Технологическая карта урока в 5 классе "Водоросли" ФГОС. УМК Пасечник В.В. и др.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Ирина Ивановна Щипцова

Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней водорослей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tex_karta_5_kl_vodorosli.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Щипцова И.И. учитель биологии МБОУ Алгасовской СОШ Моршанского района

Урок   5 класс

Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней водорослей.

Предметные результаты:

1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений.

2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли, таллом, хроматофор.

Метапредметные и личностные результаты:

     Коммуникативные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Познавательные УУД:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

- Формировать умение вести  диалог;

-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Основные понятия: таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор.

Средства обучения: учебник, компьютерная презентация, компьютер, проектор, тетрадь.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Актуализация

субъективного опыта

Цель: включение в учебную деятельность

Организационный момент, вступительное слово учителя.

Создание эмоционального настроя.

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Обобщение ранее изученной информации

Включаются  в урок во взаимодействии с учителем

Сотрудничество с учителем

Формулируют тему урока и записывают ее в тетради

Сопоставление известного с тем, что еще не известно

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1.Предлагает рассмотреть ситуации: 1)«Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране)

2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино»  «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….»

(фото на экране)

Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: Что объединяет эти фото?

Какова причина «цветения воды»?

Бурая тина в пруду, что это?

2. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: «Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока

Прослушивают и анализируют предложенные ситуации

Формулируют цели урока

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположение и их обоснование

Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися

Осуществление совместной познавательной деятельности

Преобразую информацию. Определяют тему урока

Умение преобразовать информацию

3. Основной этап (решение учебной задачи)

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации

Организует работу в группах  с использованием рабочих листов

Формируют группу, получают рабочие листы и консультации по выполнению заданий, направленных на  изучение темы «Водоросли»

Определение понятий: низшие растения (слоевище или таллом)

Работа и консультации в группах

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с  учителем

Проводят самооценку своим действиям

Выполнять задания с выделением существенных характеристик объекта

4. Первичная проверка понимания

Цель: усвоение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять.

Релаксация.

Консультирует работу учащихся. Демонстрирует презентацию

Каждая группа представляет результаты своей работы

Сравнивают результаты своей работы

Работа и консультация в группах

Сотрудничество с учителем

Проводят самооценку своим действиям, Учатся представлять информацию о работе группы

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям

5. Первичное закрепление

Цель: умение обобщать полученные знания и преобразовывать информацию из текстовой в практическую

Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение зеленых водорослей»

Выполняют лабораторную работу

Применяют полученные знания о водорослях при выполнении лабораторной работы

Индивидуальная работа

Осуществление совместной познавательной деятельности

Проводят самооценку своим действиям

Используют полученные знания для ответа на вопросы лабораторной работы

6. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов соей учебной деятельности

Домашнее

задание

Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?

Параграф 14

Сообщения «Интересные факты и многообразие водорослей» или

«Практическое значение водорослей»

Отвечают на вопросы учителя

Определяют степень овладения новыми знаниями

Диалог с учителем и обучающимися

Задают вопросы, которые вызвали затруднение

Выставляют оценки в рабочие листы

Дают общую оценку работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС. УМК В.В. Пасечник

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС....

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

технологическая карта урока "Папоротникообразные" 5 класс (учебник Пасечник В.В.)

Самое трудное в работе учителя - бумажная работа. ФГОС требует составления технологической карты к каждому уроку. Вот еще одна в копилку учителю биологии....

технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)

к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".

Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...