Внеурочное занятие_Медицина и физика
методическая разработка по физике (7 класс)
Внеурочное занятие_Медицина и физика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_meditsina_i_fizika.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Физика и медицина»
Цель занятия: изучить медицинские приборы, работающие на атмосферном давлении.
Задачи:
Образовательные: 1) изучить принцип действия шприца;
2) изучить принцип действия пипетки;
3) изучить принцип действия резиновой груши;
4) изучить принцип действия медицинских банок;
5) изучить принцип действия капельницы;
6) научить измерять артериальное давление с помощью тонометра.
Развивающие:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать, обобщать результаты эксперимента;
- развивать навыки работы практической и умственной в нестандартных ситуациях.
Воспитательные: 1) расширение жизненного опыта учащихся;
2) показать связь с другими сферами науки;
3) развитие трудовых и коммуникативных навыков учащихся.
Тип занятия: строится на деятельностной основе.
Формы работы: наблюдение, сравнение, анализ, беседа, рассказ, лабораторные опыты.
Методы работы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, проблем-
ный.
Учащиеся должны знать: принцип действия атмосферного давления.
Учащиеся должны иметь представление: о том, что движение воздуха совершается из области высокого давления в область низкого давления.
Место занятия в теме: занятие проводится в рамках темы «Атмосферное давление».
1) Урок по плану «Вес воздуха. Атмосферное давление»
2) Урок по плану «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».
3) Внеурочное занятие «Действие атмосферного давления»
4) Урок по плану «Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных широтах»
5) Урок по плану «Манометр»
6) Внеурочное занятие «Физика и медицина»
Оборудование: пипетки, шприцы без иголок, груши резиновые, капельница, штатив, тонометр, банки медицинские (или баночки от детского питания), пленка целофанновая, стаканы с водой, вата, спирт, спички.
№ | Этапы занятия | Деятельность | |
Учителя | Учащихся | ||
1. | Организационный момент (2 мин) | - учитель настраивает ребят на работу; - еще раз проверяет подготовленность рабочих мест учеников, а также свое место | - ученики докладывают о своей готовности учителю; - настраиваются на продуктивную работу |
2. | Актуализация знаний (3 мин) | - учитель проводит опрос основных моментов темы | - ученики отвечают на вопросы учителя; - ученики задают вопросы учителю, связанные с непониманием определенных моментов темы |
3. | Основная часть занятия (30 мин) | - ребята, в течении последних уроков мы с вами проходили тему, связанную с атмосферным давлением. Мы познакомились с принципом его действия, изучили приборы, с помощью которых можно измерить атмосферное давление, рассмотрели зависимость атмосферного давления от высоты, на опытах увидели, как работает атмосферное давление, а сегодня я вам предлагаю рассмотреть действие атмосферного давления в простых медицинских приборах, которые вам известны еще с детства. - итак, начнем вот с этого прибора (показывает тонометр). Для чего он служит? - правильно. Этим прибором – тонометром – мы замеряем артериальное давление человека. А с чем связано наше давление? Конечно, с давлением атмосферы. Существуют два основных вида заболеваний, связанных с давлением: гипертония и гипотония. Иначе говоря, повышенное давление и пониженное давление. Сейчас мы с вами попробуем замерить давление всех ребят класса (учитель замеряет давление учеников всего класса). А теперь сравним давление каждого ученика с нормальным давлением человека: 120*70 мм.рт.ст. Поднимите руку у кого такое давление. А теперь поднимите у кого цифры выше нормы. А теперь те, у кого ниже нормы. Так вот, если выше, то это гипертония, а ниже – гипотония. Но хочется сказать, что у детей давление всегда чуть ниже нормы. Оно с возрастом меняется. Уже в подростковом возрасте ваше давление станет приближаться к норме. Гипертония - тяжелое заболевание. Когда давление повышается, сосуды могут не выдержать такого давления и могут лопнуть, а это приводит даже к смертельному исходу. Чтобы понять это, надо представить себе трубу, по которой течет большой и сильный поток воды. При гипертонии обязательно надо обращаться к врачу. Только врач может назначить определенное лечение. Кроме этого, каждый день надо измерять артериальное давление. Гипотония – это пониженное артериальное давление. Чтобы повысить давление пьют либо крепкий чай, либо кофе. Пониженное давление тоже опасно. Ведь если по сосудам течет малое количество крови, то сердце и мозг не дополучают кислород, а значит, может наступить остановка сердца. - теперь давайте рассмотрим принцип действия