Программа внеурочной деятельности "Основы медицины"
рабочая программа по биологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности или работы кружка для обучающихся, интересующихся медициной, желающих связать свою будущую профессию с медициной, или просто желающих больше узнать о себе и своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_meditsiny.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования города Курска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 имени А.А.ХМЕЛЕВСКОГО»
Программа внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»
Учитель биологии
Бочаров Александр Станиславович
Курск 2016
Пояснительная записка.
Программа «Основы медицины» рассчитана на учеников 9-х, 10-х или 11-х классов. Она базируется на обязательном курсе «Человек и его здоровье» 8-го класса и является его продолжением.
Целью данной программы служит более детальное знакомство школьников с организмом человека, особенно с многочисленными нарушениями, расстройствами в его деятельности, вызванными внешними и внутренними факторами и приводящими к заболеваниям. В рамках программы изучаются важнейшие заболевания человека: их причины, проявления, мероприятия по их предупреждению, способы лечения. Построение материала традиционное – по основным системам организма, причем, вначале прорабатывается знакомый из анатомии и физиологии материал.
В программу включены практические занятия, предусматривающие работу с натуральными препаратами, лабораторные работы санитарно-гигиенического направления, а также экскурсии в лечебные учреждения города.
Программа данного курса имеет четкую практическую и гигиеническую направленность.
Курс «Основы медицины» может быть предложен как отдельный предмет в 9-х классах предпрофильной подготовки по биолого-химическому направлению; в 10 – 11 классах биологического, химико-биологического и медицинского профилей. Кроме того, этот курс может быть использован в качестве факультативного или элективного курса для учеников 9 – 11 классов. Данная программа рекомендована к использованию и в кружковой работе по биологии в старших классах.
Прогнозируемые результаты
1. Предметные результаты освоения курса
Обучающиеся должны знать:
- важнейшие заболевания человека, их причины, симптоматику, предупреждение, пути лечения;
- взаимосвязь строения, функций и гигиены различных органов и систем человеческого организма;
- важнейшие характеристики здорового образа жизни.
2. Метапредметные результаты освоения курса
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между внешними и внутренними факторами и заболеваниями;
- работать с микроскопической техникой и гистологическими препаратами;
- работать с натуральными объектами и муляжами;
- оценивать гигиенический климат помещения, проводить исследования пищевых продуктов и другие санитарные пробы;
- оказывать первую доврачебную помощь при травмах скелета, отравлениях, ожогах, обморожениях, электрошоке и других случаях угрозы жизни и здоровью.
3. Личностные результаты освоения курса
Обучающиеся формируют умения и навыки:
- правильно организовывать свой режим труда и отдыха в соответствии с требованиями здорового образа жизни;
- доказывать вредное влияние табакокурения, алкоголя, наркотиков, стрессов, неправильных диет и т.д. на здоровье человека;
- полученные знания и умения будут важны для дальнейшей профориентации обучающихся, помогут разобраться в планах и возможно сыграют решающую роль в выборе медицинской специальности.
Содержание курса
ТЕМА №1: «Введение»
Система лечебных учреждений РФ. Роспотребнадзор на службе людей.
Диспансеризация населения и ее роль в ранней диагностике заболеваний. Здравоохранение.
Экскурсия в городскую поликлинику.
ТЕМА №2: «Гигиена опорно-двигательного аппарата»
Анатомо-физиологические основы опорно-двигательного аппарата: строение, свойства и рост костей, суставов, сухожилий и мышц.
Скелет человека, основные группы мышц.
Важнейшие заболевания ОДА: остеохондрозы, периоститы, артриты, артрозы, миозиты, мышечная дистрофия - их этиология, диагностика, лечение и профилактика.
Травмы костей, суставов, связок и мышц.
Предупреждения сколиозов позвоночника, смещений позвонков и позвоночных грыж; плоскостопия.
Правила тренировки скелета и мышц.
Практическое занятие №1
«Определение топографии костей, суставов и мышц.»
ТЕМА № 3: «Заболевания крови и иммунной системы»
Кровь и лимфа как жидкие среды организма. Состав крови. Клетки крови. Анализ крови и его диагностическое значение.
