Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) на тему
Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virusy.doc | 67.5 КБ |
prezentatsiya_virusy_dzabolova_i._m.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания»
Преподаватель | Дзаболова Ирина Мурадична |
Предмет | Биология |
Класс | 5 |
Дата | |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Технология построения урока | Информационно-коммуникативная и проблемная технологии |
Тема урока | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания |
Цель урока | Расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий. |
Основные термины, понятия | Альгология, водоросли, хлорелла, хламидомонада, ламинария, спирогира, слоевище, талом, хлорофилл, хроматофор. |
Оборудование | 1. Мультимедийная презентация, компьютер, проектор. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствие. Пожелание успешной учебной деятельности на уроке. | Предполагаемые ответы учащихся; «эталонные» результаты выполнения заданий; формы деятельности и виды активности; и пр. Ботаника, зоология, микология, микробиология, цитология, анатомия, физиология, генетика, экология |
Проверка домашнего задания 1. ЭТАП Актуализация знаний и проблемная ситуация. Этап построения и выхода из затруднений Этап реализации построенного проекта урока. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Этап самостоятельной работы с самопроверкой Этап рефлексии учебной деятельности Этап подведения итогов учебного занятия Домашнее задание: | Вспомним, что изучает биология. Какие науки изучают природу? Какие науки относят к биологическим? Задание № 1. «Составить схемы «Науки о природе» и «Разделы биологии» на закрытой магнитной доске. Задание № 2. Подумайте. Какая наука, что изучает? Ботаника наука о наследственности Зоология наука о растениях Микология наука о животных Цитология наука о грибах Анатомия наука о микроорганизмах Физиология наука о клетках Генетика наука о строении микроорганизмов Микробиология наука о связях организмов с окружающей средой Экология наука о жизнедеятельности организмов Каковы важнейшие признаки живых организмов? Какие царства живых организмов вы знаете? Чем растения отличаются от животных? Сегодня мы начинаем изучение царства растений. И самыми первыми представителями будут – водоросли. Подумайте, почему? Нет ли другой причины такого выбора? Царство растений состоит из подцарства низших и подцарства высших растений. Водоросли и являются низшими растениями. Беседа: Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока: - Изучить строение, среду обитания и многообразие водорослей. 1. Общая характеристика и среда обитания водорослей. Наука о водорослях – альгоголия. 2. Классификация водорослей. 3.Строение и питание одноклеточных водорослей. Демонстрация слайдов презентации. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать в учебнике характеристику водорослей (§ 14,с.56) Изучить материал темы и найти ответы на поставленные вопросы по плану - Место обитания; Особенности строения Новые термины Какие новые термины вы узнали? С какими водорослями вы познакомились? Есть ли среди них знакомые вам растения? Что вы можете о них рассказать? Самостоятельная работа. Вариант 1. 1.Водоросли – это: а) Подцарство растений б) Группа отделов Низших растений в) Группа классов растений г) Отдел Низших растений 2. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл: а) в цитоплазме б) в хлоропластах в) в ядре г) в хроматофоре 3.Дать название водоросли и ее органам. Вариант1. 1. Наука о водорослях – это а) микология б) зоология в) альгология г) экология 2. К одноклеточным водорослям относятся: а) хлорелла б) улотрикс в) ламинария г) спирогира 3. Дать название водоросли и указать основные органы ее строения. 1вариант 2 вариант Ответы: 1вариант: 1.б; 2. г; 3.1-жгутик, 2-цитоплазма, 3- крахмальное тельце, 4- оболочка, 5- хроматофор, 6- ядро. 7- светочувствительный глазок, 8- вакуоль 2 вариант: 1.в; 2б; 3.1- тело-слоевище или таллом; стволик, 2-ризоиды. Самооценка учащегося по достижению цели урока. Итоги урока Сделать вывод, сформулировать главную мысль урока. Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок. 14,(с.56-57); подготовить сообщения водорослях. | Фронтально. У доски 4 ученика попарно выполняют задание № 1 «Составить схемы «Науки о природе» и «Разделы биологии» на закрытой магнитной доске. Фронтально. У доски учащиеся по очереди выбирают правильные соотношения с пояснениями. Ответ: Признаки живого: обмен веществ, рост, дыхание, развитие, размножение, раздражимость. Ответ: Царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных. Ответ: В отличие от животных растения ограничены в движении, растут в течение всей жизни и способны сами себе образовывать питательные вещества, используя энергию света. Учащиеся предлагают свои соображения и приходят к выводу, что водоросли — самые древние растения на Земле. С помощью учителя учащиеся решают проблему, вспоминая классификацию живых организмов и царства растений. Записывают тему урока в тетради и краткий конспект по ходу объяснения и согласно плана. Участвуют в беседе (отвечают на вопросы учителя) Самостоятельная работа с учебником. Ответы учащихся. Проговоривают друг другу особенности строения хламидомонады, дать понятие хроматофор. Найти и выделить главные части клетки хламидомонады - ядро, оболочка ,хлоропласт (хроматофор) Учащиеся проверяют ответы друг у друга, находят ошибки (если есть ), оценивают работы, обсуждают результаты с учителем. Участвуют в подведении итогов урока. Оценивают свою работу и эмоциональное состояние на уроке. |
Литература:
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: расширить представление о многообразии живой природы. Познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников. Образовательные задачи: • выяснить особенности внешнего строения водорослей; • показать особенности клеточного строения водорослей; • раскрыть особенности размножения и развития водорослей; • показать значение водорослей в природе и жизни человека; • дать представление о систематике водорослей; • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом. Воспитательные задачи: • воспитание любознательности; • воспитание бережного отношения к природе. Развивающие задачи: • развитие предметно-речевых навыков; • обучение приемам аналитико-синтетической деятельности.
Экология Биология Ботаника Зоология Микология Микробиология Цитология Анатомия Физиология Генетика Астрономия Физика География Химия Биология Задание № 1. Навести порядок. Составить две схемы: «Науки о природе» и «Разделы биологии»
Экология Биология Ботаника Зоология Микология Микробиология Цитология Анатомия Физиология Генетика Астрономия Физика География Химия Биология Навели порядок: Разделы биологии Науки о природе
Задание № 2. Подумайте. Какая наука, что изучает? Экология наука о растениях Зоология наука о связях организмов с окружающей средой Микология наука о животных Цитология наука о грибах Анатомия наука о микроорганизмах Физиология наука о клетках Генетика наука о строении микроорганизмов Микробиология наука о жизнедеятельности организмов Ботаника наука о наследственности И, подводя черту, вспомним, что биология - это наука о … Каковы важнейшие признаки живых организмов? Какие царства живых организмов вы знаете? Чем растения отличаются от животных?
Строение хламидомонады и хлореллы
Самостоятельная работа. Вариант 1. Вариант 2. 1. Водоросли – это: 1. Наука о водорослях – это а) Подцарство растений а) микология б) Группа отделов Низших растений б) зоология в) Группа классов растений в ) альгология г) Отдел Низших растений г) экология 2. В каких структурах клеток водорослей 2. К одноклеточным водорослям относятся: расположен хлорофилл: а) в цитоплазме б) в хлоропластах а) хлорелла б) улотрикс в) в ядре г) в хроматофоре в) ламинария г) спирогира 3.
Ответы: 1вариант: 1.б; 2. г; 3.1-жгутик, 2-цитоплазма 3- крахмальное тельце, 4- оболочка, 5- хроматофор, 6- ядро, 7- светочувствительный глазок, 8- вакуоль . 2 вариант: 1.в; 2б; 3.1- тело-слоевище или таллом; стволик, 2-ризоиды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
Технологическая карта по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС "Загадка человека".
С помощью заданий, предложенных в карте, учителю будет просто и легко обьяснить детям: кто такой человек, в чем его загадка и предназначение его для общества....
Водоросли как древнейшая группа растений. Технологическая карта урока по биологии 7 класс
Технологическая карта урока по биологии 7 класс...
Технологическая карта урока по физике 7 класс в соответствии с ФГОС "Равнодействующая сила"
Технологическая карта урока по физике 7 класс...
Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...
Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".
Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
Технологическая карта урокаПредмет: литератураКласс: 5 Тип урока: урок изучения нового материалаТема: « Л. Н. Толстой. Кавказский пленник» Цель:1. развивать представление о расс...