шприца, который известен каждому человеку с детства. Вспомните знаменитые слова: «Я уколов не боюсь, если надо уколюсь» Поднимите руки, кто боится уколов? Ну, а теперь возьмите в руки шприц. Давайте рассмотрим его устройство - а теперь попробуйте налить воду в шприц из стакана. Как у вас это получилось? Почему вода заливается в шприц? - правильно. А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие, где вставляется игла, потянуть поршень назад и отпустить его (палец не отпускайте). Что вы наблюдали? - перед вами на столах лежат пипетки. Возьмите в руки ее и попробуйте набрать воды. Как это нужно сделать? - теперь возьмите резиновые груши и скажите мне, как она работает? - медицинские банки. Это полезное изобретение очень широко применяется в медицине и дает хороший медицинский эффект. Принцип действия. Сжигая весь воздух в банке с помощью ватки, смоченной в спирте, мы создаем пустое пространство. Банка резко ставится на кожу человека. Под действием атмосферного давления кожа устремляется в это пустое пространство. В это время лопаются все мелкие сосуды, находящиеся под поверхностью кожи. Это и дает тот медицинский эффект, о котором я сказала вначале. А теперь давайте попробуем сами. У всех у вас на столах баночки и клеенки. Я подойду к каждой парте и нагрею баночки. Вы же резким движением поставите их на клеенки и пронаблюдаете за происходившим - у меня на штативе подвешена капельница, которая называется так из-за того, что лекарство попадает в вену человека капельками. И это тоже происходит под действием атмосферного давления. Но здесь еще нужно сказать, что капельница – это сообщающийся сосуд. И здесь играет роль также разница давлений между сосудами | - для определения давления человека - с давлением атмосферы на нас - слушают внимательно учителя; - принимают участие в беседе и активно участвуют в обсуждении - ученики берут в руки шприцы, изучают его строение, делают выводы, что шприц состоит из поршня и цилиндра - под действием атмосферного давления вода, находящаяся в стакане устремляется в шприц, толкая поршень вверх. - поршень резко вошел в цилиндр за счет атмосферного давления. Произошло это быстро, потому что пальцем руки мы перекрыли доступ воздуху, и внутри цилиндра как бы образовалось безвоздушное пространство, поэтому атмосферное давление резко заставило поршень двигаться по цилиндру вверх. - чтобы лекарство попало в пипетку, сначала из нее выкачивают весь воздух, нажимая на резиновую часть пипетки, а потом уже опускают пипетку в лекарство (не разжимая резиновой части). Как только отпускаем резину, лекарство под действием атмосферного давления устремляется вверх по стеклянной трубочке пипетки - нажимая на резиновую грушу, мы частично освобождаем ее от воздуха. Опуская ее в воду и разжимая пальцы, вода устремляется в грушу, заполняя ее тоже частично, то есть вода устремляется в сторону меньшего давления - ученики наблюдают за тем, как пленка втягивается в банку - наблюдают и слушают учителя |
4. | Рефлексия (5 мин) | - итак, мы сегодня совершили путешествие в мир медицины и убедились, что без физики оказывается нельзя провести ни одну процедуру, необходимую для выздоровления человека. Понравилось ли вам? А теперь я вам предлагаю по желанию научиться измерять артериальное давление | - ученики говорят о своих впечатлениях о занятии, о своем настроении - все желающие подходят к учителю и учатся измерять артериальное давление у своих одноклассников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность учащихся по физике
обмен опытом работы учителя физики по повышению познавательного интереса к предмету...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики".
Сценарий внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики" для учащихся 9 класса....
Формирование у учащихся УУД в процессе урочной и внеурочной экспериментальной деятельности по физике в условиях внедрения ФГОС.
Современному информационному обществу требуется деятельный, активный человек, который может пополнять свои знания в течение всей жизни, находить нужную информацию и пользоваться ею. Роль педагогов в с...
Программа курса внеурочной деятельности«Сложный мир физики» ( для учащихся 9 классов)
Данный курс внеурочной деятельности предназначен для подготовки к основной государственной аттестации учащихся по физике (ОГЭ) в новой форме. Основной задачей итогового контроля является проверк...
Внеурочная деятельность "Избранные вопросы физики"
Программа кружка «Избранные вопросы физики» для 11 класса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу физики для подготовки к сдаче единого государственного экзамена...
Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс "Физика в задачах"
Физика 9 класс...