Методическая разработка урока "Вегетативное размножение растений"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmnozhenie_rasteniy._vegetativnoe__razmnozhenie..docx | 110.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема: Размножение растений. Вегетативное размножение.
Задачи:
Образовательные – Создать условия для формирования знаний о размножении как процессе обеспечивающим непрерывность жизни на планете. Познакомить с видами размножения. Обеспечить формирование знаний о вегетативном размножении: его сущности, видах и значении в природе и жизни человека. На основе нового материала продолжить развитие знаний о вегетативных органах растений.
Воспитательные – На основе знакомства с вегетативным размножением и его значением обеспечить воспитание диалектико-материалистического мировоззрения. Через знакомство учащихся со значением вегетативного размножения для человека осуществить политехническое воспитание. За счет использования группового проекта «Получение растений с помощью вегетативного размножения» обеспечить воспитаний таких качеств и способностей как самостоятельность, сотрудничество, самоорганизация и планирование своей деятельности.
Развивающие – На основе формирования умозаключения о том, что вегетативное размножение – одна из причин господства покрытосемянных на планете обеспечить развитие умения устанавливать причинно- следственные связи, а также интеллектуальных умений и навыков (анализа, синтеза, обобщения, сравнения).
Продолжить развитие умений и навыков работы с книгой, ИЗО-пособиями. Используя самостоятельную работу школьников обеспечить развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Способствовать развитию у учащихся навыков самооценки своей деятельности.
Обеспечить формирование практических навыков осуществление вегетативного размножения растений.
Понятия: Половое, бесполое и вегетативное размножение, черенкование, подвой, привой.
Оборудование: Учебник «Биология. Бактерии, грибы и лишайники», авт. В. В. Пасечник, презентация к теме урока, таблица «Вегетативное размножение растений», дидактические карточки, видеофрагменты «Вегетативное размножение растений».
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Ход урока.
- Актуализация.
- В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности растительных организмов.
- Что это за процессы? (Дыхание, фотосинтез, транспорт веществ)
- Сегодня мы познакомимся еще с одним важнейшим процессом.
- Что наступает в конце жизни каждого организма?
- Так почему же жизнь на Земле не иссякает?
- Итак, с каким процессом мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
- В чем его значение?
Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида.
Записываем число, классную работу и тему урока(на доске):
Размножение растений. Вегетативное размножение.
- Мотивация и целеполагание.
- Как вы думаете, какие цели сегодняшнего нашего урока?
Цели (устно):
1. Познакомится с размножением растений.
2. Изучить виды размножения у растений.
3. Рассмотреть вегетативное размножение.
4. Познакомиться со значением вегетативного размножения в природе и для человека.
- Изучение нового материала.
На доске вы видите план изучения нового материала:
План.
1. Размножение и его виды.
2. Вегетативное размножение.
1. Размножение и его виды.
- Давайте еще раз сформулируем, что такое размножение.
Размножение – процесс воспроизводства себе подобных.
- А теперь давайте представим, что вы стали исследователями и вам самостоятельно нужно изучить вопрос размножения растений.
- С чего начинается любая научная работа?
- С рассмотрения проблемы в литературе.
Вы сейчас это и сделаете, использовав статью учебника на с.175. При этом вам необходимо:
1. Начертить схему в тетради (слайд) и вместо квадратиков вписать нужные слова (после прочтения, кот-то из учащихся чертит схему на доске):
2. Обратить внимание на следующие вопросы (слайд), о которых мы поговорим после ознакомления с материалом:
- Что такое размножение.
- В чем значение размножение.
- Какие бывают виды размножения.
- В чем отличие полового размножения от бесполого.
- Что общего и различного между вегетативным размножением и размножением с помощью спор?
- Теперь подведем итог вашей работе (беседа по вопросам №2)
2. Вегетативное размножение.
- Перейдем ко второму пункту нашего плана.
- Какому?
- Назовите известные вам вегетативные органы
- Почему форма размножения названа вегетативной?
- Попробуйте сформулировать определение вегетативного размножения.
Вегетативное размножение – вид бесполого размножения растений, при котором размножение происходит фрагментами вегетативных органов.
Существуют много способов вегетативного размножения.
- Как выдумаете почему?
Сейчас мы рассмотрим, что же это за способы.
Чертим схему «Способы вегетативного размножения»
Схема:
Черенок – отрезок вегетативного органа.
Читаете статью с. 147 – 187 и мы вместе заполняем пункт первый таблицы. Далее вы самостоятельно. Пятый пункт не заполняем.
Описание видов вегетативного размножения.
№ п/п | Способ размножения | С помощью чего происходит | Описание размножения | Примеры |
1. | Размножение черенками | |||
2. | Размножение ползучими побегами | |||
3. | Размножение отводами | |||
4. | Размножение видоизмененными подземными побегами | |||
5. | Размножение прививкой (окулировка) |
Прививка.
Фото растения
- Возможно ли такое?
Да.
Прививка – это способ вегетативного размножения при котором сращиваются части разных растений.
Виды окулировки
Прививка черенком Прививка почкой.
Рассказ учителя и заполнение пункта 5.
IV. Закрепление.
Теперь мы продолжим исполнять роль исследователей.
а) На слайдах будут представлены фотографии и видеофрагменты изображающих разные способы вегетативного размножения. Вы должны угадать, что это за способ.
б) Представлены фотографии разных растений, а вы должны сказать каким способом вегетативного размножения можно получить данное растение.
в) Какое растение размножить вегетативно наиболее просто?
Практическая работ – размножение картофеля.
V. Системные вопросы.
Поговорим о значение вегетативного размножения в природе.
- В чем преимущество вегетативного размножения?
- У какой группы растений вегетативное размножение наиболее распространено?
- Какая группа растений наиболее многочисленна?
- Сделайте вывод. (Развитое вегетативное размножение способствует господству покрытосемянных растений на Земле)
- Как человек использует вегетативное размножение покрытосемянных растений?
- Имеет ли вегетативное размножение для человека отрицательную роль?
- Дети вы знаете, что Белгород является «Зеленой столицей»?
- Какое значение имеют знания, которые вы сегодня получили на уроке?
VI. Рефлексия.
А теперь немного отвлечемся. Дело в том, что к нам приехал корреспондент и он хочет задать несколько вопросов присутствующим, по поводу сегодняшней нашей работы.
1) Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?
2) Что Вам больше всего понравилось?
3) Что Вы сегодня поняли?
4) О чем Вы задумались?
6) Что бы Вы хотели бы узнать более подробно.
VII. Подведение итогов урока.
- Д/з. п. 43
Творческое задание (сделать проект)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...
Методическая разработка урока "Голосеменные растения" 6 класс
Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель...
Методическая разработка урока "Ткани растений" 5 класс, системно - деятельностный подход.
Презентация содержит задания для учащихся с ЭОР. Групповая работа....
Методическая разработка открытого занятия по теме "Луковичные растения, посадка, уход, размножение."
Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по окружающему миру, биологии. Цель урока: познакомить обуч...
Методическая разработка экологической викторины: "Растения занесенные в Красную книгу"
Увлекательная экологическая викторина о растениях и животных для детей младшего школьного возраста...
Методическая разработка Экскурсия «Как растения и животные готовятся к зиме»
Методическая разработка и презентация....
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».
Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания и умения о различных способах вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на пра...