Заболевания крови: анемия, лейкемия, гемофилия.
Заболевания иммунной системы: ревматизм, аллергия, СПИД -
этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, лечение и профилактика. Меры предупреждения заражения СПИДом.
ТЕМА № 4: «Гигиена сердечно-сосудистой системы»
Анатомо-физиологические основы сердечно – сосудистой системы:
топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца, сердечный цикл. Закономерности движения крови. Электрокардиограмма сердца и ее диагностическое значение.
Заболевания сердца: ишемическая болезнь, стенокардия, аритмии.
Инфаркт миокарда и его последствия. Пороки сердца. Операции на сердце и проблема его пересадки.
Тренировка сердца. Влияние на сердечно–сосудистую систему внешних и внутренних факторов.
Движение крови по сосудам. Гипотония, гипертония, атония. Закономерности распределения артерий и вен в организме. Варикозные расширения вен и его предупреждение.
Первая помощь при гипертоническом кризе и приступе стенокардии.
Лабораторная работа №1: «Просмотр постоянных препаратов: мазок крови человека и лягушки».
Лабораторная работа №2: «Измерение пульса и артериального давления».
Практическая работа № 2: «Наблюдение положения сердца и и зучение его строения».
Экскурсия в лабораторию поликлиники.
ТЕМА № 5: «Гигиена органов дыхания»
Анатомо-физиологические основы органов дыхания: топография и строение воздухоносных путей и легких. Газообмен. Работа легких.
Влияние различных факторов на органы дыхания. Борьба с пылью.
Заболевания органов дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух: ОРЗ, ОРВИ, ангина, дифтерия, грипп, туберкулез, бронхит и пневмония - этиология, клиническая картина, лечение и профилактика. Болезни носовой полости, глотки, голосового аппарата. Стадии инфекционной болезни. Гигиенический режим при простудном заболевании.
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Первая помощь при приступах бронхиальной астмы.
Приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Влияние табакокурения на органы дыхания и развитие заболеваний.
Лабораторная работа № 3: «Изготовление и применение марлевых повязок».
Лабораторная работа № 4: «Гигиеническая оценка микроклимата кабинета».
ТЕМА № 6: «Гигиена органов пищеварения и обмена веществ»
Анатомо-физиологические основы органов пищеварения: топография и строение пищеварительной системы. Работа пищеварительных желез, функции печени. Процесс всасывания.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к пищевым продуктам и способы их сохранения. Влияние на органы пищеварения внешних и внутренних факторов, курения и алкоголя.
Заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, дуоденит, энтероколит, аппендицит, перитонит. Заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит, цирроз печени, желчнокаменная болезнь – этиология, диагностика, клинические проявления, лечение и профилактика.
Глистные и инфекционные болезни пищеварительной системы: причины, симптомы, профилактика. Первая помощь при пищевых отравлениях. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Обмен веществ и его важнейшие нарушения: сахарный диабет, подагра, отложение солей, авитаминозы, ожирение - этиология, клинические проявления, лечение и профилактика.
Практическое занятие № 3: «Изучение топографии и строения органов пищеварения».
Лабораторная работа № 5: «Качественное определение питательных веществ в пищевых продуктах».
ТЕМА № 7: «Гигиена мочевыделительной системы»
Анатомо-физиологические основы органов мочевыделения: топография и строение, функции почек, образование мочи; процесс мочеиспускания. Анализ мочи и его диагностическое значение.
Заболевания почек и мочевыводящих путей: пиелонефрит, мочекаменная болезнь, цистит - этиология, симптоматика, диагностика, лечение. Предупреждение заболеваний органов мочевыделения. Влияние внешних и внутренних факторов на мочевыделительную систему.
Практическое занятие № 4: «Изучение топографии и строения органов мочевыделения»
ТЕМА № 8: «Эндокринные железы и болезни, связанные с их работой»
Топография и строение эндокринных желез. Нарушения и заболевания, связанные с гипо- и гиперфункциями гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной и половых желез - симптоматика, пути коррекции, лечение.
Половое созревание. Особенности подросткового периода. Нервно-гуморальная регуляция деятельности органов и систем.
Организм человека как единое целое.
ТЕМА № 9: «Гигиена нервной системы»
Анатомо-физиологические основы: строение ЦНС человека, вегетативная нервная система. Работа и функции нервной системы и отдельных ее частей. Высшая нервная деятельность и психические процессы, связанные с ней.
Нарушения работы ЦНС: врожденные аномалии, инфекции, травмы, яды и интоксикации, нарушение кровоснабжения мозга. Влияние на деятельность нервной системы внешних и внутренних факторов. Алкоголь и наркотики: их вредное влияние на нервную систему и высшую нервную деятельность. Наркомания, стадии ее развития. Способы реабилитации, лечение и коррекция наркозависимости.
Стрессы и депрессии: причины, пути предупреждения, лечение. Гигиена сна. Нарушения сна: бессонница, лунатизм, летаргия - причины, предупреждение. Гигиена умственной деятельности. Режим дня и его значение.
Общий обзор нервных и психических заболеваний: невралгии, параличи, невриты, опухоли головного и спинного мозга; эпилепсия, неврозы и невростении, психозы и психопатии; шизофрения и многообразие ее форм и проявлений; олигофрения – характеристика ее стадий - этиология, клиническая картина и способы лечения и коррекции.
ТЕМА № 10: «Кожные и венерические болезни»
Общие данные об этиологии, патогенезе и диагностике кожных болезней. Гнойничковые, грибковые, паразитарные и вирусные болезни кожи. Дерматиты, экзема, псориаз, склеродермия лепра, туберкулез кожи – клиническая картина, лечение, меры профилактики.
Общий обзор венерических болезней: этиология, патогенез, меры профилактики. Гонорея, трихомониаз. Сифилис: стадии болезни, пути заражения, симптоматика, диагностика и лечение. Гигиена половой жизни.
ТЕМА № 11: «Детские болезни»
Анатомо-физиологические особенности детского организма; физическое развитие, акселерация. Питание детей. Болезни новорожденных: врожденные пороки, инфекционные, гнойно – воспалительные болезни. Болезни детей раннего и старшего возраста (общий обзор).
ТЕМА № 12: Обобщение.
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса «Основы медицины» (68 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Основное содержание по темам | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникатив-ные | ||||
1 | Введение | 2 | Система лечебных учреждений РФ. Роспотребнадзор на службе людей. Диспансеризация населения и ее роль в ранней диагностике заболеваний. Здравоохранение. | Формировать основы гигиенического мышления; санитарно-гигиенических умений и навыков; познакомить обучающихся с лечебными учреждениями нашей страны, ролью диспансеризации и служб санэпиднадзора. | Познакомить обучающихся с формами и методами работы при изучении данного курса, обратить внимание на обилие самостоятельной работы, самоанализа, самооценки. | Заострить внимание на необходимости тесного сотрудничества с учителем, одноклассниками; развитие общения, коммуникабель-ности. |
2 | Гигиена опорно-двигательного аппарата | 7 | Анатомо-физиологические основы опорно-двигательного аппарата: строение, свойства и рост костей, суставов, сухожилий и мышц. Скелет человека, основные группы мышц. Важнейшие заболевания ОДА: остеохондрозы, периоститы, артриты, артрозы, миозиты, мышечная дистрофия - их этиология, диагностика, лечение и профилактика. Травмы костей, суставов, связок и мышц. Предупреждения сколиозов позвоночника, смещений позвонков и позвоночных грыж; плоскостопия. Правила тренировки скелета и мышц. | Познакомить с важнейшими заболеваниями и травмами ОДА, изучить и отработать алгоритмы оказания первой помощи при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок, сильных ушибах; развитие гигиенического мышления. | Убедить в необходимости физической активности, занятий спортом для правильного формирования скелета и мускулатуры; познакомить с правилами тренировки ОДА. | Развивать у обучающихся чувство взаимопомощи, сострадания к пострадавшему; коллективизма и коллективной ответственности в групповых видах спорта. |
3 | Заболевания крови и иммунной системы | 5 | Кровь и лимфа как жидкие среды организма. Состав крови. Клетки крови. Анализ крови и его диагностическое значение. Заболевания крови: анемия, лейкемия, гемофилия. Заболевания иммунной системы: ревматизм, аллергия, СПИД - этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, лечение и профилактика. Меры предупреждения заражения СПИДом. | Развивитие умения работы со схемами, моделями; изучить и добиться усвоения основных причин заболеваний крови и иммунной системы; причины, клиническую картину и профилактику СПИДа; познакомить с различными видами анализов крови и их значением в диагностике болезней. | Развивать и отрабатывать логическую цепь: этиология – заболевание – симптомы – клиническая картина – лечение, профилактика и предупреждение; развивать инициативность и самостоятельность. | Развивать необходимость понимания причинно-следственных связей; вербальные и невербальные формы общения между собой. |
4 | Гигиена сердечно-сосудистой системы | 9 | Анатомо-физиологические основы сердечно – сосудистой системы: топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца, сердечный цикл. Закономерности движения крови. Электрокардиограмма сердца и ее диагностическое значение. Заболевания сердца: ишемическая болезнь, стенокардия, аритмии. Инфаркт миокарда и его последствия. Пороки сердца. Операции на сердце и проблема его пересадки. Тренировка сердца. Влияние на сердечно–сосудистую систему внешних и внутренних факторов. Движение крови по сосудам. Гипотония, гипертония, атония. Закономерности распределения артерий и вен в организме. Варикозные расширения вен и его предупреждение. Первая помощь при гипертоническом кризе и приступе стенокардии. | Развивать биологическое и медицинское мышление; использование знаково-символических схем; формирование у обучающихся прочных знаний о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, их причинах, клинической картине, мерах профилактики; дать представление об ЭКГ и её диагностическом значении; отработать алгоритм оказания первой помощи при приступах стенокардии и гипертоническом кризе. | Убедить обучающихся в необходимости физической активности для нормальной работы сердца; научить оценивать влияние внешних и внутренних факторов на сердечно-сосудистую систему; развивать умения работы с мед. оборудованием (тонометр), с микропрепаратами и микроскопом, с влажными препаратами. | Воспитывать чувство ответственности за людей, попавших в беду по причине сбоя в работе сердечно-сосудистой системы; развивать умение общаться между собой, а также с медицинским персоналом во время экскурсии в лабораторию поликлиники. |
5 | Гигиена органов дыхания | 9 | Анатомо-физиологические основы органов дыхания: топография и строение воздухоносных путей и легких. Газообмен. Работа легких. Влияние различных факторов на органы дыхания. Борьба с пылью. Заболевания органов дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух: ОРЗ, ОРВИ, ангина, дифтерия, грипп, туберкулез, бронхит и пневмония - этиология, клиническая картина, лечение и профилактика. Болезни носовой полости, глотки, голосового аппарата. Стадии инфекционной болезни. Гигиенический режим при простудном заболевании. Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Первая помощь при приступах бронхиальной астмы. Приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Влияние табакокурения на органы дыхания и развитие заболеваний | Сформировать у обучающихся прочные знания о причинах заболеваний органов дыхания, влияние на органы дыхания пыли, вредных примесей в воздухе, табачного дыма; показать многообразие инфекционных болезней; развивать умения работы с учебными моделями, выполнения логических операций, работы с информацией. | Развитие способности управлять своей деятельностью, составлять алгоритмы выполнения лабораторных работ (оценка микроклимата помещения; изготовление марлевых повязок). | Развивать у обучающихся умения работать в парах и группах, речевые и невербальные средства общения и сотрудничества. |
6 | Гигиена органов пищеварения и обмена веществ | 10 | Анатомо-физиологические основы органов пищеварения: топография и строение пищеварительной системы. Работа пищеварительных желез, функции печени. Процесс всасывания. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к пищевым продуктам и способы их сохранения. Влияние на органы пищеварения внешних и внутренних факторов, курения и алкоголя. Заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, дуоденит, энтероколит, аппендицит, перитонит. Заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит, цирроз печени, желчнокаменная болезнь – этиология, диагностика, клинические проявления, лечение и профилактика. Глистные и инфекционные болезни пищеварительной системы: причины, симптомы, профилактика. Первая помощь при пищевых отравлениях. Гигиенические условия нормального пищеварения. Обмен веществ и его важнейшие нарушения: сахарный диабет, подагра, отложение солей, авитаминозы, ожирение - этиология, клинические проявления, лечение и профилактика. | На материале изучения органов пищеварения, их заболеваний, причин отравлений, влияния курения и алкоголя развивать гигиеническое мышление, санитарно-гигиенические умения и навыки; эстетические чувства по отношению к правильному приготовлению блюд, сервировке стола; критическое отношение к различным диетам. | На лабораторной работе по санитарной проверке пищевых продуктов развивать чувство ответственности, контроля и коррекции; умение составлять план своей работы, делать обобщения и выводы. | Создать условия для формирования и развития полноценного, продуктивного сотрудничества с учителем, открытости своей работы и её результатов; умения правильно выражать свои мысли в речи. |
7 | Гигиена мочевыделительной системы | 4 | Анатомо-физиологические основы органов мочевыделения: топография и строение, функции почек, образование мочи; процесс мочеиспускания. Анализ мочи и его диагностическое значение. Заболевания почек и мочевыводящих путей: пиелонефрит, мочекаменная болезнь, цистит - этиология, симптоматика, диагностика, лечение. Предупреждение заболеваний органов мочевыделения. Влияние внешних и внутренних факторов на мочевыделительную систему. | Используя учебный материал по анатомии, физиологии органов мочевыделения, их заболеваний, влияния внешних и внутренних факторов, формировать у обучающихся основы проектно-исследовательской деятельности, работы с биологическими объектами, препаратами. | Развитие путей и методов планирования своей работы, выбора эффективных путей и средств достижения поставленной цели; формирование способности к проектированию. | Развивать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, что необходимо в проектно-исследовательской работе. |
8 | Эндокринные железы и болезни, связанные с их работой | 2 | Топография и строение эндокринных желез. Нарушения и заболевания, связанные с гипо- и гиперфункциями гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной и половых желез - симптоматика, пути коррекции, лечение. Половое созревание. Особенности подросткового периода. Нервно-гуморальная регуляция деятельности органов и систем. Организм человека как единое целое | При изучении научно-учебного материала об эндокринных железах, их работе и её нарушениях, особенностях подросткового периода формировать знаково-символические действия; умение работы с информацией; ИКТ-компетентность. | Развивать умения планирования, контроля, коррекции, оценки, самоорганизации, самоконтроля и самооценки. | Организовать работу по взаимооцениванию устных и письменных ответов; развивать умения слышать и слушать друг друга, уважения друг к другу, учитыва, что подростковом периодеидет резкая ломка психики, нервозность, импульсивность. |
9 | Гигиена нервной системы | 10 | Анатомо-физиологические основы: строение ЦНС человека, вегетативная нервная система. Работа и функции нервной системы и отдельных ее частей. Высшая нервная деятельность и психические процессы, связанные с ней. Нарушения работы ЦНС: врожденные аномалии, инфекции, травмы, яды и интоксикации, нарушение кровоснабжения мозга. Влияние на деятельность нервной системы внешних и внутренних факторов. Алкоголь и наркотики: их вредное влияние на нервную систему и высшую нервную деятельность. Наркомания, стадии ее развития. Способы реабилитации, лечение и коррекция наркозависимости. Стрессы и депрессии: причины, пути предупреждения, лечение. Гигиена сна. Нарушения сна: бессонница, лунатизм, летаргия - причины, предупреждение. Гигиена умственной деятельности. Режим дня и его значение. Общий обзор нервных и психических заболеваний: невралгии, параличи, невриты, опухоли головного и спинного мозга; эпилепсия, неврозы и невростении, психозы и психопатии; шизофрения и многообразие ее форм и проявлений; олигофрения – характеристика ее стадий - этиология, клиническая картина и способы лечения и коррекции. | Темы в разделе наиболее благоприятны для формирования таких УУД, как критическое мышление, анализ и синтез, сравнение, обобщение, гигиеническое мышление, санитарно-гигиенические умения и навыки, построение знаково-логических схем, различные виды работы с информацией, работа с учебными и биологическими моделями. | Развитие способностиуправлять своей деятельностью и деятельностью одноклассников, составлять алгоритмы выполнения работы; контроль и самоконтроль; прогнозирование результатов, оценка и самооценка, формирование способностей к проектной и исследовательской деятельности. | Развитие всех видов общения, речевой деятельности, навыков сотрудничества - работа в парах, группах; организация дискуссий, диспутов, конференций; воспитание культуры общения, ведения споров, уважения к мнениям других людей, самообразования и самовоспитания. |
10 | Кожные и венерические болезни | 5 | Общие данные об этиологии, патогенезе и диагностике кожных болезней. Гнойничковые, грибковые, паразитарные и вирусные болезни кожи. Дерматиты, экзема, псориаз, склеродермия лепра, туберкулез кожи – клиническая картина, лечение, меры профилактики. Общий обзор венерических болезней: этиология, патогенез, меры профилактики. Гонорея, трихомониаз. Сифилис: стадии болезни, пути заражения, симптоматика, диагностика и лечение. Гигиена половой жизни. | Формирование комплексного обобщенного гигиенического мышления, бережного отношения к своему здоровью; критическое отношение к образу жизни, к сексуальному поведению; санитарно-гигиенические умения и навыки; развитие умения работы с информацией, сравнения и анализа. | Формирование способностей планирования, выбора и постановки целеи задач, а также эффективных путей их достижения; контроля, коррекции и оценки; самоанализа и рефлексии своего собственного поведения. | Развитие уважения к мнению товарищей, культуры общения юношей и девушек; умения правильно сотрудничать в решении деликатных вопросов. |
11 | Детские болезни | 3 | Анатомо-физиологические особенности детского организма; физическое развитие, акселерация. Питание детей. Болезни новорожденных: врожденные пороки, инфекционные, гнойно – воспалительные болезни. Болезни детей раннего и старшего возраста (общий обзор). | Формирование умений сравнивать детский и взрослый организмы, болезни взрослых и детей; развитие ответственности за здоровье будущего потомства, бережного и критического | Развитие способностей планировать свою деятельность, прогнозировать её результаты, правильно оценивать результаты своей работы и деятельности одноклассников. | |
12 | Обобщение | 2 | Развитие умений обобщать, сравнивать, анализировать, находить разные эффективные пути решения проблемы; гигиеническое мышление, ответственное отношение к своему здоровью. | Развитие способностей к составлению алгоритмов, планированию, прогнозированию, систематизации и структурированию знаний. | Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем, работы в группах, уважения к мнению учителя и сверстников, культуры общения. |
Список литературы:
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8кл. – Учебник для общеобр. школ. М.: Дрофа, 2002 г.
2. Цузмер А.М. , Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. – Учебник для общеобр. школ. М.: Просвещение, 1990 г.
3. Справочник фельдшера. (1 и 2 тома). Под редакцией А.А. Михайлова. М.: Медицина, 1990 г.
4. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я. , Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1984 г.
5. Психология под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1986 г.
6. Ганжина А.В. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. Москва: Высшая школа, 1988 г.
7. Детская энциклопедия. Том №7 «Человек». М.: Просвещение, 1974 г.
8. Внутренние болезни. Под ред. Л.И. Дворецкого. М: Медицина, 1990 г.
9. Инфекционные болезни и инвазии. Под ред. М.Х. Турьянова. М.: Медицина, 1992 г.
10. Детские болезни. Под ред. Л.А. Исаевой. М.: Медицина,1989 г
11. Нервные болезни. Под ред. Ф.Е. Горбачевой. М.: Медицина, 1994 г.
12. Кожные и венерические болезни. Под ред. О.Л. Иванова и М.А. Самгина. М.: Медицина, 1985 г.
13. Болезни уха, горла и носа. Под ред. В.П. Гамова. М.: Медицина, 1999 г.
14. Костомарова Л.Г. Неотложная помощь при отравлениях. М.: Медицина, 1988 г.
15. Жан-Лу Дерво. Как покончить с курением навсегда. Москва: АСТ-Астрель, 2005 г.
16. Кабанов А.Н. Физиология человека и животных. М.: Просвещение, 1979
17. Биология. Учебник для учащихся медицинских училищ. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.: Медицина, 1998 г.
Ресурсы MULTIMEDIA
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.
2. Биология 6-11 классы. – Электронный учебник. – М.: Дрофа, 2004.
3. Биология 6-9 классы. – Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004.
4. Занимательная биология. – М.: Новый день, 2007.
5. Тайны природы. Своими глазами. – М.: Новый диск, 2007.
Internet-ресурсы
1. Банк передового преподавательского опыта – биология.
http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/biol/
2. Биология ©2000 «Обучающие энциклопедии»
http://www/informika.ru/text/database/biology/
3. Биология. Красочный сайт для детей, содержащий развивающие игры и уроки с анимацией и звуком. http://vkids/km/ru/subjects.asp
4. Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/
6. Министерство образования РФ. http://минобрнауки.рф/?%ED=
7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
8. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября»
11. Школьный мир: Биология. http://school.holm.ru/predmet/bio/
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Практическая часть
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1: (К ТЕМЕ №2)
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОПОГРАФИИ КОСТЕЙ, СУСТАВОВ И МЫШЦ»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Гигиена опорно-двигательного аппарата», развивать умения работы с муляжами, моделями.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Скелет человека», «Мышцы человека», скелеты из гипса, модели суставов, муляжи мышечных торсов.
ПЛАН:
1. Найти основные кости скелета (череп, скелет)
2. Найти основные суставы (скелет, модели)
3. Найти основные группы мышц (таблицы, муляжи)
4. Ответить на вопросы и выполнить задания (по вариантам)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. (К ТЕМЕ № 4)
«НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕРДЦА. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА»
ЦЕЛЬ: закрепить знания о топографии и строении сердца, развивать умения работы с муляжами и моделями.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи торса человека в разрезе, разборные модели сердца, таблицы по строению сердца.
ПЛАН:
1. Определить топографию сердца, окружающие его органы и кости скелета. (муляжи торса).
2. Найти камеры и половины сердца (разборные модели)
3. Найти клапаны сердца, артерии, выходящие из сердца и вены, впадающие в него. (модели сердца целые и разборные)
4. Ответить на вопросы и выполнить схему топографии сердца.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. (К ТЕМЕ № 6)
«ИЗУЧЕНИЕ ТОПОГРАФИИ И СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: углубить и систематизировать знания учащихся по органам пищеварения; физиологии пищеварения; развивать умения работы с натуральными препаратами, муляжами; воспитывать творческое проблемное мышление и практическую направленность знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы по пищеварению и схемы, муляжи печени, гортани, желудка; саггитальный разрез черепа.
ПЛАН:
1. Исследовать саггитальный разрез черепа - найти твердое и мягкое небо, язык, миндалины, глотку.
2. Изучить по моделям и муляжам печень, желудок, поджелудочную железу, кишечник.
3. Выполнить схемы топографии желудка, печени и поджелудочной железы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. (К ТЕМЕ № 7)
«ИЗУЧЕНИЕ ТОПОГРАФИИ И СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ».
ЦЕЛЬ: закрепить и углубить знания учащихся о строении, физиологии и топографии почек и мочевого пузыря; развивать умения работы с моделями и муляжами; воспитывать практическую направленность знаний.
ПЛАН:
1. По муляжам торса изучить расположение правой и левой почек, окружающие их органы; топографию мочевого пузыря.
2. По моделям изучить общий вид почки, разрез почки – слои, почечную лоханку, строение нефрона.
3. Выполнить схемы топографии правой и левой почек и мочевого пузыря.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (К ТЕМЕ № 3)
«ПРОСМОТР ПОСТОЯННЫХ ПРЕПАРАТОВ: МАЗОК КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ»
ЦЕЛЬ: закрепить знания об эритроцитах и лейкоцитах; сравнить эритроциты человека и лягушки, выяснить направления эволюции эритроцитов; развивать умения работы с микроскопами и микропрепаратами.
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, готовые микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки».
ПЛАН.
1. Рассмотреть по очереди препараты крови лягушки и человека.
2. Зарисовать 2-3 эритроцита и лейкоцит из каждого препарата.
3. Ответить на вопросы своего варианта:
1 вар.
- Каковы направления эволюции эритроцитов?
