Программа: Химия и медицина
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса профильной подготовки "Химия и медицина" для учащихся 10 класса медицинского профиля. Программа расчитана на 35 часов (1 раз в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_el_10_kl_himiya_i_meditsina.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева»
Рассмотрена на Согласована Утверждена
заседание МО Заместитель директора Директор МБОУ
протокол № _____ по УВР________________ СОШ №2___________
М. В. Люманова. Е. С. Парамонова
Элективный курс:
«Химия и медицина»
10 класс (медицинский профиль)
Учитель: Галкина Юлия Николаевна
2015-2016 учебный год
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи элективного курса.
- Программа курса «Химия и медицина» (35 часов).
- Учебно-тематическое планирование.
- Информационный материал для проведения занятий.
- Лекарственные препараты. Лекция на тему: «Что такое лекарство?».
- Лекарственные формы.
- О самолечении.
- Хранение лекарств в домашних условиях.
- Применение некоторых веществ в медицине.
- Расчётные задачи «Лекарственные препараты».
- Тестовые задания по теме: «Лекарства и организм человека».
- Практические работы на тему: «Лекарственные препараты».
- Практическая работа «Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот».
- Практическая работа «Изучение свойств антипирина и амидопирина».
- Практическая работа «Частные реакции на некоторые алкалоиды».
- Синтез веществ: «Получения различных лекарственных препаратов».
- II блок. Макромолекулы жизни.
- Лекция на тему: «Биополимеры».
- Упражнения по теме: «Свойства белков и углеводов».
- Тестовые задания по теме: «Биополимеры».
- Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров.
- Практические работы на тему: «Биополимеры».
- Качественные цветные реакции на белок. «Вещества и здоровье человека».
- Лекция на тему: «Влияние неорганических веществ на организм человека».
- Влияние металлов на организм человека.
- Расчётные задачи по теме: «Вещества и здоровье человека».
- Экспериментальные задачи по теме: «Вещества и здоровье человека».
- Тестовые задания по теме «Вещества организма человека».
- Практические работы на тему: «Вещества и здоровье человека.»
- Практическая работа: «Анализ молока».
- Общественный смотр знаний.
- Литература.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли химической науки в различных областях медицины.
Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объём знаний представленных в данном курсе позволяет учащимся расширить знания о человеческом организме и влияние на него макро- и микроэлементов, биологически активных веществ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Для организации образовательного процесса необходимо использовать различные формы работы – лекции, семинары, конференции, научно-практическую и исследовательскую работу, использование проблемного обучения, технологии сотрудничества, уровневой дифференциации, информационно – коммуникабельной технологии.
Данный курс состоит из трёх блоков: лекарственные препараты, макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.
Цели:
- изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния на живой организм;
- изучение строения, свойств белков, углеводов и нуклеиновых кислот;
- изучение воздействия токсических веществ на организм человека и окружающую его биосферу;
- предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи:
- ознакомить учащихся с процессами происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм;
- совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическим оборудованием;
- совершенствовать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;
- совершенствовать развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности и воображения;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по одному из самых сложных разделов химии и биологии «Биохимия»;
- сформировать навыки исследовательской деятельности.
Формы контроля разнообразны: выполнение тестов, решение расчетных задач, творческие отчеты по практическим работам, подготовка и защита рефератов и проектов, схемы синтезов различных лекарственных веществ.
Методические рекомендации:
- учащихся научить не только решать задачи по органической химии, но и составлять самостоятельно условия расчетных задач с медицинским содержанием;
- учащиеся должны не только проводить практические работы по предложенным темам, но и делать творческие отчеты по выполненному химическому эксперименту;
- при реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые индивидуальные задания;
- необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли не только изучать синтезы лекарственных веществ , но и самостоятельно составлять схемы синтеза различных органических веществ.
Навыки и умения приобретённые в процессе изучения элективного курса позволяют ученикам подготовится к ЕГЭ и поступить в медицинские ВУЗы страны.
Программа курса
Блок I. Лекарственные препараты (12 часов)
Цели: изучение свойств, состава, строения лекарственных препаратов и их влияния на живые организмы.
Задачи:
- изучить свойства, состав, формы и строение лекарственных веществ;
- изучить применение некоторых химических веществ в медицине;
- изучить свойства салициловой и ацетилсалициловой кислот, антипирина и амидопирина;
- изучить частные реакции на некоторые алкалоиды
- научить решать расчетные задачи по теме: «Лекарственные препараты»
- научить пользоваться химическим оборудованием, проводить химические эксперименты;
Лекция: «Что такое лекарство?» ( 1 час)
Эффективность лекарственных препаратов, технология производства и способы контроля качества лекарственных препаратов, безопасность применения лекарственных препаратов.
Лекция: «Лекарственные формы» ( 1 час)
Жидкие лекарственные формы – растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
Мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри.
Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, пилюли.
Лекция: «О самолечении и хранении лекарств в домашних условиях ». ( 1 час)
Нежелательные побочные эффекты лекарственных веществ. Неоправданное использование нескольких препаратов одновременно. Несовместимость лекарств между собой. Побочное действие лекарств. Бесконтрольное и неграмотное применение лекарств.
Хранение лекарств в домашних условиях. Соблюдение правил и сроков хранения препаратов. Гарантии и качества лекарственных препаратов. Лекарства следует хранить в местах, не доступных детям. Неправильное хранение и небрежное обращение с лекарствами могут повлечь тяжелые последствия и несчастные случаи!
Лекция: «Применение некоторых веществ в медицине» ( 1 час)
Применение неорганических веществ в медицине:
гидрокарбоната натрия (питьевая сода), ксенона, радона. борной кислоты, тетрабората натрия, бромида калия и бромида натрия, иодида калия, иодида натрия, карбоната кальция, мышьяка, нитрата серебра и т.д.
Решение расчётных задач: «Лекарственные препараты». ( 2 час)
Выполнение тестовых заданий: «Лекарства и организм человека»
( 1 час)
Практические работы: ( 3 часа)
а) «Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот».
б) «Изучение свойств антипирина и амидопирина».
в) «Частные реакции на некоторые алкалоиды»
Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных». ( 2 часа)
Учащиеся должны знать:
- лекарственные препараты;
- лекарственные формы;
- хранение лекарств;
- применение неорганических веществ в медицине;
- влияние лекарств на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи с применением лекарственных препаратов;
- проводить гидролиз лекарственных веществ;
- проводить частные реакции на алкалоиды;
- составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза различных лекарственных препаратов.
Блок II. Макромолекулы жизни (13 часов).
Цели: изучение свойств, состава, строения белков, углеводов, жиров.
Задачи:
- изучить свойства, состав, строение белков, углеводов, жиров;
- научить решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
- изучить качественные реакции на белки;
- научить пользоваться химическим оборудованием, проводить химические эксперименты.
Лекция: «Биополимеры». (вводная лекция) ( 1 час)
Строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза.
Лекция: «Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Полисахариды». ( 1 час)
Строение молекулы глюкозы, физические и химические свойства глюкозы.
Получение глюкозы. Дисахариды – сахароза, лактоза, мальтоза. Строение молекул, физические и химические свойства, получение и применение.
Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген, строение молекул, физические и химические свойства, получение и применение полисахаридов.
Лекция: «Аминокислоты и белки» ( 1 час)
Строение молекул аминокислот, физические и химические свойства аминокислот. Получение и применение аминокислот. Аминокислоты - мономеры белков. Строение белковой молекулы. Свойства, применение, получение белков. Биологическое значение белков.
Лекция: «Нуклеиновые кислоты» ( 1 час)
Строение молекул ДНК и РНК и их биологическая роль в клетке.
Лекция: « Жиры» ( 1 час)
Строение молекул твердых и жидких жиров. Свойства жиров, их применение и получение.
Решение расчётных задач: «Макромолекулы жизни». ( 2 часа)
Выполнение упражнений: «Свойства белков и углеводов». ( 1 час)
Выполнение тестовые задания: «Биополимеры». ( 1 час)
Практические работы: ( 2 час)
а) «Свойства белка. Качественные цветные реакции на белки».
б) «Обнаружение белка в мясном бульоне».
Синтезы мономеров и макромолекул биополимеров. ( 2 часа)
Учащиеся должны знать:
- строение молекул жиров, белков, углеводов;
- химические и физические свойства биополимеров;
- получение и применение белков, жиров, углеводов.
Учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи по теме «Макромолекулы жизни»;
- проводить цветные реакции на белки;
- составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе синтеза мономеров и биополимеров.
Блок III. Вещества и здоровье человека. ( 9ч.)
Цель: познакомить учащихся с влиянием неорганических веществ и тяжелых металлов на организм человека.
Задачи:
- изучить влияние неорганических веществ на организм человека;
- изучить влияние тяжелых металлов на организм человека;
- научить решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»;
- научить пользоваться химическим оборудованием, проводить химические эксперименты.
Лекция: «Влияние неорганических веществ на организм человека». (1час)
Фтор. Бром. Озон. Нашатырный спирт. Хлорид аммония. Нитрат серебра. Оксид азота (I). Активированный уголь. Углекислого газа СО2 Гидрокарбонат натрия. Полисилоксаны. Ионы натрия и калия. Хлорид калия КСI . Соли лития. Хлорид кальция . Сульфат магния МgSO4. Марганец. Перманганат калия КМпО4. Сульфат цинка ZnSO4. Оксид цинка ZnO.
