Урок по теме "Шляпочные грибы" - 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Цель урока: Изучить шляпочные грибы (их строение, размножение и распространение в природе); значение этих грибов в природе и для человека; воспитать у ребят бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_shlyapochnym_gribam.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Шляпочные грибы» в 5 классе.
Цель урока: Изучить шляпочные грибы (их строение, размножение и распространение в природе); значение этих грибов в природе и для человека; воспитать у ребят бережное отношение к природе.
План урока
Контроль знаний.
Проверка знаний учащихся, полученных при изучении общей характеристики грибов. (Фронтальный опрос.)
Изучение нового материала.
1. Особенности строения шляпочных грибов. (Рассказ с элементами беседы с использованием муляжей и таблиц.) 2.Классификация шляпочных грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы, муляжей шляпочных грибов, презентации и таблиц.) 3.Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Признаки отравления грибами. (Беседа с использованием презентации, рисунков и памяток.) 4.Шляпочные грибы Ростовской области. (Рассказ с использованием презентации.)
5.Выращивание грибов. (Видеоролик).
6.История шляпочных грибов. (Сообщения учащихся. –Роль грибов в жизни человека трудно переоценить. Сохранились свидетельства употребления в пищу шампиньонов, сморчков, трюфелей древними греками в 3 веке до н. э. О грибах писал Плиний Старший впервые разделив их на съедобные и несъедобные. У некоторых народов были популярны грибы, обладающие наркотическими свойствами. Древние индейцы ценили «теонанакатл» за их способность вызывать галлюцинации. Мухоморами вводили себя в транс чукотские шаманы, скифы-кочевники, викинги использовали их в качестве допинга перед сражениями. История сохранила свидетельства многочисленных отравлений грибами, в том числе смертельных. Римский император Клавдий, не поладивший со своей женой Агриппиной и не умевший отличать съедобные бы от бледных поганок, был далеко не единственной титулованной жертвой грибов. Отравившись грибами, скончались французский король Карл 6, папа римский Климентий 7 и многие другие. Грибам приписывали и дьявольское, и божественное происхождение. Их появление связывали с ударами молнии, действием росы, испарениями гниющих органических веществ. Долгое время грибы оставались таинственными и непонятными, и лишь в эпоху Возрождения их стали изучать всерьез, обнаружив при этом множество ранее неизвестных свойств, как полезных так и опасных. В русском языке слово «гриб» появилось в конце 15 в. Вероятно, произошло оно от древнерусского слова горб-так называли трубчатые грибы с горбатыми, выпуклыми шляпками, окончательно утведилось слово гриб в 18 в. Во все времена грибы были ценным пищевым продуктом. Грибы содерного мухоморажат много белка,жиры, углеводы, железо, кальций, цинк, йод, калий, фосфор, физиологически активные вещества. Кроме пищевого грибы имеют и лекарственное значение. Экстрат белого гриба использовали в народной медицине наружно при обморожениях. Соком сморчков лечили заболевания глаз. На Урале от ревматизма лечатся настойкой красного мухомора. Масленок лечит от подагры, рыжик – от туберкулеза, зеленушка препятствует свертыванию крови. Опенок осенний используется как легкое слабительное средство. Вешенка обладает антивирусными и антираковыми свойствами. Дождевик предотвращает развитие лейкемии. Навозник использовали в Чехии при лечении алкоголизма. ) 7.Обобщения, вывод о шляпочных грибах. (Беседа.)
Закрепление знаний.
Тест-таблица: Соедините логически понятия из каждой колонки в единое целое с конкретным пояснением.
1.Мухомор | 5.Шляпка | 9.Масленок |
2.Рыжик | 6.Подберезовик | 10.Сатанинский гриб |
3.Плодовое тело | 7.Бледная поганка | 11.Волнушки |
4.Белый гриб | 8.Сыроежка | 12.Ножка |
2.Проверочный тест по ключевым вопросам и понятиям пройденной темы.
Тест: Выберите номера правильных утверждений:
1.Микориза это грибница, оплетающая корни деревьев.
2.Желчный гриб – съедобен.
3.Шампиньоны – трубчатые грибы.
4.Лисички – пластинчатые грибы
5.Симбиоз это взаимовыгодные взаимоотношения.
6.Грузди, маслята и опята - съедобные грибы.
Домашнее задание.1.Изучить П.14, повт.,П.13 ответить на вопросы и задания к данному параграфу, подобрать дополнительный материал о использовании плесневых грибов. Творческие задания учащихся. (1).Пословицы и поговорки: -Дружба не гриб, в лесу не найдешь; Назвался груздем – полезай в кузов; Невелик боровик, да знатен; Хочешь грибок – лезь под кусток; Собирай по грибку – наберешь кузовок; Грибы ищут – по лесу рыщут; Гриб да огурец в животе не жилец; Где один гриб, там и другой; Гриб на одной ножке, не придут сами в лукошко; Где пирог с грибами, там и мы с руками; Как гриб белый, так всякий смелый, а как сморчок – тут и молчок; Всяк грибок знает свой срок; Растут детки как грибы; По грибы с удачей ходят; Любят грибы за нос водить; Лесу нет и гриб не родится; В лесу шуметь только грибы распугивать; 2).Стихи: -Боровик. Я сегодня так устала, я грибов нашла немало, только жалко, что пока не нашла боровика. Даже если невелик гриб с названьем «боровик». Мы ему ужасно рады – и он к этому привык. Мухомор красивый гриб только очень ядовит. Лоси лишь его едят и при этом говорят: Нет надежнее микстуры – съел и нет температуры, лечит коклюш и бронхит, съел и горло не болит. Мухомор – целебный гриб, но для нас он ядовит. 3). Загадки: -У тенистого лога вырос гриб недотрога. Чуть нажмешь на бока, глядь уже синячок –Моховик. –Я в красной шапочке расту, среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, зовусь я …Подосиновик.- Этот гриб найдешь весной, на опушке лесной, весь в морщинках старичок, с именем смешным…Сморчок. рассказы и кроссворды о шляпочных грибах.)
Урок составила и провела: учитель биологии высшей категории Бравая Надежда Анатольевна.
Памятка для сборщика дикорастущих грибов:
- .Не собирать незнакомые грибы, а также съедобные грибы вдоль дорог и вблизи промышленных предприятий.
- Не употреблять в пищу старые, лежалые, испорченные, имеющие у основания клубневидное утолщение.
- Не хранить необработанные грибы более 24 часов.
Отравление грибами и степень его тяжести зависит от того:
- Какие ядовитые вещества содержит тот вид грибов, что был употреблен в пищу.
- В каком количестве поступил яд в организм человека.
- Отравление грибами тем опаснее, чем длиннее промежуток между едой и проявлением первых симптомов отравления.
Первая помощь при отравлении грибами:
- При первых признаках отравления (слюнотечение, тошнота, рвота, рези в животе, головокружение) постараться вызвать у себя рвоту, для этого выпить 3-4 кружки теплой воды быстрыми глотками и вставить как можно дальше в рот два пальца. Повторить процедуру несколько раз и убедиться, что в рвотной массе нет остатков грибов.
- Принять активированный уголь из расчета 1 таблетка на 1 кг веса (если вес 40 кг, нужно принять 40 таблеток). Для этого размельчить таблетки и смешать их с небольшим количеством воды. Обязательно обратиться к врачу.
- При отравлении грибами человека нельзя оставлять одного, так как он может потерять сознание или у него могут начаться галлюцинации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...
План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)
Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...
Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.
Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие....