Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
план-конспект урока по литературе

Бесолова Рита Казбековна

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: «  Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»

 Цель:

1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра,

2. обогащение представлений обучающихся о духовном мире человека, красоте природы.

Задачи:

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;

4) обучить самостоятельному  и коллективному поиску ответа на поставленную проблему

Развивающие

1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;

2) развивать исследовательские  и творческие способности обучающихся;

3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана;

Воспитательные

      1) воспитывать уважение к писательскому труду;

      2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

      3) воспитывать  веру в высокое предназначение человека.. 

УУД:

личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование;  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бесолова Рита Казбековна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 им.К.Хетагурова

Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО  на тему:

«Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: «  Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»

 Цель:        

1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра,

2. обогащение представлений обучающихся о духовном мире человека, красоте природы.

Задачи:

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;

4) обучить самостоятельному  и коллективному поиску ответа на поставленную проблему

Развивающие

1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;

2) развивать исследовательские  и творческие способности обучающихся;

3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана;

Воспитательные

      1) воспитывать уважение к писательскому труду;

      2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

      3) воспитывать  веру в высокое предназначение человека.. 

УУД:

личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование;  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

 коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Планируемые результаты:

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность художественной речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;  осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

метапредметные:  

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;  самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

коммуникативные УУД:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.

предметные УУД: осознанно воспринимать и понимать текст; выделять нравственную проблематику текстов видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Основные понятия: род литературы, жанр произведения, рассказ

Межпредметные связи: художественное  творчество (иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»: художники Ю. Петров,  Т. Звонарева, А Комаров)

Ресурсы:

  1. http://www.kharkivosvita.net.ua/files/Lev_Tolstoy-Kavkazsky_Plennik.pdf
  2. http://books.academic.ru
  3. http://russkay-literatura.ru

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Организация начала занятия

Приветствие проверка готовности рабочих мест к началу урока

Взаимодействие с учителем, проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

2

Мотивирование к учебной деятельности

Актуализирует мотивы предыдущих достижений:

"Мы хорошо поработали над предыдущей темой.  Пусть еще раз прозвучат сегодня стихи А.А. Фета, которые вы дома выучили наизусть и проиллюстрировали»

Дети читают стихи наизусть, задают вопросы к текстам, комментируют выступление своих одноклассников.

Умение  строить ответы, выразительно читать.

Оформляют свои мысли в устной форме, взаимодействуют с учителем во время опроса в фронтальном режиме.

Уметь формулиро-вать собственное мнение, правильно использовать речевые средства.

Ритмично, выразительно, художественно читают наизусть произведения, оценивают своих собеседников.

Уметь передавть учебную информацию, корректировать, аргументировать..

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задает вопросы, актуализирует знания по  понятиям «роды литературы»,  «рассказ», подготовленному ученику предлагает прочитать определение понятия, назвать словарь, из которого дано определение.Начинает беседу о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «События, описанные Л.Н.Толстым в рассказе «Кавказский пленник», происходили больше ста лет назад. На Кавказе в то время шла тяжелая война. Будущему писателю не раз доводилось принимать участие в сражениях против горцев, в одном из сражений он был даже на краю гибели: «Если бы дуло пушки, из которого вылетело ядро, на 1/1000 линии было отклонено в ту или другую сторону, я был бы убит», писал автор.  Был случай, когда он чуть было не попал в плен, возвращаясь в крепость Грозный вместе с чеченским другом Садо. Уже тогда Толстой решает: « Записать все замечательное, случившееся со мной на Кавказе, и продолжать вести такого рода записки, где бы я ни находился». Прошло много лет – и появился уже знакомый вам рассказ о мужестве и отваге людей, с которыми он воевал. Это выдающееся произведение С.Я.Маршак считал, что «Кавказский пленник» является наиболее совершенным во всей мировой литературе «образцом маленькой повести для детей»

Предлагает сформулировать тему и цель занятия.

Работают со словарем, выдвигают гипотезы, доказывают верность своих предположений.

Извлекать информа-цию, пользоваться словарями, учебной литературой.

Внимательно слушают учителя, делают выводы.

Оценивать устное высказывание, слушать и слышать других.

Самоконтроль.

Реализовывать свои действия в соответст-вии с поставлен-ной за-дачей.