Лекция: «Влияние тяжелых металлов на организм человека». (1час)
Патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека. (Свинец Хром. Кадмий. Таллий. Никель. Ванадий. Кобальт. Ртуть. Медь. Серебро.)
Решение расчётных задач: «Вещества и здоровье человека» (2часа)
Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества и здоровье человека» (1час)
Выполнение тестовых заданий: «Вещества организма человека». (1час)
Практические работы: (2 час)
а) «Анализ молока».
б) «Определение веществ, дающих цветные реакции при метаболических нарушениях».
Учащиеся должны знать:
- влияние неорганических веществ на организм человека ;
- влияние тяжелых металлов на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи по теме «Вещества и здоровье человека»;
- определять рН в приготовленных пробах воды;
- проводить анализ молока
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего ча-сов | Из них | |||||||
лек-ции | расчёт-ные задачи | экспери-менталь-ные задачи | выполне-ние упражне-ний | тес-ты | практи-ческие работы | син-тезы орг. в-в | Общественный смотр | |||
1 | Лекарственные препараты | 12 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | |||
2 | Макромоле-кулы жизни | 13 | 5 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
3 | Вещества и здоровье человека | 8 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||
4 | Повторение | 2 | 2 | |||||||
Итого: | 35 | 11 | 6 | 1 | 1 | 3 | 7 | 4 | 2 |
Требование к уровню подготовки обучающихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают знания:
- эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы, самолечение, хранение лекарств в домашних условиях. Применение некоторых веществ в медицине.
- строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке. Моносахарид – глюкоза. Дисахариды. Крахмал и клетчатка. Рибоза и дезоксирибоза.
- патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека, значение неорганических веществ и их соединений на живую клетку.
- основные признаки химических явлений и подтверждать их примерами;
- химический синтез лекарственных веществ.
- токсические эффекты препаратов.
- способы применения лекарственных препаратов.
- значение и классификация биологически активных веществ, их действие на организм человека (витаминов, ферментов, гормонов, лекарственных препаратов);
- жидкие лекарственные формы – растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.
- мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри.
- твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, влияние неорганических веществ на организм человека;
- влияние металлов на организм человека;
- синтез биологических полимеров
- ДНК, РНК
- белки, строение, свойства
- биологическая роль белков.
- углеводы. Классификация. Строение.
- моносахариды
- дисахариды
- полисахариды
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
- пользоваться химическим оборудованием, химической посудой, техническими средствами;
- готовить растворы, проводить фильтрование, выпаривание;
- решать задачи на вывод формул;
- проводить расчёты массовой доли вещества в растворе;
- составлять уравнения химической реакции;
- составлять схемы строения атомов и ионов химических элементов;
- решать химические задачи на определение содержания биологически активных веществ в организме человека;
- проводить качественный анализ неорганических соединений;
- определять витамин А в подсолнечном масле, витамин С в яблочном соке, витамин D в рыбьем жире;
- проводить опыты действия ферментов на вещества (амилазы слюны на крахмал, каталазы на пероксид водорода).
- определять вещества, дающие цветные реакции, при метаболических нарушениях в организме
- осаждать белки молока солями тяжёлых металлов.
- определять глюкозу в моче.
Литература для учителя.
1.Верховский В.Н., Смирнов А.Д., Техника химического эксперимента. – М.:Просвещение, 1975. Т. 1.2.
2.Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии. – М.:Просвещение, 1985.
3.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990. №3. С. 40-41.
4.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987.
5.Пенев А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе. 1976. №2. С 79-82.
6.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.: Просвещение, 1970.
7.Сурин Ю.В. Проблемные опыты при изучении свойств соединений железа. // Химия в школе. 1993. №6. С. 1-7.
8.Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при углубленном изучении химии. // Химия в школе. 1994. №2. С 61-62.
9.Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации. // Химия в школе. 1977. №3 С. 51-59.
10.Сурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный эксперимент при изучении свойств ионов. // Химия в школе. 1985. №6. С. 54-55.
Литература для учащихся
1.Ключников Н.Г. Опыты для внеклассных занятий // Химия в школе. 1990. №3. С. 40-41.
2.Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987..
3.Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М.: Просвещение, 1970.
4. Габриелян ОС, Маскаев ФН Витамины, ферменты, гормоны, лекарства.
5. П.Ф. Буцкус Книга для чтения по органической химии.
6. А. Гридчин. Власть над веществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Программа элективного курса "Химия и медицина"
Программа «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятия...
Программа элективного курса "Химия и медицина"
Программа элективного курса для учащихся профильного 10 класса...
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...
Рабочая программа "Химия и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина" 9 класс ранней профилизации медицинской направленности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...