Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
план-конспект урока по литературе
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: « Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
Цель:
1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра,
2. обогащение представлений обучающихся о духовном мире человека, красоте природы.
Задачи:
Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему
Развивающие
1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;
2) развивать исследовательские и творческие способности обучающихся;
3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана;
Воспитательные
1) воспитывать уважение к писательскому труду;
2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;
3) воспитывать веру в высокое предназначение человека..
УУД:
личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация;
регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бесолова Рита Казбековна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 им.К.Хетагурова
Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему:
«Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: « Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
Цель:
1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра,
2. обогащение представлений обучающихся о духовном мире человека, красоте природы.
Задачи:
Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему
Развивающие
1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;
2) развивать исследовательские и творческие способности обучающихся;
3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана;
Воспитательные
1) воспитывать уважение к писательскому труду;
2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;
3) воспитывать веру в высокое предназначение человека..
УУД:
личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация;
регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Планируемые результаты:
личностные: умение чувствовать красоту и выразительность художественной речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
метапредметные:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
предметные УУД: осознанно воспринимать и понимать текст; выделять нравственную проблематику текстов видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, воспринимать художественный текст как произведение искусства.
Основные понятия: род литературы, жанр произведения, рассказ
Межпредметные связи: художественное творчество (иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»: художники Ю. Петров, Т. Звонарева, А Комаров)
Ресурсы:
- http://www.kharkivosvita.net.ua/files/Lev_Tolstoy-Kavkazsky_Plennik.pdf
- http://books.academic.ru
- http://russkay-literatura.ru
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 | Организация начала занятия | Приветствие проверка готовности рабочих мест к началу урока | Взаимодействие с учителем, проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. | |||||
2 | Мотивирование к учебной деятельности | Актуализирует мотивы предыдущих достижений: "Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Пусть еще раз прозвучат сегодня стихи А.А. Фета, которые вы дома выучили наизусть и проиллюстрировали» | Дети читают стихи наизусть, задают вопросы к текстам, комментируют выступление своих одноклассников. | Умение строить ответы, выразительно читать. | Оформляют свои мысли в устной форме, взаимодействуют с учителем во время опроса в фронтальном режиме. | Уметь формулиро-вать собственное мнение, правильно использовать речевые средства. | Ритмично, выразительно, художественно читают наизусть произведения, оценивают своих собеседников. | Уметь передавть учебную информацию, корректировать, аргументировать.. |
3 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Задает вопросы, актуализирует знания по понятиям «роды литературы», «рассказ», подготовленному ученику предлагает прочитать определение понятия, назвать словарь, из которого дано определение.Начинает беседу о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «События, описанные Л.Н.Толстым в рассказе «Кавказский пленник», происходили больше ста лет назад. На Кавказе в то время шла тяжелая война. Будущему писателю не раз доводилось принимать участие в сражениях против горцев, в одном из сражений он был даже на краю гибели: «Если бы дуло пушки, из которого вылетело ядро, на 1/1000 линии было отклонено в ту или другую сторону, я был бы убит», писал автор. Был случай, когда он чуть было не попал в плен, возвращаясь в крепость Грозный вместе с чеченским другом Садо. Уже тогда Толстой решает: « Записать все замечательное, случившееся со мной на Кавказе, и продолжать вести такого рода записки, где бы я ни находился». Прошло много лет – и появился уже знакомый вам рассказ о мужестве и отваге людей, с которыми он воевал. Это выдающееся произведение С.Я.Маршак считал, что «Кавказский пленник» является наиболее совершенным во всей мировой литературе «образцом маленькой повести для детей» Предлагает сформулировать тему и цель занятия. | Работают со словарем, выдвигают гипотезы, доказывают верность своих предположений. | Извлекать информа-цию, пользоваться словарями, учебной литературой. | Внимательно слушают учителя, делают выводы. | Оценивать устное высказывание, слушать и слышать других. | Самоконтроль. | Реализовывать свои действия в соответст-вии с поставлен-ной за-дачей. |