4

Выявление места и причины затруднения

Предлагает перечитать I главу рассказа, после чего - ответить на проблемный вопрос:

-Почему рассказ о том, как два офицера попали в плен, назван «Кавказский пленник»?

Анализируют , делают выводы на основе прочитанного, пытаются найти выход из затруднения.

Осуществлять знания на практике.

Отвечают на поставленный проблемный вопрос..

Принять точку зрения собеседника, быть готовым корректировать свое мнение.

Делают заключения из своего анализа.

Самостоятельно пути достижения целей.

5

Работа над содержанием текста (анализ текста):

  1. краткий рассказ с опорой на текст;

  1. работа по вопросам к тексту;

3. составление плана рассказа о том, как Жилин готовился к побегу.

- Как же русский офицер, который поехал домой в отпуск, стал пленником?

(рассказ ученика)

Обращает внимание детей ко II главе.

- Как попал в плен Костылин?

(рассказ ученика)

Просит обратиться к  III главе и подумать над вопросом:  

 -Как определилась их жизнь в плену?

-Чем отличалась их жизнь в течение этого месяца плена у врагов?

-Расскажите о быте татарской деревни?

Предлагает обратиться к IV главе и составить план о том, как Жилин готовился к побегу.

Возможный вариант:

  1. Жилин знакомится с жизнью аула.
  2. Жилин делает подкоп.
  3. Как найти дорогу.
  4. Дорога в крепости – на север.
  5. Бежать пока нельзя.
  6. Побег состоится этой ночью.

Пересказывают эпизод, как Жилин попал в плен

Отвечают на вопросы , подтверждая свои мысли текстом, проводят сопоставительный анализ поведения героев

Внимательно вчитываются в текст и составляют план эпизода.

Использовать точную лексику, правильно формулировать мысль.

Использовать точную лексику, правильно формулировать мысль.

Уметь ориентироваться в прочитанном тексте, отбирать важную информацию.

Один ученик рассказывает, другие следят за его мыслью, корректируют..

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Делают выбор, объяснят свои решения.

Понимать на слух текст произведения.

Уметь строить высказывание.

Уметь строить высказывание.

Оценка информации.  

Анализ информации.

Работают в диалоге с учителем и одноклассниками.

Отрабатывать умение слушать, понимать, корректно исправлять недочеты.

Самостоятельно формулировать  ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга.

Самостоятельно формулировать  ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга.

6

Проверка восприятия произведения

Предлагает ответить на вопросы:

-Какой герой вам понравился и почему?

-Можно ли после чтения I-IV глав ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: 

-Почему рассказ о том, как два офицера попали в плен, назван «Кавказский пленник»? (пока ответ дать нельзя, т.к. окончательно ответить можно лишь тогда, когда будут внимательно прочитаны V-VI главы)

Участвуют  в обсуждении, выражают свои мысли, анализируют.

Осознанно строить высказы-вание.

Участвуют в диалоге, выражают свою позицию.

Оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, уметь сравнивать разные точки зрения.

Работают в диалоге с учителем.

Самостоятельно формулировать  ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

«Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок:

-интересно

-скучно

-безразлично

Я на уроке:

-работал

-отдыхал

-помогал другим

Итог:

-понял материал

-узнал больше, чем знал

-не понял

Самостоятельно себя оценивают.

Объективно дают оценку своей деятельности.

7

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание:

1)повышенная сложность: подготовить ответы на вопросы плана, составленного на уроке (несвязный пересказ!),

2)для всех: выразительное чтение V-VI глав ,

3)по желанию: иллюстри-ровать понравившийся эпизод рассказа.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.

       

   Используемая  литература:

  1. Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», собрание сочинений, 2008 г.
  2. Т.Ф. Курдюмова, «Уроки литературы в 5 классе», М: «Просвещение», 1970 год.
  3. Т. С. Петрова, «Анализ художественного текста и творческие работы в школе». 5 класс», Московский лицей 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС

Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...

Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с ФГОС по плаванию в 3 классе

Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с ФГОСпо плаванию в 3 классе Тема урока: Подготовительные упражнения при обучении плаванием «кролем на груди», «кролем на спине»Т...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...

Технологическая карта урока в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме: "Спорт и здоровье"

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;воспитывать культуру языкового общения;воспитывать толерантност...