Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""
методическая разработка по биологии на тему
Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения многообразия семейств растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paslenovye.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейство Паслёновые.
Цели урока: изучить особенности строения и многообразия растений семейства Паслёновые; их значение в природе и жизни человека.
Оборудование: презентация, таблицы: «Семейство Паслёновые. Паслён чёрный», «Сорта картофеля», «Декоративные растения».
Ход урока:
- Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Чем знаменито семейство Паслёновых?
ПАСЛЕНОВЫЕ - семейство двудольных растений. Жизненные формы - травы, реже кустарники, лианы и небольшие деревья. Семейство насчитывает около 3000 видов (80-90 родов). Растут преимущественно в умеренных, тропических и субтропических поясах в Южной и Центральной Америке. Это очень далеко то нас, но всё же некоторые из них нам очень хорошо известны. Важнейшие роды: паслен, табак, картофель, перец и другие.
Слайды 2 – 3.
Задание: составьте характеристику растения на примере Паслёна черного:
Корневая система – стержневая
Стебель – прямостоячий или полегающий
Листья - простые, жилкование – сетчатое
Цветки мелкие, собраны в соцветие – кисть
Формула цветка - *Ч(5)Л(5)Т5П1.
Тип плода – ягода.
Слайды 4 – 6.
Сообщение учащегося «Введение в культуру картофеля».
Родина картофеля — Южная Америка, где индейцы широко культивировали его уже несколько тысячелетий до н. э. В Европу впервые завезен в 1565 испанскими моряками. Позже его снова привезли из Америки англичане, совершившие кругосветное путешествие уже после Магеллана. Картофель не сразу пришелся по вкусу европейцам, т. к. не везде его правильно употребляли в пищу. Так, англичане считали, что съедобной частью картофеля являются плоды, образующиеся на кусте после цветения. Их пытались, есть в отваренном виде и даже с сахаром, но вкус был настолько неприятным, что от этого блюда быстро отказались. И только после того, как некоторые наиболее настойчивые любители, разводившие эту культуру, попробовали испечь подземные клубни, репутация картофеля как съедобного овоща была восстановлена.
В некоторых европейских странах знали, что съедобная часть картофеля — подземные клубни, однако выкапывали их слишком рано, ошибочно считая, что чем они моложе, тем вкуснее. На самом деле недозревшие клубни из-за избытка алкалоидных гликозидов соланинов горчили и вызывали тошноту, что отбивало охоту разводить эту культуру. Однако в XVIII в. правительства Германии, Франции и некоторых других стран, знавшие истинную ценность картофеля, приняли принудительные меры по его распространению, которые оказались ненапрасными. Во-первых, крестьяне, наконец, научились правильно возделывать эту культуру, оценили питательность и вкус клубней, стали готовить разнообразные картофельные блюда; во-вторых, население этих стран избежало голодовок, вызванных неурожаями зерновых. Картофельный хлеб, который изготавливали вместо обычного, был дешевым и служил основной пищей малоимущего населения.
К середине XVIII в. картофель уже настолько широко выращивался в Европе, что стал вытеснять некоторые традиционно возделываемые культуры (репу, редьку, топинамбур и др.). Он занял и продолжает сохранять одно из главных мест в питании населения многих стран Европы (Польша, Германия, Франция, Италия и др.), Азии (Китай, Индия, Турция и др.), Америки (США, Бразилия и др.).
В России картофель появился позже, чем в Европе. В XVIII в. его культура только начинала зарождаться. Это событие обычно связывают с именем Петра I, якобы узнавшего о картофеле в Голландии и приславшего оттуда семенные клубни для разведения под Петербургом. Однако существует предположение, что проникновение картофеля в Россию шло также и с Востока — через Камчатку и Аляску, где местное население уже его выращивало. Российские крестьяне отнеслись к новому овощу настороженно и не спешили с его разведением. Зная о положительном европейском опыте, правительство России решило «внедрять» эту культуру сверху. В 1765 был издан соответствующий указ Сената, а затем выпущены «Наставления» по разведению картофеля, перевозке и хранению семенных клубней. К середине XIX в. недоверие к новой культуре было преодолено, и площади под картофель стали быстро расширяться.
