Урок – конференция. Тема: «Шляпочные грибы».
материал по биологии (5 класс) на тему
Ролевая игра конференциия о многообразии шляпочных грибов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlyapochnye_griby.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – конференция. Тема: «Шляпочные грибы».
Цель: развивать понятия о многообразии грибов, их значение, учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами сбора, особенности строения способа питания, воспитать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Наглядность: таблицы, дидактический материал: тесты, набор открыток – грибы; понятия на доске: спора, мицелий, микориза, симбиоз, гифы, гаметы, грибница, сапрофиты, паразиты; литература, кроссворды.
На столах: миколог, ботаник, эколог, врач, поэт, журналист, грибник, художник – историк, химик.
Историк:После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнеримских учёных Диоскорида и Плиния Старшего живших в 1в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и леченых Плиний Старший попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.
Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «травники» в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 – начале 17 вв.Карл Линей в своём труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он, поместил их среди растений, не имеющих цветов.
Ведущий: В настоящее время известно 100 тыс. видов грибов, и их выделяют в отдельное царство. А, почему расскажет ботаник.
Ботаник:
Отличительные признаки грибов:
- клетки грибов не содержат хлорофилла;
- оболочка клеток по химическому составу сходны с оболочкой клеток животных ( из хитина );
- питаются готовыми органическими веществами. По способу питания грибы делятся на грибы – сапрофиты и грибы – паразиты;
- грибы не передвигаются;
- растут в течение всей жизни;
- питаются путём всасывания, а заглатывания пищи, что роднит их с растениями, на основании чего их раннее объединяли в одну группу.
Ведущий: Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу или микоризу. Что они из себя представляют? Слово предоставляется учёному – микологу, а художник рисует на доске.
Миколог: От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Микология как наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский учёный Ф.М.Каменский.
Грибница – важная часть каждого гриба. На этих тонких ветвящихся белых нитях, т.е. гифах развиваются плодовые тела. У большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.
Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг другу гифов грибницы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но, выйдя на поверхность, увеличивается в размерах быстро. В шляпке нити образуют 2 слоя – верхний и нижний. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, и из пластинок как у лисички, это пластинчатые.
Плодовое тело у грибов может иметь причудливую форму и яркую окраску. В трубочках и пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются. В распространении спор помогают ветер, животные. Грибам свойственно и половое размножение, они образуют половые клетки – гаметы.
Поэт:
1) Называют меня люди
Часто боровик
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
Со многими деревьями
Я вообще дружу.
2) Под осинами, на кочке,
Гриб в оранжевом платочке,
Подосиновиком звать.
Меня любят собирать
Я люблю тепло и влагу,
А от солнышка бегу
Вот, наверно, потому – то
Я на юге не расту.
3) Во лесу, как на подушке, -
Беленькое ушко.
Это груздь, надо взять.
А за ним ещё штук пять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке.
Подосиновиком звать,
И его придётся взять.
Эколог:Симбиоз – отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы, т.е. симбиоза гриба и дерева происходит избирательно: белый гриб - с берёзой, дубом, маслёнок – с сосной, рыжик – с елью, лиственный маслёнок – только с лиственницей. Гифы грибов оплетают корни растений и проникают внутрь, в ткани.
Питаясь отмирающими растительными клетками, они снабжают корни необходимыми солями, витаминами, водой.
Красивые тропические цветы орхидеи без микорицы с грибами жить вообще не могут: их семена не приживаются.
Ведущий:Роль грибов в природе и жизни человека велика. А каков состав грибов, из каких веществ они состоят.
Химик:Грибы содержат до 40% белков, 10 – 15% углеводов, соли фосфата, калия, железа, витамины А, В1, В2,С, РР, Д. Микроэлементы – медь, йод, цинк и другие. Из – за большого содержания в них белков грибы называют растительным мясом. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Несколько грибов, добавленных в суп, делают его сразу ароматным и вкусным.
Ведущий: Какое удовольствие – сбор грибов! Идёшь по лесу – мох, опавший прошлогодний лист, ряд красных мухоморов, янтарные бусы лисичек.
Однако собирать грибы надо с большой осторожностью иначе не далеко и до беды.
Недаром народная мудрость гласит: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут».
Поэт:Памятка сборщику грибов:
1.Не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте, т.к. остающиеся пеньки загнивают, грибница разрушается.
2.Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы. Образующуюся ямку присыпьте листвой или хвоей.
3. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.
4.Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.
Грибник:Необходимо точно знать, как выглядит не съедобный Григ, чтобы не спутать его со съедобными.
Бледная поганка более всего похожа на шампиньоны, сыроежки. Шляпка её белая, бывает и желтоватая, зеленоватая. Пластинки, не прикреплённые к ножке, белые. От ножки съедобных её отличает клубневидное утолщение у основания заключённое в белую или зеленоватую плёнку – воротничок.