- Особенности строения лейкоцита.
2 вар.
- В чем взаимосвязь строения и функции эритроцитов?
- Приспособленность лейкоцита к его функции.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (К ТЕМЕ № 4)
«ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: научить школьников находить и подсчитывать пульс; работать с тонометрами; оценивать работу и степень тренированности сердца.
ОБОРУДОВАНИЕ: часы с секундной стрелкой, тонометры (обычный и электронный), фонендоскопы.
ПЛАН.
1. Определить место пульсовой волны, подсчитать пульс.
2. Измерить А/Д с помощью тонометра на правой и левой руках.
3. Повторить измерения 3 раза, меняясь тонометрами с соседями; выбрать наилучшие результаты.
4. Сделать 20 приседаний и вновь измерить пульс.
5. Оценить степень тренированности сердца по формуле:
П2 - П1
С = ------------ · 100%
П1
П1 - число сердечных сокращений до нагрузки
П2 - число сердечных сокращений после нагрузки
С больше 50% - слабо тренированное сердце.
С от 30 до 50% - средняя степень тренированности сердца
С меньше 30% - хорошо тренированное сердце.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (К ТЕМЕ № 5)
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МАРЛЕВЫХ ПОВЯЗОК»
ЦЕЛЬ: ознакомить школьников с методикой изготовления марлевых повязок, их ролью и применением в гигиенических целях.
ОБОРУДОВАНИЕ: марля, бинты, вата, белые ленточки, иглы, нитки, ножницы.
ПЛАН.
1. Изучить последовательность действий при изготовлении марлевой повязки (таблица по гигиене).
2. Изготовить марлевую повязку по изученному алгоритму.
3. Надеть и снять марлевую повязку.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (К ТЕМЕ № 5)
«ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА КАБИНЕТА»
ЦЕЛЬ: отработать умения определять температуру, влажность и скорость проветривания помещения.
ОБОРУДОВАНИЕ: комнатные термометры, психрометры, психрометрические таблицы.
ПЛАН.
1. Измерить температуру в кабинете.
2. Измерить относительную влажность, используя психрометр и таблицу.
3. Определить время проветривания кабинета при открытой фрамуге.
4. Сделать вывод о микроклимате кабинета.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (К ТЕМЕ № 6)
«САНИТАРНАЯ ПРОВЕРКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с методикой проверки мяса на наличие финн глистов; определения избыточной кислотности (щелочности) продуктов и их свежести.
ОБОРУДОВАНИЕ: кусочки мяса, хлеб, молоко, фрукты (яблоки или мандарины), ручные лупы, индикаторные бумажки.
ПЛАН.
1. Внимательно осмотреть невооруженным глазом все пищевые продукты.
2. Понюхать мясо, молоко и фрукты.
3. Исследовать мясо с помощью лупы на наличие финн цепней.
4. Индикаторными бумажками исследовать молоко и фрукты.
5. Сделать выводы о качестве исследованных продуктов.
Литература для практической части.
1. Сигалевич Д.А., Смоляр Е.М., Охотников И.А. Задания на самоподготовку к практическим занятиям по анатомии человека. К Г М У. Кафедра анатомии человека, 1989 г.
2. Цузмер А.М. , Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. – Учебник для общеобр. школ. Раздел «Лабораторный практикум». М.: Просвещение, 1990 г.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8кл. – Учебник для общеобр. школ. М.: Дрофа, 2002 г. Лабораторные работы по ходу изучения тем.
4. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я. , Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1984 г.
5. Биология. Учебник для учащихся медицинских училищ. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.: Медицина, 1998 г. Раздел «Лабораторный практикум»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа: Химия и медицина
Рабочая программа элективного курса профильной подготовки "Химия и медицина" для учащихся 10 класса медицинского профиля. Программа расчитана на 35 часов (1 раз в неделю)...
Рабочая программа "Химия и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина" 9 класс ранней профилизации медицинской направленности...
Программа элективного курса «Медицина и врачевание» для учащихся 9-10 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма элективного курса для 9 класса «Я и мое здоровье» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общ...
Внеурочное занятие_Медицина и физика
Внеурочное занятие_Медицина и физика...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...