Клубни картофеля содержат крахмал, белки, в которых имеются все незаменимые аминокислоты, минеральные соли, витамины (C, группы B, PP, K). Помимо питательной ценности картофель обладает целебными свойствами. Картофельную диету назначают при заболеваниях суставов, малокровии; картофельным соком лечат язвенную болезнь желудка, гастрит; печеный картофель в кожуре полезен при сердечно-сосудистых заболеваниях; картофельный крахмал снимает зуд при экземах; пары отварного картофеля в «мундире» вдыхают при респираторных заболеваниях. Свежий картофельный сок — хорошее противоцинготное средство (в клубнях много витамина C, но при их длительном хранении и во время варки содержание витамина значительно снижается). Злоупотреблять картофелем нельзя при ожирении, сахарном диабете.
Из картофеля готовят множество (около 1000) блюд в домашних условиях и различные изделия, пользующиеся большим спросом, — в промышленном производстве (картофельная соломка, чипсы, хрустящий картофель, сухое картофельное пюре, полуфабрикаты различных супов с картофелем, картофельные котлеты, замороженный картофель и др.). Клубни перерабатывают также на спирт и крахмал. Клубни и засилосованная ботва — корм для сельскохозяйственных животных.
Слайд 7.
Сообщение учащегося «Введение в культуру томата»
Родина томата — Южная Америка, точнее узкая полоса вдоль берега между Эквадором и северной частью Чили, где эту культуру выращивали задолго до появления там европейцев. На языке ацтеков она называлась «томатль» (отсюда русское и европейское название культуры). Считается, что семена томата были завезены из Мексики в Испанию и Португалию в 1523 г, откуда томат быстро распространился по Европе, а через Филиппины попал в Китай, Японию, Индию. В Россию и США был завезен из Европы в XVIII в.
У растений томата прямостоячий или полегающий ветвящийся стебель высотой от 30 см до 2 м и более. Листья непарноперистые, рассеченные на крупные доли, иногда картофельного типа. Цветы мелкие, желтые, собраны в кисть. Самоопылитель. Плод — сочная многогнездная ягода. Форма плодов (от круглой до цилиндрической) и величины (от размера виноградной ягоды до очень крупного яблока); окраска — от бледно-розовой до почти фиолетовой, и от светло- желтой, реже белая.
Выращивают томаты на всех континентах. Больше всего томатов получают в США (до 25% мирового сбора), однако крупнейшими экспортерами являются Болгария (свежие плоды) и Италия (консервы из томатов).
Плоды обладают высокими вкусовыми качествами и ценными диетическими свойствами. Они содержат сахара, лимонную кислоту, белки, витамины C, B1, B2, P, K, каротин, соли железа, фосфора и калия. В лечебно-диетическом питании используются при сердечно-сосудистых заболеваниях, малокровии, гастритах с пониженной кислотностью, болезнях глаз.
Томатный сок — восстановительное средство. Стимулирует работу поджелудочной железы; полноценный прикорм для детей. Полезен беременным женщинам и кормящим матерям. Способствует нейтрализации токсинов, образующихся при избыточном питании мясной и крахмалистой пищей. Употреблять томатный сок лучше без соли и не позднее, чем за 30 минут до еды.
Растертые плоды обладают бактерицидным и противовоспалительным действием, их прикладывают к ранам и вздувшимся венам.
Томаты употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, консервированными. Из них готовят пасты, соусы, соки, порошки.
Слайд 8.
Баклажан – третья по значимости культура из семейства Паслёновые. В свежих плодах баклажана содержится 7% углеводов, 1% белков, 1,3 мг/100 г железа, 0,05 мг/100 г рибофлавина, 0,5 мг/100 г витамина РР, витамина С – всего 9 мг/100 г. Плоды баклажана, зрелые и незрелые, употребляют в пищу в варенном, жаренном, запеченном виде, консервируют.