4 | Выявление места и причины затруднения | Предлагает перечитать I главу рассказа, после чего - ответить на проблемный вопрос: -Почему рассказ о том, как два офицера попали в плен, назван «Кавказский пленник»? | Анализируют , делают выводы на основе прочитанного, пытаются найти выход из затруднения. | Осуществлять знания на практике. | Отвечают на поставленный проблемный вопрос.. | Принять точку зрения собеседника, быть готовым корректировать свое мнение. | Делают заключения из своего анализа. | Самостоятельно пути достижения целей. |
5 | Работа над содержанием текста (анализ текста):
3. составление плана рассказа о том, как Жилин готовился к побегу. | - Как же русский офицер, который поехал домой в отпуск, стал пленником? (рассказ ученика) Обращает внимание детей ко II главе. - Как попал в плен Костылин? (рассказ ученика) Просит обратиться к III главе и подумать над вопросом: -Как определилась их жизнь в плену? -Чем отличалась их жизнь в течение этого месяца плена у врагов? -Расскажите о быте татарской деревни? Предлагает обратиться к IV главе и составить план о том, как Жилин готовился к побегу. Возможный вариант:
| Пересказывают эпизод, как Жилин попал в плен Отвечают на вопросы , подтверждая свои мысли текстом, проводят сопоставительный анализ поведения героев Внимательно вчитываются в текст и составляют план эпизода. | Использовать точную лексику, правильно формулировать мысль. Использовать точную лексику, правильно формулировать мысль. Уметь ориентироваться в прочитанном тексте, отбирать важную информацию. | Один ученик рассказывает, другие следят за его мыслью, корректируют.. Формулируют ответы на вопросы учителя. Делают выбор, объяснят свои решения. | Понимать на слух текст произведения. Уметь строить высказывание. Уметь строить высказывание. | Оценка информации. Анализ информации. Работают в диалоге с учителем и одноклассниками. | Отрабатывать умение слушать, понимать, корректно исправлять недочеты. Самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга. Самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга. |
6 | Проверка восприятия произведения | Предлагает ответить на вопросы: -Какой герой вам понравился и почему? -Можно ли после чтения I-IV глав ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: -Почему рассказ о том, как два офицера попали в плен, назван «Кавказский пленник»? (пока ответ дать нельзя, т.к. окончательно ответить можно лишь тогда, когда будут внимательно прочитаны V-VI главы) | Участвуют в обсуждении, выражают свои мысли, анализируют. | Осознанно строить высказы-вание. | Участвуют в диалоге, выражают свою позицию. | Оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, уметь сравнивать разные точки зрения. | Работают в диалоге с учителем. | Самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы, корректировать друг друга. |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок: -интересно -скучно -безразлично Я на уроке: -работал -отдыхал -помогал другим Итог: -понял материал -узнал больше, чем знал -не понял | Самостоятельно себя оценивают. | Объективно дают оценку своей деятельности. | ||||
7 | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание: 1)повышенная сложность: подготовить ответы на вопросы плана, составленного на уроке (несвязный пересказ!), 2)для всех: выразительное чтение V-VI глав , 3)по желанию: иллюстри-ровать понравившийся эпизод рассказа. | Слушают учителя, записывают домашнее задание. |
Используемая литература:
- Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», собрание сочинений, 2008 г.
- Т.Ф. Курдюмова, «Уроки литературы в 5 классе», М: «Просвещение», 1970 год.
- Т. С. Петрова, «Анализ художественного текста и творческие работы в школе». 5 класс», Московский лицей 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС
Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...
Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с ФГОС по плаванию в 3 классе
Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с ФГОСпо плаванию в 3 классе Тема урока: Подготовительные упражнения при обучении плаванием «кролем на груди», «кролем на спине»Т...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...
Технологическая карта урока в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме: "Спорт и здоровье"
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;воспитывать культуру языкового общения;воспитывать толерантност...