработка открытого занятия по теме "Луковичные растения, посадка, уход, размножение."

Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по окружающему миру, биологии. Цель урока: познакомить обуч...

Методическая разработка экологической викторины: "Растения занесенные в Красную книгу"

Увлекательная экологическая викторина о растениях и животных для детей младшего школьного возраста...

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».

Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания  и умения о  различных способах вегетативного размножения цветковых  растений и научиться применять полученные знания  на пра...