Родина баклажана – Индия, где его ввели в культуру, здесь до сих пор встречаются дикие формы. Арабы примерно в VIII в. Завезли баклажан в Испанию. Позднее с персами растение попало в Африку. В наши дни баклажан – распространенная овощная культура в большинстве стран тропиков субтропиков.
Слайд 9.
Перец сладкий – его родина – Мексика и Гватемала. В Европе эту культуру выращивают с конца XVI в. Перец выращивается как однолетнее растение, хотя на своей родине может расти и плодоносить несколько лет подряд.
Перец ценится за очень высокое содержание в плодах витамина С, каротина, витаминов В1, В2, РР и др. Перец идет в пищу в свежем, варенном и консервированном виде. Всего в мире насчитывается около 3000 сортов перца, но хозяйственное значение имеют только около 500. Урожайность сладкого перца – в среднем 100 – 150 ц/га, в передовых хозяйствах получают по 250 – 270 ц/га.
Слайд 10.
Перец однолетний называют также стручковым или красным. Уже несколько тысячелетий плоды этого растения служат пищевой приправой. В Европу его завезли в XVI в. из Америки. В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник», относящийся к 1616 г.
Плоды перца однолетнего внешне напоминают стручки, но ничего общего с истинными стручками не имеют. Они довольно крупные, до 20 см в длину, но весят очень мало, поскольку внутри у них нет ничего, кроме мелких множества мелких семечек. Пока плоды созревают, их цвет несколько раз меняется.
У растений пряных сортов плоды отличаются горьким, жгучим вкусом, содержащие особое вещество – капсаицин, раздражающее и обжигающее рот.
Слайд 11.
Ядовиты и очень опасны белладонна и белена чёрная. Эти растения встречаются на пустырях, по берегам рек и вдоль дорог. Все части растений содержат атропин. В малых дозах это вещество используют в лечебных целях, а в больших – вызывает возбуждение, помутнение рассудка.
Слайд 12. У представителей рода табак плохая репутация. Поскольку курение пользы не приносит.
Привычка курить листья табака пришла в Европу из Америки. У местных индейцев это действо имело ритуальное значение. После примирения враждовавших племён их вожди разжигали трубку мира. В конце XV в. моряки Х.Колумба привезли табак в Европу. Курение вошло в моду. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол и много других ядовитых веществ.
Сообщение учащегося «О вреде курения».
Нашлось табаку и полезное применение. Его семена содержат много масла, которое используют как смазочное. В сельском хозяйстве с помощью табачной пыли успешно борются с насекомыми – вредителями огородных и садовых растений. В медицине широко применяют никотиновую и лимонную кислоты, получаемые из этих растений.
Декоративные сорта табака используют в озеленении парков, скверов, улиц городов.
II. Закрепление:
Отгадайте загадки. Назовите таксономические единицы видов.
- Ягода – красна,
Ягода – вкусна.
Режь да соли!
Ешь да хвали.
(томат)
- Вот так диковинка
На ветке
Морковинка!
Висит, краснеется
На солнышке греется.
(перец красный)
- Цветок – напрасный,
Плод – опасный.
А поле всё засажено.
(картофель)
Вывод:
Сегодня на уроке вы изучили отличительные признаки растений семейства Паслёновые. Узнали о практическом значении растений в природе и жизни человека.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. § 49, задание №172 в рабочей тетради.
Список используемой литературы:
1. М.Аксёнова «Энциклопедия для детей». Том 2. Биология. М., «Аванта +» 2000 г.
2. В.Д.Баранов, Г.В.Устименко «Мир культурных растений». М., «Мысль» 1994 г.
3. К.А.Иванович Энциклопедический словарь юного земледельца. М.,
«Педагогика» 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока по теме: "Семейство Розоцветные"
Модульный урок в 7 классе + презентация....
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
разработка урока по теме "Семейства лилейные, луковые, ландышевые"
Урок разработан по технологии проблемно- диалогического обученияЦель:– научиться выявлять признаки растений семейств: лилейные, ландышевые, луковые и находить среди них признаки класса однодольных.Зад...
Технологическая карта урока по теме "Семейство Пасленовые 6 класс с презентацией
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС. конспект урока представлен вместе с презентацией....
Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс
Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....