Ложные опятаимеют яркие окраски шляпок. Можно запомнить с помощью рифмы:
«Имеет съедобный опёнок
На ножке кольцо из плёнок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят».
Мухоморы вонючий, поганковидный. Пластинки всегда белые, на ножках нежное кольцо, а у основание клубневидное утолщение.
Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб!
Ведущий:Что бывает, когда человек не способен отличать ядовитые грибы от не ядовитых? Послушаем об этом газетную прессу.
Поэт:
Рядышком с иголками
Мы растём под ёлками.
Любим сосны мы и ели,
Шляпку плоскую надели,
А под ней идут круги.
Срежь – ка нас инее беги,
Когда увидишь на руке
Сок, оранжевый на вид,
Не бойся, он не ядовит.
Ведущий:Что надо делать, если произошла беда?
Врач:Яд, содержащийся в бледной поганке поражает в первую очередь печень и почки. Яд не разрушается в процессе кулинарной обработки. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить 3 – 4 взрослых человека. Клинические симптомы отравления – тошнота, рвота, резкая боль в животе, слабость, судороги – могут появиться даже спустя сутки. А за это время уже происходят не поправимые разрушения в клетках печени, почек, в нервной системе. Если ложные опята и другие не съедобные грибы попадут в пищу, спустя 1 – 2 часа у съевшего их резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых оболочек, наблюдается нарушение сердечного ритма, дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.
Внимательно осматривайте каждый сорванный гриб. Придя домой, ещё раз сделайте ревизию, а если всё же по недосмотру в попадёт ядовитый гриб и через несколько часов появятся признаки отравления, надо, немедленно промыть желудок. Дайте пострадавшему 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с пищевой содой(четверть чайной ложки соды на стакан воды) или слабого(светло-розового) раствора марганцевокислого калия. После этого надавливая двумя пальцами на корень языка, человек должен вызвать рвоту. Эту процедуру нужно повторять не менее 5 раз.
Затем необходимо принять слабительное: 1 столовую ложку горькой соли на стакан воды или 2 – 3 столовых ложки касторового масла.
Пострадавшего уложите в постель, напоите горячим чаем. Оказав первую помощь, вызывайте врача, а если состояние ухудшается – скорую помощь.
Обобщение: таким образом мы послушали выступления учёных, поэтов о грибах.
Закрепление: в игровой форме:
Загадки:
1.Я старушка вредная,
На мне шляпка бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пеструшки,
Вокруг ворота – пораспорото
Кто ко мне прикоснётся,
Тот уже не проснётся.
(Бледная поганка)
2.Из – под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые…….(Лисички)
3.Царь грибов на толстой ножке.
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он……..(Белый)
А, сейчас поиграем в игру «Узнай по портрету». Карточки с грибами у вас в конвертах.
Угадайте название грибов и расположите в левую сторону не ядовитые, а в правую ядовитые грибы.
Каждый, проверяет сам себя по готовому ответу – карточке.
Следующая игра: «Три вопроса, три ответа - найди один правильный»
Тестирование:
1.Грибы питаются:
А) образуя на свету органические вещества;
Б) готовыми органическими веществами;
В) только органическими веществами живых организмов;
Г) поселяясь на продуктах питания.
2.Грибы размножаются:
А) спорами;
Б) семенами;
В) частью корня;
Г) частью стебля.
3.Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым?
А) опёнок;
Б) сыроежка;
В) бледная поганка;
Г) трутовик.
4. К шляпочным и трубчатым относят:
А) сыроежки;
Б) опята;
В) грузди;
Г) маслята.
5. Шляпочным и пластинчатым грибам относят:
А) шампиньоны;
Б) подберёзовики;
В) подосиновики;
Г) маслята.
Подведение итогов конференции. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка. 6 класс. по теме: "Шляпочные грибы"
Нестандартная форма урока по биологии 6 класс. Урок -сказка по теме: "Шляпочные грибы"...
Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Шляпочные грибы»
Тема: Шляпочные грибы.Тип урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы.Цель урока: Познакомиться обучающихся со строением и многообразием шляпочных ...
Урок по теме "Шляпочные грибы" - 5 класс
Цель урока: Изучить шляпочные грибы (их строение, размножение и распространение в природе); значение этих грибов в природе и для человека; воспитать у ребят бережное отношение к природе....
Разработка урока по теме "Шляпочные грибы"
Разработка урока...
Презентация к уроку по теме "Шляпочные грибы" 5 класс
Презентация к уроку по теме "Шляпочные грибы"...
Разработка урока на тему "Шляпочные грибы"
Разработка урока на тему "Шляпочные грибы"...